OSTAR-1964. Эрик Табарли — французский связной

К 50-летию трансатлантической гонки OSTAR-64 и победе в ней тогда еще не великого, но уже выдающегося французского яхтсмена Эрика Табарли
















Текст Сергея Борисова

18 июня 1964 года, в 10.45, яхта Pen Duick II пересекла линию финиша у Ньюпорта, штат Род-Айленд. К яхте подошел катер с журналистами. «Кто победил?» — крикнул сухощавый, растрепанный человек, на лице которого – осунувшемся, с мешками под глазами, — словно отпечатались все тяготы одиночного плавания через Атлантику. Ему не ответили – фотографы увлеченно снимали. «Кто победил?» — крикнул он снова. И наконец получил ответ: «Вы победили, месье Табарли! Ваше время 27 дней, 3 часа, 56 минут».

Франция вздрогнула через неделю после старта. Табарли опережал Чичестера на 100 миль. И не похоже, что он сбавит ход.

Еще неделя прошла в нерешительности: вдруг что-то случится? Однако французский лейтенант наращивал отрыв. И тогда газеты буквально прорвало. Журналисты наперегонки стремились рассказать соотечественникам о рождении нового героя. Тем же занималось телевидение. На одном из каналов нашли удачный ход.

На экране появлялась яхта Френсиса Чичестера Gipsy Moth и звучало «Правь, Британия, морями!», потом пение становилось глуше, лодка англичанина таяла в дымке, на ее месте возникал Pen Duick Эрика Табарли и строчки «Марсельезы» о том, что пора отречься от старого мира, казались не только уместными, но и самыми правильными.

Ажиотаж нарастал, и вот уже Табарли почти на официальным уровне называют французским связным, подразумевая этим, что он протянул нить между великими яхтсменами прошлого, такими как Ален Жербо, и днем сегодняшним. (Позже так –«Французский связной» – будет назван оскароносный фильм с Джимом Хэкманом в главной роли, но этот голливудский детектив к гонке OSCAR 1964 года никакого отношения не имеет. – Прим. ред.)

Поступая таким образом, журналисты были лишь отчасти правы, поскольку, помимо Жербо, в рядах яхтсменов-одиночек были французы Луи Бернико, Марсель Бардьо, Жак-Ив Ле Тумелен, – наконец, в первой гонке одиночек через Атлантику четыре года назад стартовал Жан Лакомб. Но он финишировал последним, чего и следовало ожидать, ведь шел Лакомб на самой маленькой яхте и самым длинным, южным маршрутом. Ни на что не претендовал он и на этот раз, другое дело – Табарли!

Проходили дни, француз продолжал лидировать, материалы в прессе и телесюжеты становились все обстоятельнее. Так что же такое OSTAR?

Идею одиночной трансатлантической гонки еще в 1956 году высказал Герберт Хазлер, известный в кругу военных моряков по прозвищу Blondie. Старт – в Плимуте, и вперед, на запад, против господствующих ветров, финиш – в Нью-Йорке. Несколько лет идея касалась настолько абсурдной, что Хазлеру не удавалось найти спонсоров. Так продолжалось до тех пор, пока он не нашел единомышленника – бывшего летчика Френсиса Чичестера. У того были знакомые среди членов Королевского западного яхт-клуба Англии (RWYC), также ему удалось заинтересовать одну из самых популярных газет королевства The Observer. В результате было объявлено о проведении в 1960 году гонки OSTAR (Observer Single-handed Trans-Atlantic Race).

Интерес к беспримерному состязания проявили 115 яхтсменов, но заявок поступило в разы меньше, а на старт вышли всего пятеро.

Победил в той первой гонке Френсис Чичистер с результатом 40 дней 12 часов и 30 минут; за кормой его яхты Gipsy Moth III остались 4004 мили. Жану Лакомбу на долгую дорогу через океан потребовалось 74 дня.

Два года спустя Чичестер вновь отправился через океан с единственной целью: пересечь его меньше чем за 30 дней. Это ему не удалось: время – 33 дня 15 часов и 7 минут. Однако упрямец заявил, что добьется своего в рамках второй трансатлантической гонки – их к тому времени решено было сделать регулярными и проводить в олимпийские годы.

