Стрижка под ноль

Перед тем как спустить яхту на воду, задумайтесь, не слишком ли вы обросли. Ракушки и водоросли могут радовать лишь биологов и экологов, для яхтсменов же они сущее наказание. И вид не тот, и скорость не та, а еще осмос, ржавчина, в общем, все тридцать три «удовольствия». А раз так, то с обрастанием корпуса надо бороться самым решительным образом, и прежде всего с помощью противообрастающих красок. Однако и в нанесении их, и в сохранении красочного покрытия есть немало тонкостей. А где тонкости, там и вопросы, на которые мы постараемся ответить.



Текст Виталия Тимофеева

Первым делом нужно определить, нуждается корпус в покраске или еще один сезон можно не беспокоиться о его защите, ведь производители современных противообрастающих красок, именуемых антифулингом, заявляют, что те могут держаться два сезона. Допустим, однако, что… да, пора, время пришло, надо приниматься шкурить. Что ж, вперед!

Вы шкурите, спрятав глаза за защитными очками и укрыв рот респиратором, вокруг клубится пыль, а со стороны за вами мрачно наблюдают соседи, чьи лодки покрывает слой цветастой пыли.

Другой сосед ломает голову над тем, была ли его яхта покрыта необрастайкой как таковой, и если да, то какой именно. Яхту он купил с рук, с бывшим владельцем контактов не поддерживает, так что с «биографией» своего судна он знаком весьма смутно.

Помогите человеку! Дайте совет. Если яхта провела сезон без антифулинга, то она сплошь покрыта засохшими слизью и водорослями. Если же необрастайка присутствовала, то растительность и живность в виде ракушек появилась на корпусе лишь частично и местами и вероятнее всего там, где действие ультрафиолета было сильнее всего. А вот с тем, какой тип покрытия был применен, могут возникнуть трудности даже у людей с опытом.

В принципе антифулинг делят на четыре группы.

Читайте также  Уходим завтра в море – экзамен для яхты

1. Твердый антифулинг, в котором токсичный материал смешан с основой (смолой); эта необрастайка сходит с корпуса постепенно, по мере того как слой становится пористым.

2. Разрушающиеся покрытия, где яд также смешан (или химически связан) со смолой, но со смолой водорастворимой, и потому такое покрытие отделяется в течение одного сезона; весьма распространены самополирующиеся покрытия такого типа.

3. Тонкие покрытия, которые наряду с токсичным материалом содержат такие компоненты, как тефлон или его аналоги, которые уменьшают поверхностное натяжение на окрашенной поверхности, что, кстати, препятствует появлению различных дефектов на корпусе.

4. Особые формы твердых антифулингов на эпоксидной основе.

Так вот если антифулинг даже на ощупь грубый и шершавый, то он твердый либо эпоксидный. Если корпус гладкий, то покрытие явно тонкое. Но если случится такое, что вы протерли покрытие влажной губкой и оно вскоре изменило цвет, то с высокой степенью вероятности можно утверждать, что это покрытие разрушающееся.

С вашей помощью сосед по стоянке приходит к выводу, что, да, необрастайка присутствует и, мало того, она вроде бы еще очень даже ничего. Но насколько «очень даже», это вопрос. Его вам и задают: нужно наносить новый антифулинг или сезон и этот продержится?

Ответив положительно, вы можете ввести человека в ненужный расход. Действительно, быть категоричным тут сложно. Твердые антиобрастающие покрытия можно обновлять раз в два года и даже реже, частоту обновления подскажет уровень обрастания водорослями. Но это лишь в том случае, если качество краски высокое и это не подделка, а то бывает, что и «твердое» (кавычки тут более чем уместны) покрытие не выдерживает и сезона.

Особо надо заметить, что определенная сложность возникает, если краску (разумеется, из лучших побуждений) наносили из года в год слой поверх слоя. Чтобы удалить такое покрытие, придется потратить много труда и массу ругательств. А на зачищенный корпус лучше нанести слой грунта и самополирующейся краски, который за сезон растворяется почти полностью, так что и вопросов никаких не возникает.

Читайте также  Малый крейсер: трудности выбора, вопрос качества

Просветив соседа, вы возвращаетесь к своей яхте и работе над ней. Причем это уже не первый этап. Все началось тогда, когда, подняв лодку из воды и отмыв ее с помощью «идеального» моющего средства, вы обнаружили в некоторых местах колонии водорослей. Разумеется, вы не стали ждать, пока корпус высохнет, а сразу вооружились шпателем и шкуркой. Надо действовать расторопно, пока антифулинг еще мягкий, податливый, а ракушки и водоросли еще не превратились в ломкую и неуступчивую коросту. Увы, трудоемкая процедура зачистки занимает достаточно много времени, поэтому ближе к ее окончанию налет все равно высохнет, или по крайней мере его остатки. Как бы то ни было, оставлять на корпусе присохший налет нельзя, поэтому – шкурка и еще раз шкурка.

И вот – похвалите себя – работа близится к концу, вы сошкурили все подчистую. Нет-нет, конечно, кое-где что-то осталось, но проявлять излишнее усердие – это создавать себе еще и проблему шпатлевки. Вам это не нужно, вы не переусердствовали, более того, похвалите себя еще раз: вам известен тип антифулинга, которым был покрыт корпус. Это важно, поскольку речь идет о совместимости красок. Ни один продавец или дилер не даст 100-процентную гарантию удачного смешения разных красок, при этом каждый отметит, что в товарной линейке различных фирм есть «продукты», так называемые разделительные (блокировочные) грунты, которые позволяют наносить один слой краски поверх другого. Но что из этого выйдет на практике, показать может лишь время. Другими словами, вы можете поставить опыт, но помните, что это чревато. Может, все же лучше сошкурить все подчистую? Впрочем, у вас нужды в эксперименте нет, вы просто воспользуетесь той же краской, что и два года назад, таким образом со всех сторон обезопасив себя. Ну и корпус своей яхты, естественно.

Читайте также  Танцы двумя корпусами

Другой вопрос, что вам, возможно, захочется еще более облегчить себе жизнь на будущее и вместо привычного твердого антифулинга на сей раз вы нанесете на корпус самополирующиеся покрытие. Оно рассчитано ровно на сезон, к его концу оно просто исчезает, так что о совместимости красок вам думать точно не придется.

Особое внимание уделите особо уязвимым местам, а именно рулю и винту. По окончании сезона они просто не могут не обрасти, поскольку краска с них смывается значительно быстрее. Руль надо зачистить, остатки растительности и следы налета удалить раствором уксусной эссенции (лимонной кислоты), затем слегка «полирнуть». После этого все покрыть антифулингом. В данном случае применяется антифулинг твердый, поскольку саморазрушающиеся покрытия тут не годятся: слой краски должен быть очень толстым, ведь из-за высокой скорости водного потока она будет быстро сходить. Также надо быть особенно осторожным при обработке алюминиевых деталей (подвесные моторы, приводы типа Sail-drive, перья рулей), так как обычный антифулинг, содержащий медь, спровоцирует быструю и сильную коррозию; тут следует применять специальные, безопасные для алюминия необрастающие покрытия. А некоторые владельцы яхт применяют особые полироли, иногда на силиконовой основе, иногда на природных жирах. И не без успеха, который в значительной степени зависит от местных условий.

…И вот большая работа подошла к концу. Лодка как новенькая. Краска легла идеально. И лишь одно огорчает, впереди еще много всякого-разного, что нужно сделать, готовясь к сезону, прежде чем яхта коснется воды. Но все труды стоят того!

Опубликовано в Yacht Russia №4 (62), 2015 г.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru