Шхеры — дружелюбные скалы

Плавание по шхерам – мечта многих яхтсменов, ведь ни одно другое путешествие по Балтийскому морю не может сравниться с ним. Мы расскажем, как обычно проходит такое путешествие, на что следует обратить внимание и что нужно иметь на борту яхтсмену в этих краях

Текст Лассе Йоханнсена

На Рёдлёге неуютно. Во внешних стокгольмских шхерах свистит ветер порывами до шести баллов. Еще с утра пришвартованные яхты тихо покачивались у скал на утреннем солнце, сейчас они совершают пируэты в опасной близи от камней. На палубе все напряжены, капитан звонко ударяет кувалдой по анкерным болтам, людей пробирает страх, следующий порыв ветра может стоить им лодки.

Паника началась только тогда, когда у 34-футовой яхты сломались оба анкерных болта, удерживавших ее на швартовах. Яхта была с наветренной стороны других лодок и стала наваливаться на них.

Экипаж был на нижней палубе, завтракал, когда услышал громкий окрик с берега. Капитан высунулся в проем и с ужасом увидел перед собой корму подветренной яхты.

Дальше все происходило очень быстро. Запустили дизель, женщина стала на руль, капитанотдал кормовой якорь. Это непростая работа, нужно было не положить свой якорь поверх чужих. Наконец вся команда пересела в тузик, чтобы подтянуть яхту ближе к берегу и вновь ошвартовать ее. Только объединенными усилиями удалось избежать столкновения с другими яхтами или скалами.

Два часа спустя все переживания остаются позади. Солнце сушит остров после дождя, нагретый камень источает запах лишайника и болота. Поют птицы, местные моряки вновь направляют свои яхты к скалистым берегам острова. Один из них сидит с чашкой кофе в кокпите и пожимает плечами. «Акак же без этого», – говорит он и посмеивается. Нужно иметь стальные нервы, чтобы управляться с парусами, особенно в этих краях. Камни угрожающе выглядывают из-под воды, надежного перехода на берег не существует. Наш собеседникобъясняетнам причины того, почему именно эти опасности так влекут к себе людей. Ведь каждое лето тысячи парусников направляются именно сюда, и их маршруты пролегают через «каменные воды».

Здесь безумно красиво. Райские местечки расположены близко друг другу, нет больших расстояний. Сосуществование городских портов и природных стоянок стало уже всеобщим достоянием, передаваемым из уст в уста. С какой-то стороны путешествие под парусом здесь даже проще, чем на других акваториях. В первую очередь эти воды хорошо защищены. Даже при очень сильном ветре вода порой остается нетронутой даже легкой зыбью. К тому же камни не меняются с годами. Фарватеры в шхерах не заносятся песком, вехи, отмечающие подводные камни, которые нужно обходить, не исчезают.

Конечно же, есть некоторые особенности, на которые стоит обратить внимание, однако их количество не так уж и велико.

Несмотря на то что большая часть шхер находится в частных владениях, благодаря местному законодательству в этих водах может останавливаться каждый. Но в силу общей скандинавской правовой конструкции на гостей налагаются многочисленные обязанности. Конечно же, нельзя вмешиваться в частную сферу соседей.Разведение открытого огня на скалах запрещено. Кроме того, здесь имеются многочисленные заповедники и заказники, которые отмечены на карте.

Анкерные болты становятся неотъемлемой частью путешествия в этих водах. Они вбиваются в складки камней, возле которых швартуется яхта, на конце должен бытьрым для швартовых.

У подходящего молота или кувалды рукоятка должны быть сделана из железа и надежно приварена.Кувалда с деревянной ручкой здесь ненадежна, дерево может быстро загнить в этом климате. Причем гниение будет происходить там, где оно наименее заметно. В итоге ручка просто развалится в руках.

