Как парус для слабого ветра на крейсерских яхтах геннакер почти полностью вытеснил спинакер. Простота работы с геннакером делает его незаменимым. Мы подскажем вам некоторые секреты настроек, которые позволят вам получить от паруса все, на что он способен
Текст Ларса Болле
Среди яхтсменов-крейсеристов геннакер заменил спинакер. «Примерно 80% владельцев, заказывающих паруса для полных курсов, выбирают геннакер», – говорит Сёрен Ханзен, эксперт фирмы Elvstrom, крупного датского изготовителя парусов. Причиной тому является простота работы с ним. Спинакер-гик, топенант, оттяжка – даже оттяжка Барбера больше не нужны, парус обслуживается всего парой шкотов. На очень длинных галсах без лавировки можно отказаться и от наветренного шкота. Актуальными становятся и устройства для закрутки геннакера. С их помощью парус закручивается вокруг отдельного штага и может ставиться и убираться в свернутом состоянии. Если внутри маловато места, парус в свернутом состоянии может оставаться на своем месте вплоть до прихода в порт.
Еще одним преимуществом геннакера является его более широкий спектр применения. «Мы почти десятилетие боролись за острые, а не за полные курсы», – говорит Хансен. Смесь генуи и спинакера, ставшая базой для появления геннакера, в своих ранних вариантах слабо подходила для полных курсов. Полотно паруса сильно затенялось гротом и теряло свою эффективность. В этих случаях спинакер был предпочтительнее, поскольку имел лучшие качества на этих курсах. Однако новые покрои геннакера дали последнему возможность выходить из-под грота на ветер, эффективно улавливая последний.
Поэтому на нормальных водоизмещающих яхтах какой-либо выстрел для геннакера не нужен. Вполне достаточно крепить галсовый угол паруса на якорное устройство, главное, чтобы форштаг не мешал работе паруса. Очень длинные бушприты для несения геннакера, которые можно видеть на гоночных яликах или спортивных яхтах, на крейсерских судах имеют мало смысла. Во-первых, конструктивно трудно их интегрировать в корпус прогулочной яхты, во-вторых, они будут сильно мешать при швартовке в гавани. Смысл длинного бушприта для несения геннакера заключается в том, чтобы максимально увеличить расстояние между галсовым углом и мачтой, до предела расширив щель между геннакером и гротом.
Кроме того, бушприт выводит геннакер из-под затенения гротом. Все же водоизмещающая яхта не может двигаться существенно быстрее, чем предельная теоретическая скорость водоизмещающего движения. Большой геннакер в данной ситуации позволит лишь быстрее достигнуть «звукового барьера», но и только. При этом работа с большим по площади парусом будет заметно труднее. Также и цена геннакера растет непропорционально его размерам.
Хотя современные геннакеры хорошо ведут себя на полных курсах, при слабом ветре получила популярность техника несения геннакера на бабочке: при помощи спинакер-гика геннакер несется на борту, противоположном гроту. Поскольку нижняя шкаторина паруса довольно длинная, необходимо применять телескопический спинакер-гик или выстрел. В этом случае грот совсем не затеняет геннакер.
Хождение под геннакером доставляет очень большое удовольствие. Нужно только разок попробовать поставить его, пользуясь закруткой или постановкой из чулка. И еще один совет: поскольку порой возникает необходимость быстро стравить шкот, необходимо надеть хорошие перчатки!
Проводка снастей геннакера такая же, как и у генуи. Это делает работу с ним очень простой.
Есть два различных способа проводки шкотов. На крейсерских яхтах без длинного бушприта шкоты заводятся впереди форштага (1). Во время поворота парус переносится на другой борт в обход штага. Если же в наличии имеется длинный бушприт, то при повороте мякоть паруса проносится на другой борт между штагом и собственной передней шкаториной. В носу галсовый угол паруса может быть закреплен как жестко (2), так и с помощью «летучего галса» (3). «Летучий галс» позволяет тонко настраивать профиль паруса и облегчает его постановку и уборку. Оттяжка Барбера (4) в обязательном порядке не требуется, но она тоже помогает в настройке паруса. В сильный ветер на ней могут возникать заметные усилия, так что лучше завести ее на одну из лебедок.
