Северный Кипр: в гости к старику Отелло

Хоть юго-западное побережье Турции уже вполне освоено русскими (и не только) яхтсменами, турецкий Северный Кипр остается пока не очень востребованным в яхтенных планах.






Текст Андрея Шаркова, фото автора

Когда мы планировали очередную Архипелагскую экспедицию нашего клуба, идея сходить именно на Северный Кипр поначалу была воспринята с осторожностью. Все-таки непривычный регион, относительно большие переходы в условиях открытого моря, к тому же у страны до сих пор остается какой-то налет чего-то военного, несмотря на то что война там закончилась уже сорок лет назад. Тем не менее мы пошли. Почему именно туда? Да прежде всего – там интересно! Когда в семидесятые годы остров разделили между собой турки и греки-киприоты, разделили, нужно сказать, жестко и непримиримо, то, как мне кажется, все самое интересное и яркое осталось на северной стороне. Вот что бы все увидеть своими глазами, мы туда и отправились

Местом старта экспедиции был определен турецкий город Фетхие. Туда легко добраться (недалеко аэропорт Даламан), и там большой чартерный флот, можно без труда выбрать подходящую лодку. Местом начала перехода именно на Кипр мы выбрали порт Фенике. Он находится примерно в 80 миль от Фетхие, которые мы разбили на три небольших и комфортных перехода, чтобы «прикачаться», потренироваться и привыкнуть к яхтенной жизни.

Дальше уже был относительно длинный переход от Фенике до Гирне на севере Кипра (греческое название Кирения, на картах встречаются оба наименования), и вот это уже настоящее открытое море! Все-таки целых 150 миль, сутки в пути, требуются несение вахт и «морская» организация быта на борту. Собственно, одной из целей экспедиции была помощь яхтенным капитанам в наработке опыта плаваний именно открытого моря.

По приходу мы два дня провели на острове в поездках и экскурсиях. Вообще Кипр – это кладезь для любителей древней истории. Например, считается, что Кирения основана была еще в X в. до н.э., хотя первые упоминания о городе встречаются несколько позже. Но и это, согласитесь, возраст!

Где-то возле нынешнего города вышла на берег острова греческая богиня Афродита Блистательная – Кирениана, в честь которой и назвали город. Потом островом владели финикийцы, потом римляне, а когда Римская империя развалилась надвое, Кипр надолго стал византийским. Поскольку остров был крайне удобно расположен, то чем дальше, тем больше он привлекал внимание европейских властителей да разного рода авантюристов. Долгое время здесь было Кипрское королевство, во главе которого стояли выходцы из французского королевского рода Лузиньянов, а в XV веке на острове утвердились венецианцы, для которых Кипр стал важной стратегической базой в их торговой империи. Потом пришли турки, которые довольно бесцеремонно и жестоко вытолкали венецианцев и правили островом до середины XIX в., когда после ввода в эксплуатацию Суэцкого канала остров стал архиважной точкой уже для британской короны.

Читайте также  Чартер без вопросов, Yachting 2000 гарантирует…

Вся эта пестрая историческая мозаика отразилась в географии острова, его архитектуре и искусстве. Например, считается, что именно в кипрском городке Фамагуста жил тот самый венецианский правитель, с которого Шекспир написал образ своего Отелло. Я не хотел бы здесь вдаваться в подробности создания гениальнейшей драмы, там, разумеется, было много творческой фантазии, но, скорее всего, Отелло (или близкий к нему прототип) все-таки существовал и жил именно в Фамагусте – на эту тему существует немало легенд и преданий, но выяснить сегодня их подлинность вряд ли возможно. Но как бы то ни было, в этом городе одна из башен крепостной стены сегодня называется башней Отелло, а фрагмент крепостных укреплений – замком Отелло. Да и вообще на острове огромное количество древностей, пытливому уму там будет точно нескучно. Например, рядом с Фамагустой (буквально в нескольких минутах езды) расположен не менее знаменитый и древний город Саламин, известный тем, что именно в нем проповедовали апостолы Марк и Варнава – основоположники христианства на Кипре. Монастырь апостола Варнавы находится неподалеку от Саламина, в ста метрах от него в маленькой часовне расположена гробница самого святого. В городе хорошо сохранились древние римский амфитеатр, бани и базилики. Ну а битву при Саламине в ходе Четвертой войны диадохов, в результате которой Антигон смог провозгласить себя царем и единственным законным наследником Александра Македонского, мы все помним еще по школьным учебникам.

А вот яхтенных стоянок
на северной стороне острова немного.

Гирне, где стояли мы, пожалуй, одна из наиболее подходящих для парусных яхт. Есть еще небольшая марина в Фамагусте, но она расположена в большом порту со всеми сопутствующими портовыми неудобствами. В Гирнеже две марины: одна находится в старой городской гавани, другая – в порту, в одной миле к востоку от центра города. В старой гавани стоять колоритно, но не очень удобно. Прежде всего, потому что там шумно до позднего вечера, кроме того, там отсутствует присущая современным маринам инфраструктура, и, наконец, заход в гавань небезопасен для килевых яхт (есть мели и попросту тесно). Стоянка в порту более предпочтительна, в северной части акватории порта расположено несколько специальных яхтенных персов. Однако эта гавань продувается ветрами, так что заход на швартовку в ветреную погоду может вызывать некоторое напряжение. Но места тут достаточно, и маневрировать можно вполне безопасно. Здесь есть нормальный душ/туалет, тут же неподалеку оформляется прохождение границы.

Про пограничные формальности нужно сказать отдельно. С точки зрения международного права Северный Кипр является отдельным государством, пусть и мало кем признанным. И эта «непризнанность» только добавляет колорита в процедуру оформления захода, хоть виз для посещения страны не требуется.

Формально – все как везде: сначала на борт приходит некто, заполняет карантинные бумажки, потом должны прийти таможенники (но они обычно не приходят), потом капитан с паспортами членов экипажа направляется к пограничникам, где ставится отметка «заход». Штамп в паспорт при этом не ставят, а оформляется вкладыш, чтобы впоследствии не было вопросов к владельцу паспорта, например, при оформлении греческой визы. Но есть один важный нюанс – это время оформления. Я даже не про время, затрачиваемое на процедуру, хоть и оно, вообще-то, не самое маленькое, а про деньги. Дело в том, что пограничники здесь работают именно в рабочее время. Чтобы выполнить пограничные формальности в праздничные дни (а мы пришли на остров 1 мая, а это там тоже праздник), офицеры вышли на службу во внеурочное время. И это обошлось нам в дополнительные примерно 300-350 евро с яхты! Причем официальных выплат. Этот момент предлагаю иметь в виду, если соберетесь на остров – приходите (и уходите!) только в рабочие дни и в рабочее время! Тогда тарифы будут куда ниже.

Читайте также  Геркулесовы столбы

Если вы соберетесь на Кипр на чартерной лодке, обязательно проверьте судовые документы! И тщательно. Обязательно поставьте в известность менеджера чартерной компании. Для оформления границы нужны действующие страховые полисы, а также (и вот здесь может быть загвоздка) действующая чартерная лицензия на яхту. Документы будут проверять и кипрские пограничники, и дважды турецкие, поэтому проверка получится весьма пристальной.

Из бытовых особенностей выделю электросеть, розетки на всем острове английские, трехфазные. В марине розетки обычные, европейские, но если захотите зарядить телефон, например, в кафе, потребуется переходник. Движение тоже английское, левостороннее, имейте в виду, если брать машину в прокат. И у автомобильного проката есть тоже особенность – машины предлагают вроде бы дешево, за 20–30 евро в день, но… только на три дня стразу! Местная валюта – турецкая лира, хоть и евро принимают к оплате почти повсеместно.

Обратно мы уходили в Кемер, то есть на северо-восток. Выбор этой точки связан с розой ветров. В проливе между Турцией и Кипром чаще всего дуют западные ветра, и если при движении на восток они благоприятны, то идти обратно нужно как бы «забирая» к северу, создавая лавировочный угол для основного галса. Нам повезло, ветер был для нас благоприятен в обоих случаях, но это все-таки именно повезло. К тому же побережье в районе Кемера удивительно красиво – там высокие скалистые горы, густые сосновые леса, множество живописных бухт – и это еще один аргумент, зачем с Кипра нужно идти именно туда. Пограничные формальности в Кемере оформляются быстро, без задержек.

В целом акватория плавания спокойная. Здесь нет каких-то сложных навигационных условий, напряженного судоходства, поэтому регион отлично подходит для накопления морского опыта. Кроме Северного Кипра по пути есть еще легендарный остров Кекова, где стоял древний ликийский город, в результате землетрясения опустившийся под воду, есть красивый и уютный городок Каш, есть греческий островок Кастелоризо, удивительным образом связанный с русской морской историей, но это требует отдельного рассказа.

Читайте также  В тени вулкана

Архипелагские экспедиции Русского крейсерского клуба – коллективные плавания на яхтах в режиме флотилии, посвященные важным событиям в русской морской истории, или по интересным историческим местам. Само название тоже историческое. «Архипелагскими экспедициями» назывались плавания русского флота в бассейне восточного Средиземноморья в XVIII–XIX веках. Тогда русские моряки заслуженно снискали славу победителей в Чесменском сражении, при Наварине, Патрах, Афоне и во множестве других мест. Современные «Архипелагские экспедиции» – это попытка напомнить о великих страницах русской истории.
Город Фамагуста расположен на развалинах античной Арсинои, основанной в III веке до н. э. царем Египта Птолемеем II, и имеет долгую и непростую историю, связанную со многими народами Европы и Азии. Здесь побывал Ричард Львиное Сердце, с рыцарями которого, вынужденными сойти с кораблей на сушу из-за бури, неприветливо обошелся местный властитель. Пришлось Ричарду в ответ захватить Фамагусту и объявить себя ее властителем.
После исхода крестоносцев из Святой земли сюда бежало множество людей, лелеявших надежду рано или поздно вернуться в Палестину, что сделало городок одним из богатейших на всем Средиземноморье. Говорят, что в середине XVI века руку (а точнее – совет) к укреплениям города приложил лично Леонардо да Винчи, пребывавший тогда на острове и давший немало рекомендаций тогдашнему крепостному архитектору по обустройству артиллерийских позиций. Как следствие крепость выдержала долгую осаду турок и пала лишь тогда, когда гарнизон потерял более 90% своих воинов.
Внутри крепости расположен бывший готический собор Святого Николая (переделанный оттоманскими завоевателями в мечеть Лала Мустафа Паша) и греческая церковь Святого Георгия с уникальными фресками. Еще одна заслуживающая внимания достопримечательность – сохранившиеся до наших времен дворец венецианского губернатора Джованни Ревьере и сквер с великолепным мраморным римским саркофагом, старинными пушками и античными статуями.

Опубликовано в Yacht Russia №11 (69), 2014 г.