Интерес к гонке сезона 1964 года был огромным, но… лишь среди британских яхтсменов. С высокомерием, которое их совсем не красило, они считали OSTAR делом сугубо личным, внутренним, в котором иноземцам места нет. И пример Лакомба вроде бы был тому подтверждением.

Такой снобизм более всего возмущал французских журналистов. Но задолго до того, как среди них началось неофициальное соревнование на самый едкий комментарий, это до крайности задело бретонца Эрика Табарли. Он решил принять участие в гонке, и отнюдь не в качестве статиста.

Девиз Табарли гласил: если участвовать, то побеждать!

Правила OSTAR относительно яхт были весьма снисходительными. Специальная комиссия осматривала суда на предмет, достаточно ли они крепки для океанского плавания, и других требований не выдвигала. Однако Табарли понимал, что рассчитывать на хороший результат он сможет лишь в том случае, если пойдет на специально подготовленной к этому соревнованию яхте. Проект такой яхты взялись разработать братья Жиль и Марк Константини, достаточно известные во Франции специалисты. Начали они с того, что предоставили в распоряжение Табарли Margilic V своей фирменной серии Tarann. На этой яхте французский лейтенант ходил весь 1963 год. Свои соображения – какое судно ему потребуется на будущий год – Эрик Табарли заносил в толстую тетрадь, которую потом и вручил братьям-дизайнерам.

Читайте также  Питер Блейк. Легенда на все времена

Яхту построили на семейной верфи Константини. Корпус изготовили из водостойкой фанеры. Две мачты, парусное вооружение – кеч, что, по мнению Табарли, должно было обеспечить лучшую устойчивость на курсе. Примечательной особенностью парусного гардероба стал спинакер площадью 82 кв. м. До Табарли никто и представить не мог, что single-handed-sailor в принципе способен управляться со спинакером, однако в месяцы тренировок на Margilic V яхтсмен убедился: может! (Забегая далеко вперед, скажем, что на финише в Ньюпорте Табарли появился под всеми парусами, и, по общему мнению, это было феерическое зрелище.)

Яхта была названа Pen Duick II, что должно было подчеркнуть ее «родственную» связь со старым шлюпом семьи Эрика Табарли, на котором он постигал азы высокого искусства плавания под парусами.

Рассказывая о подготовке французского яхтсмена к гонке, журналисты раскопали совершенно замечательные детали, которые так нравятся публике. Так, в заботе об разумной экономии штурманский стол Pen Duick II было снабжен старым сиденьем от мотоцикла Harley-Davidson, а за океаном и парусами яхтсмену предстояло следить через плексигласовую полусферу, снятую с военного бомбардировщика.

Заявки на участие в гонке 1964 года подали 17 яхтсменов из Англии, Франции, США, Дании и Австралии. Стартовали 15, и среди них все участники дебютной OSTAR 60.

23 мая 1964 года в 10 часов утра в гавани Плимута был дан старт, финишировать же предстояло не в Нью-Йорке, как четыре года назад, а в Ньюпорте, штат Род-Айленд.

Было и другое отличие: впервые в гонке участвовали многокорпусные суда – тримаран и два катамарана.

Две яхты – Jester опытнейшего Blondie Хазлера и Ilala 28-летнего Майка Эллисона – имели паруса, как у джонок.

В этой компании яхтсменов разным был не только их возраст – от 28 до 63 лет, разным был опыт и разным – уровень подготовки к гонке. Прошло лишь несколько дней, и Атлантика взялась проверять моряков и их суда на прочность.

У Вэла Хауэлза неприятности начались, лишь только его Akka миновала буй Мелампус. Невесть откуда взявшаяся моторная лодка снесла перо ветрового подруливающего устройства. Пришлось возвращаться в Плимут. Но это был не конец печальной истории. Через пять дней после повторного старта начались столь явные неполадки с парусами, что Хауэлз был вынужден завернуть в Ирландию для еще одного ремонта. Много времени было потеряно, но потом судьба смилостивилась над яхтсменом колоритного облика – окладистая черная борода, двухметровый рост и улыбка до ушей. Ровный и сильный ветер позволял Хауэлзу отмерять по 150 миль в сутки. В итоге – третье место в гонке.

Вторым страдальцем оказался Дерек Келсал. Его тримаран Folatre догнала высоченная волна, результатом чего стал оторванный руль и течь в корпусе. Пока тримаран «возвращали к жизни» на берегу, прошел месяц. И все же Келсал вышел в море. «Это дело принципа, – говорил он. – Я хочу продемонстрировать истинные возможности моего тримарана».

Однако время триумфа многокорпусников еще не пришло – на финише Дерек Келсал был тринадцатым, а Дэвид Льюис на катамаране Rehu Moana – седьмым.

Между тем именно Льюиса многие прочили в победители – в его пользу говорил одиночный рейс из Исландии в Англию, до этого на своем катамаране Льюис совершил кругосветное путешествие. Но то ли сказалась «усталость» материалов, из которых был сделан катамаран, то ли просто не повезло, но на подходе ко второй тысячи миль вышло из строя подруливающее устройство, потом лопнул бом, и удерживать приличную скорость стало невозможно.

Погода подвела и Боба Банкера. Порыв ветра накренил Vanda Caelea, и моряк сорвался с мачты, на которую поднялся для небольшого ремонта без надежной страховки. И все же сломанное запястье не заставило его прекратить гонку.

В ночь с 8 на 9 июня волны едва не потопили Golif Жана Лакомба, который вновь выбрал южный маршрут и оказался там в объятиях урагана. «Оверкиль был неизбежен, – позже говорил Лакомб. – Но, видно, кто-то очень похлопотал за меня на небесах: яхта задрожала и, вырывая из воды мачту, выпрямилась. Это было чудо».

Как чудо расценил то, что он добрался до финиша, и Майк Эллисон, потому что посреди океана в шторм остался без одной из двух своих безвантовых мачт.

Читайте также  Александр Ф. Скляр. На перекрестке ста пятнадцати морей

Тот же ураган, что пощадил Лакомба, зацепил своим крылом Ericht 2 Джефри Чэффи и Misty Miller Майка Баттерфилда. Лопнувший штаг заставил Чэффи зайти в порт, и лишь после исправления такелажа продолжить гонку. А Баттерфилд аккуратно фиксировал в судовом журнале все плохое, что случалось с его судном: «Потекли аккумуляторы… вышел из строя авторулевой». Последнее обстоятельство переполнило чашу терпения, и яхтсмен завернул на Азорские острова для ремонта.

На тех же островах собирался найти временный приют Робин Мак-Карди. На его Tammie Norie сначала вышло из строя электрооборудование, потом сломался хронометр. Исправить проводку и приобрести новый хронометр – вопрос часов, и тем не менее Мак-Карди отказался – единственный – от продолжения гонки. В газетах намекали, что причиной стало требование его супруги: или я, или Атлантика. Яхтсмен выбрал первое. Впрочем, может быть, дело было не так, и журналисты все выдумали – их в этом тоже обвиняли, и они не слишком открещивались.

Досталось и лидерам.

Третьего июня Френсис Чичестер обнаружил, что Gipsy Moth стала наполняться водой. Он включил помпу, но стоило ее выключить, вода появилась вновь. Помог радиоразговор с верфью: специалисты подсказали – дело в носовой обшивке. Там, в районе форштевня, яхтсмен и обнаружил трещину. Как она появилась – загадка, но главное – ее удалось заделать. И вновь англичанин бросился в погоню за Табарли, теперь, однако, все чаще поглядывая назад, опасаясь набравшего хорошую скорость Алека Роуза на Lively Lady.

А что же Табарли? Во Франции его уже записали в победители, хотя в Англии по-прежнему называли то «строптивым новичком», то «возмутителем спокойствия», хотя все реже с иронией и все чаще – с уважением.

В первые дни он сетовал на туман и штиль. Примечательны строки из дневника яхтсмена: «Моряки, огибающие мыс Горн, работают до седьмого пота. Так выкладывался и я, хотя океан был гладок, как пустое блюдо, а паруса не трогал даже случайный порыв ветра. Час я провел в хлопотах: спустил большой кливер, убрал спинакер, поднял стаксель, грот, бизань. Подождал. Все впустую. Тогда я спустил кливера и оставил их на палубе готовыми для подъема при первом дуновении ветра. Но тот и не думал появляться, похоже, он совсем забыл про меня».

На девятый день гонки пришлись два беды: яхтсмен остался без лота, плюс к тому оказалось повреждено подруливающее устройство – заклинило вал. Табарли пришлось изменить распорядок дня – за счет сна, естественно. Точно выдерживать курс он мог, лишь находясь у руля.

А тут еще радио забарахлило, и он даже не всегда знал, насколько опережает Чичестера, и опережает ли вообще.

15 июня Pen Duick II был замечен со специального высланного навстречу самолета. Эрик Табарли находился вблизи известного своим коварством острова Сейбл в 100 милях от Галифакса. Ему мешали течения и переменчивые ветра, но мешали они и его соперникам. 18 июня 1964 г. Pen Duick II финишировал.

Франция торжествовала, ибо, как писали в газетах, теперь окончательно ясно: британскому господству в дальних океанских плаваниях под парусом положен конец.

На островах за Ла-Маншем настроение было прямо противоположным, хотя первым, кто попросил передать поздравления французскому лейтенанту, был его основной соперник – Френсис Чичестер. Теперь он боролся со временем – и победил. Обещал пересечь Атлантику меньше чем за 30 дней и сделал это с запасом в три минуты!

Третьим финишировал Хауэлз, четвертым – Роуз, пятым – Хазлер… четырнадцатым – последним – на 63-й день пришел датчанин Аксель Пентерсон на Marco Polo, и его тоже принимали как героя.

Дома, во Франции, Эрику Табарли устроили восторженную встречу. Сам генерал де Голль, президент Французской Республики вручил ему орден Почетного легиона. Политики, актеры и актрисы, шансонье и шансонетки мечтали познакомиться с ним. Его спрашивали, будет ли он участвовать в гонка 1968 года, и он отвечал: «Обязательно». И сдержал слово, стартовав на суперсовременном Pen Duick IV. Но тримаран не успели довести до ума, и он едва не развалился в первый же шторм.

В гонке победил англичанин Джеффри Уильямс на яхте «Сэр Томас Липтон». Англичане перевели дух, но радовались они недолго. Четыре года спустя первым стал француз Ален Кола, позаимствовавший у Табарли Pen Duick IV. А еще через четыре года победу праздновал сам Табарли на Pen Duick VI.

Много лет безоговорочными фаворитами гонок через Атлантику, которые стали называть коротко – Transat, были французы, порой им доставались все три первых места. И это заслуга Эрика Табарли. То же и с многокорпусными судами: его тримараны Pen Duick IV и Paul Ricard на подводных крыльях, на котором в 1984 году Табарли был четвертым, стали провозвестниками безусловного доминирования французов в океанских гонках на многокорпусных судах.

Читайте также  Принцесса Анна. Истинно королевское увлечение

Своим учителем считают Эрика Табарли братья Пейрон и Филип Пупон, Мишель Дежуайо и Тома Ковиль, нынешние звезды французского паруса. Франк Каммас как-то сказал: «В одном я уверен – без его побед не было бы наших». И это действительно так. Значит, правы были журналисты, говорившие в 1964 году, что лейтенант Табарли открыл новую эру французского паруса. И это уже – к вопросу о роли личности в истории.

Опубликовано в Yacht Russia №65 (7 — 2014)

Справка
Pen Duick II

Длина………13,60 м
Длина по ватерлинии…………10 м
Ширина…………3,40 м
Осадка…………2,20 м
Водоизмещение…………8 т
Парусное вооружение…………кэч
Площадь парусов (общая) …………63 м ²
Проект………… Жиль и Марк Константини
С 1966 года Pen Duick II принадлежит Национальной парусной школе в Кибероне (Бретань). Яхта Эрика Барли и сейчас на плаву – на ней проходят парусную подготовку будущие моряки торгового флота Франции. За свою долгую жизнь яхта не раз подвергалась трансформации, она была даже шхуной, но в 1994 году ей вернули первоначальный облик. В 2012 году Pen Duick II был «почетным гостем» бот-шоу в Париже.

Справка
OSTAR-64
1 Эрик Табарли, Франция…. Pen Duick II …27 дней 3 часа 56 мин
2 Фрэнсис Чичестер, Великобритания… Gipsy Moth III … 29 дней 23 часа 57 мин
3 Вэл Хауэлз, Великобритания… Akka…32 дня 18 часов 8 мин
4 Алек Роуз, Великобритания Lively Lady …. 36 дней 17 часов 30 мин
5 Блонди Хаслер, Великобритания… Jester … 37 дней 22 часа 5 мин
6 Билл Хауэлл, Австралия… Stardrift … 38 дней 3 часа 23 мин
7 Дэвид Льюис, Великобритания… Rehu Moana (ктамаран)… 38 дней 12 часов… 4 мин
8 Майк Эллисон, Великобритания… Ilala… 46 дней 6 часов 26 мин
9 Жан Лакомб, Франция… Golif… 46 дней 7 часов 5 мин
10 Боб Банкер, Великобритания… Vanda Caelea …49 дней 18 часов 45 мин
11 Майк Баттерфилд, Великобритания   Misty Miller (катамаран)… 53 дня 00 часов 5 мин
12 Джеффри Чэффи, Великобритания… Ericht 2…60 дней 11 часов 15 мин
13 Дерек Келсал, Великобритания… Folatre (тримаран)… 61 день 14 часов 4 мин
14 Аксель Пендерсен, Дания… Marco Polo … 63 дня 13 часов 30 мин
15 Робин Мак-Карди, Великобритания… Tammie Norie … не финишировал

Досье

ЭРИК МАРСЕЛЬ ГАЙ ТАБАРЛИ родился 24 июля 1931 года в Нанте, Франция. Его отец увлекался парусным спортом. В 1938 году он приобрел яхту, построенную в самом конце XIX века по проекту Уильяма Файфа, и назвал ее Pen Duick.. В 1953 году Эрик Табарли записался добровольцем в военно-морскую авиацию. Служил в Марокко, воевал во Вьетнаме, позже был переведен обратно во Францию, на авиабазу недалеко от Лорьяна. В 1956 году начал восстанавливать Pen Duick, на котором стал участовать в гонках.  В 1960-1961 годах, решив расстаться с авиацией, совершил кругосветное плавание на учебном паруснике «Жанна д'Арк». Сдав экзамены, официально стал военным моряком и получил под начало малый десантный корабль. В 1962 году совершил первое одиночное плавание на Pen Duick. После победы в гонке ОSTAR-64 был награжден орденом Почетного Легиона и был повышен в звании. В октябре 1966 года Министерство обороны Франции «командировало» его в Министерство по делам молодежи спорта. Четыре года спустя Табарли стал инспектором Министерства обороны Фарнции по физической культуре. Оставил службу в июле 1985 года. Помимо океанских гонок, Эрик Табарли часто и с удовольствием участвовал в прибрежных. В эти плавания он часто брал с собой жену Жаклин и дочь Мари. Одной из особенностей поведения Табарли было то, что он не носил спасательный жилет и крайне редко пользовался страховкой. В ночь с 12 на 13 июня 1998 года, в Ирландском море, находясь на борту Pen Duick, яхтсмен был сброшен гиком в воду. Его тело обнаружили рыбаки неделю спустя. Жаклин Табарли написала в своем дневнике: «Он всегда принадлежал морю, и море забрало его себе»
Некоторые спортивные победы Эрика Табарли:
* 1964 и 1976 гг – OSTAR (Плимут – Ньюпорт)
* 1967 – гонки вокруг острова Готланд и Сидней — Хобарт
* 1967 и 1997 гг — Fastnet Race
* 1972 г – гонка Лос-Анджелес — Таити
* 1973 – гонка Фалмут — Гибралтар и Middle Sea Race
* 1974 г. – гонка Бермуды — Англия
* 1969 и 1975 гг  – Transpac (Сан-Франциско – Токио )