Знать бы где упасть, страховку бы купил

Что может быть лучше долгожданного отпуска и недельного похода под парусами по давно продуманному маршруту? Позади серая холодная зима, шумные улицы – впереди сияющее солнце, чистое море и отдых под белыми парусами. И кажется, ничто не может этому помешать. На самом делеможет! Поэтому мы со всех сторон рассмотрим вопросы страхования — людей, яхт, ситуаций. Как говорится, во избежание…






Тексты Артура Гроховского и Верены Дитхельм

1. Яхтсмен и страховки. Какие выбрать?

Сегодня страховой бизнес предлагает яхтсменам (как чартеристам, так и судовладельцам) массу самых разных страховок. Какие они бывают вообще и что стоит выбирать для себя в каждом конкретном случае? Эксперты из компании Pantenius составили для нас обзор всех видов яхтенных страховок, существующих на европейском рынке.

Медицинская страховка для поездок за границу. Она покрывает возможные расходы, связанные с оказанием медицинской помощи при нахождении за границей. Обычно она требуется всеми странами для прибывающих на их территорию иностранцев (в России такая страховка очень часто включается в полис добровольного медицинского страхования, территорию и объем его покрытия надо уточнить в своей страховой компании). Довольно часто медицинская страховка для поездок за границу имеет несколько уровней покрытия, обязательно надо убедиться, что ваш страховой полис распространяется и на занятия парусным спортом. В противном варианте, возможно, стоит приобрести отдельную страховку на предмет несчастных случаев.

Страхование на случай потери нетрудоспособности. Этот вид страховки покрывает риск получения инвалидности во время занятий парусным спортом. Мы рекомендуем подобную страховку как минимум тем, кто собирается принимать участие в серьезных регатах, где риск травмирования весьма велик. Само собой, подобную страховку желательно иметь всем профессиональным яхтсменам – спортсменам или перегонщикам.

Страхование ответственности перед третьими лицами. Сегодня нужно говорить о том, что на европейском рынке этот вид страховки (применительно к мореплаванию) разделился на три основных типа:

Страхование ответственности судовладельца (фактически в данном случае страхуется само судно). Данный полис покрывает материальный ущерб и физические травмы, которые может тем или иным образом причинить третьим лицам или их имуществу собственно застрахованное судно. Страховая сумма здесь должна быть не менее четырех миллионов евро, в противном случае могут возникнуть серьезные проблемы. Очень важно обратить внимание на то, чтобы в страховом полисе было указано, что страховка покрывает ущерб, возникший не только от возможных действий капитана застрахованного судна, но и от действий членов его экипажа. Капитану же мы во всех случаях рекомендуем приобретение индивидуальной страховки (далее).

Страхование ответственности капитана. Этот тип страховки покрывает претензии третьих лиц, которым был причинен материальный или физический ущерб в результате действий капитана. При заключении договора такого страхования важно смотреть, чтобы покрывался ущерб от действий не только капитана, но и всего его экипажа. Кроме того, важно, чтобы страховкой покрывались и те действия, которые могут быть признаны «грубой неосторожностью» со стороны капитана или членов его экипажа – подробнее об этом мы расскажем далее.

Страхование персональной ответственности. Этот вид полиса покрывает различные претензии, возникающие в случае причинения застрахованным человеком материального и физического вреда третьим лицам. Применительно к яхтингу стоит говорить о том, что такая страховка может быть оформлена на любого человека на борту, она защитит его от претензий в том случае, если он по неосторожности, скажем, прольет на кого-то кипяток на качке. Важно помнить, что такой тип страхования не покрывает ущерба, возникшего в случае владения или управления яхтой застрахованным лицом (в редких случаях, когда страховая компания готова покрывать такой вид ущерба, обычно оговаривается предельная длина яхты застрахованного лица, чаще всего она не превышает 30–35 футов). Иными словами, данная страховка не заменяет собой два вышеописанных типа страховых полисов.

Страхование КАСКО. Этот вид страховки покрывает возможный ущерб судну, его оборудованию и (в ряде случаев) находившимся на борту личным вещам в случае их повреждения или гибели. Важно, чтобы страховка полностью покрывала все возможные морские риски (от посадки на мель до нападения пиратов) по принципу «что прямо не исключено, то полностью включено», что пока еще не является нормой даже в Европе.

Страхование на случай отмены последующего чартера в силу повреждения яхты. Этот тип страховки сейчас становится все более и более популярным. Он защищает экипаж, взявший судно в чартер, от наступления неприятных последствий в том случае, если нанесенные экипажем зафрахтованному судну повреждения столь велики, что яхтовладелец вынужден отказать последующему экипажу в аренде данной лодки. Следует помнить, что подобный ущерб в ряде случае может не покрываться депозитом! Точно так же судовладелец (чартерная компания) может располагать похожим полисом для страховки собственных потерь в подобном случае. Мы рекомендуем перед взятием лодки в чартер обязательно обсудить этот вопрос со своей чартерной компанией (или агентством), чтобы выяснить, кто будет платить в подобном случае.

Страхование депозита. Этот тип страхования защищает чартерный экипаж от потери депозита в случае повреждения им зафрахтованной яхты (важно отметить, что далеко не все повреждения яхты включаются в страховые случаи: у каждой компании свои правила, скажем, Yacht-Pool полностью исключает из покрытия удержания депозита по причине поломки двигателя или трансмиссии).

Страхование от несчастного случая на борту. Довольно часто чартерная компания самостоятельно включает эту страховку в пакет, предлагаемый экипажу. В любом случае необходимо знать, покрывает ли данный полис несчастные случаи, возникающие во время пути к чартерной базе, на причалах в местах стоянок и на берегу во время сухопутных экскурсий. В сомнительном случае лучше приобрести индивидуальную страховку (ниже).

Персональное страхование от несчастного случая. Этот тип страхования обычно покрывает те расходы при возникновении ущерба для здоровья, которые не покрываются обычной медицинской страховкой (особенно при выезде за рубеж). Обязательно нужно узнать, покрывает ли данная страховка несчастные случаи, возникающие в ходе парусного плавания.

Страхование от неожиданного прерывания чартерного плавания. Этот тип страхового полиса покрывает уже понесенные расходы членов экипажа в том случае, если шкипер не смог принять участие в походе, а замены ему не нашлось. При покупке такой страховки важно смотреть на варианты наступления страхового случая (далеко не любая причина отмены или прекращения похода покрывается подобной страховкой) и на сумму возмещения ущерба.

Страхование на случай непредвиденных юридических расходов. Это сравнительно новая и очень обширная область страхования, имеющая особые случаи для судо- (и яхто-) владельцев. Данный тип страхового полиса предназначен на случай возникновения непредвиденных юридических проблем (например, с судоверфью, на которой заказана новая яхта) и покрывает юридические расходы. Очень важно следить, чтобы полис начинал работать немедленно после заключения договора, а не через несколько месяцев, что бывает очень часто.

Страхование жизни. Этот тип страховки заключается обычно в пользу близких родственников застрахованного лица на случай его внезапной смерти. Если вы собираетесь заключить такой договор страхования, убедитесь, что полис покрывает возможные причины смерти на парусном судне во время плавания (в том числе в результате несчастного случая).

Далее мы подробнее рассмотрим некоторые наиболее важные и распространенные виды страховок.

Действия экипажа при наступлении страхового случая на борту яхты
* При наступлении страхового случая следует принять все меры, минимизирующие повреждения судна и препятствующие дальнейшему распространению этих повреждений.
* Необходимо максимально тщательно задокументировать все полученные судном повреждения (желательно провести фото- или видеосъемку), капитан и все члены экипажа должны расписаться в документе, описывающем полученные повреждения и их причину.
* Необходимо поставить в известность о случившемся чартерную и страховую компании.
* В ряде стран в подобном случае необходимо поставить в известность портовую (судовую) полицию и/или капитана порта.
* В случае пожара на борту, смерти члена экипажа или любого криминального происшествия (воровство, грабеж, угон судна) информировать местную полицию следует в обязательном порядке.

2. Страховка в чартере. Три основных полиса

Шквалы, шторма, столкновения, посадки на мель – все эти явления порой влекут за собой неприятные последствия в виде повреждения (а то и гибели» взятой в чартер яхты. И вот тогда в полный рост встает вопрос: кто будет за это платить?

Страхование ответственности капитана перед третьими лицами

Эта форма страхования, вне всяких сомнений, является важнейшей для человека, берущего яхту в чартер. Специфика мореплавания такова, что капитан (согласно Кодексу торгового мореплавания) отвечает практически за все происходящее на борту. Убытки, которые могут быть причинены в случае его ненадлежащих действий (или бездействия), могут быть таковы, что легко приведут его к личному банкротству, особенно в случае гибели судна, смерти или тяжелых ранений члена команды. Разумеется, желательно избежать такого развития события, застраховав свою ответственность.

Как мы уже сказали выше, очень часто чартерная компания вместе со взятой в чартер яхтой «в пакете» предлагает страховой договор, покрывающий ответственность яхтовладельца перед третьими лицами. И столь же часто капитаны считают, что данный договор целиком распространяется и на них как на лиц, официально взявших у яхтовладельца яхту в прокат, и полностью защищает их во всех ситуациях. Однако ситуация на самом деле совсем не так проста.

Читайте также  Нам не страшен вал девятый, или Хождение в сильный ветер

* Далеко не в каждой стране такие договоры являются обязательными (в отличие от случаев с автостраховкой, например): в Европе страхование ответственности судовладельцев в законодательном порядке обязательно лишь в Испании, Италии и Хорватии.

* В ряде стран такие договоры хоть и обязательны, но имеют требуемую законом крайне низкую страховую сумму, и единого порядка даже в единой Европе на этот счет не существует вовсе! Если, к примеру, в Италии такой договор в обязательном порядке покрывает сумму ущерба, равную нескольким миллионам евро, то в Хорватии эта величина составляет чуть больше ста тысяч евро, чего может оказаться совершенно недостаточно в случае серьезных повреждений.

*Такие договоры могут иметь массу оговорок (помимо уже рассмотренной) – например, ограничивать предельно допустимое удаление от берега (или даже чартерной базы!), в пределах которого они действуют, и т.д.

* Договор страхования ответственности перед третьими лицами (как и договор КАСКО), имеющийся у чартерной компании, может содержать описанные ранее оговорки на предмет грубой неосторожности шкипера.

* Все страховые договоры, «в пакете» предлагаемые чартерными компаниями, обычно составлены на языке страны пребывания чартерной компании, в силу чего могут оказаться затруднительными для внимательного изучения.

* В случае тяжелого повреждения яхты или гибели человека шкипер сталкивается непосредственно со страховщиком, который крайне заинтересован в том, чтобы по регрессу (см. выше) вернуть свои деньги.

Уже одних этих причин вполне достаточно для того, чтобы понять: капитан, желающий отправиться с друзьями в чартерное плавание, должен самостоятельно приобрести для себя отдельную персональную страховку ответственности перед третьими лицами, максимально полно покрывающую все возможные неприятные случаи. Особенно она важна в случае чартерного плавания в отдаленных «экзотических» регионах планеты.

Однако при заключении договора о страховании личной ответственности шкипера надо крайне внимательно изучать все его тонкости, в первую очередь требуется понять, на какие именно случаи не распространяется страховое покрытие. У ряда компаний (немецких в первую очередь) здесь все сравнительно просто: покрываются любые страховые случаи кроме тех, что прямо прописаны в договоре страхования как не покрываемые данной страховкой. Это наилучший вариант, если, конечно, в договоре устраивает все остальное.

У других же компаний надо тщательно вчитываться в отдельные пункты, пытаясь заранее понять, где же стоит «подстелить соломку». Во всяком случае, можно не сомневаться, что если шкипер в момент наступления страхового случая находился под мухой, то страховая компания найдет массу возможностей или вовсе отказать в выплате возмещения, или взыскать выплаченные средства по регрессному иску.

Еще одним сложным случаем является ситуация, когда прогулочная яхта арендуется с коммерческими целями (явными или скрытыми), а взявший ее в аренду шкипер получает за плавание то или иное вознаграждение. Обычно страховые компании исключают такую возможность из договора о страховании ответственности капитана чартерной яхты, предусматривая для шкиперов по найму отдельный договор с иными (обычно – заметно более высокими) тарифами. В той ситуации, если при наступлении страхового случая компании удастся доказать, что застрахованный шкипер был не любителем, а профессионалом, чьи услуги оплачивались отдельно, возможно наступление различных неприятных последствий вплоть до полного (на всех законных основаниях!) отказа страховой компании в выплате ущерба по причине нарушения шкипером условий договора с яхтсменом-любителем.

Индивидуальная страховка ответственности шкипера крайне желательна
Харальд Баум, руководитель страховой компании Pantenius, Германия
В ряде случаев от индивидуального страхования персональной ответственности шкипера перед третьими лицами можно отказаться. Скажем, в Италии такая страховка уже в обязательном порядке предлагается чартерными компаниями, а ее покрытие составляет пять миллионов евро, чего обычно достаточно даже в случае наступления тяжелых последствий. В Хорватии такая страховка тоже обязательна, хотя здесь ее покрытие составляет заметно меньшую сумму. Однако в обоих случаях сохраняется риск того, что действия шкипера в случае серьезной аварии будут квалифицированы как грубая неосторожность, в результате чего причиненный им ущерб не будет возмещен по страховке. В силу этого обстоятельства отдельная страховка ответственности шкипера все же крайне желательна. Замечу еще, что в европейских странах клиенты чартерных компаний, как правило, имеют дело с хорошо известными и надежными страховщиками, в то время как любители экзотических акваторий обычно не имеют никакого представления о том, насколько надежна страховая компания, предложенная чартерной фирмой. Я крайне рекомендую перед плаванием по акваториям отдаленных стран обязательно купить хорошую страховку у надежной компании».

Страхование депозита

Страхование депозита защищает экипаж взятой в чартер яхты от потери депозита в случае повреждения или гибели этого судна. При этом следует накрепко запомнить, что сам факт наличия подобной страховки ни в коем случае не отменяет обязанности экипажа яхты от внесения подобного депозита (например, при помощи кредитной карты) перед выходом в плавание – это разные стороны вопроса.

Но! Ничуть не реже экипажи чартерных яхт не понимают того, что страхование депозита, во-первых, не покрывает все возможные его потери полностью (невозмещаемая часть, то есть франшиза, присутствует и здесь), во-вторых (что важнее!), эта страховка не покрывает и все возможные причины потери депозита.

Следует строго-настрого запомнить: если в ходе расследования будет признано, что повреждения яхте были нанесены с умыслом или по причине грубой неосторожности шкипера (или его экипажа), страховое покрытие депозита с большой долей вероятности выплачено не будет. При этом под грубой неосторожностью страховой компанией могут пониматься самые разные вещи – от случайной заливки питьевой воды в топливный бак до пьяных танцев на столике кокпита.

Так нужна ли страховка депозита в случае чартерного плавания? В сравнении со страховкой ответственности шкипера перед третьими лицами она далеко не столь обязательна. Даже в самом скверном случае экипаж яхты потеряет лишь внесенную в виде депозита сумму целиком, а она отнюдь не является какой-то заоблачной. Поэтому данный тип страховки окупает себя лишь в случаях нанесения очень серьезных повреждений лодке (хотя всегда стоит держать в уме русскую поговорку «Знал бы, где упасть…»).

Но страховка от потери депозита имеет большой смысл в случае, если личные возможности позволяют брать яхту в чартер несколько раз в год. В этом случае, с одной стороны, яхтсмен может понести в сумме довольно ощутимые денежные потери за год, с другой стороны, ряд страховых компаний, специализирующихся на яхтенном секторе, могут предложить более выгодные по условиям годовые (а не разовые) страховые контракты.

Глупость не страхуется
Курт Шольц, менеджер страховой компании Uniqa, Германия
Не следует думать, что страхование депозита целиком и полностью защищает яхтсмена от его потери. Фактически мы страхуем лишь от потерь депозита по причинам, связанным с естественной неосторожностью членов экипажа или возникшим в результате неудачного стечения обстоятельств или неодолимой силы. Грубые нарушения правил хорошей морской практики, неквалифицированное обращение с яхтой, недостаточный уровень подготовки судоводителя могут привести к полному отказу с нашей стороны от выплаты страхового возмещения. Это одна сторона вопроса, но есть и другая.Мы неоднократно замечали, что ряд чартерных компаний (особенно в Хорватии, но не только – этим грешат и греческие, и турецкие чартерные операторы) очень рад, когда яхтсмены (особенно малоопытные, а таких менеджеры чартерных компаний распознают с первого взгляда) сообщают сотрудникам чартерной базы об имеющейся у них страховке депозита. В этом случае по возвращении яхты в гавань чартерная база с большой долей вероятности попытается повесить на яхтсменов какие-нибудь старые ее повреждения: мол, «вам все равно вернут деньги по страховке». Стоит ли говорить, что ни мы, ни любой другой страховщик, находящийся в трезвом уме, не станем возмещать расходы за повреждения десятилетней давности? Мой совет: держите язык за зубами, рассказывая о своих страховках».

Страхование на случай неожиданного завершения чартерного плавания

Этот тип страховки в Российской Федерации пока еще во многом необычен, хотя в Европе и США граждане уже давно страхуют даже свои отпуска на случай их непредвиденного завершения. Нельзя сказать, чтобы этот вид страховки пользовался чересчур уж большой популярностью, но он существует.

Иное дело – чартерное плавание. На борту яхты собирается компания численностью шесть-восемь человек (бывает и больше), при этом успех похода зависит от группы в целом, но особенно – от самого капитана. А как быть, если он вдруг вынужден прервать плавание в самом его начале или – что тоже бывает – не сможет даже вылететь из страны по тем или иным обстоятельствам? И кто возместит остальным членам несостоявшегося экипажа их расходы?

Читайте также  Чартер для чайника, или Как я перестал бояться и полюбил чартерные компании

Поэтому компании, давно работающие на рынке яхтенных страховок, обратились к специалистам с просьбой рассчитать вероятность рисков и итоговую стоимость такого вида услуг. В результате появился продукт (предлагаемый сегодня многими европейскими страховыми компаниями), позволяющий яхтсменам не беспокоиться о потере средств в том случае, если поход под парусами прерывается или отменяется из-за невозможности шкипера в нем участвовать.

Однако и здесь есть подводные камни, про которые написано мелким шрифтом. Как правило, действие такой страховки распространяется отнюдь не на все случаи и причины, по которым капитан яхты вынужден отказаться от участия в плавании. Почти все компании страхуют только случаи внезапной его болезни или травмы, а также тяжелую болезнь или смерть его близких родственников. Невозможность вылета шкипера за пределы родной страны по причине неоплаченных штрафов или задолженностей (что сегодня в РФ встречается все чаще и чаще), увы, страховым случаем (пока что?) не является.

Стоит ли задумываться о такой страховке и что она покрывает? Как правило, в стоимость покрытия входят понесенные участниками затраты на авиабилеты (в оба конца, если поход так и не состоялся вовсе, или в обратную сторону, если он неожиданно прервался), а также расходы на фрахт яхты (целиком или частично). Обычно ведущие страховые компании Европы оформляют такую страховку за сравнительно небольшие деньги – от 4,5 до 5% от стоимости авиабилетов в один конец, так что такая страховка представляется довольно выгодной в случае дорогих невозвратных авиабилетов (особенно в дальние страны).

Не всегда стоит верить даже надежным страховщикам
Игорь Марков, яхтенный капитан, Россия
Я застраховал ответственность по чартерному депозиту в немецкой страховой компании YachtPool 1 мая 2015 года. В договоре было указано, что при повреждении лодки часть депозита выплачивается чартерной компании сразу при сдаче яхты, но по чеку, полученному от нее, страховая компания обязана возместить эти деньги целиком (за вычетом франшизы в 50 евро). Плавание состоялось 2-8 мая (из Афин в Превезу на лодке Bavaria 41 Cruiser). Страховой случай наступил: треснул световой люк на баке. Чартерная компания запросила за это 600 евро. Мне цена показалась чересчур большой, но представитель компании сказал, что таковы цены у BavariaYachtbau. Мы заплатили эту сумму, я получил бумагу об оплате от чартерной компании и описал страховой случай на бумаге с подписью каждого члена команды (таково было требование страховой компании). На следующий день из Москвы я отправил отсканированные бумаги в YachtPool. Ответа не было, и через пару дней я позвонил. Менеджер ответил, что случай недавний, до него еще дело не дошло, а у них завал, так как «наступил самый сезон» (это в начале мая-то!). Через несколько дней я еще раз написал в YachtPool, но ответа вновь не было. Потом еще раз. Через неделю вновь позвонил, мне ответили, что нужного сотрудника нет на месте, но он обязательно напишет. Действительно, еще через несколько дней специалист по имени Даниэль Прушинский попросил прислать банковские реквизиты для перевода, но, получив их, опять пропал. Я позвонил вновь, Даниэль ответил, что сотрудник, который занимается переводами в Россию, сейчас отсутствует. Я попросил хотя бы сказать, какое вообще принято решение по моему случаю. Даниэль смешался и сказал, что у него сейчас нет перед глазами нужных данных, но он обязательно пришлет ответ через полчаса, после чего исчез вообще. В середине июля я стал вновь звонить в YachtPool, но по известному мне номеру теперь работает автоответчик с предложением оставить сообщение: «В данный момент мы не можем ответить». Нужно ли говорить, что никаких денег мне на счет не поступило.

3. Страховка для владельца. На что обращать внимание

Вопросы страховки для владельцев собственных яхт стоят куда более остро, чем для яхтсменов-чартеристов: если последние отвечают за яхту лишь одну-две (реже – больше) недели в году, то владелец обязан беспокоиться о своем судне на протяжении всего срока его службы. И здесь тоже есть свои проблемы.

Основных видов страховки у судовладельца два: это уже упомянутые КАСКО и страхование ответственности перед третьими лицами. Рассмотрим их повнимательнее.

Страхование КАСКО

Страховка на случай повреждения или гибели любимой яхты – без преувеличения головная боль любого судовладельца. С одной стороны, ему хочется, чтобы ежегодные страховые платежи были бы минимальными. С другой стороны, желательно бы иметь уверенность в том, что в случае повреждения или гибели судна выплаченная сумма страховки максимально полно покроет все возможные потери и расходы. Как всегда, дьявол кроется в деталях, то есть в мелких оговорках и сносках в тексте страхового договора.

Разумеется, в рамках журнальной статьи невозможно осветить все тонкости подобных договоров, но все же на что следует обращать особое внимание судовладельцу?

·                    Акватория плавания. Очень часто в страховом договоре может быть оговорена акватория, на которой должна находиться застрахованная яхта. Как правило, короткий выход за ее пределы ничем не грозит владельцу судна, но вот если в договоре четко прописана акватория, скажем, Средиземного моря, а судно получило повреждения при перегоне его на Карибы, то вряд ли стоит рассчитывать на возмещение ущерба.

·                    Бортовое оборудование. Важно, чтобы в страховом договоре был указан весь перечень входящего в комплект бортового оборудования, необходимого для полноценного использования судна. Но практически никогда страховщики не включают в этот список съемную и носимую электронику (например, ноутбук), даже если она штатно используется для навигационных целей.

·                    Гибель судна. В случае потери яхты (особенно в районах судоходных путей) судовладелец может столкнуться с дополнительными расходами, которые – особенно в случае ее заметного возраста – могут превысить сумму страховой выплаты. К таким расходам, например, могут быть отнесены штрафы за вытекающее из танков затопленной яхты дизельное топливо.

·                    Грубая неосторожность. В отношении судовладельцев страховые компании ведут себя гораздо строже, чем в отношении шкиперов: случаи повреждения или гибели яхты по причине грубой неосторожности (самого владельца или же его наемного капитана) практически никогда не признаются страховыми. Исключения из этого правила крайне редки и широко не афишируются.

·                    Замена старого на новое. Очень часто между судовладельцами и страховщиками возникают споры о том, как быть в том случае, если стоимость оборудования или деталей парусного вооружения, поставленных взамен вышедших из строя узлов, превышает стоимость старых. Например, новая мачта может оказаться существенно дороже, чем стоила старая.

·                    Зимнее хранение или ремонт. Статистика говорит следующее: примерно половина всех случаев серьезного повреждения или гибели яхт происходит тогда, когда судно находится вне воды. Необходимо убедиться, что в страховом договоре учтено это обстоятельство. Владельцам трейлерных яхт стоит побеспокоиться об уточнении районов, на которые распространяется покрытие транспортных рисков.

·                    Парусное вооружение. Страховка парусов – еще одна забота судовладельца. Их цена высока, а износ труднопредсказуем, поэтому многие страховые компании стараются избегать их страховки или вводят очень высокую франшизу. И практически никогда не является страховым случаем повреждение парусов в сильный ветер – обычно при ветре от семи или восьми баллов.

·                    Скидки за безаварийный период. Как правило, страховые компании дают очень серьезные скидки за продолжительный безаварийный период – порой они могут достигать 30–40%. Оборотной стороной медали является заметное повышение страховых взносов на следующий год после аварии. Некоторые компании, впрочем, избегают этого после самой первой аварии, если клиент страхуется у них не первый год.

·                    Страховое покрытие. Долгое время в Европе в страховых договорах существовали отдельные пункты касательно страхования от тех или иных известных морских рисков. И лишь сравнительно недавно в практику яхтенного страхования были введены договоры, в которых покрывается ущерб от любых морских рисков, за исключением лишь тех, которые оговорены отдельно.

·                    Франшиза. Непокрываемая часть ущерба является нормой в договорах КАСКО, лишь в случае полной гибели судна ее может не быть. Владелец, как правило, имеет два варианта – небольшую франшизу в сочетании с повышенными страховыми взносами или сравнительно большую непокрываемую часть ущерба при сохранении взносов на низком уровне, разница в их размере может быть двукратной.

Страхование ответственности яхтовладельца перед третьими лицами

Этот вид страхования для судовладельцев представляется ничуть не менее важным, чем КАСКО. Ущерб, который собственник судна способен нанести имуществу, жизни или здоровью третьих лиц даже при редком использовании своей яхты, может быть очень велик, при этом он абсолютно несоразмерен средней величине страховой премии, взимаемой страхователями с судовладельцев (обычно ее величина в Европе составляет от 20 до 500 евро в год). Поэтому экономия на данном типе страхования (как уже сказано ранее, в европейских водах – за исключением Испании, Италии и Хорватии – он не обязателен) представляется совершенно неоправданной.

Читайте также  Отдам в чужие руки

В общем случае условия страхования ответственности судовладельца перед третьими лицами не имеют особых подводных камней, но следует обратить внимание на две детали:

Очень важным обстоятельством в договоре такого вида страхования является наличие в нем положения об отказе от претензий. Наличие в страховом договоре подобной оговорки будет означать, что в случае аварии (например, столкновения с другим судном), в которой будет виновата другая сторона, не имеющая при этом страхового полиса и/или средств для покрытия чужих убытков, застрахованное по данному договору лицо (яхтовладелец) гарантированно получит возмещение причиненного уже ему ущерба от своей страховой компании. Далеко не каждая страховая компания, работающая на яхтенном рынке Европы, сегодня обеспечивает страхователям такие условия.

Важно также понимать, что определяющим моментом для наступления страхового случая по данному виду страхования является «состояние вины» застрахованного лица (судовладельца). А это значит, что когда вины судовладельца в происшествии нет: скажем, если принадлежащая ему яхта нанесла ущерб третьим лицам под воздействием неодолимой силы (например, была сорвана штормом с должным образом заведенных швартовов), то страховой случай не должен наступать. При заключении страхового договора следует обратить внимание на то, упомянуто ли в договоре это обстоятельство.

Страховаться надо всегда
Иосиф Гринберг, владелец яхты, Израиль
Особенно в «формате» КАСКО. В прошлом году у меня был страховой случай: вследствие неправильных действий сотрудников марины муринг был намотан на винт, в результате был погнут гребной вал, и вышел из строя редуктор. Я заявил о страховом случае, был прислан сюрвейер, проведен осмотр яхты, составлен акт. Страховая компания оплатила все расходы, включая буксировку под кран, подъем, ремонт, стоимость запчастей, стоянку на берегу и последующий спуск: в сумме это составило почти 10000 евро. В этом году страховая компания продлила со мной контракты по прежним расценкам, не увеличив сумму страховой премии, чем еще раз подтвердила вину маринеров. Вот и делайте выводы, нужна ли страховка. Мое мнение: не надо страховаться в безвестных компаниях и нельзя экономить на страховке.

4. Грубая неосторожность. Когда КАСКО не работает

Некоторые типы страховых полисов одновременно важны и для судовладельцев, и для чартерных капитанов. Один из них – это полис КАСКО, который, страхуя имущество чартерной компании, впрямую касается и шкиперов

В любом договоре – и страховые договоры не исключение – практически всегда есть пункты, написанные мелким шрифтом. Именно в них зачастую написаны самые важные вещи. Ситуация может усугубиться, если такие пункты написаны в договоре, заключенном не вами лично, но на который вы всецело полагаетесь. О чем идет речь?

Дело в том,чтояхтсмену, берущему в чартер яхту, следует побеспокоиться не только о своих собственных (личных) страховых полисах, но и узнать, что написано в страховых полисах судовладельца. Как известно, любая приличная чартерная компания сдает в найм яхты, уже застрахованные судовладельцем (то есть ею самой) по системе КАСКО. Это настолько очевидно, что даже не обсуждается.И очень часто капитаны, берущие яхту в чартер, даже не стараются ознакомиться с этим договором: они считают, что раз он есть, то он автоматически покрывает все убытки судовладельца, если его яхте в ходе плавания будет нанесен ущерб (за вычетом франшизы, которую покрывает внесенный капитаном депозит). Казалось бы, на этом все – и чартерному шкиперу до этого договора больше нет никакого дела. Однако… не все так однозначно.

Ряд чартерных компаний имеет КАСКО-страховку с указанным в договоре так называемым «правом регресса», то есть с правом обратного требования. В данном случае имеется в виду, что лицо (в данном случае – страховая компания), возместившее вред потерпевшему (в данном случае – владельцу яхты, то есть чартерной компании), имеет право в свою очередь обратиться к «причинителю вреда» за компенсацией полной суммы страховой выплаты. Под «причинителем вреда» в случае аварии или гибели чартерной яхты будет пониматься ее шкипер, который вернул взятое в чартер судно судовладельцу в ненадлежащем состоянии (или не вернул вовсе).