При помощи шкотов регулируется угол атаки паруса и его профиль. Поскольку геннакер обтекается ветром почти так же, как и генуя, некоторые принципы настройки этого паруса аналогичны стакселю.
Чтобы наполнить парус ветром сразу после постановки, необходимо медленно приводиться, одновременно добирая шкот. Когда мякоть паруса наполнится ветром, надо быстро стравить шкот – в противном случае парус бросит лодку на увал, что может привести к сильному крену и непроизвольному повороту через фордевинд. Шкот необходимо травить до того момента, пока передняя шкаторина не начнет заполаскивать и слегка заворачиваться внутрь. Это означает, что парус работает под идеальным углом атаки, примерно так же, как и в случае с генуей. Поскольку при отдаче шкотов шкотовый угол паруса уходит вперед и наружу, профиль становится более округлым, задняя шкаторина вверху открывается, приближая парус к идеальной форме.
Начиная с этого момента следует активно работать с парусом, постоянно добирая и потравливая шкоты. Возможен и другой вариант управления, когда шкот заложен, а рулевой ведет яхту, ориентируясь по передней шкаторине паруса.
У современных геннакеров для прогулочных яхт передняя шкаторина обычно на 5-8% длиннее, чем расстояние от галсового до фалового угла, измеренное по прямой. Поэтому набить шкаторину втугую обычно не получается, что стоит яхте некоторой высоты хода – круче 80-90° она в таком случае не пойдет. Зато парус становится более округлым и широким. Это приводит к тому, что парус на полным курсах смещается на ветер (почти как спинакер) и его мякоть выходит из-за ветровой тени грота. Это повышает открытую потоку ветра площадь паруса, что позволяет на полных курсах (вплоть до 170°) нести его без гика или выстрела.
Подобное поведение паруса можно усилить путем легкого потравливания геннакер-фала. Наибольший эффект будет достигнут при стравливании фала на величину от двух до трех процентов длины передней шкаторины (около полуметра дли длине шкаторины в 16 м). Передняя шкаторина от этого становится еще более округлой и сильнее выходит на ветер. Но поведение паруса при этом становится беспокойным и менее стабильным, так что управлять им придется внимательнее.
Всего пара шкотов нужна для управления парусом, это значит, что с ним можно работать в одиночку.
В случае фиксированного галсового угла геннакер очень сильно выигрывает у спинакера за счет простоты управления им. Если потравить и забыть про оттяжку Барбера, то во время поворота можно управлять парусом с помощью всего лишь одной пары шкотов. Галсовый угол геннакера должен быть вынесен вперед от форштага, как это делается сегодня практически на всех крейсерских яхтах. Поэтому при повороте нужно полностью отдавать подветренный шкот и быстро выбирать шкот на новом галсе. Иначе возникает опасность уронить бывший подветренным шкот в воду, в силу чего он попадет под яхту. В этом случае порой помогает лишь полная отдача шкота с лебедки. По этой же причине редуктор двигателя перед поворотом под геннакером должен быть включен на задний ход (при этом складной винт складывается плотнее, а фиксированный винт перестает проворачиваться), иначе возникает риск наматывания шкота на винт. Геннакер, снабженный закруткой, иногда целесообразнее скручивать перед поворотом и потом раскручивать его на новом галсе, это порой оказывается проще. Ну и по окончании поворота стоит подобрать оттяжку Барбера.
При быстром ходе по ветру шкот должен быть сильно потравлен, чтобы позволить парусу уйти на ветре, как описано выше. При этом шкотовый угол задирается вверх, что приводит к чрезмерному открытию задней шкаторины и снижению тянущей силы паруса.
Правильный профиль паруса при этом может быть достигнут при помощи оттяжки. Она представляет собой снасть, которая заведена за шкот посредством блока или петли и через точку в центральной части яхты проходит в корму на клавишный или иной стопор. В выбранном состоянии эта оттяжка подтягивает шкотовый угол паруса ближе к палубе, закрывая заднюю шкаторину.
Неопытной команде лучше отказаться от применения оттяжки Барбера, потому что ее надо травить всякий раз, когда яхта приводится к ветру. В противном случае профиль паруса будет чересчур закрытым, что создаст сильный тормозящий и уваливающий момент.
Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №8 (56), 2013 г.