Впрочем, местные моряки не считают анкерные болты подходящими для швартовки, а предпочитают швартовать свои лодки за деревья или камни подходящей формы, или за рымы, которые в некоторых местах уже давно и прочно заделаны в прибрежные камни. В любом случае, для швартовки они используют длинные концы и заводят их так,чтобы при необходимости их можно было мгновенно отдать.

Читайте также  Полный привод - секреты настройки

Для швартовки в шхерах очень удобны носовые площадки, подогнанные под форму корпуса. Оничасто изготавливаются на заказ. В шхерах практически все яхты оснащены ими.

Кормовое якорное устройство в шхерах тоже незаменимо. Нельзя советовать, какая форма якоря лучше, слишком разнится опыт. Классический тяжелый якорь, однако, не подходит вовсе, но вообще-то предпочтения капитанов различаются от региона к региону. Большую роль играет параллельность якорных концов дну. Это достигается с помощью комбинации синтетических тросов большой длины с тяжелыми цепями перед самым якорем или дополнительными грузами на якорных концах – «поросенками». Здесь действует железное правило – чем конец длиннее, тем лучше. Проверены временем плоские ремни от 30 метров и длиннее, которые устанавливаются в барабан на кормовом релинге. Наряду с малым весом и компактностью у них естьеще то преимущество, что после маневра с поднятием якоря на кормовой части палубы царит полный порядок. Поэтому местные яхтсмены часто и охотно используют такие ремни и в качестве носовых швартовов, для чего держат два подобных барабана и на носу лодки.

Еще одна из необходимых вещей в снаряжении – тузик.

Он пригодится для прогулок по бухте, для промера глубины перед носом или же чтобы сократить дорогу к магазинчику на берегу.

Если вы решили пройти по шхерам, стоит озадачиться лоцией или иным путеводителем. Описание находится на стр. ХХ. Тоже самое касается морских карт. Точное ориентирование является основным залогом безопасного путешествия через «каменную страну», поэтому детальныекарты как можно большего масштаба крайне необходимы. Имеется широкий их выбор: например, официальные шведские атласы для яхтсменов состоят из маленьких отдельных листов форматом 30х42 см, которые нужно очень часто переворачивать. К счастью, в основном они скреплены спиралью, и если разобраться, как расположены карты и как это все работает, то эти атласы кажутся даже удобными.

Шведское издательство Hydrographica специализируется на изготовлении детальных карт для яхтсменов. Они охватывают участки западных и восточных шведских шхер и выпускаютсяв обычном для спортивных судов формате А2,но с масштабом 1:10 000, чем отличаются от изданий других типографий.

Издательство Delius Klasing выпускает карты запада и востока Швеции яхтсменов, они покрывают большую территорию. Посещение шведского западного побережья весьма привлекательная цель, поэтому приобретениекомплекта, пусть он и стоит 70 евро, будет полезным. Карты базируются на официальных источниках шведской гидрогеографической службы Sjöfartsverket. Издательство NV-Verlag также выпускает хорошие карты, но лишь для западного побережья Швеции.

Предпочтение тех или иных карт связано, как уже упоминалось выше, с особенностями региона. Что же касается подводных камней, ни одна карта не даст их точного иподробного описания, но можно считать, что врайонах, где часто проходят парусные яхты, на карту нанесены все или почти всемели, камни и банки.Гидрогеографическая служба, однако, напоминает, что нет абсолютно безопасных мест и нужно соблюдать осторожность на любом участке маршрута.

Кто собирается крейсировать в шхерах, должен тщательно изучить эти места.

Решающим фактом прохождения шхер является не только точное знание своего местоположения, но и сравнение его с тем, что изображено на картах, и с видом окружающей местности. Пройденное место отмечается на карте, в качестве альтернативы можно использовать нанесение карандашом.

Но сегодня на яхтах почти всегда имеются карт-плоттеры, электронные морские карты или планшеты. Положение судна все время отображается на экране. Сравнение карты с окружающей действительностью теперь значительно упростилось. Прибор оповещает, если по курсу появляется мель.

И все же не стоит пренебрегать мерами предосторожности. Электроные морские карты для яхт далеко не так точны и надежны, как бумажные, иногда встречаются ошибки. Довольно часто можно встретить ситуацию, когда на электронной карте фарватер или рекомендованный курс показаны не с той стороны знака.

Читайте также  Московский прокат

Нужно быть настороже при использовании зуммирования электронной карты, так как отображаемая на ней информация может разниться в зависимости от масштаба. Если маршрут запрограммирован и устройство при приближении к важному объекту на карте самостоятельно увеличивает масштабизображения, не забывайте сверяться с лоцией, чтобы не упустить важные детали.

И все же за электроникой большое преимущество. Если рядом с картплоттером вы держите в руке и планшет, то можно абсолютно спокойно ориентироваться в мельчайших деталях на увеличенном изображении. Кроме того, при использовании двух приборов можно сверяться между картами разных издательств. В каждой из них есть свои плюсы и минусы.

Хорошую помощь при ориентировке оказывают типичные для шхер знаки. Эти опознавательные объекты могут быть совершенно разными – груда камней, закрепленные буи или отметки на скалах. Не все из них отмечены на картах, в основном на них нанесены только те знаки (как правило, створные), после прохождения которых яхту нужно вестиособенно аккуратно. Очень важно понять, что именно на карте сказано про эти знаки: отмечают ли онисвободный от камней фарватер или же, наоборот, указывают ли они пеленг на известную мель или банку.

Открытым остается вопрос, стоит ли в шхерах неотступно следовать за местными яхтсменами. Нередко и они садятся на незамеченную мель.

Не является особо секретным искусством и умение пришвартовать лодку к скалам после изнурительного дня на воде. Как правило, это занимает определенное время и нужно использовать его с пользой. Нередко маневр швартовки к камням может длиться час или более.

Все начинается с захода на подходящее место для стоянки. Общее правило звучит просто: угол наклона камня к поверхности воды обычно примерно одинаков как над водой, так и под нею. Так что подходя к камню, можно предварительно представить его подводную форму.Наблюдатель смотрит с носа яхты, достаточно ли глубоко перед носом. Осторожные капитаны заранее опускают в воду ручной лот до уровня нижней точки киля. При надобности делается остановка, и подход к берегу повторяется с другого угла. Если «дорога к берегу» свободна и скала настолько отвесно уходит в воду, что яхта может пройти, не касаясь дна, то нужно при подходе к берегу заметить надежный ориентир. После чего надо отработать задним ходом, отойти на нужное расстояние и отдать кормовой якорь. Если он надежно зацепится за дно, то яхта вновь подходит к скалам, высаживает на берег матроса, который ищет надежное место для швартовки, удерживая яхту на длинномконце. После этого якорный конец плотно обтягивается, и лодку можно пришвартовать к скалам. Если это не удается, нужно идти на второй заход.

Носовые швартовы должны идти под 45 градусов к ДП яхты. Если приходится прибегнуть к использованию анкерных болтов, то надо вбить их как можно глубже. Чем выше они торчат из камня, тем больше плечо изгибающего рычага. Таким образом, хватит даже небольших усилий, чтобы вырвать их из скалы или сломать.

Когда все работы по швартовке выполнены, можно насладиться приключением на шхере, глубоко вдохнуть неповторимый запах страны камней. Исследовать затаенный остров, искупаться или просто насладиться покоем и тихим плеском волн о берег.

Типично для плавания в шхерах

Некоторые секреты навигации в шхерах невозможно понять с ходу. Навигация здесь требует лоций и атласов. Некоторые из лучших советов и подсказок для плавания по «стране камней».

Створные знаки. Створные знаки должны лежать на одной линии («створиться»). Главное правило звучит так: если судно уходит с курса (со створа), то верхний знак смещается относительно нижнего в том же направлении, в каком яхта уходит с фарватера. Если яхта уходит правее верного курса, то верхний створный знак также смещается правее.

Читайте также  Карты своими руками

Перспектива. На рисунке понятно, насколько тяжела визуальная ориентировка в шхерах. В зависимости от положения остров может казаться одним целым (точка А), двумя островами с проливом между ними (В) или же, собственно, тремя отдельными островами (С).

Изменение направления волн. Нужно проявить немного фантазии, чтобы представить, как постепенно растущая волна накатывает на берег в районе выбранной якорной стоянки. Рисунок наглядно объясняет, каким образом волна разбивается о береговую линию острова.

Изменение направления ветра. В шхерах можно очень часто столкнуться с ситуацией, когда идеальное (по карте) стояночное место на деле оказывается совсем неподходящим. Очень часто ветер старается так изменить свое направление, чтобы дуть перпендикулярно береговой линии.

Швартовка у камней

Существует множество возможностей ошвартовать яхту у скалистого острова. Но аккуратная швартовка здесь много важнее, чем в гавани

Классика. На носу гриль, на корме – купание. Самый популярный метод ошвартоваться в шхерах – отдать якорь с кормы. После тренировки это не составит большой проблемы.

У дерева. Деревья являются самыми любимыми «кнехтами» для яхт. Но выбирать их надо очень аккуратно. Подходят только крепкие и здоровые деревья, которые крепко сидят корнями в почве.

Швартовка лагом. Для многих это высший пилотаж: поставить яхту лагом вдоль берега. Лодка как бы срастаетсяс каменным ландшафтом. Имеется немало таких мест, где можно пришвартовать свою лодку таким образом без опаски.

Встать на якорь. Даже в таком экзотичном месте, как шхеры, можно встать на якорь. Существует много неплохих мест для якорной стоянки, которые, кстати, указаны в лоциях и на картах. Стоит, правда, особо тщательно осмотреть предполагаемый круг вращения вокруг якоря.

Швартовка за рым. Вбитые в скалы рымы можно найти везде на территории шхер, также они отмечены и на картах. Они весьма популярны для швартовки и соответственно почти всегда заняты. Но если посчастливится,то это отличное место для стоянки.

Книги

1.             Секреты инсайдера

“Arholma-Landsort”, “Landsort-Skanör”. Естественные и рукотворные порты, всевозможная информация для путешествующих. На английском.

2.             Аэрофотоатлас

“TreVeckor I Bohuslän”, издан шведским крейсерным клубом. Красивейшие бухты и их мели на западном побережье.

3.             Портовый путеводитель

Серия “Havenguiden” (новое издание) охватывает почти весь участок шхер. Карты и аэроснимки с рекомендациями по курсу, естественные и рукотворные порты. Крупный формат. Издан на норвежском, шведском и английском.

4.             Путеводитель

Наряду с портами в книге “Schweden” описаны также западное (том 1) и восточное (том 2) побережья, детально описаны характерные особенности регионов и страны в целом. Издана на немецком языке „DeliusKarlVerlag“.

5.             Якорные бухты

“Stickholms Skärgard” – многотосный пандан к аэрофотоатласу западного побережья. Шведский язык.

6.             Справочник портов

Работа немецкого парусного союза, а именно его крейсерного отделения, содержит актуальную информацию касательно всех портов области, издана на немецком языке. Том “SkagerrakundKattegat” описывает южную Норвеги и западную Швецию, второй том рассказывает о восточной Швеции, Аландских островах и Финляндии.

7.             Записки путешественника

“Якорные бухты на восточношведских шхерах” написаны немецким авторам и представляют собой краткий курс по самым красивым местам, которые описаны весьма детально и с любовью. В книге содержится много дельных советов и рекоменаций.

8.             Блекинге

Двутомник “Естественные и рукотворные порты на шхерах у Блекинге” – с юмором написанный немецкий путеводитель по шхерам у Карлскруны. Эти воды открылись ля парусников совсем недавно и потому данное руководство весьма поможет при разработке маршрута.

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №7 (65), 2014 г.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru