Cезон отпусков в разгаре, и перед любителями паруса встает множество вопросов: куда поехать, какую лодку выбрать, к какой чартерной компании обратиться? Мы даем ответы, советы и подсказки, которые помогут не ошибиться с выбором. Начнем с так называемого oneway-чартера – путешествий в один конец…
Текст Die Yacht
Идеальное сочетание
Свинниге – Мариехамн: неповторимое путешествие в мир северной природы, сочетающее в себе прелести Стокгольма и его окрестностей с уединенной тишиной Аландского архипелага.
На Балтийском море выбор oneway-маршрутов невелик. Немецкие фирмы в большинстве своем ограничиваются родным берегом, а скандинавские не так много зарабатывают на своих лодках, чтобы предлагать такие варианты.
К счастью, одна финская компания уже много лет обеспечивает всех желающих роскошным чартер-маршрутом, который берет свое начало у берегов Стокгольма и перед выходом в открытое море дает возможность сполна насладиться живописными видами Старого Города, музеем «Ваза» и радующейся летнему теплу и солнцу Швецией. А солнца в теплое время года здесь действительно немало – погода в окрестностях столицы летом отличается стабильностью благодаря постоянно высокому давлению.
Путь от Стокгольма к открытому морю усыпан шхерами – мелкими скалистыми островами, разделенными узкими проливами. На ближайших к столице шхерах расположены летние домики горожан, а острова побольше, такие как Сандхамн, Утё и Даларё, могут похвастаться уютными пристанями, они каждое лето привлекают любителей парусного спорта со всего Балтийского побережья. Стоит же отойти от Стокгольма миль на двадцать, и вокруг остается лишь необыкновенная в своей нежности и естественной мощи природа. При желании в этом районе можно остаться и на ночь – многочисленные бухты прекрасно защитят от ветра и волн.
Насладившись тихой красотой шведских шхер, можно двигаться дальше – к Аландским островам. Здесь практически в каждом порту есть сауна, так что жаловаться на холод не придется. Весь 150-мильный маршрут можно пройти за неделю, но мы бы рекомендовали выделить на путешествие 10–14 дней.
Информация о путешествии
Начало и конец маршрута: база чартерной компании Midnight Sun Sailing находится в марине Свинниге в 15 морских милях от Стокгольма, оставить же лодку можно в порту Мариехамна, столицы Аландских островов; до Стокгольма легче всего добраться на самолете, из Мариехамна можно на самолете или пароме вернуться в Стокгольм или отправиться в Турку.
Цены: за oneway придется доплатить 250 евро; доступен вариант 10-дневного чартера; лодки в зависимости от сезона стоят на 25–40% дороже, чем в немецких чартерных фирмах.
Стоит посетить: Старый Город Стокгольма, остров Гринда, якорную стоянку Сэк, остров Сандхамн, где проходит много регат, архипелаг Насса; в Финляндии – острова Рёдхамн, Кёкар, Кэрингсунд, Мариехамн.
Классика Адриатического моря
Трогир/Сплит–Дубровник: самый живописный маршрут Хорватии пролегает вдоль южных островов Далмации, которые своим разнообразием способны удивить даже самого искушенного путешественника и в отличие от Корнатов полны жизни и зелени.
Адриатика отлично подходит для путешествий в один конец: в этом регионе действует множество чартерных фирм, каждой из которых принадлежит несколько баз, так что наценка за oneway, если она вообще есть, обычно небольшая – от 200 до 350 евро. В окрестностях Трогира в последнее время открылось много новых марин, в которых тут же обустроились разные чартерные фирмы, поэтому выбор недорогих, но качественных яхт здесь несравним, пожалуй, ни с одной другой акваторией Средиземного моря. Некоторые фирмы, впрочем, не имеют своего флота, а сдают они яхты местных частников.
Благодаря типичному для этих мест умеренному северно-западному ветру, пройти по этому маршруту можно и в обратном направлении – из Дубровника в Трогир. На отсутствие интереса эти города пожаловаться не могут, так что вопрос о том, как перегнать лодку обратно, здесь не стоит, желающие всегда найдутся.
Для того чтобы не торопясь пройти все 110 миль маршрута, хватит одной недели. Не стоит, впрочем, вычеркивать Хорватию из списка, даже если вы планируете двухнедельный отпуск – скучать здесь точно не придется.
Осенью и весной северо-восточная бора может усложнить переход в северном направлении. Если бора не прекращается, то начиная с октября в регионе становится довольно холодно. На юге Хорватии этот ветер значительно слабее, чем на севере. С другой стороны, иногда здесь дует южный сирокко, который превращает переход с юга на север в настоящее удовольствие. Сирокко, к сожалению, часто сопровождается дождем.
Независимо от того, в каком направлении дует ветер, здесь всегда можно без особых проблем найти, где укрыться от непогоды, так что этот маршрут идеален для яхтсменов, мало знакомых со Средиземным морем.
Хорватия и особенно южные Далматинские острова очень популярны среди любителей чартера, так что бронированием лодки следует озаботиться заранее. Особенно это касается тех, кто планирует двухнедельное путешествие. Если же вам важны покой и уединенность, то имеет смысл переждать разгар сезона и отправиться в Хорватию попозже, много не потеряете.
Тем, кто располагает временем, очень рекомендуем посетить остров Виз, расположенный вдали от основного маршрута, но более чем достойный внимания. Сказочные бухты, узкие улочки столицы и Голубой грот близлежащего острова Бишево оправдают любой крюк.
Следуя из Сплита в Дубровник, мы рекомендуем воспользоваться проверенным временем маршрутом: с западной стороны обойти остров Брач и по узкому проливу между полуостровом Пелешац и островом Млет выйти к Элафитам – небольшим островам рядом с Дубровником. По пути обязательно посетите исторические центры Стари-Града, Хвара и Корчулы, полюбуйтесь на уютные прибрежные деревеньки и волшебные бухты. При желании можно немножко отклониться от маршрута и заглянуть на идиллические острова Ластово и Шчедро.
Очень интересен небольшой городок Стон, расположенный в глубокой бухте к северу от Дубровника. Огромные крепостные стены города чем-то напоминают миниатюрную версию Великой Китайской стены.
Сам Трогир тоже не стоит сбрасывать со счетов: этот живописный город весь пропитан волшебным ароматом истории. Прогуляться здесь обязан каждый!
Дубровник, конечная точка маршрута, по праву считается жемчужиной Адриатики. Центр города, окруженный высокими стенами, также заслуживает основательной прогулки. К сожалению, в разгар сезона город кишит туристами, которых сюда регулярно доставляют круизные лайнеры. К вечеру, впрочем, улицы пустеют и город становится действительно уютным.
Информация о путешествии
Начало и конец маршрута: стартовать мы рекомендуем из марины Kastela или городской марины Сплита, конечная точка маршрута – марина ACI в Дубровнике; в обоих городах есть аэропорты.
Цены: наценка за oneway составляет от 250 до 300 евро; наценки можно избежать, если лодку после очередного oneway-чартера перехватить в Дубровнике и вернуть ее в Трогир; чартерных фирм в регионе много: Waypoint, Sunsail, Bestsail, Croatia Yachten, Navigare и др.
Стоит посетить: бухта Лука на Браче, города Хвар и Стари-Град на Хваре, остров Св. Клемента, остров Виз и Голубой грот острова Бишево, остров Шчедро, старый город Корчулы, бухта Заклопатица и бункер подводных лодок на северо-западе острова Ластово, бухта Окуклие на Млете, город Стон, окруженный мощными стенами, Старый город и канатная дорога Дубровника.
Под ветром мельтеми
Афины/Лаврион–Киклады/Додеканы: современный oneway-чартер зародился в Эгейском море, и уже несколько десятилетия яхтсмены избегают долгого пути против ветра назад в Афины.
Теплый северный ветер Эгейского моря – знаменитый мельтеми – в июне набирает силу, а в июле и августе дует целыми днями с силой в 5–6 баллов по шкале Бофорта. Затихает он лишь в сентябре. В проливах между островами и у гористых берегов мельтеми еще сильнее, чем в открытом море. В целом для опытного яхтсмена этот ветер особых проблем не представляет, и все же возвращение в Афины против ветра может быть довольно утомительным.
