– Вы точно ничего не перепутали? Может, все же перенесете сроки? У нас в это время сезон уже закончен, холодно, штормит, марины почти все закрыты…
Так начался наш разговор с представителями финской чартерной компании, когда мы решили арендовать лодку для небольшого круиза по островам архипелага Турку. В октябре, в несезонный для этих мест месяц.
Текст и фото Романа Шкловского
Недоверчивость финнов, в общем-то, была понятна. И конечно же, можно былопоехать куда-нибудь на Средиземноморье, но Финляндия привлекала нас своей близостью и дешевизной трафика, который, как известно, часто съедает чуть ли не половину бюджета отдыха. К тому же отпускное время пришлось именно на середину осени!
Разумеется, мы знали, что сезон в этих водах начинается с мая и заканчивается в сентябре, причем и май, и сентябрь к сезонным месяцам относятся довольно условно. Но не отказываться же от путешествия, в конце-то концов! В чем мы точно были уверены, так это что льда все же быть не должно. А шторм… Что ж, островов много, всегда есть где спрятаться и переждать.
Мы были непреклонными. В итогеу нас кроме шкиперских лицензий попросили еще копии логбука, после чего лодка была забронирована. Кстати, цена за чартер оказалась примерно на треть дешевле, чем в пик сезона.
Ранним субботним утром мы всем экипажем выехали на автомобиле из Санкт-Петербурга. Границу, несмотря на субботу, прошли на удивление быстро, потратив не более часа. Ну а дальше – все просто. Никаких других эмоций, кроме удовольствия от хороших финских дорог и радости от предвкушения парусного путешествия, наш путь не вызывал. И это несмотря на тучи над головой и периодические дождевые шквалы. Хотя справедливости надо признать, что, чем дальше мы отдалялись от границы, тем погода становилась все лучше и лучше. И когда мы прибыли в марину Taalintehdas (www.d-marin.fi) города Дальсбрук, уже вовсю светило солнышко и температура явно превышала десятиградусную отметку. Забегая вперед, скажу, что обратный путь, по большому счету, ничем не отличался от проделанного вначале, за исключением одного немаловажного нюанса. Лодку мы сдали, как и положено, в пятницу вечером, на ней же переночевали и утром не спеша отправились домой. К границе подъехали около 16:00 и… простояли на ней пять часов! Так как автору этих строк необходимо было попасть на полночный поезд, то финальные три часа спокойными назвать было никак нельзя. И все же на поезд успел. В последний вагон за две минуты до отправления.
Однако вернемся к началу нашего путешествия. Мы припарковали машину, огляделись, зашли перекусить в небольшое кафе и в благостном расположении духа отправились принимать яхту.
Нашим домом на следующую неделю стал новенький 33-футовый Sun Odyssey. Пока разместились, осмотрели лодку, местное время, отличающееся на один час от московского, подошло к 18:00. Пора было идти в супермаркет за продуктами, благо он в каких-то ста пятидесяти метрах от причала.
Подойдя к магазину, мы с удивлением обнаружили закрытые двери. Оказывается, по субботам здесь можно отовариваться лишь до 6 вечера, а в воскресенье рабочий день у этого заведения начинается только с 11:00. Что делать? Ждать до одиннадцати следующего дня – это нелепо: светлое время осенних суток с каждым днем стремительно сокращается, и, вообще, завтра с раннего утра мы хотели уже быть в море. Пришлось сесть в автомобиль и ехать в работающий магазин, находящийся в 15 км от марины.
Воскресенье подарило нам солнце, пробивающееся сквозь высокую облачность и десятиузловой встречный ветер.
Вышли из марины, поставили паруса и заглушили движок. Вот оно! То, зачем, наверное, большинство из нас и отправляется в парусные путешествия. Плеск волны о борт, солнечные блики на воде, кильватерный след за кормой и… тишина. Лично я никак не могу привыкнуть к этому ощущению нереальности происходящего, когда движение лодки происходит лишь благодаря напору воздушной стихии.
После не очень продолжительного состояния эйфории некоторые члены нашей команды вспомнили, что они еще и заядлые рыболовы. Зная, что эти места славятся обилием щук, мы надеялись разнообразить меню свежей рыбкой. Сказано – сделано. Бросаем якорь в одной из многочисленных бухточек и отправляемся на рыбалку. Уже через полчаса – первая полуторакилограммовая щучка, пойманная с береговых скал. И это оказалась единственная щука, пойманная с берега, все остальные ловились только в камышах, куда можно попасть лишь на тузике. К слову, о тузике. В чартерный, так сказать, комплект надувная лодка не входит. Только за отдельную плату, а это 200 евро в неделю. Плюс мотор – еще 100. Поэтому тузик, одноместный «Нырок»,мы привезли с собой.
Первая остановка – в марине на острове Vano (www.dragsfjard.fi). Заход в марину четко обозначен вешками и буями, так что с этим никаких проблем.
У причала покачивался добротный 38-футовый Nauticat, и его хозяин помог нам пришвартоваться. Не мы одни любители осенних маршрутов…
В самой марине – никого. Свет, вода, все работает. На берегу под навесом – гриль. Есть и сауна, но до нее мы так и не дошли: по каким-то странным соображениям ее соорудили более чем в километре от причалов.
Пока бродили по острову, увидели табличку с надписью «экологическая тропа», но в связи с быстро сгущающимися сумерками, исследовать ее не стали. Пожарили щучку на гриле, насладились тихим ясным вечером и отправились спать.
Утро встретило нас солнцем и почти полным безветрием. Но пока мы не спеша позавтракали, собрались, отчалили, начало раздувать, и часам к десяти установились стабильные комфортные 10–12 узлов. Прямо-таки настоящий «журнальный» вариант яхтинга: солнце, голубое небо, неимоверная красота вокруг и комфортная скорость. И что нас все пугали штормами? Это дома непонятно что творится, постоянные дожди, холод и ветер, а здесь будто и не на севере вовсе.
Короче, с погодой нам повезло. Только в последние два дня ветер разогнался до 20 узлов, с порывами до 25, но до штормового и это далеко. Достаточно взять первую полку рифов на гроте, немного закрутить геную, и опять на борту спокойно и комфортно. (Надо заметить, что при таком ветре и полутораметровой волне наш Sun Odissey вел себя как норовистая лошадка и требовал от рулевого постоянного внимания.) Так что никакого осеннего экстрима в финских водах у нас не вышло. Обычное размеренное плавание… при очень непростой навигации, «миллионе» островов, мелей и подводных камней. Именно по этой причине у нас на борту было четыре независимых друг от друга навигационных прибора (на одном все-таки произошел программный сбой), а вообще попасть в эти воды без GPS-навигатора я бы не пожелал никому. Впрочем, можно придерживаться основных судоходных путей– все опасности, а также безопасные проходы четко и повсеместно обозначены навигационными знаками.
Что касается марин, то в тех, где мы побывали, ситуация была схожа с мариной на острове Vano. Сезон закончен, никого, швартоваться можно в любом месте, хоть лагом, хоть кормой, как удобнее. Но вся инфраструктура в рабочем состоянии, и с тем, чтобы заправиться водой, подключиться к свету, за редким исключением, вопросов нет.
Следующая марина, где мы пришвартовались, расположилась на острове Noto (www.noto.fi). Нас встретил небольшой, лодок на 10, абсолютно пустой причал, неработающие магазин и офис марины. Тем не менее электричество мы подключили, а вот подача воды к пирсу была уже перекрыта, поэтому пришлось принести пару канистр от колонки, расположенной метрах в 200 от причала. Туалет уличного типа, но очень чистый и по-фински опрятный, находился еще дальше. Из плюсов –прямо с причала мы наловили полведра жирных уклеек, которые по своим вкусовым качествам на порядок опережают щучье мясо.
После Noto наша остановка была в марине Vercan (www.verkan.com). Мы подходили с юго-запада и, честно сказать, немного понервничали, несмотря на то что четко придерживались прохода между вехами. Цифры на эхолоте (3,5–3,0–2,5–2,0) заставляли сердце биться с частотой пулемета. Но все обошлось, и не «чиркнули», и пришвартовались «чисто». А выходили следующим утром на северо-запад уже без проблем…
В самой марине развитая инфраструктура, включающая шикарный ресторан, топливную заправку и сауну с душем и теплыми туалетами. Но… опять же все закрыто. Выход из положения мы нашли, позвонив хозяину марины. Он тут же подкатил на своем авто, включил сауну, воду и электричество. Эта стоянка – «все про все» – обошлась нам в 19 евро, и, надо признать, что, парясь в сауне с окнами, выходящими на залив, и любуясь великолепным закатом, мы ничуть не жалели о потраченных деньгах.
Очередной приют мы нашли в марине города Nagu (www.naguhamn.fi), куда подошли ближе к вечеру. Еще работал ресторан, но офис марины был закрыт, как и душевые с сауной. На сей раз мы не стали никому звонить и просто насладились отдыхом в этой уютной марине. Что же касается туалетов, то они здесь с кодовым замком, но сам код напечатан прямо у ручки двери, что у меня вызвало некоторое недоумение: а зачем тогда закрывать?
Гостевой причал был свободен, и только поздней ночью рядом с нами пришвартовался некий шведский пилигрим на яхте, полностью оборудованной для одиночного плавания. А вот частные причалы были полностью заполнены яхтами и катерами. Но главное, чем нам запомнилась эта стоянка, так это, что, несмотря на довольно раннюю осень, с наступлением темноты в небе разгорелось северное сияние. И пускай это было просто свечение со слабым зеленоватым оттенком, ничуть не похожее на журнальные картинки, но все равно интересно.
Последнюю ночь перед Дальсбруком мы провели в марине Helsingholm (www.helsingholm.fi). Это частная марина, принадлежащая семье, которая, кроме всего прочего, ведет здесь фермерское хозяйство. Так что на этих причалах можно найти приют в любое время года – хозяева всегда на месте. Правда, большая часть причалов предстала перед нами в несколько покосившемся виде. Да и сомнения по поводу глубин появились, когда мы попытались подойти к дальнему пирсу, чтобы надежней укрыться от ветра. В конце концов мы пришвартовались рядом с хозяйской лодкой на крайнем к морю причалу, нос нормальной глубиной! Опасения вызывало лишь одно обстоятельство: если ночью ветер изменит направление на северо-восточный, мы встретим его первыми – с этой стороны бухта была открыта. Мы полюбовались закатом – это уже стало ритуалом – и отправились отдыхать перед последним нашим переходом.
Утром мы проснулись под завывание ветра в вантах. Он поменял направление с северо-западного на юго-западное (слава Богу, что не стал северо-восточным),но, как и в предыдущий день, дул с силой в 20 узлов с порывами до 25.
Когда мы вышли из-под прикрытия острова, яхту подхватили полутораметровые волны, но мы шли курсом бакштаг, так что никаких неприятных эмоций эта качка не доставила. А буквально через час мы зашли в шхеры, и дальнейший наш путь пролегал уже по гладкой воде.
Какие основные выводы можно сделать из нашего «экстремального» похода?
1. Не так страшен черт, как его малюют. Конечно, возможно, нам просто повезло с ветром и солнцем, но последующее изучение архива погоды разных лет по этой территории на первую половину октября никаких особых катаклизмов не выявило. Хотя, даже если задует штормовой ветер, можно разработать маршрут так, чтобы всегда была возможность укрыться в шхерах или за островами. Облегчить планирование маршрута можно с помощью www.guestharbours.fi, ресурса, где указаны все гостевые марины региона.
2. Необходимо помимо карт иметь на борту хотя бы пару независимых друг от друга навигационных гаджетов.
3. Основное достоинство и уникальность данного парусного региона, конечно же, в природе. Тысячи непохожих друг на друга островов, синее море, скалы и сосны.А если вы еще и рыбак!.. Почти везде, где есть камыши, есть и щука. Осень только добавляет остроты к чувству гармонии и единения с окружающим миром.
4. Все марины в это время практически пустые, место для швартовки можно выбрать любое. Да и в сауне вы будете, скорее всего, одни. Ну а то, что многие рестораны закрыты, это вряд ли можно считать проблемой.
…Другими словами, подобное путешествие подходит для людей, предпочитающих в путешествии под парусом испытывать наслаждение от тишины и созерцания природы, и ради этого они готовы пожертвовать некоторыми береговыми благами цивилизации.
И еще…
Виза – шенген.
Валюта – евро, но везде можно расплачиваться банковской карточкой.
Если ехать на автомобиле, то лучше рассчитать заправки так, чтобы основную часть топлива заправлять на нашей стороне границы, выйдет почти в два раза дешевле.
Сдача яхты чартерной компании происходила пять минут, просто поверили на слово, что все хорошо, поломок нет.
На островах – коммунизм в действии. Большинство коттеджей (даже без хозяев) открыты. Никто ничего не прячет. Везде, включая необитаемые островки, очень чисто, есть закрывающиеся урны для мусора. На одном острове размером 100 на 200 метров я насчитал три скворечника.
Опубликовано в Yacht Russia №10 (79), 2015 г.