Как мы ходим по южным морям

Что, начался насморк после дождей, сильных балтийскихветров и неотступного холода? Тогда Средиземное море выглядит заманчивой альтернативой. Однако там не только погода, но и многое другое отличается от того, к чему мы привыкли дома. На что в первую очередь следует обратить внимание новичкам этой ривьеры?

Текст Андреаса Фритча

Начав свою яхтенную карьеру в северных водах, многие яхтсмены так и продолжают по ним ходить – это привычно, зачастую не требует виз, перелетов и больших расходов.Но Средиземноморье все же манит:легкие футболки вместо непромокаемых костюмов, теплая вода, хорошая еда, прекрасные виды.

Однако не у всех есть время и возможностидля того, чтобыполучить свою капитанскую лицензию именно на этой акватории либо для начала пройтись по Средиземному морю в качестве матроса в чужом экипаже под командой опытного капитана. Вместо этого многие яхтсмены «ныряют в холодную балтийскую воду».

Результат – они отправляются в свое первое плавание по Средиземному морю без оглядки на местные особенности. И это иногда становится фатальным – многое в Хорватии, Испании, Греции или Италии отличается от побережья Северного и Балтийского морей.Например, вместо причальных паловздесь муринги на мертвых якорях. В бухтах на берег заводят концы. Питьевая вода часто привозится в цистернах. Вместе с темв гаванях есть помощники («маринеры»), которые помогают при швартовке и отходе. Казалось бы, все перечисленное – это не оченьсущественные вещи, но лучше о них знать.Нижемы перечислим основные пункты, на которые стоит обратить внимание. Они включают в себя и региональные различия, которые могут быть важны не только для новичков, но и для опытных яхтсменов, которые раньше ходили по другим акваториям.

Маневры в гавани

В Средиземноморском регионе в основном принят «римско-католический» способ швартовки: кормой к причалу. Швартовных палов нет, вместо них муринги – довольно тяжелые концы, заведенные на мертвые якоря. Когда вы заходите в свободный швартовный бокс, вы видите тонкие проводники, заведенные на пирс и уходящие в воду. Не доходя кормой до причала, следует выловить такой проводник отпорным крюком, взять муринг на руки и,хорошенько натянув, закрепить на носовой утке. После этого дав задний ход преодолеть оставшиеся метры до пирса – тогда муринг будет еще лучше натянут, это делается на случай сильного ветра.

В некоторых местах, особенно в Греции, причалов с мурингами нет. Тогда придется отдавать носовой якорь.Для этого перед выбранным причалом надо остановиться, отдав якорь, а после подходить к причалу задним ходом, контролируя натяжение цепи. После того как будут заведены кормовые швартовы, следует добрать якорь-цепь. Если она поползет, подход придется повторить заново. Оптимальная длина вытравленной цепи – примерно семь глубин, но следует иметь в виду, что нехватка места во многих гаванях не дает возможности вытравить цепь как положено.Встать лагом к пирсу удается только в малопосещаемых портах или в межсезонье.

Читайте также  Англия. Исключение из правил

Советы: купите обычные рабочие перчатки в хозяйственном магазине –мурингипочти всегдаочень грязные и покрыты ракушками! Если напротив яхты пространство ограничено, отдайте якорь между носами двух стоящих напротив яхт.

Если вы выполняете якорный маневр при сильном ветре, то травить якорь-цепь лучше вручную, используя тормоз лебедки, не пользуясь дистанционным управлением: обычно мотор брашпиля работает довольно медленно.

Портовый этикет

На помощь маринеров можно рассчитывать в частных маринах. Они, как правило, выходят на пирс, указывают свободное место и принимают швартовы. Часто маринерыподнимают проводникимуринговповыше, чтобы их было легче зацепитьотпорником. При необходимости они помогают с подключением воды и электричества. ВТурции можно встретиться с примерами, когда сотрудники марины встречают яхты на моторных лодках, эскортируя их до причала и иногда даже заталкивают ими яхты в бокс – это когда становится ясно, что экипаж самостоятельно не в силах завести в него лодку.

В Хорватии сотрудники марины иногда просят шкиперасдать документы. Они доставляются в офис, чтобы урегулировать формальности. Назад их возвращают только после уплаты всех портовых сборов. Но чаще капитанапросят подойти с документами в офис. Прием денежных средств прямо на причале, что распространено в Северном и Балтийском морях, встречается здесь редко. И, как правило, только в муниципальных портах.

В некоторых маринах, в частности, на юге Франции, в Италии, а также в Турцииособенно приветствуется, если экипажи, по крайней мере ввысокий сезон,заранее оповещают о подходе и запрашивают стояночное место по УКВ. Так можно заранее забронировать место, да и персонал выйдет вовремя на причал.

Совет: при отдаче носового якоря в маринах рано или поздно ваш якорь спутается с чужим, и вы поднимете на поверхность чужую цепь. Когда это случится, действуйте следующим образом: заведите тонкий конец под чужую цепь и закрепите его на своем борту. Затем потравливайте свой якорный конец, пока якорь не освободится от чужой цепи. После этого ее можно будет освободить. Важно: если вы при подъеме подняли не только чужую цепь, но и чужойякорь, немедленно поставьте соседей в известность.

Читайте также  Поездка во Францию

Гостевые буи

Сейчас появляется все больше районов, где в бухтахможно встретить ряды гостевых буев.С ними подход к берегу становится не обязательным. Чаще всего их можно встретить в Хорватии, но есть они и на Балеарских островах, и в Италии.Зачастую они небесплатны – стоимостьзависит от длины лодки и составляет от 2 до 3 евро за метр.

Важно: в Хорватии нельзя вставать на собственный якорь в пределах 150 метров от края поля гостевых буев! Швартоватьсянужно не к металлическомурыму в верхней части буя, а к мягкому тросу, заведенному на цепь. Вообще, на многих ривьерах есть свои особенности, о них можно узнать из лоции!

Последняя тенденция: на буй могут быть заведены сразу два конца, второй в этом случае может быть мурингом, заведенным на берег.

Советы: если у яхты очень высокий надводный борт, то лучше подходить к бую кормой. Находясь на купальной платформе достать буй – пара пустяков. После этого можно перенести конец на нос. Обновленный перечень гостевых буев Хорватии можно найти по адресу www.wosamma.at.

Береговые концы

Во многих заливах Средиземноморьяочень тесно в летнее время. Поскольку пространство для якорной стоянки ограничено, то есть смысл ограничить круг вращения яхты вокруг собственного якоря заведением на берег одного, а лучше двух концов. В некоторых районах (в первую очередь в Турции) глубины у берега падают так быстро, что на зыби якорь легко может поползти. В этом случае береговые концы особенно важны.

Совет: отправьте на тузике матроса с береговым концом еще до начала постановки на якорь. Только когда береговой конец будет заведен, можно отдавать якорь. Это позволяет избежать большого сноса яхты боковым ветром.

Тузик

На Балтийском море он очень важен, а уж на Средиземном моревообще являетсянепременной составляющейоборудования чартерной яхты: сего помощью на берег заводятся концы, экипаж перемещается с яхты в ресторан и обратно, перевозятся покупки.

Совет: Весла тузика частобывают не в порядке, поэтому стоит заказать и проверить подвесной мотор, пусть даже и за дополнительную плату. Сделайте пробный запуск, убедитесь, что на борту есть достаточно топлива и, если необходимо, возьмите запас масла для двухтактногомотора.

Бумаги/формальности

Яхтенные документы могут быть проверены в капитанериях марин. Перед выходом в море необходимо убедиться, что они на борту и в полном комплекте. Особенно важны чартерная лицензия и региональные разрешения, называемые «пермитами» (Хорватия) или «транзитлогами» (Турция), которые часто проверяются. Некоторые сведения о яхте могут быть переданы в электронном виде, чтобы надежнее контролировать использование каждой яхты.

Читайте также  Дауншифтинг под парусом, или В плену стереотипов

Совет: особенно внимательно за документами надо следить в приграничной зоне между Грецией и Турцией и не пересекать границу между этими государствами без надлежащего оформления входа и выхода. Из-за наплыва беженцев в последнее время контроль здесь стал более тщательным и за нарушениемправил следует суровое наказание.

Дни и часы работы

В средиземноморском регионе покупка свежих продуктов питания у частных предпринимателей широко распространена. Здесь много овощных и фруктовыхрынков и магазинчиков со всем необходимым, зачастую поблизости от гаваней. Хотя цены здесь иногда выше, чем вбольших супермаркетах, зато качество товаровпочти всегдаотменное, потому что в продажу поступают местные продукты. Магазины по субботам и даже по воскресеньям, особенно в Греции и Турции, могут работать допоздна.

Совет: цена в супермаркетах, находящих в марине, часто бывает завышена,относиться к ней следует критически. Альтернатива – сходить или съездить в отдаленный супермаркет. Многие семейные предприятия в Турции или Греции могут доставить ваши покупки на машине прямо к яхте – только попросите!

Питьевая и техническая вода

В некоторых островных районах Греции, а также в Хорватии и Италии высокий сезон может быть засушливым. Поэтому не стоит ждать, когдатанки опустеют, лучшезаполнять их доверху при каждом удобном случае. Порой вода – и даже дизельное топливо – бывают только в автоцистернах, которые утром или вечером приезжают в марину (или могут быть заказаны). Особенно это практикуется в Греции.

Совет: на Средиземноморье лучше покупать на борт питьевую воду в бутылках. Вода из яхтенных танков для питья не рекомендуется, она часто загрязнена микробами или хлорирована.

Чрезвычайные ситуации

Во многих странах Средиземного моря службы спасения на море имеют специальные удобные номера для звонков с мобильных телефонов.

Франция: 196 и 112, Испания: (900) 202-202, Италия: 1530, Хорватия: 9155или 112, Греция: 105, Турция: 158.

В большинство случаев эти телефоны соединяют вас либо с национальными координационными центрами спасения на море, либо с береговой охраной.

Опубликовано в Yacht Russia №7 (76), 2015 г.