Голландия: плавание в глубь веков

Сколько раз, встречая в Балтийском и Северном морях старинные парусники, мы хватались за фотоаппараты, делали многочисленные снимки и мечтали когда-нибудь попасть на борт такого судна. Когда мы начали часто ходить на яхтах по Голландии и увидели, что традиционные голландские парусники там не экзотика, а довольно обычное дело, нам стало ясно – пора действовать!








Текст Татьяны Кавериной и Алексея Трофимова, фото авторов

Мы нашли судовладельцев, сдающих старинные суда в баребоат-чартер, и началась переписка… Переговоры длились почти месяц, но в итоге профессиональный сертификат на управление судами до 200 т, опыт наших капитанов и благодарственные отзывы различных чартерных компаний после регат сделали свое дело, и нам было разрешено походить на трех старинных парусниках.

Мы решили, что для путешествия больше всего подходит начало октября, когда резко уменьшается количество туристов, и можно полностью погрузиться в атмосферу Средневековья.

И вот мы едем по Голландии в арендованных минивэнах. Внезапно все замирают, увидев картину, похожую на мираж, – по полю идет яхта под парусом. Яхта плавно, красиво, пересекает поперек нашу дорогу и идет дальше. Приблизившись, мы понимаем, что яхта идет по каналу, проложенному прямо над дорогой, но магия увиденного еще долго не отпускает нас.

Мы арендовали парусники в двух разных маринах, и вот уже первый пункт назначения совсем рядом – малюсенький поселочек, на высадку десанта в котором мы планировали потратить от силы минут пять. К нашему величайшему удивлению, марина, расположенная по обе стороны канала, оказалась раз в двадцать больше самого поселка, и мы почти час искали нужное судно. Договорились с друзьями о завтрашней встрече в море – и снова в путь.

Наконец и мы у цели. Нереально красивые, похожие на больших сказочных птиц лодки тихонько качаются среди замшелых деревянных палов. Заходим на борт – и совершенно выпадаем из времени. Широкая деревянная палуба с большими лавками по краям, красивый деревянный штурвал, огромное бревно грота и деревянная подставка под него, деревянное перо руля, украшенное сверху резной диковинной птицей – то ли аистом, то ли пеликаном, – старинная рубка с решеткой маленьких стеклянных окошек, уютная кают-компания с качающейся лампой наверху и картинами на стенах. Какие все-таки голландцы молодцы, что так бережно относятся к своей истории.

Классические голландские суда прекрасно приспособлены к хождению по мелководной части Северного моря и по каналам. К тем, кто ходит на этих судах, здесь относятся с большим уважением. Нас ставили во всех маринах на лучшие места, разрешали проходить по каналам прямо в центр города и вставать к городским стенкам, в общем, везде давали зеленый свет!

Когда мы спрашивали что-то у местных мореходов, в их отношении всегда чувствовались уважение и благодарность за внимание к истории их страны.

Основные типы традиционных голландских судов – лемстераак и виссерманаак. Лемстераак – судно, созданное для перевозки людей и грузов, фактически парусная баржа («аак» – это и есть баржа по-голландски), а виссерманаак первоначально предназначался для ловли рыбы, в основном селедки и угрей. Поэтому у виссерманааков – огромный кокпит с плоской палубой и небольшое пространство внутри, а у лемстерааков, наоборот, относительно небольшой кокпит и большое внутреннее пространство. У всех этих судов ширина практически одинаковая по всей длине, то есть нет сужения в носу и корме, за счет чего внутри довольно просторно. Привычное на обычных яхтах деление на двухместные каюты на таких судах – редкость, планировка самая разнообразная, как правило, одна двухместная каюта, а остальные каюты – большие, с несколькими спальными полками на разных уровнях. Гальюн – один на всю лодку, независимо от количества спальных мест. Зато кают-компания почти всегда просторная, красивая и уютная. Отопление есть на всех судах, у нас было даже центральное, с батареями в каютах и гальюне. У виссерманааков из-за большого кокпита кормовые каюты очень низкие и тесные, фактически – просто спальные места. Камбуз обычно основательный, газовые плиты часто без карданов, газовые баллоны большие и тяжелые, холодильники вместительные.

Прежде чем вручить нам свои замечательные суда, хозяева все-таки решили узнать, готовы ли мы оправдать такое высокое доверие, а заодно рассказать нам о многочисленных нюансах управления своими красавцами. Экзамен на тяжелых и непросто управляющихся лодках наши капитаны выдержали с честью – и развернулись в узкости и отшвартовались нормально. Управление ими совершенно отличается от управления классической яхтой. Корпуса плоскодонные и не имеют развитого киля, поэтому при повороте направление движения судна изменяется очень медленно. Для того чтобы достаточно резко повернуть, нужно опустить шверт со стороны борта, противоположного направлению поворота.

Затем старые морские волки посвятили нас во все тонкости работы с гафельным вооружением, однако, кивнув в сторону кливера, аккуратно обернутого вокруг бушприта, строго сказали: «Видите, как он хорошо лежит? Вот пусть так и лежит, лучше не трогайте».

Утро было солнечным, ясным и теплым, даже не верилось, что на дворе октябрь, а мы на берегу Северного моря. Мы с трепетом заводим старый, но очень ухоженный движок – восьмицилиндровый дизель фирмы MAN. Движок находится в моторном отсеке под стальной плитой весом килограмм шестьдесят. Там же находится набивной сальник, в котором каждый вечер нужно создавать давление вручную, поворачивая ворот.

Читайте также  Дочки-матери, или Когда мужчина лишний

Выходим в море. Ветер наш, мы опускаем бушприт, который при швартовке поднимается вверх для уменьшения длины судна, натягиваем страховочную сетку под бушпритом и начинаем волшебную процедуру постановки парусов. Встаем против ветра и с помощью хитрого механизма, который соединяет две лебедки трансмиссии, поднимаем тяжелый гафель грота до тех пор, пока не натянется передняя шкаторина. После чего отключаем трансмиссию и с помощью второй лебедки натягиваем заднюю шкаторину, изменяя угол подъема гафеля. Итак, грот поставлен. Натягиваем наветренный бакштаг и ложимся на курс. Ставим стаксель и опускаем подветренный шверт. Ветер слабый, скорость судна максимум 2 узла… Наши взгляды устремляются к запретному кливеру. Эх, была не была! Отважный матрос лезет на бушприт, разматывает кливер – и вот наш корабль на всех трех парусах скользит по морской глади, пересекая залив Зюйдерзее.

Навигация в этом регионе интересна тем, что много шлюзов, обставленных судовых ходов и мелей. От сильных приливов и отливов спасает внешняя дамба, отделяющая залив от Северного моря. Наша первая цель – Эндхаузен – исторический город с хорошо сохранившимся старым центром. Марина по размерам не уступает городу, но даже сейчас, в октябре, она практически заполнена. Однако нас принимают радушно и ставят на лучшие места. Наши друзья, пришедшие из другой марины, уже здесь. Обмениваемся впечатлениями. У ребят на судне – освещение керосиновыми лампами и подсветка компаса с помощью фитиля. Девиация компаса – градусов двадцать из-за стального корпуса. Идем в город прогуляться и поесть знаменитой местной селедочки. В старинном городе все, как положено: ратуша XVII века, Палата мер и весов, оборонительная стена с бастионами.

Утро проводим в замечательном музее под открытым небом – старой деревне с рыбацкими лодками, мельницами и коптильнями. Красивые старинные домики, две церкви XV века, старинная прачечная и многочисленные ремесленные мастерские. Из коптильни идет такой манящий запах, что не купить селедку и угря просто невозможно. Не хочется покидать гостеприимную деревеньку, но море зовет!

И вот наш первый шлюз. Все очень просто: есть подходной канал, в котором можно подождать, пришвартовавшись к пирсу, если горит красный свет. Загорается зеленый – и мы заходим в шлюз. Шлюзование проходит быстро, перепад воды небольшой. Впереди, всего в 10 милях, нас ждет Хорн – исторический город с отлично сохранившимся центром и множеством старинных зданий XV–XVII веков. Этот город, основанный купцами из Дании и Северной Германии, считается самым красивым в Северной Голландии. Фасады зданий выполнены в самых разнообразных формах – шеи, колокола, лестницы. Здесь родился известный путешественник Виллем Корнелиус Схаутен, который открыл самую южную точку архипелага Огненная Земля и назвал ее в честь родного города – мыс Горн.

Мы проходим по каналу в глубь города и встаем к бывшей тюрьме, в которой сейчас находится музей. С утра выясняется, что у этого места есть хозяин, но нас не выгоняют, а вполне дружелюбно и уважительно говорят: «Стойте, раз его сейчас нет». У старинных судов совершенно волшебное свойство – тебя везде принимают за своего, и ты сам практически сразу, только ступив на борт этого судна, не ощущаешь себя туристом, а полностью окунаешься в местную жизнь.

С утра прогулялись по красавцу Хорну, выпили мятного чая в старинной весовой и снова отправились в путь, в сырное царство Волендам. Марина по размерам больше городка, но заполнена, мы запрашиваем стоянку на ночь по рации, и нам выделяют на палах самые просторные места.

С утра – прогулка по старинной набережной, покупка мягких ярких голландских тапочек с загнутыми носами (деревянные купить никто не рискнул) и поход на сыроварню с дегустацией и покупкой знаменитых голландских сыров.

Снова пересекаем залив Зюйдерзее. Шлюзуемся с противоположной стороны. Перед шлюзом находится знаменитая верфь Батавия, на которой строятся копии кораблей XVII века. После завершения строительства копии корабля Голландской Ост-Индской компании «Батавия» на верфи началось строительство копии знаменитого военного корабля «Семь провинций». Строящийся с 1995 года, он почти закончен и выглядит величественно.

Читайте также  Белиз. Недооцененное сокровище

Пройдя 23 мили, швартуемся в Урке – маленьком уютном городке с большим красивым маяком. Встаем прямо к центральной набережной городка и идем прогуляться. Город как игрушечный – домики красивые, разноцветные, каждый по-своему чем-нибудь украшен.

Утром погода резко меняется – идет дождь, дует сильный ветер, причем встречный. Идем в лавировку, при поворотах задействована вся команда. На традиционных голландских судах поворот – дело непростое. Только чтобы переложить огромное деревянное перо руля с одного борта на другой, нужно сделать 10 оборотов тяжелого деревянного штурвала, при этом рулевому приходится приседать, так как тяжелое бревно гика проносится над головой. Команда в это время должна быстро поменять рабочий бакштаг, опустить шверт с подветренного борта и выбрать с наветренного. Нам повезло, что на нашей лодке был «стаксель-автомат» с рейком, и мы меняли рабочие шкоты только на кливере, на других же лодках приходилось еще работать со стакселем. Тупой нос ударяется о встречную волну, скорость практически не падает благодаря большому весу, но сильно заливается палуба и кокпит, что, несомненно, добавляет острых ощущений. За малую осадку приходится платить большим лавировочным углом, который составляет порядка 70° на каждый борт, поэтому 25 миль идем почти целый день.

Входы в большинстве марин, в том числе и Хинделопене, куда мы наконец добрались, довольно узкие, поэтому при сильном ветре и волне заходить очень трудно, из-за большого дрейфа нельзя идти на малой скорости. Наши капитаны успешно преодолевают все трудности захода, и вот мы внутри маленькой уютной старинной гавани. Марина заполнена, но для нас место, как обычно, находится. В марине распоряжается обаятельный интеллигентный дедок в морской форме с военной выправкой. Он каждое утро поднимает голландский флаг и каждый вечер его опускает. Вокруг всегда вьется стая местных ребятишек, готовых послушать морские рассказы и научиться чему-то новому, например, открывать и закрывать старый механический шлюз.

Хинделопен – очаровательный маленький городок со шлюзом и шлюзовым домиком XII века, украшенным колоколенкой. В городке есть краеведческий музей и музей коньков (вспомним детскую книжку «Серебряные коньки»!). Вместо улиц – каналы с качающимися на них лодочками. Все какое-то нереально-красивое и сказочное: ухоженные домики, зеленые дворики, полные достоинства коты. Рядом с мариной «скамья лгунов», на которой сидят вышедшие на пенсию шкиперы и плетут небылицы из своего морского прошлого.

Неделя пролетает незаметно, и вот мы уже возвращаемся на базу. Швартуемся. Хозяева счастливы, что все в полном порядке, что, как выяснилось, бывает нечасто. Приятно слышать, что нам будут рады снова доверить свои волшебные суда. Мы принимаем приглашение и решаем устроить на этих судах историческую квест-регату, посвященную Ост-Индской компании.

* * *

…И вот прошел год. Снова октябрь, Голландия и на всю нашу теплую компанию четыре лемстераака и один виссерманаак. Одно судно стало судейским, остальные представляли четыре акционерных компании.

В связи с надвигающимся штормом нужно было тщательно спланировать маршрут, и мы решили сразу после приемки лодок в Зюйдерзее перейти в Хинделопен. Переход короткий, всего 7 миль, и мы преодолели это расстояние довольно быстро. И нам было необыкновенно приятно, когда хозяин марины Хинделопена, тот самый очаровательный дедок, показывая места для швартовки, сказал: «А я вас помню, вы в прошлом году в это же время приходили и стояли вон у того пирса».

Утро следующего дня было хмурым и ветреным, все говорило о надвигающемся шторме. Докупив в местном яхтенном магазине все необходимое для борьбы с природными катаклизмами, мы поторопились выйти из марины и уйти во внутренние каналы, где в итоге попали в самую непогоду: шквальный ветер, волны, ливень, град… Но шквал проходит, мы шлюзуемся и оказываемся в сказке из игрушечных городков и разводных мостов. Медленно и плавно мы движемся по каналам-улицам среди ухоженных садиков и двориков. Наша цель – средневековый городок Снек.

Снек – единственный город Фрисландии, окруженный крепостной стеной XVI века с водными воротами XVII века. Мы провели в Снеке день, а потом все теми же каналами отправились по каналам на юг, к заливу Зюйдерзее. Чтобы выйти в него, надо миновать шлюз, что мы успешно и делаем. А затем так же успешно, даже эффектно, под всеми парусами стремительно пересекаем залив.

Наш старый добрый Эндхаузен все так же гостеприимен. Здесь команды сошлись в двух конкурсах: сначала участники квеста пытались определять на ощупь различные ткани и на запах – пряности, а потом из реек, скотча и прочего подручного материала мастерили некое подобие секстанта. Что удивительно, получилось у всех. И что еще более удивительно, несмотря на разные конструкции, самоделки работали, их точность была настолько высокой, что все эти инструменты вполне могли использоваться для определения координат!

Читайте также  На западе восточных земель

Следующая наша остановка – городок Медемблик. Это место знают все яхтсмены. Чемпионаты мира и Европы проходят здесь с той же регулярностью, как в других местах – регаты яхт-клубов. Оттого и яхт здесь едва ли не больше, чем жителей, и даже наверняка больше!

Снова гонка с финишем у шлюза внешней дамбы, отделяющей залив Зюйдерзее от Северного моря и защищающей от сильных приливов и отливов. Мы проходим шлюз и по обставленному судовому ходу идем между мелей и осушек к острову Тексел.

Это было точка отправления и прибытия кораблей Ост-Индской компании. Именно здесь товары из Индонезии перегружались на баржи и развозились по голландским городам. Наконец, на берега этого острова Северо-Атлантическое течение выносит все, что дрейфует в океане. Не воспользоваться этим голландцы, естественно, не могли эту особенность, создав шикарный музей кораблекрушений из экспонатов, вынесенных на берег морем и извлеченных из его глубин.

К острову мы подошли в полной темноте, осторожно двигаясь среди неосвещенных буев и многочисленных столбов в марине. Ветер был сильным, так что швартовка проходила в экстремальных условиях, но наши капитаны с ней справились. Наши суда целы и вообще – в идеальном состоянии, так что стать экспонатами главного музея острова Тексел им не грозит.

Утром музей кораблекрушений был нами осмотрен и без особого сожаления покинут. Нас ждал город Харлинген, расположенный у противоположного шлюза с внешней стороны дамбы. Когда-то этот город служил основной базой фризского флота.

Опять сложный заход в темноте. Нам развели пару мостов, и вот мы в уютном канале внутри города. Местный волонтер с бокалом вина в руке приветствует нас и показывает свободные места, предупреждая, чтобы мы ни в коем случае не набивали швартовы – сейчас сизигия, приливы и отливы довольно значительные, судно ночью будет подниматься и опускаться.

Ну-с, пора и назад. Снова разводные мосты и шлюзы, и неописуемые красоты вокруг. В Зюйдерзее сдаем лодки. Нас уверяют, что будут рады видеть нас вновь, мол, приезжайте сами, расскажите друзьям, пусть и они приезжают… Все это очень лестно, но, к сожалению, на следующий год у нас запланировано другое приключение. Но Голландию мы не забудем, и наши фантастические лемстерааки тоже. Такое не забывается.

Стоянки
* Эндхаузен – город с хорошо сохранившимся старым центром и большой хорошей мариной. Есть прекрасный морской музей.
* Волендам – VII века. Есть хорошая большая марина.
* Маккум – маленький традиционный голландский городок с большой мариной.
* Медемблик – место известное, здесь регулярно проводятся парусные соревнования самого высокого ранга для различных классов яхт. Марины здесь – сами каналы, а каналы – марины.
* Снек – довольно большой город внутри Фрисландии. Заход только по каналам на судах с очень маленькой осадкой. Марины практически во всех каналах города.
* Урк – маленький симпатичный городок. Марина не очень большая, но места, как правило, есть.
* Хинделопен – милый городок со старыми морскими традициями. Хорошая закрытая марина, только заход очень узкий.
* Харлинген – очень приятный городок, много хорошо сохранившихся старинных зданий. Стоянка — в каналах
* Хорн – старинный город с отлично сохранившимся центром и множеством красивых зданий XV–XVII веков. Вокруг города и в нем самом множество причальных стенок, к которым можно встать лагом.
* Остров Тексел – самый крупный и оживленный из Фризских островов. Марина – одна из самых дорогих в Голландии. Заход в марину сложный, мешают течения и сильные ветра. Знаменитый музей кораблекрушений смотрится здесь весьма уместно.

Чартер
Взять в чартер традиционные голландские суда довольно сложно, сдают их  неохотно, нужна высокая квалификация шкипера и опыт хождения на больших тяжелых судах. Управлять такими лодками действительно сложно, нужно реально оценивать свои силы, способности и навыки. Всегда требуется как минимум два шкипера на каждое судно. Сертификат радиооператора обязателен. Многие шлюзы и разводные мосты нужно запрашивать перед проходом.

Цены
Стоимость стоянок в маринах – 20-40 евро за ночь (на острове Тексел – до 60 евро). Марины хорошие, везде есть души, туалеты, вода, электричество. В Голландии вообще практически в любом городе, в любом месте есть марина со всеми необходимыми сервисами.

Как добраться
Добираться до большинства маленьких городов Голландии непросто, оптимально лететь в Амстердам или Дюссельдорф и брать напрокат машину. Автомобильные стоянки в маринах бесплатные. Почти на всех традиционных судах не дают белье и одеяла даже за дополнительную плату, нужно все везти с собой. Правда, отопление есть и оно хорошее.

Опубликовано в Yacyn Russia №11 (69), 2014 г.