Спокойствие перед бурей

Штормовая погода весной или осенью совсем не редкость, да и летом морякам нередко приходится иметь дело с сильными ветрами. Поэтому вопрос о защите своей яхты от непогоды актуален всегда. Так что же именно должен делать яхтсмен, узнав о приближающемся шторме?



Текст Ларса Болле

Подготовка яхты к шторму должна закончиться еще до первых его проявлений. Когда уже подул сильный ветер, разгулялись волны и небо затянули грозовые тучи, может быть слишком поздно. Конечно, быстро среагировать, узнав о приближающемся шторме, могут далеко не все, но даже короткая прогулка по практически любому пирсу позволяет уверенно сказать, что многие владельцы обманываются по поводу безопасности места своей стоянки: старые сносившиеся швартовы, разбросанные по палубе концы, бьющиеся на ветру паруса – все это скорее правило, чем исключение.

Памятный ураган в Киле, множество других схожих по разрушительной силе катаклизмов наглядно продемонстрировали, что кое-как пришвартованная яхта не только сама пострадает во время шторма, но и повредит соседние лодки. Здесь будет уместен садоводческий афоризм: что толку подстригать свой газон филировочными ножницами, если у соседа весь двор в сорняках?

Потому важно не только самому добросовестно закреплять свою лодку, но и присматривать за соседом, будучи готовым предупредить его о небрежности, а значит, о возможной опасности для вашей яхты. Если связаться с ним не удается, этот вопрос следует обсудить с управляющим портом. Только он имеет право что-то делать со стоящей у пирса яхтой в отсутствие ее хозяина. Ни в коем случае не пытайтесь исправить положение сами, пока это может сделать кто-то из них! Если с лодкой что-то случится, никто не будет разбираться, кто виноват, и вполне вероятно, что с вас потребуют денежного возмещения ущерба. И только если близится буря и вы понимаете, что из-за неряшливости соседа могут пострадать и его, и ваша, и чужие лодки, тогда действительно стоит поступиться этикетом и принять все необходимые меры по надлежащему закреплению соседской лодки.

На следующих страницах мы подробно описали, на что следует обратить внимание, готовя лодку в гавани к шторму. Тут важнее всего швартовка: каким бы сильным ни был ветер, ваша яхта должна оставаться на своем месте. Поэтому ни в коем случае не используйте в качестве швартовов старые тросы или шкоты – их изношенность может дать о себе знать в самый неподходящий момент. Шкоты к тому же плохо тянутся и нисколько не смягчают рывки. Закреплять свою лодку старыми и недостаточно крепкими тросами – это все равно что сознательно садиться за руль заведомо неисправного автомобиля: оно, конечно, может, и обойдется, но риск в любом случае увеличивается в несколько раз.

Также на тему шторма в гавани всегда полезно пообщаться с управляющим портом – у него наверняка найдется пара советов. На Карибах, например, во многих гаванях яхту можно «закрепить» в мелком песке у берега – и никаких шкотов не надо.

Правильная швартовка

* При швартовке яхты у пирса не забывайте, что основной принцип здесь – чем больше концов, тем лучше. Дополнительные тросы, как, например, этот шпринг, завязанный на утке между двумя яхтами, помогают снять часть нагрузки с основных швартовных концов. Кроме того, длину всех концов, которые выходят на пирс, можно регулировать, не залезая на лодку, что во время шторма не всегда возможно.

Расположение и крепление швартовных концов зависит от места и типа стоянки. Кроме того, при швартовке всегда важно иметь в виду возможные изменения погодных условий, например, перемену направления ветра.

Читайте также  Полный привод - секреты настройки

* Швартовка на сваях. Кормовой швартов не должен скользить по свае вверх. Закрепите его петлей, как на фотографии. Короткий конец сверху не даст узлу сползти вниз

* Вдоль причала. Носовой и кормовой шпринги (красные) удерживают яхту от перемещений, носовой и кормовой швартовы (зеленые) работают как амортизаторы и снимают часть нагрузки со шпрингов. Дополнительные концы (желтые) предупреждают возможное вращение яхты

* У бона. При швартовке у разделительного бона, который короче яхты, очень важны носовой и центральный шпринги (красные), способные затормозить яхту. Перед штормом имеет смысл протянуть дополнительные концы на берег и к соседу (желтые), чтобы ослабить поперечное натяжение

* В боксе (у палов). Стандартная швартовка кормовыми и носовыми швартовными концами (зеленые). Если кормовые концы перекрестить, корму будет меньше разворачивать (см. врез справа). В очень коротком боксе также могут быть необходимы кормовые шпринги (красные)

* На муринге. Швартовка на муринг или на якорь (желтый) не особенно отличается от швартовки в боксе: основную нагрузку берут на себя кормовые шпринги (красные), перекрещенные кормовые швартовы (зеленые) предупреждают поперечное смещение. Внимание: если ваш сосед не перекрещивает кормовые концы, то его яхта может ходить из стороны в сторону

Уход за швартовными тросами

* Защита от износа. Необходимо позаботиться о защите от износа тех швартовных концов, которыми вы постоянно пользуетесь. Для этого существует специальные наборы из кожи или других прочных материалов. Впрочем, вполне достойную защиту можно сделать и самому из куска пластмассового шланга, закрепленного на тросе изолентой

* Альтернатива. Что касается дополнительных тросов, которые бывают необходимы только во время шторма, то с ними придется импровизировать. Простая пластиковая бутылка, к примеру, неплохо выдерживает трение об острый край причала. Хорошо противостоит износу оплетка троса. В крайнем случае воспользоваться можно любым обрывком ткани или шерсти – далеко не идеальный вариант, но лучше, чем ничего

* Долой серьги. Заводить швартовы серьгой следует только при маневрах, особенно если на них установлен швартовный амортизатор. При такой фиксации концы быстро перетираются – как на кнехте, так и на рыме; кроме того, амортизатор работает не так эффективно

* Швартовный амортизатор. Лучше всего использовать амортизатор из резины, хотя подойдет и стальная пружина. Во время шторма основное назначение такого амортизатора – уменьшение пиковых нагрузок, что позволяет избежать механических повреждений яхты и разрыва швартовных концов

* Двойные швартовы. Если крепление на пирсе не вызывает особого доверия, то вам следует протянуть дополнительный трос и закрепить его иначе – привязать, например, к несущей конструкции пирса. С особенным подозрением следует относиться к старым деревянным кнехтам

* Такелаж. При сильном волнении и порывистом ветре яхты даже в порту могут сильно кренится и раскачиваться. Если при этом такелаж одной лодки зацепится за оснастку другой, обе яхты могут получить повреждения вплоть до потери мачты. Учитывайте это при швартовке

Читайте также  Дресс-код для яхт-клуба

* Швартовы крест-накрест. Чем шире корма яхты и чем меньше расстояние до палов, тем разумнее при швартовке перекрестить кормовые швартовные концы. Яхту будет меньше болтать из стороны в сторону, но раскачиваться она будет сильнее

Швартовка кормой к пирсу с помошью муринга или якоря при волнении более надежна, чем параллельная швартовка вдоль причала, поскольку в таком случае яхта может двигаться более свободно. Однако в тесных гаванях стоящую первой лодку часто первой и срывает с места, поэтому зачастую лучше такую гавань оставить и перейти в защищенную бухту либо пришвартоваться у специального буя

* На муринге. Если возможно, используйте два муринга. Чтобы натянуть муринговый конец, отойдите от пирса на три-четыре метра, закрепите его, отработайте мотором назад и задайте кормовой швартов. Если возможно, проведите дополнительные концы на соседние яхты.

* У буя. Специально установленные буи могут быть надежнее якоря, особенно в непогоду. Лучше всего лодку держат буи, расположенные на глубине. При швартовке используйте трос, защищенный от износа, либо якорную цепь, способную выдержать сильное трение. Для большей надежности можно к бую протянуть дополнительный трос

* На якоре. Якорь должен крепко зацепиться за дно, не стесняйтесь бросать его несколько раз, пока не получите удовлетворительного результата. В гавани оттяните лодку на два-три метра от пирса. В бухте, если возможно, заведите против ветра второй якорь с более длинным тросом так, чтобы оба якорных конца образовывали букву V. Таким образом вы снимете часть напряжения с первого якоря и уменьшите диаметр циркуляции.

Защита от царапин

* Зафиксируйте кранцы. Если вы швартуетесь у разделительного бона, кранцы лучше опустить пониже. К нижней части кранца привяжите трос с отрезком якорной цепи, пропустите его под корпусом со стороны кормы и зафиксируйте

* Используйте доски. Обычный кранец вам не очень поможет, если вы стоите рядом со сваей или у неровной стенки, в таком случае лучше проявить изобретательность и соорудить специальное защитное устройство из двух кранцев и доски, как показано на фотографии

* Связка кранцев. Если кранцев у вас много, то имеет смысл их вешать связками – это увеличит расстояние до причала или других лодок и значительно улучшит амортизацию

Незакрепленное оборудование на палубе при шторме может нанести вред вашей и соседским лодкам. Поэтому все нужно или убрать, или надежно закрепить

* Зарядный кабель. Чтобы вас в самый ответственный момент не подвела техника, обязательно заранее зарядите бортовой аккумулятор. Оставлять береговой кабель подключенным мы не советуем – во время шторма он будет только путаться под ногами

* Перо руляю. Крепко зафиксируйте руль – либо с помощью системы блокировки (на фото), либо просто затянув болты у вала штурвала. Это нужно для того, чтобы при сильном поперечном волнении перо руля оставалось на одном месте и не раскачивалось, иначе оно может сломаться.

* Динги. Надувную лодку сдуйте, сверните, упакуйте и уберите либо оставьте в каком-нибудь защищенном месте на пирсе или на берегу: так она всегда будет под рукой, если потребуется завести дополнительные тросы

* Альтернативная стоянка. Куда идти, если стоянка в порту кажется ненадежной? Рекомендуем заранее определиться с этим вопросом, ознакомиться с картами и занести нужные координаты в свой плоттер

Читайте также  Двойное удовольствие

* Мелкие вещи на борту. Книги, игры, посуду и прочие мелочи разместите так, чтобы при сильной качке они не летали по каюте, а оставались на месте. Имейте в виду, что в шторм пришвартованную яхту может качать даже сильнее, чем в открытом море. Швабры, щетки, ненужные веревки, ручки от лебедок – все, что во время шторма точно не понадобится, следует убрать. При этом убедитесь, что в рундуках все закреплено и при качке не начнет биться о стенки и друг о друга

* Гик. Чтобы гик не болтался над кокпитом, закрепите его с помощью дополнительной оттяжки (она нужна, чтобы распределить нагрузку, которую испытывает гика-шкот, на две точки)

* Люки. Во время шторма вода на лодку попадает главным образом сбоку, а не сверху, поэтому очень важно проверить и плотно закрыть все люки и иллюминаторы. Старые, не отличающиеся герметичностью люки, возможно, стоит заклеить снаружи

* Якорь. Носовой якорь может стать очень опасным: если лодку сорвет, он подчас превращается в таран, поэтому его лучше убрать. Обратно вытащить его можно будет, когда шторм пройдет или если вы переберетесь в более защищенную бухту

* Штурвал/румпель. Если штатной системы блокировки штурвала не предусмотрено, просто прикрепите его с помощью конца к рулевой колонке или лебедке. То же самое относится и к румпелю

* Кингстоны. Перед штормом необходимо перекрыть все клапаны и приготовить заглушки на случай появления течи. Если клапаны оставить открытым, то из-за сильного крена вода может начать поступать внутрь лодки. Также имейте в виду, что плохо закрепленное оборудование во время шторма может повредить клапаны и краны

Как уменьшить сопротивление

* Швартовы испытывают большую нагрузку из-за давления ветра на всю поверхность яхты. Поэтому все лишнее должно быть убрано с палубы – это защитит и лодку, и оборудование.

* На палубе. Аэродинамическое сопротивление поверхности растет пропорционально скорости ветра. И пусть вас не обманывает слабый бриз в порту – даже спасательные жилеты на корме или тенты на релинге в сумме могут оказать значительное сопротивление. Поэтому мы рекомендуем перед штормом все, что может вызвать дополнительное сопротивление, убрать с палубы в трюм

* Передние паруса. Стаксель закрутите как можно плотнее и несколько раз обмотайте шкотом генуи. В качестве дополнительной защиты можно прихватить закрученный стаксель коротким концом в районе шкотового угла. Даже немного раскрывшись во время шторма, он может сильно биться на ветру и, скорее всего, порвется. Ну а идеальный вариант – это, конечно, перед штормом его снять и убрать в трюм.

* Грот. Проводку лэзи-джека притяните к мачте – это защитит и сам парус. Сам лэзи-джек также несколько раз обтяните длинной веревкой – это уменьшит давление ветра и не даст парусу биться на ветру. Если грот у вас простой, без длинных лат, его тоже можно обтянуть. Грот с закруткой в мачте подстрахуйте дополнительным концом

* Спрейхуд. Сразу уберите бимини, спрейхуд откиньте и закрепите либо, если есть такая возможность, снимите и убирите. Проверьте и закройте люк в каюту и все рундуки и отсеки. Закройте те щели, которые обычно прикрывает спрейхуд.

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №11 (69), 2014 г.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru