У подножия литовских дюн

Куршская коса – главная достопримечательность Литвы. С недавних пор в небольшом заливе, в который впадает река Неман, появилась возможность взять яхту в чартер. Стоит ли это времени и денег? Да, если знать, чего ожидать





Текст Бодо Мюллера

Идем под мотором на нашей Odyssey 36i по бывшему рву крепости города Мемеля – так называлась Клайпеда, когда она принадлежала Германии. Ров сохранился со времен Тевтонского ордена, по нему мы выйдем в реку Данге, потом нас ждет Куршский залив, а это уже Балтика.

В начале каждого часа два человека выходят на старый поворотный мост над входом в малый порт Клайпеды, где когда-то швартовались ганзейские суда, а сейчас стоят парусные яхты. Служители вставляют в находящийся в центре моста паз железный рычаг и, двигаясь по кругу, разворачивают всю конструкцию, открывая проход от причалов в реку.

Мы выходим в Данге, проходим мимо старой клайпедской фахверковой мельницы и через 300 метров оказываемся на фарватере, который соединяет залив с Балтийским морем.

Подняв паруса, мы берем курс на юго-юго-восток. Справа от нас Куршская коса. Ее ширина здесь всего около километра. На горизонте серое небо сливается с серо-коричневой водой залива.

Сам залив невелик: от Клайпеды на севере до находящейся на юге Калининградской области всего около 29 морских миль. И все же в этом кусочке Балтийского моря есть то, что привлекает многих даже видавших виды яхтсменов. Что, интересно, наверняка же не только летний дом Томаса Манна, укрытый песчаными дюнами.

Сначала мы не видим ничего особенного.

Миля за милей тянутся грузовые терминалы. Клайпеда занимает шестое место в списке крупнейших портов Балтийского моря. Отсюда торговые пути ведут в Германию, Данию и Швецию. Больше всего, впрочем, сюда приходит судов с нефтью и газом из России.

За доками — гладь воды. Противоположного берега почти не видно. Мы идем по размеченному буями фарватеру. Отклоняться нельзя, совсем рядом глубины по пояс.

Чем дальше на юг, тем красивее дюны.

Ветер освежает, яхта идет легко. Благодаря косе волны в заливе небольшие. А в паре миль от нас… Кто ходит в западной части Балтийского моря, едва ли может представить, каким сильным может быть волнение у литовских берегов. За косой 250 морских миль открытого моря, там часто дует сильный ветер с северо-северо-запада, потому и метровые волны далеко не редкость. Не самые комфортные условия для небольших яхт, не говоря уж о рыбацких лодках. К слову, благодаря рыбакам и появилась в этих краях коса длиной 96 километров. Так, во всяком случае, гласит предание. Тяжело приходилось рыбакам, пожалела их великанша Неринга и насыпала песочную преграду. В честь этой великанши объединение рыбацких поселков на косе называется Неринга.

Но не только косу-преграду подарила Неринга местным жителям, она оставила в песке «куршское золото». Берег между Клайпедой и Калининградом богат янтарем.

Всего 150 лет назад его было так много, что жены рыбаков после шторма набирали его целыми бочками. Сегодня такая бочка стоила бы два миллиона евро.

Справа появляется поселок Йуодкранте (Juodkrantė), раньше называвшийся Шварцорт. Это наша первая остановка. Мы спускаем паруса и причаливаем к громадному причалу. Сложно представить, что еще недавно этой спящей деревушке требовалось сооружение таких размеров.

Читайте также  Поездка во Францию

В 1855 году дно залива от Клайпеды до недавно появившегося морского курортного города Нидден (сегодня — Нида), расположенного примерно в середине косы, было углублено, чтобы облегчить путь пароходам. До этого по заливу ходили в основном небольшие лодки, так называемые курены, с осадкой 40 см, глубокий фарватер им был не нужен, на мелководье они просто поднимали шверт. Углубить дно взялись два молодых предпринимателя из Мемеля, причем бесплатно. Вернее, так: в качестве вознаграждения они могли оставить себе поднятый со дна грунт и все, что было в нем. Инспектор портового строительства в Клайпеде, заключивший эту сделку, конечно, понимал, что в грунте будет янтарь, но он и предположить не мог, что его там будет так много! За несколько недель янтаря было найдено столько, что дальновидные бизнесмены сказочно разбогатели, после чего их вынудили все же поделиться с государством. А работало на углублении дна больше 1000 человек.

Сегодня свидетельств «янтарной лихорадки» в Йуодкранте совсем немного. Портовые сооружения еще на месте, но служат они причалом для яхт. Поселок позиционирует себя как ухоженное место для отдыха с километровой аллеей для прогулок, вдоль которой установлены скульптуры – не из янтаря, из камня.

В 16 милях южнее находится курортный городок Нида. Мы идем туда вплотную к «бродячим» дюнам. На губах песок. Раньше дюны в высоту достигали 30 метров и, передвигаясь, поглощали все, что лежало у них на пути. Целые деревни оказывались засыпанными и исчезали с карт. Это было настолько величественно, неукротимо и мощно, что путешествовавший по косе Вильгельм фон Гумбольдт писал: «Куршская коса настолько примечательна, что ее, так же как Испанию с Италией, необходимо посетить всякому, кто не хочет упустить возможность запечатлеть в своей душе великолепную картину».

Нас приветствует красно-белый маяк. Мы подходим к маленькой современной пристани и получаем место у гостевого причала. Здесь есть электричество и вода, туалет и душ.

Нида – самое интересное место Неринги. Судьба этого курортного городка неразрывно связана с «бродячими» дюнами. Изначально этот поселок находился в пяти километрах к югу, по другую сторону Большой Дюны, там, где сегодня начинается Калининградская область. Но потом дома засыпало песком. Вторую Ниду в 1675 году построили на берегу залива. Но и ее также засыпало песком. Лишь в 1730 году поселок был перенесен на то место, где он находится сейчас.

Поколение за поколением местные жители, в основном рыбаки, создавали здесь свой микрокосм. В поселке, который до 1919 года принадлежал Германии, люди жили в уединении, говорили по-куршски и бережно сохраняли свою культуру.

Вот мимо нас проходит деревянная лодка с коричневыми парусами. Длина – примерно 11-метров. Из характерных особенностей – массивный шверт. Шкипер спускает хлопчатобумажный парус, я любопытствую, не является ли его лодка настоящей куреной? «И да и нет, – отвечает он, приглашая меня на борт. – Мы с отцом в 1991-м вытащили одну курену из ила, но она была такая гнилая, что спасти ее было невозможно, нужно было все переделывать. И другие курены вокруг – тоже новодел».

Говорят в Ниде по-литовски, по-русски и по-немецки.

Большинство домов находятся в хорошем состоянии – восстановлены, отреставрированы. После признания независимости Литвы здесь начался туристический бум: каждый стремился обзавестись летним домом в Ниде. А положил начало этой традиции Томас Манн, посещение его дома входит в обязательную программу любой поездки.

Читайте также  Меланезия как она есть: практика пилотажа

Закономерный вопрос: почему немецкий писатель, которому и так от дома до моря было рукой подать, решил обзавестись летней резиденцией в расположенной в 700 километрах от его Любека и принадлежавшей тогда Литве Ниде? Молодая девушка в местном музее знает ответ: «В 1929 году Томас Манн посетил Ниду и… влюбился в местные песчаные дюны. В конце того же года он получил Нобелевскую премию и смог позволить себе большой летний дом. Построен он в стиле старых деревянных рыбацких домов – с соломенной крышей и двумя перекрещивающимися лошадиными головами на коньке».

Девушка ведет нас в кабинет писателя, из которого открывается великолепный вид на залив. «С женой и тремя младшими детьми Томас Манн провел в Ниддене три последних спокойных лета, с 1930 по 1932 год. В следующем году нацисты вынули его эмигрировать в Швейцарию. В Нидден он больше не вернулся».

Нида – самая южная точка нашего маршрута. По другую сторону дюн – Россия. Пересекать границу в рамках нашей небольшой поездки слишком обременительно. Поэтому мы идем параллельно границе на запад – туда, где в залив впадает Неман. Самый широкий и глубокий его рукав называется Атмата, и по нему можно пройти на яхте почти 14 километров до городка Русне. Рядом с маяком Атматы мы под мотором заходим в дельту. Вокруг, сколько видит глаз, заросли камыша. То тут, то там на возвышенностях между старыми ивами стоят дома с соломенными крышами.

Через четыре километра по правому борту появляется поселок Уостадварис. У пристани несколько рыболовных катеров, лодок и гоночный катер из Клайпеды. Напротив пристани на север идет канал под названием Миния, который доходит до деревни Минге. Туда мы и направляемся на этот раз под парусом.

Камыш колышется на ветру. От тишины и нетронутости пейзажа захватывает дух. Здесь живут дикие лебеди, гуси, утки, аисты и бакланы.

Вот и Минге, типичная «уличная» прусская деревушка, только улицу здесь заменяет река. По обеим сторонам канала – рыбацкие домики, каждый с причалом.

На яхте мы заходим прямо в деревню и швартуемся в небольшой гавани. Плавучая сауна неподалеку от нас не прельщает, чего не скажешь о туристической усадьбе «Мингес Экзотика» на противоположной стороне канала. Рыбак, который управляет ею, приезжает за нами на своей лодке. Небо затягивают тучи, но терраса под навесом, так что начавшийся дождь нас не беспокоит. Мы единственные гости. Дочка рыбака жарит судака со свежими грибами и картошкой со своего огорода. Просто, но вкусно.

Утро нас радует солнцем. Мы возвращаемся из дельты в залив. Издалека дюны сверкают золотом. На горизонте появляются башни Клайпеды, мы наслаждаемся последним днем на воде. Не буду спорить, Куршский залив не потребует напряжения сил даже у самого неопытного яхтсмена. Но здесь он почувствует себя не только шкипером, но и настоящим первооткрывателем. А это дорогого стоит.

Опубликовано в Yacht Russia №11 (58), 2013 г.

Информация для путешественников

Куршская коса – единственное место в Литве, где можно ходить под парусом. На побережье очень много пляжей, однако нет ни одной гавани, в которой можно было бы укрыться в случае непогоды.

Читайте также  Французские Карибы под голландским соусом

Как добраться
Самолетом

Прямых авиарейсов в Клайпеду из Москвы нет, но в 25 км от города находится международный аэропорт Паланги, куда летают самолеты из российской и литовской столиц. Из Гамбурга через Ригу в Палангу летают самолеты Air Baltic.

Автотранспортом
Из Вильнюса можно доехать по автостраде Е-85 (330 км), из России (Калининграда) – по Куршской косе (КПП – в Ниде). Также из Вильнюса и всех крупных городов Литвы до Клайпеды ходят автобусы. Автовокзал находится рядом с центром города.

Поездом
Поезда в Клайпеду приходят из Вильнюса, Каунаса, Кретинги и Шауляя. Железнодорожный вокзал находится недалеко от центра города рядом с автовокзалом.

По морю
Клайпеда – единственный порт в Литве. Терминал для приема круизных судов находится в самом центре города, международный паромный терминал – в 18 км от центра города. Паромы в Клайпеду (www.dfdseaways.de) приходят из немецких Киля (22 часа, 38 евро с человека, двухместный номер плюс место для автомобиля за 164 евро) и Засниц. (19 часов, 38 евро с человека, двухместный номер плюс место для автомобиля за 214 евро).
Чартер
Молодая литовская компания Gosail (gosail.lt) сдает в чартер яхты Sun Odyssey (модели 36i–409i). Odyssey 36i, на который ходили мы, предназначена для круизов по заливу, ее осадка 1,47 м, так как на ней установлен короткий киль. Стоимость недели – 2086 евро. Также можно взять лодку на день – с понедельника по четверг за 232 евро в день, с пятницы по воскресенье – за 290 евро.

Карты и литература
Й. Хейнрих Küstenhandbuch Polen und Litauen. Изд. Edition Maritim. 29,90 евро.
Spoortbootkarten, выпуск 13: Stettin bis Klaipeda. Изд. Delius Klasing. 69,90 евро.
Merian live: Litauen – Kursche Nehrung. Изд. House Media. 6,90 евро.

Самые интересные и красивые места

Клайпеда
Там, где раньше был крепостной ров старого орденского города, сегодня находится марина с электричеством, водой, туалетом и душем. Она расположена рядом со Старым городом, в нескольких шагах от пешеходной зоны. Рядом с мариной множество торговых точек, ресторанов, несколько казино и ночных клубов и… главный офис чартерной компании Gosail.

Йуодкранте
Этот поселок, вытянутый по Куршской косе, привлекает внимание большим причалом, к которому можно пристать. К северу от поселка залив слишком мелок для крупной яхты. В этом любимом туристами месте открыта прелестная выставка скульптур.

Нида
Туристический центр Куршской косы, небольшая деревня с удобной пристанью недалеко от российской границы. Отсюда за 15 минут можно дойти до Большой Дюны, с который открывается прекрасный вид на южную часть залива. В десяти минутах ходьбы на север находится летний дом Томаса Манна (открыт ежедневно с 10:00 до 17:00).

Минге
Старое прусское рыбацкое поселение в дельте Немана. Будьте внимательны: к северу от этого места на высоте 9 м над рекой протянуты линии электропередач, и это не указано на карте! К югу от деревни расположен яхт-клуб, в котором можно остановиться – тут есть электричество, вода, туалет с душем и сауна. На другом берегу канала находится хороший рыбный ресторан. Его хозяин может подобрать вас на своей лодке.