В Турцию за счастьем

В мае Турция готова подарить яхтсмену хорошую погоду, умеренный ветер и тишину, потому что основная масса яхтсменов появится здесь не раньше чем через месяц. А еще здесь можно предложить спутнице руку и сердце…












Текст Алексея Толстова

Гонщики разъезжались по домам, а для нас начиналась вторая часть марлезонского балета. Потому что такая у нас была идея: сначала принять участие в фан-регате, а затем отправиться в путешествие в Бодрум.

«У нас» – это у меня и Олега, моего питерского товарища. Еще зимой мы задумались: а не устроить ли нам на пару этакий круиз-гонялки? Ничего экстремального, разумеется, потому что экипажи будут «необстрелянные», но чтобы лодки-монотипы и чтобы одна марина, где будет и старт, и финиш. План был по-всякому хорош, тем более что у меня были и кое-какие сугубо личные соображения, как превратить это плавание в незабываемое. Но об этом позже…

Обговорив все детали, согласовав дни и сроки, мы с Олегом взяли в чартер две лодки Beneteau Oceanis 40 выпуска 2011 года. Да, соглашусь, не самые спортивные «снаряды», зато комфортные, короче, именно то, что требуется. Мою лодку звали Desiree (или «Дизирочка», как ласково называло нас судейское судно), лодку Олега звали Nar (по-турецки – «гранат»). И чтобы больше к этому не возвращаться, скажу, что с лодками нам повезло. Хорошие, крепкие, удобные, ну разве что паруса немного растянуты и такелаж Nar не выдержал проверки Олегом. Но это, право же, детали, все главное удалось.

Регата закончилась (увы, не нашей победой), и мы с Олегом начали готовить яхты к «большому плаванию». Прикинули, когда должны появиться в марине путешественники, и на этот день назначили отход. Увы, все пошло наперекосяк. Экипажи приехали позже, чем ожидалось, и вместо начала круиза пришлось выйти на краткую «пробежку» по заливу Хисороню. Оказалось, что так оно и к лучшему: к вечеру раздуло и невинные покатушки превратились в веселый экстрим. Ветер до 18 узлов, крен 45 градусов, палуба в воде, 3 брочинга – все это взбодрило даже тех, кто устал с дороги. В сумерках мы вернулись в марину, предвкушая завтрашний старт.

День 1

Marti MarinaSailors Paradise

Хотели выйти утром – и еле управились со стартом до обеда. Уже хорошо.

Я много рассказывал друзьям о замечательном месте Sailors Paradise, где бывал дважды и где хотел побывать снова. Туда мы и направились. И никто не пожалел!

В тихой бухте с маленьким деревянным причалом могут встать несколько лодок. Семья, живущая в доме, одна из террас которого стала рестораном, принимает немногочисленных гостей. Душ и электричество от дизель-генератора – вот и все удобства. Вокруг пальмы и оливковые деревья, рядом огород и пастбище, которым является горный амфитеатр, отделяющий это место от всего мира.

Sailors Paradise не зря носит свое название. Обе команды в восторге от увиденного и с удовольствием садятся обедать. После обеда – всем купаться! Порасслаблявшись часок и прикинув по карте, сколько идти до Дачи, мы отправляемся в путь.

Sailors ParadiseDatcha

Тут-то я и прокололся. А не надо было нарушить правила «хорошей морской практики». Все просто: нырнул на полторы секундочки в каюту, положившись на автопилот, а вынырнул через полторы минуты. Глядь, а в 15 градусах по правому борту, метрах в 80, SunSail’овский 40-футовик под всеми парусами. А у нас дизель 6 узлов накручивает. Прыжок к штурвалу – тот как каменный. Автопилот, так его растак! Паша, кнопку! Штурвал на левый борт. Но скорость слишком велика… Сближаемся, кажется, неумолимо, и все же успеваем ускользнуть от удара. Пройдя у коллег по чартеру по носу, мы рассыпаемся в извинениях. Хорошо, что люди оказались интеллигентными, и потому в ответ получаем сдержанные улыбки и пожелания быть внимательнее. М-да… Будем!

Читайте также  Италия. Магия моментов

Тем временем в заливе мало-помалу раздувало и в конце концов раздуло до 16 узлов. Отдельным нестойким личностям из команды резко похужело, однако проверенное средство в виде дольки лимона приободрило страдальцев. Но в усилении ветра был и несомненный плюс, а именно возможность идти бейдевиндом с редкими контргалсами прямо к цели. Кстати, интересно, построили в Дачии марину или нет? И что там насчет мурингов?

Домчали засветло. Ошвартовались прямо у городской набережной, всего-то 15 евро и есть вода и электричество. Короче, все много лучше, чем могло бы быть и чем было в прошлое мое посещение. А городок все тот же, не меняется, да и трудно это с двумя-то центральными улицами и почти полным отсутствием улочек не центральных.

Погуляв по городу (девочки наши принарядились, все же в город приехали, чай, не деревня, не ферма, пусть даже она и Paradise), посидев в ресторанчике на берегу, в пяти метрах от воды, вернулись на яхту. А там – «соседка» с российским флагом под краспицей. Ясно дело, познакомились, пообщались. Оказалось, капитан Юра живет на лодке в Турции, а команда его с Байкала, приехали ребята покататься и порыбачить. Ну, хвоста им и чешуи!

День 2

DatchaPalamut

Утро. Только собрались направить стопы наши, то есть проложить курс на остров Книдос, как обнаружилась неисправность якорной лебедки на Nar. Пытались справиться своими силами, но в итоге пришлось вызывать местного электрика. Тот приезжает через полчаса и час ковыряется с железками. Но сделал все же, заработала лебедочка. К слову, кто-то скажет – неприятность, а кто-то – опыт! В следующий раз, коли случится такое, точно сами и разберемся, и справимся.

Стоило лебедке заработать, тут же, как по сигналу, хлынул проливной дождь. С набережной как ветром сдуло всех, в том числе швартовщика-кассира.

Сквозь тугие струи воды к набережной продралась 45-футовая лодка с пожилой английской парой. Пока помогали швартоваться, вымокли так, что куда уж там сразу в море – просохнуть бы. Так и получилось, что отчалили мы сильно после обеда, решив: а пойдем-ка мы в Паламут, ну не хочется плутать в темноте среди подводных скал Книдоса, совсем не хочется. Вот вам преимущества единого мнения и вольного обращения со временем и маршрутом. Мы сами себе хозяева: все, идем в Паламут!

Дошли без приключений. Вечер закончился вином, фруктами и бурным обсуждением риторических вопросов.

День 3

PalamutKnidos

И снова мы протянули со стартом. Завтрак, душ и Интернет – все это, знаете ли, отвлекает от главного. Да и лебедка на яхте Олега опять вздумала капризничать, но мы ее урезонили и приструнили. Застучала, родимая. Я же говорю: вот что опыт с дилетантами делает!

Читайте также  Ледяная земля Гренландия

В море мы поймали спокойный ветер и галсами пошли на Книдос. На этом острове находятся развалины древнегреческого города, и эти замечательные развалины мы собирались посетить.

Подход к пирсам Книдоса не то чтобы сложный, но неприятный: узкий и между двумя подводными скалами. От греха подальше мы спустили паруса и пошли под моторами. Все дружно вглядывались в воду, опять же к от греха… И опасения наши были небезосновательны: всего двумя днями ранее, оставляя веху с левого борта, на карте мы видели ее с правого. Вот вам и GPS!

Скалы мы прошли благополучно и ошвартовались лагом к пирсу. Олег приткнулся бортом к нам: ему места у пирса не нашлось.

Закат застал нас за осмотром руин. Свисток охранника напомнил увлекшимся фотосессией, что со скал лучше спускать при свете дня, а не в кромешной темноте. И мы не стали испытывать судьбу – спустились без травм и помех.

За вечерней трапезой появилось общее решение: когда-когда, а завтра точно выйдем пораньше, все-таки до Бодрума 40 миль, это кому-то мало, а нам – достаточно.

День 4

KnidosBodrum

Покинув гостеприимный Книдос, мы галфвиндом пошли на север, в Бодрум. При подходе к греческому острову Кос ветер скис с 12 до 5 узлов, и так нас это огорчило, что мы даже включили мотор. Через 5 миль, выйдя из тени Коса, мы снова подняли паруса. Через час ветер в порывах достигал 20 узлов. Пришлось перейти на спортивный режим – со шкотовыми наизготовку и стремлением выжать максимальную скорость. Выжали 9,2 узла. Очень прилично, и при этом, что характерно, лодка отлично управлялась.

Через три часа мы уже запрашивали марину Бодрума о наличии мест и инструкции по швартовке. Нас спросили, бронировали ли мы место, мы честно сказали: «Нет», – и продолжали уверенно идти вперед. Наша самонадеянность, очевидно, поставила турок в тупик, поскольку они и не вздумали нам препятствовать. Нет, вполне вежливо нам указали место в центре марины, и мы этой вежливостью воспользовались. А тут и Nar встал рядом.

Марина в центре города – это удобно, но не дешево, по 85 евро с лодки. Но меня занимало не это. Мне нужно было купить кольцо, очень нужно, и я пустился на поиски. Десяток магазинов, сотня вариантов, и кольцо у меня в кармане! Теперь скорее обратно в марину. Через полчаса там будет торжественное заседание по поводу кульминации нашего путешествия – хотели в Бодрум? вот он! – а у меня еще и сюрприз наготове.

С сюрпризом пришлось погодить, как и с торжественным обедом. Потому что наша компания пополнилась Александром, капитаном из Петербурга. Столкнулись на причале. «Ребята, говорите по-русски?» – «Ну конечно!» И понеслось слово за словом… Через 15 минут мы уже были на 72-футовом Fair Line на экскурсии. Да, немногие из нас бывали в таких интерьерах. Тут тебе и джакузи, и флай-бридж, и водный мотоцикл, и потрясающая акустическая система, и огромный телевизор, и множество других лакшери-штучек. А так как данная яхта была продана и через несколько дней переходила в руки к новому владельцу, то нам предложили в рамках генеральной уборки реквизировать содержимое холодильника (очень большого!), каяк, набор для фондю и прочие необязательные на яхтах, но такие приятные вещи. Мы не стали отнекиваться и упрямиться – все взяли. Ну, коли дают…

Читайте также  Марины Кипра

Затем мы отправились в ресторан «Танго». И там… Там я достал кольцо и, к удивлению избранницы и восторгу окружающих, сделал предложение своей любимой. Ира со скромным достоинством ответила согласием. Народ ошалел.

Праздновали до упаду.

День 5

BodrumDirsek

И снова мы вышли в море только ближе к обеду. Но тут уж чего уж…

Ветер против вчерашнего совсем стих, так что пришлось идти под мотором. А вскоре на горизонте появилась Она!

Невероятного изящества судно – две мачты, женственные обводы, 56 метров длины – грациозно скользило в сторону Бодрума. Да, это была Она, та самая Regina, что снималась в Skyfall – последнем фильме «бондианы». И больше ничего примечательного в этот день не случилось – что-то было, конечно, но сравнение не выдержало.

Мы прошли между греческими островами Сими и Нимос и направились в Дирсек.

День 6

DirsekMartyMarina

В этот день на переходе в родную марину мы стали свидетелями соревнований, проводившихся местной детской парусной школой. На дистанции были с полусотни лодок, столько же двигались к стартовой линии. Стало даже завидно: да будет ли у нас, в родных пенатах, что-то подобное? Мнения разделились, и не могу сказать, что оптимисты оказались в большинстве.

В марине мы сдали лодки, после чего на пару с Олегом стали резюмировать. Итак, гонка между нами, будем честными, не получилась, зато путешествие вышло отменным. Яхты не подвели (в общем и целом), с погодой повезло (пара дождиков не в счет), пейзажи радовали, местные жители удивляли дружелюбием, экипаж здоров и доволен. Ну что еще нужно от такого вояжа?

Обо мне и говорить нечего. Я доволен больше всех, потому что больше всех получил. Ира в этом со мной полностью согласна.

Опубликовано в Yacht Russia №12 (59), 2013 г.

Точки на карте

Sailors Paradise
Укромная бухта с небольшим причалом на несколько лодок. Здесь всегда царит тишина. Семейная пара, которая живет в этом месте, всегда рада гостям-яхтсменам. В единственном и, разумеется, семейном ресторане отличное меню.

Дачия
Швартоваться можно прямо у городской набережной, где есть колонки с водой и электричеством. Цены приемлемые. Город небольшой и тихий, все рестораны и иные развлечения сосредоточены на двух центральных улицах.

Книдос
Гостеприимство жителей этого острова контрастирует с обилием подводных камней у его берегов, поэтому подходить к пирсу лучше днем. Наградой за удачную швартовку станет посещение развалин древнегреческого города.

Дирсек
Уединение этой бухты обеспечивается тем, что дорог на берегу нет как таковых. Сообщение только морем. Тут всегда царит тишина, если только на одной из бросивших здесь якорь яхт, не включат слишком громкую музыку.