При планировании летнего путешествия по Эгейскому морю на дорогу обратно в Афины обычно отводится не менее двух третей всего времени. Те, кого такой вариант не устраивает, обычно отправляются в Грецию до начала сезона мельтеми – с начала мая до середины июня – или же после его окончания – с середины сентября и до конца октября. В это время Эгейское море относительно спокойно.
И все же наиболее приятный и удобный вариант – это летнее путешествие в один конец от материка к Кикладам. Многие яхтсмены стартовать предпочитают из марины Kalamaki, расположенной у полного жизни старого города Афин. Ради прекрасного вида, впрочем, придется пожертвовать тишиной и приличным сервисом – в этом отношении Kalamaki определенно есть куда расти. Хорошую альтернативу столичной марине представляет находящийся чуть южнее Лаврион, от которого, к тому же, можно за один день дойти до Кеи, первого острова Киклад.
Те, у кого в распоряжении не меньше двух недель, могут пройти по 250-мильному «королевскому маршруту» – до островов Кос или Родос.
Прелесть греческих островов Эгейского моря заключается в том, что они все очень разные. Миконос, к примеру, это бурно развивающийся центр туризма, знаменитый своим старым городом, который прозвали Маленькой Венецией. Также от недостатка внимания не страдает и восседающая на плоскогорье Тира острова Санторини.
Совершенно на них не похожи одинокие монастырские острова типа Аморгоса. Рядом цветут зеленые гористые оазисы вроде Наксоса. На Хиосе собираются любители походов и вечеринок. А между ними – маленькие тихие островки с типично греческими деревеньками: белые домики, разноцветные рыбацкие лодки, несколько таверн и непременные каракатицы, сохнущие на солнце. Таким разнообразием не может похвастаться никакой другой архипелаг Средиземного моря.
В последнее время, правда, волна туризма захлестнула эти благословенные места: на каждом углу открываются новомодные кафе, заливающие побережье легкой музыкой, и сувенирные магазины всех цветов и оттенков. И все же каждый остров остается верным себе.
За неделю от Афин можно не торопясь дойти до Миконоса или Пароса. За две недели – до Коса или Родоса, но и стоить это будет в два раза дороже.
В качестве альтернативы можно выбрать менее популярный, но столь же впечатляющий маршрут Ионическое море–Пелопоннес–Афины. На переход длиной 350 морских миль придется выделить не меньше двух недель, но разнообразие Ионического моря, уединенный Пелопоннес и полный жизни Саронический залив делают этот маршрут одним из самых привлекательных на Средиземном море.
Информация о путешествии
Начало и конец маршрута: стартовать можно из Афин, Лавриона или Лефкаса; в первом случае путешествие по Эгейскому морю заканчивается у берегов Коса, Пароса или Миконоса; если яхту вы берете в Лефкасе, то конечная цель – это Афины; с Пароса или Миконоса в Афины можно быстро вернуться на пароме, это к тому же и недорого; также эти и другие острова поддерживают регулярное авиасообщение со всеми главными городами Европы.
Цены: фирма Kiriacoulis сдает лодки в oneway-чартер без наценки на срок вплоть до 14 дней; другим фирмам придется доплатить в зависимости от маршрута: Афины–Лаврион–Кос – 700–900 евро, Афины-Парос-Миконос – 350–450 евро, Лефкас–Афины – от 800-1000 евро.
Стоит посетить: Кеа, задумчиво-мечтательный Китнос, старый город Миконоса, курорт Ауза на Паросе, столицу вечеринок Иос, элегантный остров-монастырь Аморгос, остров Астипалея.
Из бухты в бухту
Бодрум–Мармарис: глубоко врезавшиеся в материк заливы Гёкова и Хисароню прекрасно защищают от ветра, даже при летнем мельтеми, сам же маршрут полон контрастов.
Этот участок Эгейского моря в последнее время несколько сдал в популярности, уступив первенство региону Гёчек–Мармарис. Причиной тому послужило практически полное отсутствие прямых рейсов в Бодрум.
Если вы рискнете потерять время на нескольких пересадках, то будете вознаграждены одним их самых колоритных oneway-маршрутов Средиземного моря. Мельтеми промчит вас вдоль цветущих берегов залива Гёкова, извилистые зеленые бухты укроют от ветра и волн, а уютные бары на якорных стоянках помогут расслабиться, наслаждаясь турецким закатом. Полны очарования и маленькие городки вроде Орхание, Бозбурума или Датчи с их красочными рынками, уютными магазинчиками и той пленяющей атмосферой Востока, которую так любят поклонники Турции.
Кроме того, длина маршрута составляет всего 100 морских миль, так что торопиться здесь совершенно не нужно и за неделю вы успеете насладиться всеми прелестями турецкого побережья. К тому же весной и осенью в заливе царят термальные ветра. И все же мы рекомендуем рассчитывать на две недели – в уютных семейных кафе время летит незаметно.
Желающие поближе познакомиться с окрестностями залива могут воспользоваться и другим oneway-маршрутом – от Бодрума до Каракасогута. Еще один вариант, отлично подходящий для недельного чартера, – это путешествие из Орхание в Мармарис.
Особого внимания заслуживает греческий остров Сими, расположенный между Датчей и Бозбуруном, но из-за строгостей таможенного контроля и необходимости возиться с кучей документов рекомендовать его можно лишь тем, у кого в запасе есть лишнее время.
Информация о путешествии
Начало и конец маршрута: Бодрум можно было бы назвать идеальным началом путешествия, если бы не сравнительно небольшой чартерный флот (альтернатива Бодруму – близлежащий Тургутрейс), конечная точка – Мармарис; до Бодрума тяжело добраться прямым рейсом, самый удобный вариант – пересадка в Стамбуле; от Мармариса до аэропорта Даламан добираться около полутора часов.
Цены: большой выбор яхт; наценка за oneway у Phoenix – 320–380 евро, у Navigare – 400 евро, у Gena – 500 евро, у Sun Charter – 500 евро, у Offshore – 350 евро; на маршруте Мармарис–Каракасогут или Орхание наценка до 350 евро.
Стоит посетить: Бодрум, древние руины Книда, в заливе Хисароню – бухты Sailors Paradise, Селимие, Дирсек, города Орхание и Бозбурун; можно зайти на греческий остров Сими; по пути в Мармарис – бухты Бозуккале и Серче-Лиман.
Карибская мечта
Мартиника–Гренада: чартерные фирмы не очень любят маршрут вдоль Наветренных Антильнских островов на юг до Гренадин и рифов Табаго, но и ничего приятнее этого неповторимого путешествия зачастую предложить не могут.
По популярности бесчисленные островки, бухты и пляжи Гренадин и Табаго уступают лишь Британским Виргинским островам, и множество яхтсменов с радостью прошли бы вдоль всего архипелага на юг, наслаждаясь нетронутой карибской природой. Проблема в том, что чартерные базы в Гренаде особым спросом не пользуются, а возвращать лодки на север долго и дорого, да и подрядить на эту работу практически некого – в регионе на удивление мало умелых шкиперов. Из-за этого наценка за oneway редко опускается ниже 1000 евро, так что целесообразнее всего ехать сюда большой компанией, чтобы разделить расходы. Впрочем, окунувшись в настоящую карибскую мечту, вы сразу же забудете о потраченных деньгах.
Путешествие к Гренадинам обычно начинается на французском острове Мартиника или на Сент-Люсии. Гористые, заросшие зеленью вулканические острова и особенно визитная карточка Сент-Люсии – вершины Большой и Малый Питон навсегда остаются в памяти путешественника.
Чуть южнее начинается вереница сказочных островков: пара пальм, белый песок, риф для дайвинга, идиллический прибрежный бар с обязательным ромовым пуншем и вечернее барбекю в лучах заката. Большинство яхтсменов здесь просто забывают об окружающем мире, лениво переходят от острова к острову и проводят солнечные дни в приятной неге. Особенно это касается тех, кому можно не напрягаться по поводу тяжелого обратного пути против ветра.
Впечатление могут подпортить лишь круизные корабли, которых в разгар сезона здесь бывает немало. Воплотить мечту в жизнь и провести весь день в одиночестве, встав на якорь у песчаного оазиса, вряд ли получится. Однако никого это не останавливает.
