Из Полинезии в Меланезию: практика пилотажа

Таити – острова Кука – острова Тонга – Фиджи











Текст Виктора Панжина

За долгие годы странствий по атоллам и островам Южного океана я сделал для себя два вывода: в этих местах необходимо иметь длинную якорную цепь и мощный подвесной мотор для динги. Потому что, в отличие от Карибского моря, здесь все серьезнее, глубже и дальше. Поэтому хорошая десятимиллиметровая цепь длиной в 60 и более метров, а также Yamaha в 15 и более лошадиных сил – две вещи, на которых экономить не стоит. Вы спросите: «Почему именно Yamaha?» Ответ прост: рыбаки всех стран и народов используют именно этот мотор, и как следствие для их ремонта проще найти и нужного специалиста, и запчасти.

Итак, вы на Таити.

Этот остров одновременно и конечная цель пути из Америки, и начальная точка дальнейшего путешествия по Океании.Дальше, вплоть до Фиджи (примерно 1500 миль от Таити), лучшей возможности отремонтироваться, найти нужные запчасти или запастись провиантом не будет.

Так что не спешите отправляться в дальний путь, тем более что, не осмотрев острова Сообщества, нельзя сказать, что вы действительно увидели Французскую Полинезию.И хотя туризм здесь очень развит, отели и прочая инфраструктура органично вписываются в эти экзотические места, а размеры островов Сообществатаковы, что позволяют найти много уединенных мест для яхтсменов. Например, острова Муреа, Хуахине, Тахаа имеют удобные якорные стоянки, на которых можно жить неделями и месяцами. Это же относится к островам Раятеа и Бора-Бора, хотя и с одним уточнением: стоянки тут глубоководные– 20 м и более.

Особов этом ряду стоит атолл Маупити с его сложной навигацией при входе в лагуну. В узком проливе, соединяющем такую жеузкую лагуну с океаном,идет непрекращающаяся борьба волн и течений. Наивысшие фазы прилива и отлива, в теории являющиеся самым спокойным временем для прохода в лагуну, на практике не всегда таковы.Поэтому перед заходом шкиперу необходимо визуально оценить ситуацию и уже исходя из этого принимать решение. То же самоерекомендуется проделать перед заходом в лагуну атолла Мопелия, славящуюся «стоячими» волнами в проливе. 

Спасибо Куку!

Однако пора в дорогу. Так вот если вы готовы к «броску» на один из ближайших атоллов островов Кука, то желательно пройти все таможенные формальности еще на Бора-Бора, а потом, если позволит погода, ненадолго зайти на тот же Маупити.Если же погодные условия будут складываться неблагоприятно, лучшене терять времени и сразу проложить курс на острова Кука.Средняя продолжительность пути – 5–6 дней.

И тут возникает вопрос: какое направление выбрать – северное или южное?

Для тех, кто решил идти к северной группе островов Кука, главной целью является атолл Суворов.

Проход между рифами в лагуну атолла находится в северной его части. Проход широкий, без подводных препятствий и достаточно глубокий (5 м в самом узком месте). Якорная стоянка находится с подветренной стороны Якорного острова. Глубина от 12 до 25 м. Дно – песок и кораллы. Поэтому желательно, после того как будет брошен якорь, нырнуть с маской и ластами и убедиться, что он попал на песок. Это рекомендуется еще и потому, что якорная стоянка открыта западным и южным ветрам, которые разгоняют довольно большие волны. Для яхт на якоре они представляют немалую опасность, поэтому при усилении ветра лучше покинуть стоянку и выйти в открытый океан, чтобы переждать непогоду. На атолле Суворов до сих пор сохраняется большая популяция кокосового краба, в просторечии именуемого «пальмовым вором», и местные рейнджеры с удовольствием угощают им заезжих яхтсменов. А их в лагуне порой собирается столько, и стоят они здесь так долго, что впору вести речь о настоящей яхтенной коммуне. И еще момент. Так как атолл Суворов является национальным парком, то нигде, кроме вышеуказанной якорной стоянки, бросать якорь не разрешено. Также на атолле нет возможности утилизировать мусор, поэтому каждая яхта, прибывающая сюда, обязана впоследствии забрать весь свой мусор с собой.

Одним из преимуществ северного направления для яхтсменов может служить тот факт, что далее по этому маршруту – Паго-Паго, административный центр Американского Самоа. Там можно найти хороших специалистов и все необходимые запчасти для ремонта яхты, а также закупить дешевые американские продукты в местных супермаркетах. Кстати, якорная стоянка в бухте Паго-Паго является одной из самых безопасных, что при резком ухудшении погодных условий может иметь немаловажное значение.

Другая составная часть архипелага – Западное Самоа. Это два громадных острова. Увы, их рельеф не дает надежной защиты яхтам при неблагоприятных погодных условиях, а глубины рядом с берегом для небольших яхт чересчур большие.Пожалуй, наилучшим местом, где можно оставить яхту в безопасности и попутешествовать по островам, может служить залив Апиа.

Отсюда можно идти к островам Тонга….

Однако мы ушли далеко вперед, позабыв о направлении на юг. Давайте вернемся в исходную точку, на Бора-Бора.

Случается, что яхтсменам хочется как следует осмотреть острова Кука. Тогда этот осмотр лучше начинать с южной группы островов, постепенно продвигаясь на север. Там есть на что посмотреть. А вот посещение столичного острова Раротонга можно рекомендовать разве что тусовщикам, не в полной мере насладившимся прелестями ночной жизни Папеэте, столицы Таити. В остальном Раротонга для яхтсменов, ценящих безопасную и надежную якорную стоянку, да еще вдали от портового шума, не представляет большого интереса.

Вообще, направляясь в сторону южной группы островов Кука, обычно имеют целью атолл Аитутаки – остров-сад с очень узким и мелководным (1,5м) проходом сквозь рифы к пирсу.Отсюда, двигаясь дальше на запад, можно остановиться на атолле Палмерстон.

Читайте также  Кулинарный вояж, или Рыба по четвергам

В хорошую погоду якорь можно бросить на внешнем рейде, опять же проследив, чтобы он зарылся в песок. Хотя кораллов здесь намного меньше, чем на «суворовском» атолле, но бдительность не помешает. Итак, бросить якорь – и окунуться в удивительную жизнь островитян, прародителем которых был плотник из Англии по фамилии Марстерс, разработавший сложную схему родственных отношений для потомства своих трех полинезийских жен,чтобы уберечь их от вырождения.

В двух днях пути на запад от Палмерстона находится остров Ниуэ.Представьте коралловый блок размером 16 на 20 км, вот это и есть Ниуэ. Каменистое дно исключает надежные якорные стоянки, но местные жители нашли выход, соорудив несколько надежных мурингов. Позаботились они и о динги: стоит им причалить, их тут же выитаскивают на пирс, а промедлишь – разобьет о камни. На островемного гротов и пещер, и здесь вы впервыевстретите (как встретил я) ядовитую плоскохвостую морскую змею,распространенную во всей западной части Южного океана. Но не пугайтесь, для человека она не представляет опасности, так как голова ее настолько мала, что змея не может охватить даже мизинец младенца.

Так, продвигаясь на север или на юг островов Кука, рано или поздно вы окажетесь на территории королевства Тонга, в ее северной части – группе островов Вава'у.

ПограничныеТонга

Кроме северной группы острововВава'у в королевство входят центральная группа островов Хапа'и и также южная, со столицей Тонга'тапу.И хотя Тонга – это все еще Полинезия, однако здесь вы впервые поймаете себя на мысли, что та самая, настоящая Полинезия, которую вы познали на Таити, островах Кука и Западном Самоа, осталась за кормой, и сейчас вы на пороге нового мира – Меланезии.

Королевство Тонга лежит на границе, и если формально его жители являются представителями полинезийского этноса, то на практике в них много от меланезийцев. Это проявляетсяи в культуре, и в манере одеваться, и во внешнем облике. Резные изделия из дерева имеют схожие с меланезийскимиорнаменты.Танцы– более статичны, чем в Полинезии.Мужчины носят юбки, как на соседнем Фиджи. Коренных обитателей Тонга –как женщин, так и мужчин –отличает довольно густой волосяной покров на лице, полностью отсутствующий у полинезийцев.

Излюбленные места яхтсменов на архипелаге–северная и центральная группы островов.

Хапа'и– это живописные небольшие острова, где тонганцы до сих пор ведут традиционный общинный образ жизни.К сожалению, якорные стоянки там не имеют естественного прикрытия от непогоды с запада, поэтому, находясь на Хапа'и, нужно с удвоенным вниманием относиться к сводкам погоды.

В отличие от них северная группа –Вава'у– идеальное место для тех, кто решил остаться в этих водах надолго, да хоть на целый год.

Залив Refuge Harbour (порт «Убежище») – единственное место в Южном океане, где ваша яхта имеет шанс уцелеть, даже если прямо над вашей головой пронесетсяураган. И приличные размеры лагуны, и окружающий ее живописный ландшафт, напоминающий фьорды, и скопление островов вокруг –все это можно отнести к достоинствам Вава'у. К тому же местный аэропорт имеет ежедневное сообщение с Тонга'тапа, откуда, в свою очередь, можно вылететь в любую точку земного шара.

Между прочим, на местном базаре можно купить лучшую тонганскую расписную «тапу» – универсальное покрывало на все случаи жизни, а южной «зимой» в воды Вава'у заходят киты-горбачи. В общем, тут есть все, что так любимо яхтсменами. И не стоит удивляться, что здесь, как на Таити или Фиджи, запросто можно встретить давних знакомых по якорным стоянкам. Красота, как известно, манит…

К особенностям Тонга следует отнести правила таможенного оформления. В отличие от стран с достаточно «вольными» таможенными правилами, в которых нам довелось побывать по пути из Панамы, здесь, на Тонга,все значительно серьезнее. И это при том, что в отсутствии доброжелательности местных чиновников не упрекнешь, да и проходит оформление не в офисе офицера таможни, а непосредственно на борту яхты.Заканчивается процедура взиманием таможенного сбора, который необходимо уплатить в паан'га, – тонганских долларах. Вот их-то у вас может и не быть, и даже скорее всего не будет. Хождения за пределами страны тонганские доллары не имеют, а сойти на береги обратиться в банк, не оплатив таможенный сбор, вы не имеете права. Единственный выход из положения – обратиться за помощью к соседям по стоянке, которые уже прошли эту процедуру, чтобы они одолжили вам толику местных купюр. И будьте уверены, вам не откажут, как впоследствии, уверен, не откажете вы пришедшим за вами.

Фиджи против Новой Зеландии

От островов Тонга можно идти на запад – там Фиджи, и на юг, в Новую Зеландию. Выбор за вами. А сделать выбор придется – впереди окончание сезона навигации в Южном океане (ноябрь) и начало сезона ураганов (декабрь-март).

Если вы намерены на следующий год вернуться в эти места, ваша главная задача –сберечь свою яхту. Для этого надо либо отправиться в Новую Зеландию, либо укрыться на Фиджи.

Преимущества первого варианта – возможность познакомиться в замечательной страной, а в случае необходимости и заработать денег. Законодательство Новой Зеландии позволяет нерезидентам иметь временную работу, а в доках и маринах этого государства всегда можно найти подработку любому специалисту, поскольку каждый яхтенник-кругосветник– универсальный специалист, владеющий знаниями и механика, и электрика, и маляра, и радиста, и даже фельдшера. А иначе и быть не может: возникни посреди океана у вас на борту вашей яхты какая-нибудь техническая проблема, рассчитывать вам придется только на себя.

Читайте также  Притяжение мыса Горн

Путь в Новую Зеландию лежит через рифы северной и южной Минервы, где насеверном атолле многие яхты делают остановку. Почти круглой формы атолл имеет проход в лагуну в северо-западной части.Практически невидимый издали риф во время отлива обнажает коралловые «головы» по всему диаметру, все не так опасно, как может показаться. Здесь, на берегах непризнанного микрогосударства, яхтсмены готовятся к последнему броску в страну киви.

О втором варианте. Его, к слову, предпочитают большинство яхтсменов, которые за годы путешествия успевают настолько полюбить тропические острова, что перспектива оказаться в холодных сороковых их категорически не устраивает. Вот почему они идут дальше на запад –наФиджи. Тем более что в последние годы острова Фиджи могут предложить яхтсменам и место для длительной стоянки яхт в безопасном месте на берегу, и хорошо подготовленный персонал по обслуживанию яхт, и опять же возможность подзаработать во вновь открывающихся маринах. К тому же, воспользовавшись услугами международного аэропорта, отсюда можно слетать на родину, да и в ту же Новую Зеландию, чтобы исследовать ее не под парусом, а на колесах. Одного не может гарантировать Фиджи –отсутствия ураганов.

Строгости Лау

Если навигация от Таити до Тонга не представляет особых трудностей, чему способствуют попутные ветра,а какие-либо естественные препятствия в виде рифов и отмелей и вовсе отсутствуют, то во время(время в пути два-три дня)перехода с Тонга на Фиджи яхтсменам необходимо преодолеть на своем пути группу островов Лау.

Так как эта группа островов не оборудована маяками, проходить их в ночное время опасно. И вновь у яхтсменов два варианта: либо так подгадать по времени, чтобы подойти к группе Лау с утра и миновать ее за один световой день, либо обогнутьЛау с юга, пройдяпроливом между атоллами Тотойя и Матуку (лишь на этом острове утановлен маяк).

К сожалению, законы Фиджи не разрешают останавливаться на внешних островах, пока таможенной и иммиграционной службами в Суве, Лаутоке или Саву-Саву не будет оформлена процедура въезда на территорию Фиджи. Доэтого остановка на островах Лау считается незаконной. Более того, вожди островов информируют центральные власти о фактах захода яхт, не прошедших процедуру регистрации. В прошлом это оборачивалось крупными штрафами для шкиперов, поэтомутак рисковать сегодня никтобольше и не пытается.

Острова Лау исторически являются местом, откуда происходят все руководители государства Фиджи, и вожди Лау желают сохранять на островах уклад жизни, который был и двести, и триста, и более лет назад. Однако давайте представим невероятное: вы получили в Суве, в министерстве внутренних дел, разрешение на посещение островов Лау. Все равно сделать это будет совсем не просто, хотя расстояние до группы островов Лау составляет всего 100–120 миль, потому что идти предстоит с запада на восток, против ветра и течения.

Если вы все же добрались до Лау, не радуйтесь раньше времени. Во-первых, не все атоллы этой группы имеют пригодные для захода яхтпроходы между рифами. А во-вторых,далеко не все вожди атоллов согласны пригласить чужеземцев к себе в гости.К числу относительно легкодоступных, пожалуй, относятся лишь атоллы Фулкана и Онкеа. По дороге к ним из Сувы можно сделать остановкуна атоллах Матуку, Моала или Тотойя. Внимание: о намерении посетить эти атоллы необходимо указать в официальном прошении о посещении островов Лау.

И напоследок: не забудьте прихватить с собой побольше порошка кава-кава, лучший подарок для местных вождей. Кава-кава –это порошок из корня перцовых кустов, обладающий легким дурманящим действием. Разводится порошок в обычной воде и с удовольствием потребляется фиджийцами, а вождями – в особенностями.

Также для жителей атоллов можно взять с собой в качестве подарков различные бытовые мелочи.Впрочем, эта рекомендация действительна для всей территории Фиджи.Где бы вы ни останавились, на рейде в любой деревушке вы должны навеститьее местных вождей, передать им подарки и получить благословение на пребывание в их водах. Ваша искренность и доброжелательностьшироко откроет двери в души островитян.

Сува или Саву-Саву

Итак, оказавшись в водах Фиджи яхтсменам, прибывающим с востока, необходимопройти все таможенные и иммиграционные формальности либо в Суве, на острове Вити-Леву, либо в Саву-Саву на острове Вануа-Леву.

К плюсам Сувы можно отнести сам фактор большого города с вытекающими отсюда возможностямипо обеспечению всем необходимыми яхты, и команды. Кроме того, если вы интересуетесь резьбой по дереву, то столичный рынок дает наилучшую возможность ознакомиться с этим искусством, а в Музее истории Фиджи – с местной культурой.

К сожалению, минусов тоже хватает.Напротив местного яхт-клуба расположена тюрьма.И не пустая, как это привычно для Полинезии.Согласитесь, не самое приятное соседство. Кстати, советую внимательно следить за динги и подвесным мотором, потому что беспечность чревата тем, что вы останетесь без того или другого или без того и другого вместе.

Грунт в акватории залива из-за скопления на дне всевозможного мусора – старых якорных цепей, листов металла, остатков лодок и прочего–не располагает к долговременной стоянке. При сильном южном ветре совсем немаленькие волны могут снести яхту как раз из-за плохо держащего якоря.Выброшенные яхты и лодки – довольно распространенное явление в здешних местах.

И еще минус: наличие рядом крупного морского порта, мусорозавода и русла реки, несущей с гор мутную коричневую воду, дополняют не самую радостную картину.

Вот почему, управившись с бытовой стороной жизни и удовлетворив любопытство знакомством с местной культурой, яхты поскорее уходят на запад острова Вити-Леву или на остров Кадаву.

Читайте также  По Огненной Земле

Что касается Саву-Саву на острове Вануа-Леву, то этот городок готов обеспечить яхтсмена живописной и безопасной якорной стоянкой, а также вполне приличным яхтенным сервисом.Кроме того, сам остров очень красив и окружен коралловым рифом. Несколько недель жизни в спокойных водах за рифом – о чем еще большем может мечтать яхтсмен? Замечу к месту, что здесь, в водах Вануа-Леву, долгое время проводил исследования Жак-Ив Кусто на своем «Калипсо», и сегодня несколько дайв-клубов Саву-Саву продолжают осваивать его наследие.

К сожалению, вода у береговобоих самых больших островов Фиджи бурого цвета.Причина описана выше – множество горных рек, впадающие в лагуны островов. Но так ведь не бывает, чтобы всегда все было хорошо.

Все любят Мамануку

Чтобы успеть сполна использовать лимит времени, отведенный иммиграционной службой для яхтсменов,экипажи ищут удобные стоянки и красивые пейзажи на внешних архипелагах Фиджи.

Иммиграционная служба на Фиджи строга, отводя яхтсменам лишь четыре месяца на пребывание на островах. После этого команде яхты необходимо их покинуть. Если она покидает их на яхте, то возвращение в воды Фиджи возможно лишь не ранее чем через шесть месяцев. Если яхта остается в марине Фиджи, топо возвращении экипажа отсчет срока пребывания начинается заново.

Самые любимые яхтсменами внешние архипелаги Фиджи – это Маманука и Ясава. Тем более что в отличие от островов Лауна их посещение не требуется особого разрешения.

Удобная якорная стоянка есть на атолле Малоло-Лаилаи. Правда, глубина в лагуне достигает 20–30 м, что не позволяет встать на якорь небольшим яхтам, но на этот случай установлены платные муринги.

На берегу Малоло-Лаилаисгрудились несколько отелей, небольшой музей, радиостанция, поодаль расположена взлетно-посадочная полоса.На этой стоянке можно провести не одну неделю, развлекаясь подводной охотой. Во время отлива рифы по периметру атолла обнажаются словно лишь для того, чтобы вы могли совершить прогулку по морскому дну в поисках съедобных или редких экземпляров ракушек.

АтоллМанатоже имеет глубоководную лагуну.Проход в лагуну довольно узкий, но хорошо обозначен буйками. В лагуне нет мурингов, и если дует сильный ветер, яхты стараются занять место подальше от рифа, на глубине в 15–20 метров. Благо дно здесь песчаное, и якорь держит хорошо. Зато при спокойной погоде можно подойти к самой кромке рифа, бросив якорь на глубине два-три метра. Но здесь дно лишь припорошено песком, а за твердую коралловую породу якорем не зацепиться. Фактически яхты удерживаются лишь за счет тяжести цепи, и при ухудшении погоды их начинает сносить.

На Мане одна-единственная деревушка и единственный, но довольно большой курорт, специализирующийся на гостях из Японии.По вечерам там устраиваются развлекательные программы, на которые приглашаются и яхтсмены. Пешком атолл можно обойти за день. Взобравшись на самый высокий холм, можно увидеть остров Вити-Леву. А на берегу атолла стоит церковь с алтарем, смотрящим на лазурные воды лагуны. Все тихо и безмятежно. Поистине на Фиджи время течет по особому расписанию. «Фиджи тайм», как говорят сами аборигены.

Прямой конкурент архипелага Маманука – острова Ясава, которые лишь десять лет как правительство Фиджи открыло для яхтсменов.Все острова гористые, видны издалека. Коралловые рифы, обрамляющие их, позволяют близко подойти к берегу. Много удобных бухт для якорных стоянок, правда, большинство из них с глубинами от 15до 30 метров.

Самая известная якорная стоянка – у Черепашьего острова, в так называемой Голубой лагуне. Это название прилипло к заливу после съемок знаменитого фильма.Вход в лагуну возможен либо с севера, либо с юга.Якорная стоянка на глубине в 5–10 м весьма комфортна, тем более что она хорошозащищена от ветра и безопасна даже в случае небольшого шторма.

От архипелага Ясавадо Лаутоки – ближайшего порта на острове Вити-Леву, где можно провести таможенные формальности, чтобы покинуть Фиджи,–60 миль на запад. В окружении атоллов и против ветра это два дня пути. Об этом следует помнить, потому что острова Ясава обладают магической особенностью своей красотой не отпускать от себя яхтсменов.

Но если спешить вам некуда, если вы намерены провести «зимовку» на Фиджи, то можно еще заглянуть на острова Овалау ипосетить первую столицу Фиджи– городЛевука, где сохранилось много построек в колониальномстиле XIX века.Можно сходить и на громадный коралловый риф Астролябия, что на острове Кадаву.Что касается навигации, то в водах Фиджи она не представляет больших сложностей, особенно если у вас уже есть опыт знакомства с атоллами Туамоту, если вы умеете ходить узкими проливами и по мелководью и отслеживаете время приливов и отливов.

*  *  *

Однако пора подумать о стоянке на время ураганов. Наилучший вариант – марина VudaPoint недалеко от города Нанди, туристического кластера Фиджи.Здесь находится большинство отелей – от «пяти звезд» до хостелов, здесь и международный аэропорт.Сама марина расположена довольно далеко от города, но их связывает регулярное автобусное сообщение.На территории марины можно выполнить многие ремонтные работы.Там есть подъемник для однокорпусных яхт и «приглашенный» кран для катамаранов. Сама марина представляет круглый бассейн, к краям которого пришвартованы яхты. На время ураганов яхты фиксируются якорными цепями в центре марины, а единственный пролив, соединяющий марину с заливом с приближением урагана, заваливается камнями.

…Мы улетали с Фиджи, зная, что через полгода снова поднимем паруса и пойдем дальше – к Новой Каледонии.

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №9 (67), 2014 г.