Седина в бороду – драйв в ребро

Совместим ли преклонный возраст и парусные яхты, дальние плавания и азартные гонки? Мы уверены, что не просто совметимы, но и неразделимы











Тексты Артура Гроховского и Сергея Борисова

Финишировал он в Иокагаме. И уже у самого пирса не сдержал эмоций – закричал: «Я жив! Я жив!» Позже Минору Сайто, завершившему восьмое плавание вокруг света и ставшему самым пожилым мореплавателем их тех, кому покорилась кругосветка, пришлось объясняться с журналистами. Потому что многие поняли это неправильно, словно бы он уцелел каким-то чудом и, конечно, безумно этому рад. На самом деле эти слова были о другом. «Я живу, пока хожу под парусами, — объяснял он людям, далеким от парусного спорта. — Вот в чем секрет моего долголетия». И Минору Сайто имел все основания говорить это – в кругосветке ему исполнилось 70 лет!

Безусловно, это замечательное достижение, хотя… так ли уж много тут удивительного? Ведь это неопровержимый факт: парусный спорт, и особенно в последние годы, стал своеобразным эликсиром жизни для тысяч людей. Нет, он не возвращает молодость, но он не позволяет старости обрести свои права над человеком.

Само понятие «преклонный возраст» — это не про яхтсменов. Потому что всегда найдется лодка, на которой тебе будет уютно и комфортно и в 70, и в 80, да хоть в 90! И при этом ты не будешь один – парусный мир тем и хорош, чем в нем уютно десяткам тысяч людей, которые отказываются считать свои годы и требовать скидку на это. И это далеко не всегда «потомственные» яхтсмены, которые, как говорится, с младых ногтей… Многие виды спорта со временем закрывают перед ними свои двери, между тем они по-прежнему жаждут адреналина, хотят соревноваться и побеждать, а если и проигрывать, то достойно, в борьбе. Парусный спорт часто становится для таких людей истинным прибежищем, открытым окном в огромный мир спорта, той отдушиной, без которой и воздух — не в сладость.

Однако речь не только об убежденных спортсменах, многие просто переселяются на яхты  и живут так, как им хочется, свободными и… да-да, молодыми. И кто-то отправляется в путь за мечтой, тревожащей с детских лет, на Север или на Юг, к далеким островам, в страны, знакомые лишь по глянцевым открытками. А морям-океанам все равно, кто стоит у руля, пенсионер или школьник, убеленный сединами старец или юный искатель приключений. Впрочем, к первым он все же лояльнее, ведь молодежи еще только предстоит узнать, что это такое – жизнь. А жизнь, повторим вслед за японцем Минору Сайто, это когда ты ходишь под парусами…

Все возрасты покорны…

Сегодняшнее общество, в котором нам приходится жить (и придется жить нашим детям) заметно отличается как от благочинных утопий, так и от злобных антиутопий, которыми во множестве потчевали нас писатели последних нескольких десятилетий. В чем-то наш мир даже хуже тех, что описывали в антиутопиях, в чем-то – получше тех, что представали в сказочных утопиях в виде Сияющего-Града-на-Холме. Но в одном, пожалуй, ошиблись и утописты, и антиутописты: в демографии.

Практически везде миры будущего описаны как принадлежащие людям молодым, в то время как – увы и ах! – наше общество неуклонно и стремительно стареет. Причем касается эта проблема отнюдь не одной только «вымирающей» лапотной России, но и вполне «благополучной» чистенькой Европы и даже более чем благополучной такой ее части, как Германия.

Вы хотите цифр? Их, как говорится, есть у меня! Вот конкретный пример: в 2030 году – по данным немецких демографов – доля населения в возрасте «от 60 до 79 лет» станет наибольшейсреди всех четырех основных возрастных категорий, которыми оперируют германские специалисты по вопросам народонаселения, рис. 1. Иными словами, как минимум, каждый четвертыйнемец будет старше 60 лет…

А к середине нынешнего века традиционная «возрастная пирамида» (много молодежи. составляющей основание, мало стариков, находящихся на вершине) и вовсе будет полностью перевернута – по крайней мере, в Германии. Да и Россия вряд ли останется на обочине все сильнее набирающего силу практически общемирового процесса общественного старения – процесса, когда стареют не отдельные люди, а общество в целом.

Что это означает в нашем сегодняшнем мире, где царит «невидимая рука рынка»? В первую очередь одно – именно возрастная категория немолодых и очень немолодых людей в глазах маркетологов начинает выходить на первое место. Ибо скоро эти (в большинстве своем – хорошо обеспеченные) люди будут являться основной «целевой аудиторией», пожалуй, любого бренда, за исключением строго молодежных. Более того, именно на их вкусы (и, заметим, отдельно – на их возможности, в том числе, физические) будут ориентироваться не к ночи помянутые маркетологи.

А физические возможности наши, увы, с годами не растут. Готовя этот материал, мы обратились к немецкому же эксперту Вольфу-Дитеру Меллю, ведущему сотруднику IBooT (Institutfür Boots-Tourismus – есть в Германии и такой), который уже много лет занимается вопросами оценки влияния возрастных изменений на физические кондиции яхтсмена – и он буквально забросал нас данными.

Оказывается, наивысших физических качеств (если говорить о мышечной силе рук и верхней части спины) наши организмы достигают примерно к 28 годам, после чего начинают стареть и слабеть. Рис. 2.

Начиная с 30-летнего примерно возраста за каждое последующее десятилетие нашей жизни мы теряем от 8 до 10% процентов своей физической силы и примерно 10-15% выносливости (если оценивать таковую как возможность организма равномерно производить некую работу за определенный период). При этом в данном случае речь все же идет о более или менее тренированных людях, заботящихся о поддержании своей формы – у рядовых граждан, ведущих малоподвижный образ жизни «с газетой и пивом», дело обстоит еще хуже. Это означает, что к возрасту в 70 лет мы потеряем (если доживем, конечно) примерно треть своей мускульной силы и почти половину своей изначальной выносливости… Ого!

Что же за этим следует? Вполне очевидная вещь – человек, который в силу ухудшения физических кондиций и естественной выносливоститеряет возможность жить в нынешнем стремительном темпе, оказывается выключенным из современного общества. Особенно из той его особенно активной части, что привыкла жить в ритме крупных городов и вечно куда-то бежать – даже находясь в метро на эскалаторе. И вот так и получается, что «не вписавшиеся в рынок» и в сегодняшний темп жизни люди исчезают из нашего поля зрения, хотя они еще вполне работоспособны и социально востребованы (и жизнь в местах, где бытие течет в более размеренном темпе – например, в деревнях – это только подтверждает). А ведь подобное «исчезновение» (особенно для мужчин) и в самом деле подобно смерти (об этом см. ниже).

Возможно ли пройти между Сциллой и Харибдой, с одной стороны, доживая до весьма долгих и долгих лет и сохраняя активность, а с другой стороны, не превращаясь в свифтовского персонажа? Оказывается, можно. И – более того – оказывается, что парус, точнее, жизнь под парусом – в буквальном смысле прямой союзник человека в борьбе с возрастом. И тому у нас есть немало убедительных примеров. В том числе не только «сэров и пэров» из далекого зарубежья, а наших с вами соотечественников.

Парус – это естественно

Прокомментировать вопросы, связанные со старением человека и влиянием на этот процесс парусного спорта, мы попросили эксперта по вопросам поведения кандидата медицинских наук Станислава Полторака

Вопрос, заданный мне журналом YR о том, почему люди, много времени активно проводящие под парусом, до весьма преклонных лет сохраняют хорошую физическую форму, не является для меня чем-то удивительным. Все дело в том, что парусный спорт наиболее близок к естественному для человека образу жизни.

Это ведь не просто спорт как таковой: вспомним, что люди ходят по морю под парусом уже многие тысячи лет. Это стало нормальным для человека. Причем в древности в силу много меньшей численности народонаселения процент мореходов был много выше, что и отложилось в наших стереотипах поведения. Как естественно для мужчины владеть оружием (для охоты или обороны), так естественно ему ходить под парусом.

Ну, а если рассматривать парус с точки зрения спорта, то и тут занятие им является более естественным, чем, скажем, бег с препятствиями, подъем тяжестей в рывкеили нанесение друг другу ударов в голову и корпус. Это все – чистый спорт, неестественный для человека, более того, наносящий ему массу микротравм. Но в парусном спорте потому и присутствуют долгожители, что он естественен для организма, – повторяю, естественен. Это нормальный образ жизни, а не спортивная нагрузка.

Очень важен и момент регулярной (именно регулярной!) физической нагрузки, естественной и полезной. Вот вы замечали, наверное, что после работы на яхте (особенно после долгого перерыва) начинают болеть даже те мышцы, о наличии которых порой и вовсе не подозреваешь? А это все потому, что она нагружает все мышцы – и рук, и ног, и плечевого пояса, и спины – причем делает это не гипертрофированно, а достаточно равномерно. А это тоже способствует благоприятному развитию организма и замедлению его старения.

Я еще раз подчеркну весьмасущественный момент: для того, чтобы поддерживать в хорошем физическом тонусе стареющий организм, одним из важнейших факторов является регулярность. Если немолодой уже человек собирается ходить на яхте, он должен делать это более-менее регулярно. Он должен четко знать, что вот в такое-то время (скажем, в апреле) он каждый год уезжает на регату (например, в Хорватию) или в парусный поход (допустим, по Турции) и проводит там неделю или две. Или он делает это несколько раз в год – тут важна именно регулярность. Из года в год.Ведь биоритм же бывает не только суточный – он вполне может быть и годичным, главное, чтобы он был регулярным. Важно, чтобы человек сам себя убедил в том, что ему этот ритм естественен и привычен.

Если же заниматься парусом по принципу «в голову ударило, и я поехал на регату», то это резкая перемена стереотипов поведения. Если вы резко нарушаете свой естественный ритм (пусть даже ради уникальной возможности отдохнуть), то тем самым вы мешаете своему организму. Просто представьте себе, что во время пробежки вы увидели красивую девушку и сбились с шага. Вам легко будет восстановить дыхание и прежний темп бега?

В молодости подобные вещи проходят сравнительно легко, в пожилом возрасте такие сбивки недопустимы, особенно у мужчин. Поэтому занятие парусом только тогда способствует долголетию, когда человек аккуратно планирует свое время, регулярно и стабильно выделяя часы, дни, недели, месяцы для своей любимой яхты. Регулярность для людей в возрасте много весомее, чем любая физиотерапия или лекарственная медицина.

И есть еще одна причина, почему парусный спорт (впрочем, не только он один, но он – особенно!) важен для поддержания долголетия, особенно – мужского. Вы, наверное, замечали, как часто бывает так, что здоровые, казалось бы, еще мужчины, выходя на пенсию, очень быстро покидают этот мир? Полгода-год – и нет человека. Почему, ведь, вроде бы, ничем не болел?

А причин две. Одна из них – сшибка с ритма, о которой я уже сказал. А вот вторая причина гораздо менее известна, но как практикующий психиатр я настаиваю на том, что она – одна из важнейших. Эта причина – потеря статуса. Вчера человек был известным конструктором, полноправным директором, самовластным хозяином бизнеса или высоким чиновником. А сегодня он вышел на пенсию – и он больше никто. У него сохранилось его состояние, коллекция автомобилей или вишневый сад с виллой – а статуса больше нет. И вот эта потеря (даже если мы осознанно не отдаем себе в ней отчет) сводит ушедших в отставку мужчин в могилу быстрее всего. Важность статуса понимали еще римляне с их знаменитым: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым – в Риме». Чем же может помочь здесь человеку парусный спорт?

Вот чем: дело в том, что капитан на борту, как известно, «первый после бога». И если человек продолжает заниматься парусом и ходить на яхте, то, даже выйдя на пенсию или уйдя в отставку, он этот статус «первого человека в стае» полностью сохраняет. Он по-прежнему остается лидером. Он просто меняет статус один (руководителя на работе) на другой (командира на яхте). (Разумеется, в данном случае парусом можно заменить и какое-то другое постоянное занятие, поддерживающее социальный статус – но в том-то и дело, что занятий, дающих статус, равный статусу командира судна, пусть и небольшого, да еще для людей пенсионного возраста, очень немного.)

Поэтому занятие парусным спортом, вернее, поддержание регулярности этого занятия после выхода на пенсию для мужчины очень важны – ибо он полностью сохраняет свою общественную востребованность (для женщин это немного не так существенно, у них выработаны другие формы самореализации). Парусный спорт в этом отношении уникален, ибо позволяет человеку очень долго поддерживать высокий социальный статус, одновременно оздоравливая его физически.

 
Годы не помеха

Еще один комментарий на тему «Парус и преклонный возраст» нам дал уже упомянутый научный сотрудник InstitutfürBoots-Tourismus, дипломированный инженер, доктор наук Вольф-Дитер Мелль, являющийся сегодня одним из ведущих специалистов в мире по данному вопросу

На сегодняшний день в Германии сложилась следующая возрастная структура судовладельцев: 45% хозяев крейсерских парусных яхт – старше 60 лет. А средний возраст покупателя парусной яхты в Германии уже вплотную приблизился к 59 годам.

Эта ситуация заставила меня задуматься над тем, как облегчить немолодым людям жизнь на борту, для чего я и мой институт провели большое исследование под названием Fit&Sail, некоторыми фактами и выводами из которого я и собираюсь поделиться с читателями YR.

В ходе этого исследования мы попытались выяснить соответствие воздействия типичных нагрузок на человеческий организм. Мы исходили из того, что улучшение условий жизни и успехи медицины (в том числе – геронтологии) уже в ближайшие годы способны будут сильно изменить состояние здоровья немолодых граждан, продлив их активный возраст до высокого и очень высокого. Эти «здоровые старики», как мы их называем, несомненно, захотят, вести более активный образ жизни, чем предыдущие поколения. И наша задача – облегчить их управление яхтой. В нашем исследовании принимали участие добровольцы: 36 мужчин в возрасте от 53 до 86 лет и шесть женщин в возрасте от 52 до 61 года.

Читайте также  Назло Гитлеру! Советский парусный спорт в годы войны

Какие же результаты мы получили, наблюдая за этими людьми и в клинических условиях, и в процессе выполнения ими типичных действий на реальной яхте? Для тестов нами были использованы две лодки типа Hanse 341 с автоматическим стакселем площадью 21 м2 и гротом со сквозными латамиплощадью 33,5 м2, убирающимся в lazyjack. В качестве понятия «занятие парусным спортом» мы выбрали все действия, необходимые яхтсмену для того, чтобы выйти из марины в Киле на воду в трех-четырех-балльный ветер, провести под парусами два часа и вернуться обратно.

Мы анализировали физическую нагрузку по показаниям абсолютной частоты сердечных сокращений, отношению абсолютной частоты пульса добровольца к предельной для его возраста частоте (по формуле ЧССmax= 220 –возраст) и доли времени, в течение которого сохранялся тот или иной уровень повышенной ЧСС.

При этом мы обнаружили очень сильное физическое несоответствие между мускульными способностями мужчин и женщин: например, если такие действия 70-летнего мужчины, как постановка парусов или набивание шкотов втугую вызывают у него нагрузку, которую мы расцениваем по нашей шкале как «утомительную» (ЧСС достигает 70-80% ЧССmax), то уже для 40-летней женщины нагрузка от этих действий становится «чрезмерной» (ЧСС начинает превышать ЧССmax)и эксперимент приходится прекращать. Мы пришли к выводу, что далеко не все мужчины понимают этот факт, зачастую перегружая своих партнерш «нетрудными», как кажется самим мужчинам, но на деле абсолютно непосильными для женщин действиями на борту яхты.

Именно это обстоятельство заставляет женщин очень рано терять интерес к занятиям парусным спортом, после чего они вынуждают и свою вторую половину проследовать за ними на берег.

Вывод – берегите женщин! И не выпускайте их на борту дальше камбуза: Kinder, Kueche, Kirche.

Но это – не единственное наше открытие на яхте. Ничуть не меньше нас удивило то, что физические нагрузки от работы со снастями не являются источником самого высокогонапряженияв организме яхтсмена. Самый высокий уровень нагрузки вызвала у наших подопытных тестовая задача «маневр и швартовка в тесном пространстве», а это говорит о том, что психологические нагрузки на борту могут оказаться много опаснее, чем нагрузки чисто физические.

Я готов подтвердить это цифрами: средний прирост ЧСС в ходе выполнения упражнения «постановка парусов на Hanse 341» оказался почти вдвое меньше, чем средний прирост ЧСС в ходе выполнения упражнения «швартовка в тесной гавани под мотором». Это очень опасно, особенно для сосудов мозга.

Что еще мы обнаружили важного для немолодых людей? Совершенно невероятную вещь: изучая их физические способности при помощи стандартного велоэргонометрического теста PWC 130*, мы открыли, что на фоне регулярного занятия парусным спортом в объеме 4-5 часов в неделю каждый дополнительный час, проведенный под парусом, улучшал работоспособность сердечно-сосудистой системы примерно на 7%.

Итак, парус – защита от инфаркта? Вполне возможно, что да. И самый благоприятный вариант занятий им для немолодых людей – это дальние плавания, в ходе которых моменты максимальной физической и психологической нагрузки на экипаж (отход и швартовка, постановка и уборка парусов) имеют минимальную продолжительность относительно всего времени похода.

Это самое главное, о чем мы хотели бы рассказать немолодым яхтсменам. Наше исследование выявило еще и несколько вещей, полезных создателям яхт, но это уже тема отдельного разговора.

* Тест PWC 130 – это тест с увеличивающейся нагрузкой на велоэргометре, который завершается, когда при росте нагрузки достигается установленный порог сердечных сокращений 130 ударов в минуту. Этот тест определяет так называемую «аэробную работоспособность» человека: его способность выдерживать длительные физические нагрузки. Фактически это – показатель физической выносливости организма. – Прим. ред.

Что русскому здорово – то немцу смерть!

С выводами немецкого исследователя о повышенной утомляемости пожилых людей не совсем согласны некоторые российские специалисты: слово ученому секретарю Института Мозга человека им. Н. Бехтеровой, кандидату медицинских наук Зое Алексанян.

Да, мнение о том, что физическая выносливость человека падает с годами, очень широко распространено. Но… Не все так однозначно, как принято говорить. В нашем институте около десяти лет назад мы провели следующий опыт, используя своих собственных сотрудников в качестве тестовых объектов: каждый тестируемый должен был как можно дольше, и как можно сильнее давить на клавиши специального тензодатчика. Фиксировались время (до начала тремора рук и невозможности удерживать нажим на клавишу) и создаваемая пальцами нагрузка.

И что бы вы думали? Возрастная группа «от 60 и старше» вопреки всем теориям показала самые лучшие результаты! Если в «младших» возрастных группах лучшие показатели достигали семи минут, то у «стариков» — порядка девяти.

А ведь удерживание статической нагрузки – очень непростая работа для организма. Попробуйте постоять, удерживая гантели на вытянутых руках, а потом сравните свои усилия с равномерным подъемом-опусканием гантелей, что легче?

Поэтому безапелляционное утверждение, что немолодые люди обязательно испытывают повышенную утомляемость и хуже выдерживают аэробную (то есть, длительную) нагрузку, нуждается в некоторой корректировке. К сожалению, мы не продолжили тогда работы в интересующем вас направлении, данный факт еще ждет своих исследователей. Но, ориентируясь на факты успешного долголетия под парусами, я могу предположить (лишь предположить!), что выполнение каких-то функций на борту, связанных со статической нагрузкой (например, удержание снастей или румпеля), удается немолодым уже людям лучше, чем их более молодым соперникам. Какие ресурсы организма за это отвечают, мы пока не знаем.

Адреналин в крови – это от рождения

Долгожительство под парусом – вещь, совершенно особая. Парус уникален тем, что люди даже в очень преклонном возрасте не просто способны выходить в море под парусом, но активно борются за призовые места на соревнованиях самого высокого ранга. Рассказать об этом феномене мы попросили кандидата медицинских наук врача-психотерапевта высшей категории Светлану Соломонову.

О причинах высокого долголетия в парусном спорте уже сказал мой коллега из клиники «Кадуцей», я же добавлю несколько слов о том, почему многие немолодые яхтсмены так охотно, и так успешно участвуют в гонках. Я не берусь распространить данное обобщение на всех любителей паруса в возрасте, но, действительно, есть люди, которые до преклонных лет сохраняют тягу, страсть даже, к соревнованиям, гонкам, подъемам в горы, прыжкам с парашютом и тому подобным экстремальным видам времяпрепровождения. Мы на своем жаргоне называем этих людей «адреналинщиками» — это особенность человеческого организма, данная ему от рождения, на генетическом уровне.

Для борьбы со стрессами, вызываемыми повседневной жизнью (будь то бизнес или личная жизнь) людям такого типа нужен «антистресс», вызываемый выбросом в кровь адреналина. Это не хорошо, и не плохо, просто так устроен организм у этих людей. Кто-то «заедает» свои проблемы, гася стресс повышенным аппетитом и стремлением попробовать как можно разных кушаний, а кто-то борется со стрессом, участвуя в парусных гонках на высшем уровне, например.

В данном случае азартные гонки выполняют сразу три задачи: во-первых, вызывают прилив положительных эмоций от занятия любимым делом, во-вторых, в ходе соревнования человек отвлекается от повседневных проблем, вызывающих стрессы, в-третьих, соперник по регате может выступать в качестве подмены причины стресса – вся агрессия, вызванная нерешенными в повседневной жизни проблемами, выливается на него.Не стоит забывать и о том, что для мужчин вполне естественно чувствовать себя лидерами, вызывать соперников на бой – ведь спортивные состязания на самом деле от этого и произошли.

Среди подобных людей много и вправду успешных спортсменов, альпинистов, людей творческих профессий, но есть одно «но»…

Самое страшное для людей такого склада – быть лишенными возможности (особенно в возрасте) реализовывать себя именно таким образом. Обычно это заканчивается не очень хорошо. Поэтому здесь могу дать лишь один совет: если есть силы и желание гоняться на высоком уровне – делайте, делайте это до тех пор, пока можете себе позволить. Парус сам по себе способствует долголетию, как сказано выше, поэтому у яхтсменов-гонщиков есть хороший шанс продлить свои спортивные годы.

Советы Бориса Хабарова

«Суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет»: дополнить теоретические комментарии высокомудрых специалистов в белых халатах мы решили практическими советами Бориса Хабарова, одного из старейших и заслуженных яхтсменов России, сохраняющего прекрасную форму и в 81 год.

Как я поддерживаю свою физическую форму? Да очень просто. Все начинается с контроля пульса, этому меня еще мой тренер по лыжам научил. С возрастом после сильной физической нагрузки пульс уменьшается медленнее, чем в молодые годы, поэтому я очень внимательно слежу за сердцем и пульсом. Главное – чувствовать нагрузку, получать ее в меру, не злоупотреблять. Небольшое постоянное напряжение держит организм в тонусе, излишнее, наоборот, только изматывает его.

Что еще очень важно? Хождение пешком. Как ни крути, а четыре-пять километров в день нахаживать надо обязательно в любом возрасте. Меня несколько лет назад снова пригласили на завод – конструктором. Поработал за столом в КБ и чувствую – нога стала часто отекать. Пошел к врачу, а тот и говорит – в вашем, мол, возрасте это естественно. Плюнул я на эту работу и стал больше времени ходить пешком. И вот уже лет десять не жалуюсь.

Или вот боль в бедре появилась. Тоже самое – врач, консультационный центр, никаких результатов… Так я взял себе за правило каждое утро несложной зарядкой разминать все суставы – и боль исчезла. Никаких лекарств – только равномерная, умеренная, но регулярная нагрузка.

Знаете, как на флоте раз в день все механизмы проворачивают, если корабль в гавани стоит? Вот так же надо «проворачивать» все суставы организма. Немного, без фанатизма – шесть-восемь-десять минут в день с утра (ну, один день в неделю, если что, можно и пропустить). И будете здоровы. Я, например, живу на пятом этаже в доме без лифта. И знаете, что? Поднимаюсь на свой этаж даже быстрее тех, кто моложе меня и живет ниже.

Диета и спиртное? Ну, я же русский человек… Но зато я не курю!

Яхта для стариков? Я знаю, какая она должна быть!

Дать несколько советов тем немолодым людям, кто вознамерились приобрести себе парусную яхту, мы попросили яхтостроителя Михаэля Шмидта, основателя верфи Hanse Yachts и главу компании Michael Schmidt Yachtbau.

Я хорошо знаком с исследованием доктора Мелля, моя тогдашняя компания HanseYachtsвыступала в качество спонсора этих научных работ. На основании выводов моего ученого коллеги и собственного опыта я могу дать следующие советынемолодым покупателям парусных судов:

1.      При хождении под парусом никогда не удастся избежать лавировки. Постоянная работа со шкотами передних парусов – очень утомительное занятие. Выбирайте яхту с автоматическим стакселем.

2.      Германская проводка гика-шкота будет предпочтительнее обычной, так как выбирать ходовой конец гика-шкота рулевой сможет с любого борта, не перемещаясь.

3.      Лебедки на рубке яхты физически неудобны для женщин. Выбирайте яхту, на которой все ходовые концы будут проведены к рулевым постам.

4.      Одно из наиболее физически утомительных действий для немолодых людей – спуск и подъем из кокпита в салон и обратно. Выбирайте яхту с максимально пологим и невысоким трапом. Хорошие поручни обязательны.

5.      Это же относится и к планировке палубы – стоит отказаться от лодки, имеющей на верхней палубе или на комингсах кокпита разного рода ступеньки или отформовки для ног. Выход из кокпита на палубу должен быть максимально простым и неутомительным.

6.      Швартовка в тесной гавани может оказаться очень тяжелым испытанием. Системы швартовки с джойстиком очень облегчают процесс, надо только периодически убеждаться в работоспособности системы.

7.      Сегодня стало модным использовать закрутки грота в мачту. Это удобно, но при отказе такой системы вы окажетесь в море без возможности убрать грот или уменьшить его площадь при налетевшем шквале. Выбирайте грот со сквозными латами и максимально хорошими каретками, облегчающими его уборку. На случай заедания кареток заведите контр-фал.

8.      Закажите все лебедки на размер больше!

Вторая молодость под парусом? Это несложно!

Мало просто поддерживать свою физическую форму, человеку в возрасте надо быть особенно осторожным и внимательным на борту яхты. Но как всегда – если возникает спрос, появляется и предложение. Увеличение количества немолодых яхтсменов повлекло за собой создание специальных парусных школ «для тех, кому за 60». Советами о том, как правильно вести себя на борту в пожилом возрасте, с нами поделился немецкий эксперт Ян Куиннерт, преподаватель Segelschule Ruegen.

1.      Перед любым выходом в море, особенно дальним (или гонкой) я посоветую обратить внимание на свое здоровье. Нет ли шума в ушах, не ухудшилось ли зрение, не увеличился ли тремор пальцев рук, нет ли головокружений или чувства потери равновесия, не ухудшилась ли реакция? При наличии любого из этих симптомов рекомендую перед яхт-клубом сначала посетить невролога.

2.      Если вы ослушались моего предыдущего совета и все же решили выйти в море, обязательно поставьте в известность о своем состоянии вашу вторую половину или других спутников.

3.      Не надейтесь на свою память, в возрасте она может подвести в самый неожиданный момент – перед плаванием составьте чек-листы для правильной последовательности любых сложных процедур, особенно тех, которые выполняются нерегулярно.

4.      По этой же причине перед выходом в море приклейте рядом с рулевым постом или штурманским столом большой лист бумаги, на котором крупно напишите телефоны связи и радиоканалы всех марин, спасательных служб и метеобюро в районе вашего плавания. При необходимости занесите туда же основные пеленги или курсы, добавьте телефон врача и/или страховой компании.

Читайте также  Андрей Арбузов: «Парусный спорт делает из человека джентльмена»

5.      Перед выходом в море проверьте аптечку, убедитесь, что в ней есть непросроченные лекарства, которые вы принимаете регулярно, и лекарства, которые могут понадобиться вам в качестве первой помощи. Запас лекарств регулярного приема должен быть (в случае дальнего плавания) достаточен для возвращения с ним в родную гавань.

6.      Любые действия на борту (особенно на верхней палубе) выполняйте только в присутствии помощника.

7.      Не мучайте себя длинными переходами, вам не нужно никуда торопиться.

8.      Старайтесь меньше перемещаться по яхте в ходе плавания, поэтому держите все вещи, которые могут срочно понадобиться, в пределах досягаемости.

9.      Отрегулируйте бинокль под свое зрение. С возрастом зрение сразу после сна и днем начинает сильно различаться, помните об этом.

10.  Позаботьтесь о своей безопасности. Натяните в салоне толстый мягкий трос между трапом и мачтой на уровне пояса или груди и выберите его слабину. Если на качке и крене понадобится спуститься вниз, он послужит вам отличной страховкой, а на стоянке его несложно убрать.

11.  Не форсируйте парусами – лучше, напротив, нести их меньше, чем требует текущая погода (особенно в темное время). При резком ее ухудшении вы будете к этому готовы.

12.  Если вы собираетесь в дальнее плавание с ночными переходами, а ваше ночное зрение уже сильно упало, подумайте о портативном тепловизоре. Эти приборы пока дороги (хотя уже есть сравнительно недорогие белорусские монокуляры ночного видения – Прим. ред.), но, возможно, в вашей местности есть услуга их аренды.

13.  Не форсируйте маневр и никогда не выполняйте его, если чувствуете хотя бы малейшую неуверенность. Лучше сделать лишний круг по аванпорту под мотором, чем швартоваться без точного понимания порядка своих действий.

14.  Обязательно следите за своим пульсом, во время работ не позволяйте ему подниматься выше рекомендованного вашим врачом значения.

15.  По возможности дооснастите яхту поручнями и релингами. Они должны быть везде, где вам было бы удобно держаться за них. На любые скользкие места наклейте нескользящее покрытие.

16.  Перед дальним походом с ночлегами проверьте матрасы коек и спинки диванов – людям с больной спиной (радикулит, остеохондроз), возможно, потребуются более жесткие непродавленные матрасы и спинки диванов с усиленным поясничным подпором.

17.  На многих яхтах комингсы кокпита довольно высоки и затрудняют возможность немолодым людям легко подниматься из кокпита на палубу и наоборот. Купите прямоугольный блок плотного пенопласта, выдерживающего ваш вес, обрежьте до нужной высоты, оклейте его нескользящим покрытием и поставьте на банку. На стоянке он послужит вам отличной ступенькой, но на ходу желательно предусмотреть дополнительную его фиксацию.

Патриарх океанов

Если кто и заслуживал на все 100 процентов почетного звания Патриарх Океанов, то это американец Уильям Уиллис. Ему было 60 лет, когда в 1954 году на плоту «Семь сестричек» (Seven Little Sisters) он отправился из Перу к островам Океании – ми достиг их. Ему было 70, когда на плоту-тримаране из железных понтонов «Возраст не помеха» (Age Unlimited) он прошел почти 20 тысяч миль от Кальяо до Австралии.

Он не ставил перед собой научных задач, как его предшественники-протоводцы Тур Хейердал и Эрик де Бишоп. Он не ставил себе целью стать живым примером для потерпевших кораблекрушение, как Ален Бомбар. Он руководствовался не словом «надо», а исключительно – «хочу». Он был истинным романтиком, желающими проверить себя на прочность, и еще у него была мечта, которую он смог воплотить в жизнь. Для нас же ценно и другое достижение Уильямса: у него с детства были способности к литературе, живописи, философии, а дальние плавания словно отточили их, превратив в несомненные таланты, и потому его книги – из тех, к которым хочется возвращаться вновь и вновь. Уильяму Уиллису было что сказать нам, благодарным слушателям.

* Для чего я построил этот плот и плыву все дальше и дальше в глубь Тихого океана, в тех его просторах, где редко проходят корабли?  Это не прихоть и не простое приключение. Я не хочу доказать какую-либо научную теорию или открыть новый путь, чтобы по нему шли другие. Я хочу доказать этим путешествием, что всю свою жизнь шел по правильному пути.  Я пришел в мир с крепкой верой в природу и всегда был убежден, что если стану вести деятельную и простую жизнь сообразно ее законам, то смогу еще больше к ней приблизиться и почерпнуть у нее силы. Для меня это была дорога к счастью; с самого детства я шел по ней, и прожитые мною долгие годы доказали мне, что я избрал верный путь.

* Я отдаюсь своей мечте. Календарь говорит, что мне шестьдесят один год. Улыбаясь, я вытираю брызги с лица. Шестьдесят один год… Знаю, здоровье не подведет меня. Судьба ко мне милостива.

 * Плывя под парусом по сумрачному океану, я все время говорил себе, что наконец-то сбылась мечта, которую я лелеял почти три года. Я не испытывал ни малейшего возбуждения или нервного подъема, но вместе с тем ничуть не был подавлен. Все происходящее казалось мне чем-то совершенно естественным. Я находился на своем плоту, который был построен, как мне хотелось, и вполне годен для плавания по океану. Все остальное зависело от меня. Вокруг все то же знакомое море, надо мной все то же знакомое небо, я чувствовал себя как дома.

* Я люблю море… Оно значит для меня больше, чем горы, равнины и темные леса с их неповторимой красотой. Море живет у меня в душе. Его неоглядные просторы, величаво плывущие над ними облака и свободно несущиеся ветры — все это имеет для меня особое значение. Это мой ковер-самолет, устремленный в беспредельность.

* Я пристально всматривался в волны и думал, как они будут вздыматься в шторм и чуть заметно горбиться в штиль; они представлялись мне старыми друзьями, которые столько раз сопутствовали мне в жизни. Перегнувшись через борт, я зачерпнул пригоршней воду и смочил себе голову, лицо и грудь. Я совершил это как-то инстинктивно, не думая о том, что делаю, но потом осознал, что это было своего рода крещение и посвящение.

* Потому ли я отправился в это плавание, что я настоящий моряк? В своей жизни я знал подлинных моряков. И вот теперь я видел их перед собой, людей различных национальностей, молчаливых воинов свинцовых морей. Я плавал с ними и не надеялся превзойти их в их молчаливом упорстве.  «Что ты здесь делаешь, Уиллис, на этой штуке, в одиночестве?» — спрашивали они меня теперь. И я отвечал: «Не ради бахвальства пустился я в плавание, ребята. Я использую все, чему научился у вас, я только продолжаю начатое вами дело, устремляясь в далекий путь. Я отдаю себя на волю стихий, которые мне милы…

* Тысячи песен звучали в сияющем просторе. Мною овладел восторг. Я словно вдохнул в себя новую жизнь.

* Перед отплытием я пытался застраховать свою жизнь в Лондонском страховом обществе Ллойд, но там отказались это сделать. Все думали, что я отправлюсь к праотцам. Корреспонденты крупного американского агентства печати сфотографировали меня в момент отплытия. Зачем? Чтобы иметь обо мне материал на случай, если я не вернусь, сказали они моей жене. «Что ж, снимайте, снимайте, но он все равно вернется!» — ответила им Тедди. Тут корреспонденты смущенно потупились. «Они не знали тебя, Бил», — сказала она мне потом.

* Одиночество странно действовало на меня. Оно обладало каким-то очарованием. Все больше свыкаясь с ним, я не желал никаких перемен в своем положении. С меня было довольно моря и неба. Теперь я понимал, почему испытавшие одиночество люди всегда стремятся к нему, негодуют на тех, кто нарушает их уединение. Я испытывал глубокий душевный мир, который так трудно обрести в большом городе, и жалел лишь, что рядом не было жены. Она должна была вместе со мной черпать живительные силы, которые излучали солнце и океан, и наслаждаться покоем, царствующим в этом уединении. Я чувствовал себя эгоистом, так как мне не с кем было разделить свою радость.

* Никогда раньше я не испытывал такого состояния. Временами это меня немного тревожило, и я старался пробудить в своем мозгу воспоминания, с помощью которых смог бы вновь перекинуть мост в прошлое и обрести мир, который покинул. Но мост был разрушен. Мой мозг, как и мое тело, блуждал в пространстве без признаков берегов. Счастливое забвение — оно исцеляло и делало меня независимым. Каждый день передо мной возникало много задач, и они быстро разрешались, если зависели только от меня. Здесь не было затаившихся недругов, не было бесконечного количества мелких забот, досаждавших мне на земле. Существовала только природа, которая, даже нанося удары, укрепляла меня, разрушая только невежество, слабость и безверие.

* Я оставлял позади милю за милей, уплывая все дальше в простор океана. С каждым днем я становился сильнее. Никогда я не чувствовал себя таким счастливым.

* Наступила ночь. Свет звезд успокаивал меня. Это была одна из тех необъяснимых ночей, которые заставляют человека углубиться в самые сокровенные свои мысли. «В чем, в конечном итоге, состоит существо жизни? — думал я. — В борьбе, в общении с природой, в радости совместного труда с другими членами общества».

* Странное чувство овладело мною при мысли, что я приближаюсь к цели. Неужели мне придется оставить все, с чем я так сжился? Плавание было не из легких. Немало пришлось пережить трудностей. Но в конце каждого дня я говорил себе: «Небо и звезды были ко мне благосклонны». У меня совершенно не было «канальной» лихорадки — так матросы называют состояние, которое охватывает их после длительного плавания в момент приближения к порту. Я ничего не испытывал, кроме грусти.

* В 1.30 ночи, 15 октября, я высадился на берег, закончив плавание, продолжавшееся сто пятнадцать дней, во время которого я покрыл от 6400 до 6700 миль. Два дня спустя во время торжественной церемонии «Кава» (традиционный обряд полинезийцев), на котором присутствовали все вожди и знатные люди острова, мне было присвоено почетное звание «Таутаи О Ле Васа Лаолао», что значит: «Капитан дальнего плавания».

* Почему я предпринял это путешествие? Поройтесь-ка у себя в душе, и вы обнаружите, что тоже мечтали о таком плавании, даже если ни вы, ни ваши ближайшие предки никогда не выходили в море. Когда-то, может быть много веков назад, у ваших праотцев была такая мечта, вы унаследовали ее, и она у вас в крови — будь вам двенадцать, семьдесят или сто лет, ибо мечты не умирают.

* На шестьдесят пятом году жизни, я обнаружил, что тело мое проявляет признаки усталости. Давал себя знать возраст. Для меня это было ужасным потрясением: железный человек, несгибаемый начал поддаваться. Я думал, что не сломаюсь никогда, и вдруг убедился, что тело мое находится во власти тех же законов, что и все живое. Меня ожидали старость, немощь и в конце концов смерть… Мы нашли тихое местечко среди холмов Южной Калифорнии, распахали участок целины и начали выращивать овощи. Я работал как одержимый. Еще бы! Я боролся за свою жизнь. Я был уверен, что мои знания и воля одержат верх. И в конце концов перелом наступил. Я победил!

* Мне вспомнилось плавание на плоту. Так давно, кажется, были эти прекрасные дни и ночи, когда весь мир принадлежал мне, начиная от самой высокой звезды на небе и кончая глубинами подо мной. Славное было путешествие! Правда, мне все время угрожали неудачи, смерть и отчаяние, но ведь человек так легко забывает плохое! И я понял, что предприму еще одно плавание на плоту. Вот так неожиданно, словно откровение, ко мне приходили все мои решения. Как и в 1954 году, я отправлюсь из Кальяо, но пойду на этот раз в Австралию, если удастся — в Сидней. Это означало, что я пересеку с востока на запад весь Тихий океан, это не меньше двенадцати тысяч миль.

* Тедди однажды потеряла терпение и спросила меня, когда же я наконец успокоюсь и научусь примиряться с обстоятельствами. «Чему научусь? — спросил я. — Научусь быть старым и вести себя как старик? Она вздохнула: «Неужели у нас никогда не будет своего дома?» На что я ответил: «Запомни, последний гвоздь, который мужчина вбивает в свой дом, это первый гвоздь в гроб его и жены. А мы ведь еще не собираемся умирать!»

* «Это правда, что вам семьдесят лет?» — спрашивали меня. И меня это не удивляло. Пятидесятилетние люди считались в Перу стариками. Иногда я напрягал мускулы и давал пощупать их. И все же они сомневались, что я один выстою против тягот плавания.

* У врачей своя статистика, и, по ее данным, семьдесят лет — весьма почтенный возраст, со всеми отсюда вытекающими обстоятельствами. Я не порицаю врачей. Не так давно я грузил корабли в Галвестоне и таскал на спине семипудовые мешки. Мужчина в тридцать лет казался мне тогда стариком, прожившим свою жизнь.

*  Едва только замыслив построить новый плот, я решил дать ему имя «Возраст не помеха». Я собирался записывать все показатели моего физического и морального состояния, чтобы привезти с собой ценные данные не только для людей старшего поколения, но и для тех, кто находится в расцвете сил, прежде всего для молодежи, здоровье которой внушает последнее время весьма серьезные опасения.

* Того, кто хоть раз отправлялся один в плавание по морю, всегда будет одолевать желание еще раз испытать это чувство умиротворения. Но одного желания мало. Это состояние покоя надо выстрадать, каждый день, каждую минуту преодолевая тоску по себе подобным, и прежде всего по близким — отцу, матери, жене, ребенку. Узы крови связывают человека во времени и пространстве, разрывая их, он испытывает боль и чувствует себя совершенно беззащитным. В конце концов, если у него сильная воля, он проникнется торжественностью молчания и взглянет на себя со стороны. Если он при этом испугается своего ничтожества, он станет звать на помощь… Значит, испытание оказалось ему не под силу.

