TION: По пути Хейердала

Пятеро сибиряков прошли на надувном парусном катамаране от Перу до острова Пасхи











Текст Ксении Палевич

Все мы родом из детства, и самые наши заветные мечты, они тоже оттуда – из детства, из читанных-перечитанных книжек. Любимых и по определению Владимира Высоцкого – «нужных», – тех, что делают из мальчишки мужчину.

Такими книжками были для Юрия Трубицина и его товарищей книги Тура Хейердала о плавании на «Кон-Тики» и «Ра», а еще «Аку-Аку», в которой знаменитый норвежец рассказывал о своих экспедициях на остров Пасхи.

Прошло много-много лет, Юрий Трубицин стал физиком, предпринимателем, основателем и совладельцем фирмы «Тион». Тогда-то и пришло время вернуться к детской мечте. Куда? На остров Пасхи! На чем? Нет, не на яхте, ею себя не испытаешь, на них все ходят, нужно что-то небольшое, близкое к воде… Это будет символично: ведь и фирме «Тион» приходится конкурировать с гигантами: доказывая, что не размер имеет значение, а вдумчивый подход и максимальное использование сил и возможностей. Надувной катамаран?

«Тион», такое совершенно оправданное название получил катамаран, был сконструирован и построен Анатолием Куликом, одним из самых именитых российских путешественников. И он же, Кулик, согласился возглавить экспедицию на остров Пасхи, тем более что это полностью отвечало и его планам.

Дело было за экипажем…

Вспоминает Антон Жучков: «Мне позвонил Дима. Рассказал, что задумано. Мне это показалось опасным, и это было хорошо, потому что некоторые монеты собирают, а я –опасные приключения. К тому же, я ведь ребенком грезил морем и кораблями…».
Вспоминает Алексей Кусков: «Началось все с короткого диалога с Димой Трубициным. «А поплыли через Тихий океан», – предложил он. «Когда?» – «Через три месяца». У меня не возникло вопроса «а зачем?», я сказал: «А пошли».

Таким же был ответ Антона Латкина: «Готов».

Они прилетели в Перу и несколько дней маялись в ожидании, когда прибудет катамаран. Хотя что значит «маялись»? А джунгли? А развалины Мачу-Пикчу? А племена, где мальчишки играют с ленивцами вместо пластиковых роботов, а девочки вместо кукол – с новорожденными обезьянками? Короче, было на что «убить время».

И все же катамаран доставили, «выкупили» его у таможни, собрали на территории местного яхт-клуба, чей президент пообещал поспособствовать тому, чтобы стартовал «Тион» с того самого места, откуда ушел в море легендарный «Кон-Тики».

Читайте также  Светлая сторона Белого моря

Отход был назначен на 17 февраля 2015 года. Провожать их собралось много народа: и.о. посла Российской Федерации в Перу Владимир Белинский, сотрудники муниципалитета Кальяо, представители СМИ и даже местный православный священник. Ну, и с Божьей помощью…

Капитан, да, все как в песне: «Капитан был опытный, им все моря проплаваны». Про остальных членов этого сказать было нельзя в связи с отсутствием у них парусного опыта как такового, вот и досталось им по полной программе в бурных водах течения Гумбольдта. Всех накрыла морская болезнь. Кого-то – слегка, будто в маршрутке книжку читаешь, и тебя мутить начинает, а кого-то – наполовину, когда «дань океану» пару раз в день отдаешь, а кого-то – так всерьез, что хоть топись или прыгай за борт и саженками назад, к берегу. Но что интересно, на пятый день все адаптировались, и наконец-то пришло время получать от плавания удовольствие. До этого похвастаться этим мог бы только капитан Кулик, если бы….

Вспоминает Анатолий Кулик: «В первую же свою вахту Антон Жучков неудачно развернул судно. Парус перекинулся, и мне дало гиком по голове. На какое-то время я потерял сознание. Мои попутчики решили, что мы будем возвращаться обратно, но я пришел в себя, и мы отправились дальше».

Большую часть пути дул попутный сильный ветер, и они отсчитывали по 120 миль в сутки. Когда до Пасхи оставалось миль 500, ветер уступил штилю. Это было серьезным испытанием: жара +40, испепеляющее солнце – и полная неподвижность. Так продолжалось 4 дня. И невольно закрадывалась пакостная мыслишка: а что они будут есть, если штиль продлится, скажем, еще неделю?

К этому времени, фрукты-овощи были либо съедены, либо испортились, пришлось перейти на крупы и консервы. Причем капитан Кулик показал себя еще и великолепным коком: ах, какие супы он варил вечерами! А вот рыба ловилась плохо. Хотя, поймали однажды тунца, вкусный оказался. В другой раз клюнуло, кэп подсек, стал вытаскивать, только голова из воды показалась, как – цап! – акула отхватывает половину их (!) рыбины. Еще с рыбалкой было плохо… из-за птиц. Они там голодные, хватают блесны только так.. Птиц было жалко, и удочки приходилось сворачивать… Кстати, их там было много, птиц, больших и маленьких, как ласточки, и все это в тысяче километров от земли.

Читайте также  Изумрудное сердце Сардинии

…На пятый день легкий ветерок осторожно погладил парус и они поползли вперед. Вскоре ветер чуть набрал силы, и последние 4–5 дней шли с бодрым ветерком, уверенно проходя по 4 мили в час.

Давно исчезли дельфины, величественно продефилировало мимо стадо китов, появились какие-то новые виды птиц, явно из тех, что не улетают далеко от земли. Хотя что птицы, каждый день они любовались тем, как из воды выпрыгивают рыбы и летят метров 40, прежде чем снова скрыться в воде. Как-то ночью одна такая рыбешка умудрилась залететь в палатку – прямо в спальник Антона Жучкова. Скользкая, холодная, ну, парень и завопил благим матом…

И вот он, остров Пасхи. Та неторопливая океанская волна, которая спокойно поднимала и опускала катамаран, теперь, ударяясь о береговые скалы, с грохотом вздымалась на высоту пятиэтажного дома. Все, дошли.

Они пришли на остров ночью, так что как ни хотелось после 2000 миль и 18 дней в океане ступить на твердую землю, а пришлось ждать до утра на якоре. Таможенная служба острова работает строго с 9.00 до 18.00. Но утром документы были оформлены быстро и, главное, бесплатно.

Они вытащили катамаран на берег, разобрали его и оставили на хранение на складе при гостинице. Все – позади, жизнь без кондиционеров в 70 сантиметрах от поверхности океана, существование на палубе площадью 10 метров на 2, оладьи с кофе на завтрак, вечерний суп – и звездное небо над головой по ночам, когда кажется, сама вселенная смотрит на тебя.

С острова Пасхи они улетели в Сантьяго, чтобы оттуда, из Чили, через Мадрид и Москву вернуться в родной Новосибирск. А потом… В следующем году они достанут «Тион», вновь соберут его и возьмут курс на Таити. Есть и дальнейшие планы – дойти до Владивостока, до Камчатки. И это ничего, что это в стороне от маршрутов Тура Хейердала. Тут ведь главное – начать, за это норвежцу спасибо.

И кстати, вообще-то Хейердал хотел построить бальсовый плот и дойти на нем до острова Пасхи, но что-то у него не сложилось, так что в результате он арендовал обычное судно. А представляете, какая еще одна книжка могла бы получиться?

Читайте также  Голландия: оранжевое настроение

Анатолий КУЛИК, кандидат технических наук, путешественник:

"Я всегда хотел побывать на острове Пасхи. Вообще-то я планировал добраться до этого острова – самого уединенного в мире — еще во время прошлой экспедиции, нашего кругосветного плавания, но обстоятельства были категорически против, так что не сложилось. Но когда есть цель, то все реально. Тем более когда есть на чем плыть.
Для меня каждое новое путешествие — это еще один шаг вперед в деле совершенствования надувных парусных катамаранов. В своем новом катамаране я учел все, чему Океан научил меня до этого. Считаю, что это самое надежное из всех построенных мною судов, хотя Океан об этом не знает, для Него все наши суда – игрушки, а это просто новая. Как бы то ни было, самой серьезной поломкой стал расклеившийся камбузный ящик.
В целом плавание прошло удачно. Если же говорить о неожиданностях и уроках этого путешествия, то они тоже были. Прежде всего удивило, сколь сильна бюрократия в Перу, мы никак не могли получить наш катамаран в аэропорту Лимы, куда его доставили из Торонто. Сплошные проволочки. И столько бумаг!.. К тому же, это оказалось дороже, чем доставить его из Москвы, всего же расходы на путешествие составили около 40 тыс. долларов.
Конечно, важно не только на чем плыть, но и с кем. С ребятами мы отлично сработались. Тем же, кто мечтает о подобных путешествиях, хочу дать совет. Будьте готовы к лишениям. В море не будет никаких удобств: ни душа, ни туалета, питьевая вода строго нормирована. Если это вас не пугает, попробуйте свои силы… ну, хотя бы в ближайшей луже. Покорите сначала озеро, речку, водохранилище, и вот тогда начинайте думать об Океане. И все же лучше, если вы возьмете с собой  профессионального путешественника – из тех, что умеют обращаться с парусами, дружат с ножом и иголкой, у которых столько знаний опыта, что и на вас хватит. А в итоге… в итоге вы познакомитесь с Океаном, и Он поразит вас. Потому что Он большой и бесконечный, и живет своей жизнью. Это — тайна, прикоснуться к которой хотя бы чуть-чуть невозможно, живя в Москве, да и в любом крупном городе".