Право регресса в общем случае обычно указывается в национальном законодательстве стран, на территории которых оперирует чартерная компания (конкретно в Российской Федерации оно прописано в статье 1081 Гражданского кодекса РФ). Разумеется, далеко не в каждом случае повреждения (или гибели) взятой в чартер и застрахованной по КАСКО яхты включается право регресса. Обычно национальное законодательство страны, на территории которой действует чартерная компания, содержит достаточно четкие указания на этот счет: например, доказанную умышленность причинения ущерба, причинение ущерба в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и так далее. Однако в части касательной чартера прогулочных яхт законодательства ряда стран (в том числе европейских) содержат отдельные дополнительные положения о «плохой морской практике» или «грубой неосторожности» капитана, позволяющие страховой компании в данном случае по регрессу взыскать с него всю сумму, равную той, которая была выплачена судовладельцу для покрытия понесенного им ущерба.

Казалось бы, и здесь нет никаких особых проблем для чартерного капитана, ведь довольно часто те же чартерные компании включают в чартерный пакет уже рассмотренный нами ранее тип страховки: «бесплатную» страховку ответственности, которая, как кажется с первого взгляда, должна покрывать и этот случай.

Однако не зря мы вначале сказали о пунктах, написанных мелкими буквами. Очень часто договор страховой ответственности перед третьими лицами, предлагаемый чартерной компанией шкиперу за символическую сумму или вовсе бесплатно, содержит маленькую оговорку, звучащую в переводе на русский примерно так: «за исключением случаев, когда авария произошла по причине грубой неосторожности шкипераили нарушения им правил хорошей морской практики»*.

И в этом случае, если яхте причинен серьезный ущерб, может возникнуть крайне неприятная ситуация, когда дело не ограничится одним только «попаданием на депозит» – капитану (или всему его экипажу) придется искать сумму, равную полной стоимости причиненного ущерба (что в случае тяжелого повреждения или гибели яхты, а также гибели члена экипажа может оказаться крайне затруднительным делом).

Поэтому перед началом чартерного плавания следует внимательно ознакомиться с теми страховками, которыми располагает чартерная компания. Что конкретно указано в них касательно возможности регрессного иска страховщика к шкиперу? В каких именно случаях к последнему может быть предъявлен данный иск? Кто и как будет принимать решение о признании действий капитана «грубой неосторожностью»? Как защититься от подобного риска?

* Консультировавшие нашу редакцию специалисты страховой компания Pantenius указали, что крайне желательно прямое указание в страховом договоре следующего пункта: «Данный договор покрывает все случаи причинения вреда судну и третьим лицам, в том числе произошедшие по причине грубой неосторожности шкипера». – Прим. ред.

Яхтенная авария может довести до суда
Игорь Скворцов, яхтенный капитан, Россия
Прошло почти полтора года после того, как управляемая мной яхта из-за выхода из строя реверса столкнулась с другой яхтой в марине Мармариса. Тогда полис яхтовладельца оказался недействительным, и я оплатил убыток пострадавшим из своего кармана. Во время очередного прилета в Стамбул я в аэропорту был препровожден в комнатку с эмблемой Police, потом после обыска отправился в одиночную камеру, откуда – после всех формальных процедур с фотографированием и снятием отпечатков пальцев – меня переправили во Дворец правосудия. Там я увидел толстенную папку со своей фамилией, услышал многократно повторяемое слово shipи начал догадываться, в чем дело.Судья взгромоздилась на свой «постамент», достала из-под стола мантию, быстренько облачилась и начала вершить суд. Судья сразу очень серьезно дала понять, что трепыхаться бесполезно. Должен заметить, что ни адвоката, ни переводчика мне предоставлено не было, однако в какой-то момент я поймал себя на мысли, что от страха начал понимать по-турецки. Минут тридцать пытала она меня, не был ли я под воздействием алкоголя в прошлом году. На мои ответы, что под видеокамеру был составлен протокол, что потерпевшие претензий не имеют, она внешне никак не реагировала. Помурыжив меня еще полчаса, она все же поняла, что «парень в глухом отказе», всех подняла и зачитала беспощадный приговор! По улыбчивым лицам конвоя я понял, что «вышло мне полное оправдание». После этого судья, сняв мантию, предложила мне пообщаться как двум свободным уже людям. Так вот, оказалось, что исход в Турции подобных инцидентов без участия страховой компании должен в обязательном порядке утверждаться судом. При этом турецкому правосудию гораздо проще иностранцев доставлять в суд именно таким способом. А еще через полтора года меня снова вызвали в суд, но уже в России по месту жительства: пришло почтой все это мое «дело» с оправдательным приговором, коряво переведенным на русский языкза счет турецкого правительства…

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №9 (78), 2015 г.