Читайте также  Стефания Елфутина. Два золота девочки из Ейска

*  Одиночество влияет на человека благотворно. Хочет он того или нет, оно заставляет его взглянуть на себя со стороны. «Что я здесь делаю?» — не раз спрашивал я себя и отвечал: «Совершаю длинное и трудное путешествие, о котором мечтают миллионы людей, поэтому я не одинок. Я смел, но как я ничтожен, как невероятно ничтожен!» В лесах и горах одиночество никогда не бывает полным: каждое дерево, каждая былинка, каждый камушек — это как бы живые существа, близкие вам, а отдаленные вершины гор, вокруг которых собираются звезды, — храмы, куда вы издалека шлете молитвы. На море же одиночество — окно, открывающееся в пустоту. Вы видите небо, облака, равномерно вздымающиеся волны, но знаете, что за ними нет ничего знакомого вам, что в нескольких милях под вами начинается мир, один взгляд в который может свести человека с ума.

* Я вспоминаю, что еще не внес арендную плату за наш дом за этот месяц, и невольно улыбаюсь… Что точно хорошо в море — здесь нет хозяина, который за невзнос арендной платы может выставить тебя за дверь.

* 19 августа 1963 года. 2°32' южной широты. 111°35' западной долготы.  Мой семидесятый день рождения. Я поздравил себя с таким достижением.

* Я никогда не ощущал своих лет и, видя, как с годами меняется мир, стареют и начинают болеть люди, никак не мог понять, почему я остаюсь прежним? Может быть, это объясняется моим образом жизни и мыслей? Во всяком случае, я еще ни разу в жизни не испытывал настоящей усталости, которая заставила бы меня подумать, что пора успокоиться, усесться в уютное кресло или ограничиться прогулками вокруг дома.

* Часто, стоя у штурвала, я вспоминал стариков, которых я встречал в Южной Калифорнии, на южном берегу Лонг-Айленда, в штате Нью-Йорк или во Флориде. Опустив голову, ссутулившись, они бесцельно бредут к своему концу. Я говорил со многими из них, надеясь, что они прислушиваются к моим советам. Я мысленно перебирал год за годом семьдесят лет, прожитых мною на земле, а потом скатывал их в один комочек — ничтожную каплю, отпущенную на мою долю из потока вечности. Я мог по желанию то вытягивать годы в длинную ленту, то сжимать их в одну вспышку. Я не испытывал страха в начале жизни и не буду испытывать его, когда наступит естественный конец или я к нему приближусь. Здесь, в этом беспредельном одиночестве, где мир людей теряет свое значение, человек не может не думать о своем конце. Великая трагедия жизни, по-моему, в том, что человек стареет разумом. Наши предки понимали это. Они рано обнаружили, что не может оставаться молодым разум, если преждевременно стареет тело, и, чтобы помешать этому, создали целые системы оздоровления. Но семьдесят лет — это семьдесят лет, сколько я еще собираюсь прожить на земле? Десять, двадцать, тридцать лет? Так мало и вместе с тем так много, ведь в каждой секунде — частица вечности. Но человек живет, пока он испытывает спокойный экстаз творчества, пока он что-то созидает в меру своего темперамента и способностей.

* Человек не может без людей, и если даже он когда-нибудь достигнет звезд, то и там скоро окажутся ему подобные. Один, человек не может найти спасение. Нирвана — это прибежище слабых. Это я понял, находясь в океане, на пороге бесконечности.

Их года — их богатство

Фрэнсис Чичестер. Родился 17 сентября 1901 года. Летчик – совершил рекордный одиночный перелет из Новой Зеландии в Японию, и яхтсмен. В 1958 году у него был обнаружен рак, и тем не менее в 1960 году Чичестер принял участие в первой трансатлантической гонке яхтсменов-одиночек и победил в ней. Два года спустя он прошел тем же маршрутом на семь дней быстрее, а еще через два года показал второй результат. В 1966-1967 годах на яхте Gipsy Moth IV  совершил кругосветное плавание с единственной остановкой в Сиднее. Был посвящен королевой Елизаветой в рыцари.

«В кругосветное путешествие меня заставил отправиться страх перед мысом Горн… Потому что мне ненавистна сама мысль, что я чего-то боюсь. Если что-то пугает меня, я должен обязательно попытаться преодолеть причину страха, и с годами эта причина становилась все серьезней».

Алек Роуз. Родился 13 июля 1908 года. Во время Второй мировой войны служил в Королевском флоте в качестве механика на эскортном корабле HMS Leith. В 1964 году принял участие в гонке яхтсменов-одиночек через Атлантику, и его яхта Lively Lady  пришла четвертой. В 1967-1968 годах совершил кругосветное плавание с одной остановкой в Австралии. За свое выдающееся путешествие, продлившееся триста пятьдесят четыре дня, Алек Роуз был награжден орденом Британской империи.

«После войны доктора обнаружили у меня невроз, после чего посоветовали заняться чем-нибудь спокойным, например, выращивать овощи и ухаживать за цветами. По зрелому размышлению я совместил сельское хозяйство с парусным спортом. И сейчас, в свои уже преклонные годы, могут с уверенностью сказать, что паруса и море помогли мне гораздо больше, чем грядки и гладиолусы»

Эрик и Сюзанна Хискок. Супруги. Родились, соответственно, 14 марта 1908 года и 18 мая 1913 года. Почетные клены Королевского крейсерского клуба Англии и соавторы одних из лучших книг о яхтах и дальних плаваниях. В них они рассказали о трех своих кругосветных путешествиях на яхтах Wanderer III и Wanderer IV. Путшествовали они всегда вдвоем, а их парусный стаж составил 50 лет.

«Почему мы путешествуем вдвоем? Во-первых, в этом случае никому не надо платить, мы только тратим и только на себя. А во-вторых… Представтье, я ухожу в кругосветку, возвращаюсь через три года – и не узнаю свою жену. Она изменилась, я постарел, а так мы всегда на виду друг у друга, и никакие перемены, само время над нами не властно» 

Пауль Эльвстрем. Родился 25 февраля 1928 года. Датский яхтсмен, четырехкратный — 1948, 1952, 1956, 1960 гг — олимпийский чемпион. Участник восьми Олимпиад, последняя — в Сеуле в 1988 году. 14-кратный чемпион мира в 9 классах. 8-кратный чемпион Европы. В 1980-х годах выступал в классе «Торнадо» со своей дочерью Трине. Тренировал сборную Дании по парусному спорту. В 1996 году признан в Дании «спортсменом столетия».

«Возраст для яхтсмена – понятие условное. Когда мне неосторожно говорили, что пора бы остепениться и дать дорогу молодым, я всегда отвечал, что уйду из паруса тогда, когда захочу, а из больших гонок — когда вылечу из первой пятерки. А до того пусть молодые докажут, что они готовы стать первыми. Тогда, честное слово, я задумаюсь. Но не раньше».

Энтони Смит. Родился 30 марта 1926 года. Ученый-биолог, телеведущий BBC, летчик, путешественник и моряк. В 2011 года с экипажем из трех добровольцев, никто из которых не был моложе 50 лет, пересек Атлантику на 40-футовом плоту An-Tiki, сделанном из пластиковых газовых труб. Целью экспедиции было собрать деньги для различных благотворительных программ.

«Ну причем здесь возраст? Да, я был моложе, когда летал на воздушном шаре над Африкой и Альпами, сейчас же отправляюсь через океан. Небо дарит человеку свободу, а море, помимо свободы, еще и силу, здоровье, уверенность в себе. Поэтому тот странный факт, что я перешагнул рубеж 80-летия, еще ни о чем не говорит. Я бы еще понял, если бы вы спросил, почему я решил ограничиться лишь Атлатикой…»

Минору Сайто. Родился 7 января 1934 года. Ему принадлежит несколько рекордов в одиночном плавании под парусами. В его активе восемь кругосветок! Еще в 2006 году, по завершении седьмого плавания, он стал самым пожилым мореплавателем, совершившим одиночное кругосветное путешествие. Но на этом не успокоился, и в 2009 году вновь отправился вокруг света, причем в направлении с Востока на Запад, против господствующих ветров. Эту кругосветку он завершил 17 сентября 2011 года.

«Когда я финишировал в Иокагаме, то не сдержал эмоций и закричал: «Я жив». Многие поняли это неправильно, словно бы я уцелел каким-то чудом и, конечно же, безумно этому рад. На самом деле эти слова о другом. Я живу, пока хожу под парусами. Вот в чем секрет моего долголетия».

Джин Сократес. Ее имя внесено в Книгу рекордов Гиннесса. 8 июля 2013 года Джин Сократес завершила безостановочное одиночное кругосветное путешествие на яхте Nereida. Такое беспримерное (она стартовала от берегов Северной Америки) удалось ей лишь с третьей попытки. Но главное – Джин Сократес стала самой возрастной яхтсменкой, сумевшей в одиночку пройти вокруг света. Ее называют «бабушкой яхтинга», и это объяснимо – Джин Сократес 70 лет!

«Я не обижаюсь, когда меня называют бабушкой. Глупо стесняться своего возраста, в моем же случае им впору гордиться. Я сделала то, на что отважится не всякий мужчина, не потому, что хотела лишний раз подчеркнуть равенство между мужчинами и женщинами, просто я люблю яхты и люблю море. И пожалйста, не надо этих «миссис», называйте меня Джин…»

Леонид Гвоздев. Родился в 1934 году. Окончил мореходное училище в Астрахани и 35 лет плавал судовым механиком на рыболовецких судах, потом работал механиком в порту Махачкалы. В конце 1970-х увлекся парусным спортом. Более 50 раз в одиночку и с командой пересекал Каспийское море. В 1992-1996 году совершил кругосветное плавание на яхте «Лена». В 1999-2003 годах – вторая кругосветка на яхточке «Саид» длиной 3.7 метра. Погиб во время третьей кругосветки в Неаполитанском заливе.

«Это на суше все сошли с ума, а в море все честно, просто и определенно: надо дойти до цели, до берега, и дойдешь ли ты, зависит только от тебя, твоего умения и знаний, подготовки и состояния яхты… А вообще, при современном развитии яхтостроения пройти вокруг света на нормальной яхте с нормальным снаряжением не представляет никакой сложности, любой настоящий мужик сможет, стоит ему только действительно этого захотеть».

Робин Нокс-Джонстон. Родился 17 марта 1939 года. В 1969 году на яхте Suhaili первым вернулся в Фалмут, став победителем гонки Sunday Times Golden Globe race и первым человеком, обошедшим вокруг света в одиночку под парусами в режиме «non-stop». Был награжден орденом Британской империи. Участвовал во многих океанских гонках, в том числе в кругосветной одиночной VELUX 5 Ocean в 2006 году, заняв в ней четвертое место. В ноябре 2014 года принял участие в гонке Route Du Rhum, став третьим в своем дивизионе. Организатор гонки Clipper Round the World Yacht Race и ее бессменный председатель.

«Конечно, я обращаюсь к врачам – мне приятно их удивление, когда они изучают мои анализы и кардиограмму. Посмотрите на меня, посмотрите внимательно, и вы увидите, что море и яхты делают с человеком. Они дарят ему счастливые годы, перед которыми отступает сама старость».

Валентин Манкин. Родился 19 августа 1938 года. Неоднократный чемпион СССР с 1959 по 1981 годы.. Заслуженный мастер спорта СССР. Заслуженный тренер СССР. Многократный победитель чемпионатов мира и Европы. Единственный в мире яхтсмен, выигрывавший золотые медали Олимпиад в трех различных классах: «Финн» (1968), «Темпест» (1972), «Звездный» (1980).

«Я столько лет занимаюсь парусным спортом, но, как и в первые дни знакомства, влюблен в его красоту… Размышляя о своем будущем – ведь придет же такой день, когда я не буду выходить на старты регат, я все равно не смогу отделить его от моря и парусов. Настолько сроднился с ними, настолько сросся».

Джошуа Слокам. Родился 20 февраля 1844 года. Первый человек, совершивший одиночное кругосветное плавание под парусами. До этого подобное путешествие считалось не просто невозможным – немыслимым, тем более когда речь идет о человеке «преклонных лет». Слокам отправился в плавание, продолжавшееся три года, из Бостона на яхте «Спрей» 24 апреля 1895 года. В 1900 году он описал это плавание в книге «Sailing Alone Around the World».

«27 июня 1898 года «Спрей» отдал якорь, завершив кругосветное плавание в 46000 миль, продолжавшееся три года, два — месяца и два дня. Как себя чувствовал экипаж? Я стал еще здоровее и весил на целый фунт больше, чем при отплытии из Бостона. Постарел ли я? Все мои друзья сказали: «Слокам снова стал молодым». Право, я помолодел на десяток лет по сравнению с временем, когда срубил первое дерево для сооружения «Спрея».

Гордон Ингейт. Родился 29 марта 1926 года. Чемпион Австралии и на протяжении многих лет член национальной сборной страны по парусному спорту, в том числе олимпийской сборной (1972 год). Пятьдесят четыре года член Royal Sydney Yacht Squadron. Член экипажа австралийской яхты Gretel II в розыгрыше Кубка «Америки» 1977 года. Победитель Кильской регаты. В июне 2015 года – старейший (в 89 лет!) — участник чемпионата мира в классе «Дракон».

«Дракон» — это то, что помогает мне жить… Каждому из нас нужно что-то такое, что удерживает его на плаву, без чего он потонет, исчезнет, причем не из-за физической немощи, а по той простой причине, что с годами становится как-то скучно жить, и в общем-то не для чего. Для меня такой спасательный круг – это парусные гонки. Отобрать их у меня равносильно тому, чтобы лишить сердца, а я никогда не был бессердечным».

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №8 (77), 2015 г.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru