Отдам в чужие руки

Предложить свою яхту чартерной компании… Кому-то это представляется немыслимым, а для кого-то это оптимальный способ владеть яхтой


Текст Андреса Фрича

Современный рынок чартерных яхт своим размером в значительной степени обязан частным владельцам, которые предоставляют свои лодки в распоряжение чартерных компаний. Зачастую эти яхты составляют большую часть их флота. Так, скажем, из 1100 яхт Sunsail и Moorings, принадлежащих такому гиганту, как Tui, 900 принадлежат частным владельцам.

Хотя многим яхтсменам это кажется невозможным и даже противоестественным, более прагматичные натуры видят здесь много плюсов.

«Для нас преимущества перевешивают любые недостатки. При таком варианте не нужно платить за стоянку и беспокоиться о техобслуживании, и никакой надоедливой регистрации. А когда мы сами занимались своей лодкой, то всякий раз теряли день перед круизом и день после на подготовку, уборку и прочие хлопоты», – говорит писатель Ян ван дер Банк о своей яхте Dufour 40e, которая сдается в чартер в Турции.

И это несмотря на то, что он потерял немало денег после банкротства компании Ecker Yachting, которой сдавал свою лодку по контракту.

«Эта неудача многому меня научила. Теперь, например, я понимаю, насколько важен месячный отчет о доходах, а также постоянный контакт с чартерной фирмой», – признается ван дер Банк.

Дальновидности ему, впрочем, и так не занимать, поскольку он еще до полного банкротства компании перегнал свою яхту на другую базу, которую основал вместе с другими владельцами (sail-with-friends.org).

Банкротство чартерной компании, к счастью, скорее исключение, чем правило. Это вряд ли кого-то может напугать.

Между тем есть момент, который желающие отдать свои яхты в чартер, обязательно должны иметь в виду. Чартерная яхта испытывает на себе гораздо большую нагрузку, нежели частная, поэтому если вы привыкли сдувать пылинки со своей лодки и переживаете из-за каждой царапины, то чартер определенно не для вас.

Если же вы готовы пойти на определенные жертвы, то в первую очередь разберитесь с тем, какие акватории, а главное – какие лодки пользуются наибольшим спросом на рынке чартерных услуг. Учтите, некоторые компании работают только с лодками конкретных моделей и даже определенных размеров. Правда, есть и другие компании, и их все больше, которые не так избирательны в отношении как моделей, так и размеров яхт.

«Клиентам нравится иметь выбор, – уверен Бьорн Кеслинг из компании 1. Klasse Yachten. – Клиенты, которые год за годом отдают предпочтение одной, хорошо им знакомой модели, встречаются все реже».

Что касается выбора места для чартера, то такие гиганты, как Sunsail и Moorings или французская компания Dream Yachts, могут похвастаться базами по всему миру. Это особенно выгодно тем яхтсменам, которые хотели бы походить на чужой яхте в новом месте, оставив свою лодку на попечение чартер-компании.

«Владельцы яхт, с которыми мы работаем, особенно ценят возможность каждый год проводить до 12 недель на другой яхте нашего флота, – говорит Франк Богил, вице-президент яхтенной программы Tui-Marine. – Если им наскучит одна акватория, всегда можно подобрать другую».

Безусловно, масштабы работы таких компаний, как немецкие Bestsail и Sun Charter или греческая Kiriacoulis, скромнее, но и они располагают базами на многих популярных акваториях. И они тоже позволяют яхтсменам, предоставляющим им свои лодки, проводить до 12 недель в году на других чартерных яхтах. Правда, в разгар сезона одна неделя может считаться и за две, и за три. А некоторые фирмы предоставляют своим «поставщикам» программы отдыха, вообще не связанные с водной стихией. Так, шведская фирма Navigare предлагает владельцам чартерных лодок отдых в загородном доме в Тоскане, Таиланде или Швейцарии.

«Мы заметили, что многим клиентам приходится убеждать своих жен в целесообразности покупки яхты, и наша программа им очень в этом помогает», – улыбается Пер Абрахам из Navigare Yachting.

Читайте также  Электронная навигация, или Планшет в качестве штурмана

И все же большая часть фирм, занимающихся чартером, концентрируется на одной или нескольких базах в одной стране. Для владельцев яхт это означает, что на протяжении пяти или шести лет они не смогут выходить за пределы конкретной акватории. Однако именно такой срок обычно подразумевают контракты на чартер.

После выбора акватории вы сразу же столкнетесь с малопонятной мешаниной различных вариантов чартера. Это особенно касается вопроса о доходах собственника лодки. Если по-простому, то существует три основных модели с различными вариациями:

1. Собственник получает заранее установленный процент с цены аренды лодки.

2. Доход собственника зависит от условий аренды.

3. Собственник не получает дохода, но при покупке яхты чартерная компания оплачивает часть ее стоимости (ходить на этой лодке до истечения срока контракта он может лишь несколько недель в году, все остальное время ее использует компания), и после истечения действия контракта яхта передается в безусловное владение собственнику.

Фиксированный процент с аренды обычно предлагают самые большие компании: Sunsail, например, дает восемь процентов за чартер в Средиземном море и девять – на Карибах. Dream Yacht предлагает похожие условия. Немецко-французская фирма VPM выплачивает владельцам яхт десять процентов стоимости чартера в любой зарубежной акватории. Шведская компания Navigare предлагает от девяти до тринадцати процентов.

Откуда такая разница? По словам Люси Барон, управляющей флотом Bestsails в Средиземном море и флотом VPM за океаном, в экзотических акваториях яхта за год сдается в несколько раз чаще, чем в Средиземном море, где сезон относительно короток.

При таких условиях доход подсчитывается сразу, и владелец яхты может не переживать по поводу возможных непредвиденных расходов. Однако у такого варианта есть и минусы: если дела с лодкой идут лучше, чем ожидалось, выигрывает от этого только чартерная компания.

Гораздо чаще владельцы лодок получает определенный процент от цены чартера – обычно от 55 до 70 процентов. Однако из этой суммы необходимо вычесть текущие расходы (см. график), и здесь начинаются споры: что понимать под «износом», что подразумевает «техобслуживание», кто оплачивает ремонт поломок и повреждений?

Все эти вопросы необходимо разрешить заранее, особенно если чартерная компания обязуется взять на себя эксплуатацию яхты на базе и техобслуживание. Если у вас возникли сомнения по поводу контракта, обязательно проконсультируйтесь с юристом.

Немецкая компания Sun Charter работает по другой модели. Собственники, заключившие с ней контракт, образуют своеобразное объединение.

«У нас владельцы яхт одного типа в своей акватории действуют сообща и делят между собой как доходы, так и расходы на уход и ремонт, – рассказывает генеральный директор фирмы Марк Розендаль. – Это сводит к минимуму возможные потери для отдельного собственника, если, допустим, его лодка после поломки надолго вышла из строя. Кроме того, новые лодки обычно арендуют чаще, чем старые, поэтому со временем доход собственника уменьшается. Наша же система позволяет этого избежать».

Таким образом, каждый владелец может заранее подсчитать как свои доходы, так и расходы. И это действительно выгодно, особенно если учесть, что благодаря более высоким стандартам техобслуживания Sun Charter использует яхты дольше, чем конкуренты, – восемь лет. При этом хозяину яхты не стоит забывать, что чем больше времени он будет проводить на своей лодке, тем меньше будет его доход.

Третий вариант привлекателен тем, что при сравнительно небольшом начальном вложении по завершении контракта яхта переходит в полное владение собственника. Кроме того, во время действия контракта он может проводить определенное, пускай и меньшее, чем при других вариантах, количество недель на воде.

Существуют и более «экзотические» варианты этой модели. И вот пример.

«Французские заморские департаменты предоставляют особую программу экономического развития для чартерных фирм, которые должны выполнить определенные обязательства в обмен на денежную поддержку при покупке яхты. Согласно этой программе владелец может получить яхту в свое распоряжение после пяти лет эксплуатации чартерной фирмой, заплатив изначально 36% цены для катамаранов и 44% для однокорпусной лодки», – объясняет Ченгиз Инцеерен из фирмы Argos Yachtcharter, которая работает совместно с французской Dream Yachts.

Читайте также  Парус один, а форм геннакера много

Не так все просто и с ценой покупаемой лодки. Известно, что многие чартерные фирмы получают большие скидки от верфей в зависимости от размера сделанного ими заказа и общего количества яхт, которыми они владеют, особенно если они эти яхты сами потом и продают. Впрочем, в последнее время весомую скидку при покупке яхты может получить и частный покупатель. Тот же Sunsail предоставляет владельцам скидку в 8% от указанной стоимости.

Таким образом, перед заключением контракта имеет смысл обо всем переговорить с представителями чартерной фирмы. Некоторые из них относятся к этому достаточно открыто: «Закупая лодки оптом, мы можем предоставить собственникам неплохие скидки, – говорит Бьорн Кеслинг из 1. Klasse Yachten. – Вплоть до 20 процентов».

Кстати, как правило, большинство чартерных компаний берут по контракту только те лодки, которые у них же и были куплены. Никому не хочется покупать кота в мешке.

Самый, пожалуй, болезненный вопрос, которым задаются яхтсмены, думающие сдать яхту в чартер, сводится к следующему: останусь ли я в выигрыше после истечения срока контракта и перепродажи лодки?

Франк Богил из Tui-Marine готов на него ответить: «Если в чартерном бизнесе вам обещают гарантированный доход, значит, вас обманывают». Колебания спроса и переполненный рынок б/у лодок делают чартерный рынок непредсказуемым.
Марк Розендаль из Sun Charter, однако, не согласен с коллегой: «Наши собственники после окончания действия контракта получают чистой прибылью от двух до пяти процентов от вложенного капитала. Но у нас и срок эксплуатации больше. Такая прибыль возможна даже на Балтийском море, которое считается малоприбыльным в связи с коротким сезоном. Но если покупается именно такая лодку, какая нам нужна, то в прибыли ее владелец может не сомневаться».

Следует обратить внимание и на то, какими налогами облагается доход с чартера.

«Схемы оптимизации налогов, которые учитывают только расходы без доходов, уже больше десяти лет не признаются государственными органами, – объясняет доктор Хейко Выходил, специалист по праву. – Налоговая служба Германии классифицирует такую деятельность как хобби и несколько лет назад потребовала возмещения налогов с тех, кто таким образом пытался их избежать».

Многие собственники декларирует прибыль с чартера просто как доход с аренды. Как бы то ни было, чартерные фирмы всегда рекомендуют этот вопрос загодя обсудить с налоговым консультантом.

Другой вопрос, относящийся к финансовой стороне дела, связан с рыночной стоимостью лодки после окончания действия контракта, поскольку лишь очень немногие собственники после этого оставляют яхту себе. Здесь, конечно, решающим фактором является состояние лодки, поэтому имеет смысл осмотреть те яхты выбранной вами компании, которые уже несколько лет сдаются в чартер.

Остаточную стоимость яхты разные компании оценивают по-разному. В большинстве случаев речь идет о 45–55% от изначальной стоимости. Здесь имеют значение производитель и модель лодки, а также современные тенденции.

«Bavaria обычно сильнее теряют в стоимости, чем Beneteaus, Jeanneaus или Hanse, – говорит Бьорн Кеслинг. – А лодки больше 45 футов продаются хуже, чем лодки поменьше».

Лучше ситуация с многокорпусными судами.

«Б/у катамараны очень хорошо продаются, на данный момент их на рынке почти не осталось», – отмечает Люси Барон из Bestsail и VPM, во флоте которых есть катамараны Lagoon и Fountaine Pajot.

Ее слова подтверждает и Sunsail, продающие свои катамараны по цене в 55–60% от изначальной стоимости. Такие лодки редко задерживаются в списках продаж.

Многие компании при заключении сделки на чартер могут даже принять старую лодку в качестве оплаты. А Sunsail по желанию клиента предлагает также и гарантию возврата. Она, правда, составляет только 40 процентов.

Читайте также  Морская болезнь побеждена витамином С?

Практически все чартерные фирмы помогают своим клиентам в продаже яхты. Они либо сами выступают в роли посредника, либо работают с большими торговыми компаниями. К тому же лодка на рынке появляется достаточно рано, так что между окончанием срока действия контракта и продажей яхты обычно проходит совсем немного времени.

Так как же найти надежную чартерную компанию?

Ян ван дер Банк делится опытом: «Обязательно нужно настоять на регулярной выплате доходов, лучше всего – на ежемесячной. В этом случае если фирма испытывает финансовые затруднения, вы об этом узнаете. Полезно пообщаться и с другими клиентами этой компании – только не с теми, кто ставит ее в пример».

Поскольку желающие сдать лодку часто сами пользуются услугами чартерных компаний, разумно арендовать относительно старую лодку у той компании, к которой они присматриваются. Это особенно актуально для тех, кто предполагает пользоваться своей лодкой после окончания контракта. Вдруг после истечения срока контракта яхта будет в таком состоянии, что потребуется дорогостоящий ремонт?

Конечно, финансовый риск есть всегда, и тем не менее чартерный бизнес процветает. Примерно 50% клиентов после первой лодки покупают у той же фирмы следующую и снова сдают ее в чартер. Это и есть истинный показатель.

Выбор акватории. Местонахождение яхты влияет на размер прибыли. С Балтийским морем связан больший риск, чем, скажем, со Средиземным. Короткий сезон и зачастую холодное и дождливое лето отпугивают многих владельцев яхт. На Балтийском море хорошим результатом в год считается 17–18 недель в чартере, на Средиземном – 20–22. Заморские акватории предлагают наибольший спрос и прибыль. Однако сдавая лодку в чартер в тропиках, необходимо учитывать высокий уровень ультрафиолета и больший износ судна.
Доходы и расходы. Что остается от доходов с чартера после уплаты налогов и текущих расходов? На графике указано примерное распределение доходов клиентов немецкой чартерной фирмы Sun Charter. За скобками остался НДС, который зависит от страны (например, 11% в Италии, 21% в Испании и около 5% в Турции). Годовой доход от чартера, например, в Италии составляет где-то 50 000 евро, из которых владельцу яхты из Германии остается 15 575 евро, после чего уже на родине он выплачивает подоходный налог, размер которого зависит от его финансового положения. График: 35% – чистый доход владельца, 7% – уход за яхтой, 18% – чартерное агентство, 15% – техобслуживание, 5% – материалы для ремонта и ухода, 20% – страховка, стоянка и разрешение на чартер.
Яхты по всему миру. Большие компании позволяют своим клиентам пользоваться лодками на разных базах. Желающие приобрести чартерную модель не будут на пять-шесть лет привязаны к одной лодке и одному месту. Такие компании, как Moorings, Sunsail, Dream Yachts и Kiriacoulis, позволяют своим клиентам пользоваться лодками своего флота, где бы эти яхты ни находились. Однако нужно иметь в виду, что после различных финансовых операций от 12 недель, обещанных рекламной брошюрой, часто остается только один месяц, а то и меньше.
Выбор модели. Катамаран или однокорпусная яхта? Тип лодки также влияет на прибыль от чартера и перепродажи. Катамараны стоят дороже, чем обычные яхты, но и доходов приносят больше. При этом они требуют больших затрат на уход и ремонт, потому в итоге разница не такая уж большая. При этом при перепродаже катамараны стоят на 10–15% больше, чем монокорпусные яхты, и спрос на них очень большой. Выбор модели зависит и от акватории, потому перед покупкой проконсультируйтесь с выбранной чартерной фирмой.

 Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №10 (68), 2014 г.