Панамский канал. Практика пилотажа

Канал между двумя океанами – главный аттракцион государства Панама. Это сооружение длиной 48 морских миль, оканчивается с тихоокеанской стороны портом Бальбоа и городом Колон, а начинается со стороны Атлантики портом Кристобаль. Впрочем, можно и наоборот, это смотря откуда направляешься. Но откуда бы вы ни шли, без бюрократических проволочек, встреч с чиновниками и траты денег вам не обойтись. 





Текст Виктора Панжина

Сплошные формальности

Прежде чем пройти процедуру регистрации для прохождения канала, необходимо решить все въездные, таможенные и иммиграционные формальности. Особо подчеркну, что гражданам России получить визу нужно до момента пересечения границы Панамы.

Если вы идете со стороны Атлантики, то имейте в виду: таможенные и иммиграционные чиновники различных портов Панамы по-разному интерпретируют предписания по оформлению въездных документов, соответственно отличаются и суммы пошли. Отличается и отношение к прибывающим яхтсменам, так, например, чиновники Колона считаются самыми строгими и придирчивыми во всей Панаме. И еще о Колоне. Службы иммиграции, таможни и капитана порта находятся в разных частях города, поэтому на оформление документов, включая оплату пошлин в банках, будьте готовы потратить порядка 4–5 часов. Хотя может потребоваться и два дня, если нужных чиновников вдруг не окажется на месте и вам придется ждать сначала одного, потом другого, потом третьего. К слову, в присутственных местах следует соблюдать дресс-код: длинные брюки, рубашка и туфли. Приходить в шортах, майках и сандалях в государственные учреждения недопустимо, лучше даже не пробовать. В общем, я искренне рекомендую пройти все таможенные формальности в Эль-Порвенире на островах Сен-Блаз. Это сбережт время и убережет от похудения кошелек, хотя вам и придется оплатить пошлину в размере 30 долларов США в пользу Конгресса индейцев племени куна.

Если вы идете со стороны Тихого океана, то вам не миновать порта Бальбоа. Конечно, вы можете одолеть таможенные процедуры и загодя, но в Бальбоа это сделать проще, поскольку все необходимые формальности можно пройти в административном здании порта.

Сам себе голова

Таможенные барьеры взяты, и теперь вам предстоит решить, сами вы будете проходить регистрацию на прохождение канала (что и как можно понять из брошюры 4352, опубликованной на сайте администрации Панамского канала) или воспользуетесь услугами агента.

Сначала рассмотрим вариант № 1.

Перво-наперво нужно отослать заявку на адрес службы обмера судов: optc-ara@pancanal.com (для яхт, следующих на юг) или optc-arp@pancanal.com (для яхт, следующих на север). Форму 4405 можно получить на сайте канала www.pancanal.com. После этого нужно позвонить диспетчеру этой службы для согласования даты, когда их сотрудник прибудет в зону карантина (так называемую зону The flats/Area F) – место, специально отведенное в порту Кристобаль для парусных яхт, готовящихся пройти канал на юг. Номер телефона для атлантической части (507) 272–2293 и для тихоокеанской (507) 272–4571.

В назначенный день между 07:00 и 14:00 на яхту прибудет обмерщик, который проведет замеры и заполнит с владельцем опросник, чтобы в числе прочего выяснить, как шкипер яхты предпочитает проходить шлюзы:

– бортом к шлюзу (для малых судов вещь опасная ввиду турбулентности в шлюзе);

– бортом к буксиру (удобная связка, но может быть опасна ввиду турбулентности в шлюзе);

– по центру шлюза индивидуально, распертым на канатах (идеальный вариант, но для малых судов маловероятен, так как администрация канала предпочитает по центру шлюза ставить три яхты в спарке);

– по центру шлюза в связке одной или двумя яхтами, распертыми на канатах.

На основании опросника обмерщик устанавливает очередность прохождения канала и присваивает яхте номер АСР. Этот номер заносится в специальную картотеку, так что в следующий раз шкиперу достаточно будети назвать по телефону свой номер АСР, чтобы избежать этой утомительной процедуры. На основании все того же опросника лоцман-cоветник – «эдвайзер», который во время прохождения канала будет на яхте, составит план ее проводки по каналу.

Затем вам будет выписан счет на оплату в «Ситибанке» в Колоне. Он будет включать пошлину за обмер судна, стоимость прохождения канала (зависит от размера яхты) и залог на случай, если по непредвиденным обстоятельствам яхту придется транспортировать буксиром или же если она окажется неспособной пройти канал с заранее заявленной скоростью, создавая помехи другим судам в шлюзах.

Дружеский совет: в пункте опросника о скорости яхты (там указано: >=5 kn) укажите “5 kn“ (пять узлов) с тем, чтобы иметь небольшой запас по скорости, так как, если скорость окажется ниже, чем заявлено в опроснике, штрафа не миновать. Вообще, скорость в 5 узлов считается минимальной, с какой можно проходить канал. У вас ниже? Извольте проходить канал либо на буксире, либо в связке с другим судном, которое сможет развить эту скорость.

Читайте также  В тени вулкана

С оплатой счета лучше не тянуть – сделайте это в тот же день. И сразу же, после 18:00, позвоните в службу обмера морских судов 507) 272–4202). Сообщив об оплате, вы узнаете дату прохождения канала. В зависимости от сезона время ожидания варьируется от 7 до 20 дней в южном направлении и 2–3 дней после обмера – в северном.

Время ожидания обычно посвящается различным сервисным и ремонтным работам. Но вам же лучше, если это не будет что-то серьезное. Иначе пожалеете, что не занялись ремонтом где-нибудь, скажем, на Малых Антильских островах, где техническая база на порядок лучше, чем в Панаме, и нет таких проблем с запчастями. Но уж если деваться некуда, обратитесь в марину Shelter Bay Marina в Колоне, там вам помогут, во всяком случае постараются помочь.

Чтобы ваше путешествие по каналу закончилоось благополучно, позаботьтесь о двигателе. Пора менять масло, фильтры и ремни? Не откладывайте это на потом, поменяйте. Если есть возможность почистить корпус яхты и винт – сделайте это, лишние полузла скорости не помешают.

Для прохождения канала на борту яхты необходимо иметь достаточное количество кранцев. Хорошо зарекомендовали себя и старые покрышки, обернутые в черный полиэтилен. Кроме того, на борту необходимо иметь четыре каната, каждый длиной по 38–40 метров, для распорки яхты в шлюзе. Последнее требует обязательного присутствия на борту четырех стропальщиков: по двое на корме и баке. И покрышки, и канаты можно взять напрокат в Колоне у таксистов. Стропальщики могут быть «рекрутированы» из яхтсменов, желающих получить практику прохождения канала прежде, чем сами проведут по нему свои яхты. Найти таких помощников, готовых помочь «собратьям» по морским приключениям, несложно. В худшем случае их с готовностью заменят местные таксисты, для которых эта работа является дополнительным заработком.

Также нужно освободить палубу от любых посторонних вещей, которые затрудняли бы обзор и подход к «уткам», за которые яхта крепится канатами в шлюзе. Желательно убрать или накрыть чем-нибудь солнечные батареи, тем самым защитив их от возможного попадания в них тяжелых резиновых мячей на веревках, которые работники канала закидывают на яхту, чтобы потом принять с нее канаты.

По правилам администрации канала яхта должна быть обязательно оснащена фекальным танком, поэтому об этом – приобретении его или аренде – нужно позаботиться заблаговременно.

Так как небольшие яхты проходит канал только в сопровождении «эдвайзера». Посему запаситесь прохладительными напитками, которых «много не бывает». Исходя из практики «пилотажа» в Панамском канале надо отметить, что для панамских лоцманов обязательно наличие на борту яхты колы и пищевого льда.

В обязанности хозяина яхты входит также обеспечение завтраком и обедом лоцмана и стропальщиков.

Ужин не является обязательным для лоцмана: если яхта не успевает пройти канал за один день и остается на ночевку на озере Гатун, лоцман обязан вызвать паром, который доставит его на берег. И все же ближе к вечеру спросите у лоцмана, не желает ли он отужинать. Бывали случаи, когда лоцман вызывал паром, который доставлял ему ужин на борт яхты. Стоимость ужина – 35 долларов – и его доставка – 180 долларов – высчитывались затем из залоговой суммы шкипера. В отличие от лоцмана стропальщики в обязательном порядке остаются на яхте, и они должны получить ужин. Кстати, лоцман-советник на борту его яхты лишь консультант, и не все его команды шкипер обязан исполнять. Как всегда и везде, именно он, шкипер, несет всю ответственность за членов экипажа и сохранность своей яхты.

Агентурные данные

Рассмотрим вариант № 2.

Чтобы избежать беготни по портовым службам и чиновникам, вы можете взять агента, который будет бегать вместо вас. Их две группы: лицензированные администрацией канала и просто называющие себя таковыми.

Первые берут на себя все заботы шкипера по урегулированию обмера судна, очередности прохода через канал, они же помогут справиться с неприятностями, если они возникнут у вас при проходе канала. Впрочем, наличие лицензии вовсе не означает, что агент выполнит все взятые на себя обязательства. Поэтому целесообразно заранее получить рекомендации, либо, будучи уже в зоне карантина, разузнать у других «лодочников» о степени надежности тех или иных агентов.

Вторая группа «специалистов», лишь называющих себя агентами, это чаще всего обычные таксисты, хотя и осведомленные о порядке оформления бумаг, адресах портовых служб и банков, в которых необходимо производить оплату пошлин. Таки «агенты» могут быть полезны лишь на начальном этапе оформления документов.

Читайте также  Первый перегон. Вахтенные заметки

Обычная ставка лицензированного агента составляет от 75 до 500 долларов США. За 75 долларов агент расскажет вам все то, что описано в этой статье выше, за 500 – выполнит всю работу. Но поторговаться за размер вознаграждения никогда не помешает.

Что до агентов-таксистов, то их тариф – от 20 долларов. И тут нельзя не упомянуть вот о чем. Портовые города Панамы, и особенно Колон, не самые безопасные места, скорее уж наоборот. Особенно для «гринго», как здесь принято называть выходцев из Европы и Северной Америки. Поэтому, занимаясь оформлением документов, передвигаться лучше на такси – и в случае, когда за его рулем нелицензированный агент, и в том случае, если вы все делаете сами. Только так – целее будете.

И раз уж заговорили о криминале… Через Панаму проходит интенсивный наркотрафик в Северную Америку, поэтому случается, что панамская береговая служба остановливает яхту на предмет досмотра. И правильно оформленные вами документы в данном случае жизненно необходимы.

В дорогу, в дорогу

При переходе через канал желательно иметь предельно облегченную яхту, чтобы можно было развивать максимальную скорость. По этой причине заправлять дизелем яхту «под горлдышко» смысла не имеет – топлива нужно ровно столько, сколько необходимо для перехода в 80–100 миль. То же относится к запасам воды и продуктов. Все необходимое можно купить на другой стороне канала по тем же ценам.

Заметим к месту, что супермаркеты Панамы могут похвататься богатым ассортиментом продуктов как местного производства, так и производства США. Есть и продукты еропейские, но они значительно дороже. Алкогольные напитки – пиво, вино, ром, виски – хорошего качества и очень дешевые. А валюта Панамы – бальбоа – эквивалентна доллару США. На территории Панамы последний имеет безграничное хождение. Потому наилучшее решение в качестве расчетной валюты иметь именно доллары США и ни в коем случае не евро.

Канал может быть пройден либо за один день, либо за два.

В Кристобале яхты должны быть готовы к отходу к полудню. Лоцмана-советник прибудет между часом и четырьмя часами дня и, оказавшись на борту яхты, тут же поведет ее в канал.

Пройдя первые три шлюза, яхта оказывается на озере Гатун. Обычно это происходит между 10 и 11 часами вечера. Замечу, в случае ночевки на озере Гатун следует быть готовым к возможным проблемам с подъемом якоря: глубина озера у берега достигает 20 м, а дно устлано затопленными бревнами.

После ночевки второй лоцман, прибывающий на яхту в 6 часов утра, проводит ее через шлюз «Педро Мигель». Перед вами озеро Мирафлорес. Пройдя озеро и спустившись через следующие два шлюза, к 12 часам дня яхта попадает в устье залива порта Бальбоа, лежащего в тихоокеанской части Панамы. На этом прохождение канала считается законченным. Если в холодильнике есть пара банок пива или на худой конец бутылка шампанского – это хороший повод отпраздновать незабываемое событие вместе с теми, кто помогал его совершить. И не только с ними. Вдруг к вам захотят присоединиться родственники и друзья, бывшие на берегу и наблюдавшие за прохождением вашей яхты с помощью веб-камер в режиме реального времени. Впрочем, сделать они это могут и дистанционно, оставаясь за тысячи километров от вас, нужно лишь сообщить им дату и время прохождения канала.

Перевести дух после прохождения канала рекомендую на мурингах яхт-клуба Бальбоа.Такая стоянка стоит 5 долларов за ночь. Водное такси бесплатно доставляет яхтсменов на берег. Чуть дальше, вдоль далеко выходящего в залив пирса, находится яхт-клуб «Фламенко», где можно заправиться водой и дизельным топливом. Передохнув, многие яхты отправляются к архипелагу Лас-Перлас – промежуточной остановке перед дальним броском на Галапагосские острова или во Французскую Полинезнию. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Что же касается перехода из Балшьбоа через канал на север, то совершить его можно – так обычно и получается – за один день. Лоцман прибывает на яхту к шести часам утра, а к четырем-пяти часам дня яхта уже на атлантической стороне.

И наконец, финальный штрих. При переходе из одного порта Панамы в другой любая иностранная яхта обязана пройти регистрацию «выписки» и заново «прописки». Документ, подтверждающий это, называется «царпе» (Zarpe). Стоит он, опять-таки, от порта к порту и от чиновника к чиновнику по-разному: от 17 до 53 долларов США. Но если шкипер яхты при выходе из порта Кристобаль не собирается останавливаться в порту Бальбоа, он может получить «окончательную выписку» с указанием следующего порта/следующей страны захода.

Читайте также  Анатолий Кулик: «Идей полна голова»

До свидания, Панама!

Считаем деньги

Как с точки зрения финансовых расходов может выглядеть переход через Панамский канал? А вот как.

Длина судна                Обмер судна    Пошлина на переход                  Страховой сбор            Залог

до 50 футов                       54$                       800$                                        130$                        891$

от 50 до 80 футов             54$                       1300$                                        130$                       891$

В качестве залога обычно предоставляются данные кредитной карточки, на которую после прохождения канала и в случае, если во время перехода не было чрезвычайных ситуаций, в течение 2–3 недель возвращается залоговая сумма за вычетом 25 долларов США – пошлина на обработку документации. Использование кредитной карточки как средства расчета удобнее, чем оплата залога наличными, так как в этом случае не нужно ждать, оставаясь в Панаме, перерасчета залога, а можно двигаться дальше к намеченной цели.

Если задействован агент, то шкиперу яхты о залоговой сумме можно не беспокоиться, так как агент сам вносит ее на счет администрации канала. Однако перед заключением сделки с агентом этот вопрос необходимо прояснить.

Теперь о возможных штрафов и пени, которыми может обложить администрация канала шкипера.

Использование буксира, если яхта не может развить минимальные 5 узлов: от 145 до 1650 долларов США (в зависимости от класса буксира)

Опоздание: 471 доллар.

Транзит: 364 доллара.

Муринг: 55 долларов.

Дополнительные расходы шкипера;

Аренда покрышек: 2–3 доллара.

Аренда канатов: 10–15 долларов.

Возврат покрышек и канатов: 1 доллар.

Оплата стропальщиков: 50 долларов США в день (или от 90 до 135 долларов за 2 дня).

Оплата обратной дороги стропальщикам: 10 долларов за билет на автобус.

Из личного опыта: аренду покрышек и их возврат можно организовать через таксиста Тито, тел. (507) 646–35009.

Подытоживая, можно сказать, что для яхты длиной до 50 футов расходы по проводке через канал лежат в пределах до 1000–1200 долларов. Несомненно, для отрезка в 48 миль это не дешевое удовольствие. Но пусть вас примиряет с этой суммой то, что проход по каналу одного супертанкера или контейнеровоза класса Panamex обходится их владельцам в среднем в 250 000 долларов.

Совсем не мелочи

*Необходимые каналы коммуникации по УВЧ- и КВ-связи:

06 – яхт-клуб Бальбоа и водное такси

10 – яхт-клуб «Фламенко»

12 – сигнальная станция «Кристобаль»

16 – сигнальная станция «Фламенко»

74 – с 07:40 утра понедельника по четверг – перекличка яхт, стоящих в Колоне

74 – с 08:00 утра понедельника по субботу – перекличка яхт, стоящих в Бальбоа

8104 Гц – в 07:30 утра каждый день сводка погоды от Криса Паркера

8107 Гц – в 08:30 утра каждый день перекличка для яхт сети Panama Connection Net

*Импорт запчастей: American Export Import, тел. (506) 2430–9077, operez@amexpusa.com

*Пилотажные справочники по Панаме и Панамскому каналу:

The Panama Cruising Guide, ISBN 978–9962–00–637–4

The Panama Guide, ISBN 978–18923–99–090

Эпилог

А напоследок я скажу… Это замечательно, что Панамский канал существует! Он для таких лентяев, как я, вовсе не жаждущих покорять экстремальные мысы горн и надежд лишь для того, чтобы потом плавать среди айсбергов. Я выбираю тропики, и везде, где выше и ниже их, мне холодно.

Опубликовано в Yacht Russia №58 (11 — 2013)

Новость
Россия и Панама подписали соглашение об условиях отказа от визовых формальностей при взаимных поездках граждан двух стран. Соглашение с Панамой вступит в силу 8 февраля 2015 года. В соответствии с ним, граждане государства одной стороны могут въезжать, выезжать, следовать транзитом и пребывать на территории государства другой стороны без виз до 90 дней в течение каждого периода в 180 дней, начиная с даты их первого въезда. При этом граждане государства одной стороны, намеревающиеся пребывать на территории государства другой стороны более указанного срока либо осуществлять трудовую или коммерческую деятельность, должны получить соответствующую визу.