Информация о путешествии
Начало и конец маршрута: стартовать можно из Фор-де-Франс на Мартинике или Кастри на Сент-Люсии, конечный пункт – Сент-Джорджес, Гренада: улететь можно непосредственно с Гренады либо вернувшись на Мартинику.
Цены: наценка до 1200 евро, например у Star Voyage; другие фирмы oneway-чартер по схожим ценам предоставляют только на заказ.
Стоит посетить: Сент-Люсия: бухта с рыбацкой деревней рядом с Питонами, бухта Мариго, марина Rodney Bay, пляж, бары и вечеринки. Сент-Винсент: мошенничество и разгул мелкой преступности, мучившие остров в прошлом, остались позади, так что заходить сюда можно, и обязательно – в Голубую лагуну на юге острова; Гренадины: дайвинг у рифа Подкова, бухта Солт-Уистл; остров Юнион: яхт-клуб Clifton Bay: остров Пти-Сент-Винсент: «Отельная бухта». Остров Мастик: бар Basils.
Малое азиатское турне
Малайзия–Таиланд: любителей экзотики ждет не только тропический климат, но и впечатляющие пейзажи, полные непривычной флоры и фауны.
Пересекать границы во время чартера всегда интересно, ведь таким образом в течение одного отпуска можно познакомиться сразу с несколькими странами. Оформление всех необходимых документов, правда, зачастую вызывает головную боль, но сегодня эту проблему можно переложить на плечи специальных агентств и… просто наслаждаться путешествием.
В Малайзии вас ждет настоящая азиатская идиллия: замечательные бухты в кольце джунглей, опасливо выбегающие на берег любопытные обезьянки, экзотические птицы на деревьях. Туристов здесь еще немного, так что можно ощутить себя настоящим Робинзоном.
Переправившись в Таиланд, вы попадете в настоящий лабиринт из более чем ста островов. То тут, то там из воды торчат скалы, похожие на огромные шипы. Практически на каждом острове есть прекрасный пляж и место для купания.
Таиланд уже давно превратился в центр туризма, так что некоторые особенно популярные места могут быть битком набиты народом. Яхта, к счастью, позволяет с легкостью скрыться от толпы и отправиться на деле проверять всем знакомые легенды о роскошной тайской еде и дружелюбном населении. Результат всегда один – легенды не врут.
Что касается самого перехода, то с ноября по апрель здесь правит бал легкий, до 3 баллов северо-восточный муссон, которому иногда вторят термальные ветра. В принципе ничто не мешает двигаться и в обратном направлении, но имейте в виду – маршрут длинный, 220–250 морских миль, так что какую-то его часть, скорее всего, придется пройти под мотором.
Марин здесь немного, в большинстве случаев придется вставать на якорь у островов либо швартоваться у буя. Диапазон колебаний уровня воды при приливах и отливах составляет от двух до трех метров, так что место для стоянки нужно выбирать внимательно. Также не забывайте про течения между островами.
Информация о путешествии
Начало и конец маршрута: стартуем из Лангкави в Малайзии, конечная цель – Пхукет; чартерные фирмы – Dream Yachts или Moorings/Sunsail; авиарейсы: в Лангкави – с пересадкой в Бангкоке или Куала-Лумпуре, из Пхукета – прямой.
Цены: oneway возможен на срок не менее десяти дней, наценка в таком случае составляет 700 евро; оформление документов в агентстве стоит около 250 евро.
Стоит посетить: бухты Лангкави, острова Ко-Ваи, Ко-Рок-Нок, Ко-Мук, Ко-Фи-Фи-Дон, якорная стоянка у пляжа Рэй-Ле, остров Джеймса Бонда.
10 советов для собирающихся в oneway-чартер
Как сэкономить на яхте, не пожертвовав при этом качеством и комфортом? Как договориться с чартерными фирмами? Как не прогадать с маршрутом? Просто воспользуйтесь следующими советами!
1. Проверяйте наценки. Сумма, которую придется доплатить за oneway, зависит от того, есть ли у фирмы база в конечной точке вашего маршрута или же им придется перегонять лодку обратно.
2. Подумайте о двухнедельном отпуске. Некоторые фирмы, например Kiriacoulis, обычно не берут дополнительную плату за двухнедельный oneway-чартер.
3. Избегайте летних месяцев. В разгар сезона о oneway-чартере с фирмами договориться намного сложнее, чем весной или осенью, когда желающих взять лодку меньше.
4. Грамотно выбирайте, когда оформлять чартер. Зимой, когда заказов еще немного, многие фирмы проявляют гибкость в выборе маршрутов. С другой стороны, если вам безразлично, когда именно брать отпуск, можете дождаться «горящих предложений».
5. Рассмотрите все варианты. Иногда имеет смысл сократить время чартера на 4 дня – 10-дневный oneway-чартер стоит примерно столько же, сколько 14-дневный обычный.
6. Будьте внимательны. Некоторые фирмы, например Master Yachting и Argos, предлагают специальные условия для oneway-чартера. Рекомендуем внимательно изучить сайт выбранного агентства.
7. Пользуйтесь обстоятельствами. В начале и конце сезона чартерным фирмам бывает нужно перегнать свои лодки обратно на базу. Им всегда можно предложить свои услуги, экономя таким образом на наценке. Кроме того, это отличная возможность познакомиться с необычными маршрутами, к примеру Майорка–Канарские острова.
8. Будьте готовы подстраиваться. Найти подходящее предложение больше шансов у тех яхтсменов, кому не особенно важны определенные даты или конкретная модель лодки. Пробелы в расписании неизбежно появляются у всех чартерных фирм, и они будут только рады их заполнить.
9. Проверяйте цены на авиабилеты. Обычно билеты на незамкнутые маршруты «туда-обратно» (так называемый open-jaw) по цене не очень отличаются от обычных, хотя бывают и исключения.
10. Не гонитесь за дешевизной. Очень дешевые предложения, которые зачастую появляются в последнюю минуту, не доставят радости ни вам, ни вашей команде. Вам придется либо всю дорогу идти против сильного ветра, либо очень торопиться, чтобы уложиться в срок.
Размер имеет значение
Средний размер наиболее популярных чартерных лодок продолжает расти: если еще десять лет большинство клиентов чартерных фирм выбирали яхты длиной 40–42 фута, то сегодня в центре внимания – 45–47 футовые лодки. Кроме того, значительно возрос спрос на яхты длиной больше 50 футов. Чартерным агентствам это только на руку – аренда больших лодок без проблем окупает значительные затраты по их уходу и приносит немало прибыли. Любопытно, что яхты с четырьмя каютами пользуются большим спросом и соответственно стоят дороже, чем яхты с пятью каютами (Источник: www.yachtsys.com).
Новые места на чартерной карте мира
Чартерных баз в мире становится все больше и больше, и недавно их число пополнили два новых флота в Греции и Бразилии. Компания Athenian Yachts открыла новую базу в городе Кавале к востоку от Салоник, а французское агентство Dream Yachts – в Ангра-дус-Рейс, в штате Рио-де-Жанейро (на фото). Раньше в этих местах в чартер можно было взять лишь малоприглядные лодки местных фирм.
Одна каюта – один человек
Клиенты чартерных фирм становятся все более требовательными в том, что касается личного пространства. На одну каюту сегодня редко приходится больше одного человека, даже если речь идет о супругах. Об этом сообщают многие агентства. Клиенты не скупятся на роскошь, и зачастую команда из двух семейных пар снимает четырехкаютную яхту. Команды, состоящие исключительно из мужчин, также предпочитают иметь больше места.
Рейтинг
В первый раз за очень долгое время Хорватия в рейтинге самых популярных акваторий обогнала Балтийское море. Греция и Турция – на третьем и четвертом местах соответственно.
Сколько стоит чартер?
Дороже всего чартерные яхты в Испании и Италии. Самые выгодные предложения – в Хорватии. Самые низкие цены – в Нидерландах и на Балтийском море.
1,6 недели продолжается типичное чартерное путешествие. Больше половины клиентов – 51%, снимают лодку на неделю, 39% – на две.
Кто рано встает…
Больше 75% клиентов оформляют чартер за четыре и более месяцев до путешествия. Разумеется, у некоторых планы в последний момент меняются и лодку можно перехватить по сниженным ценам.
Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №7 (76), 2015 г.