Крымские засады

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев высказался «за» развитие яхтинга в прибрежных водах России. Было и соответствующее поручение. Увы, благие намерения власть предержащих нередко входят в противоречие с действительностью. Иллюстрацией того, какие горы предстоит свернуть правительству, может служить рассказ автора YR о его посещении на чартерной яхте Крыма – новообретенного региона Российской Федерации



Текст Алексея Житкова

Наш поход по маршруту Фетхие–Бодрум–Кос–Уранополис–Стамбул-–Бургас–Ялта–Севастополь–Стамбул–Фетхиебыл задуман ещегод назад: стандартные средиземноморские «недельные» маршруты надоели, душа и экипаж просили чего-то нового. Исходя именно из соображений новизны мы и разработали подобный круиз, главной изюминкой которого должен был стать заход в Крым. Яхту для этого похода мы арендовали в Фетхие.

До болгарского Бургаса мы добрались хоть и с приключениями, но небольшими. А вот дальше… Наш выход на Крым задержал звонок ялтинского агента, всю неделю утверждавшего, что документов у нас в достатке и проблем на границе не будет. А сегодня он сообщил, что уже не может гарантировать намвозможность походить вдоль крымского побережья,мол, «возникли сомнения». И тут же «утешил», что у стенки постоять дадут и в море не развернут. При таком раскладе смысл захода в Ялту пропадал начисто, так как планировалось именно ходить. И все-таки мы решили попробовать как-то справиться с данной проблемой на месте и вышли курсом 061° на Ялту.

На подходе Крым приветствовал нас дождем с порывами ветра до 30 узлов, но сие безобразие продлилось недолго, и к обеду мы чинно приблизились к берегу в районе мыса Троицы.Тут наконецпроявились пограничники с позывным «Берег-54». На стандартные вопросы: «Кто?», «Сколько?», «Куда?» и «Откуда?» мы ответили быстро. И тут их осенило спросить, под каким флагом мы ходим. В ответ мы выдали правду, как она есть:под флагом США. После небольшой паузы голос из рации зазвучал совершенно по-другому и… допрос по стандартнойпроцедуре начался по новой. Однако, удовлетворив свое любопытство, голос соизволил разрешить нам следовать дальше.

Пока мы шли вдоль берега до Ялты, то постоянно слышали, как яхты, катера, теплоходы запрашивали «добро» на переход из зоны одного пограничного поста в зону другую, на все заходы и выходы из портов и т.д. Стало понятно, что тут все очень строго, любое передвижение должно быть согласовано.

На подходе к порту нас вновь вызвал «Берег-54» и поинтересовался,какого лешего мы не отвечаем диспетчеру порта, когда он нас вызывает на 14-м канале? В ответ на мое осторожное замечание, что общепринятая норма о радиовахте на 16-м канале вроде как распространяется и на Черное море тоже, был получен сногсшибательный ответ: «Раз пришли, должны знать».

В порту нас ждала целая делегация в лице пограничников, таможни, санитарного контроля и зачем-то Роспотребнадзора, в сумме человек 10 плюс наш агент.

Первыми на борт зашли пограничники и санитарный контроль. Их работа заняла не более пяти минут. Потом наступила очередь таможни…

Когда на стенке показался таможенник с кодексом в руке, переложенном множеством закладок, стало ясно, что просто так из этих лап нас не выпустят. Проблема обрисовалась буквально сразу же, предварительные переговоры не привели к положительному результату, и наш агент вместе с таможенником удалились обсудить возможные варианты.

Читайте также  Анатолий Кулик: «Идей полна голова»

Оказалось, что иностранное судно может быть ввезено как транспортное средство личного пользования, но лишьпри наличии нерезидента РФ на борту, который подпишет обязательство о вывозе в срок и формально будет выступать в роли капитана. При отсутствии нерезидента на борту согласнокодексу требуется внести депозит в размере 45% от стоимости судна.

В нашем случае нехитрый подсчет показал, что размер депозита составит около 200000 долларов (мы пришли на новеньком катамаране Nautitech 482). Естественно, от этого варианта пришлось отказаться как от бесперспективного.

Нерезидента у нас тоже не было, что вызвало к жизнипредложение оформить нас как пассажирское судно с соответствующим договором международной перевозки. Начальник таможни разложил передо мной кучу умных книг и зачитал приговор о количестве документов (порядка 35–40),которые надо предоставить в таком случае. В их число входили пассажирские билеты, кассовые чеки на них и т.д и т.п.

Все эти мытарства продолжались около пяти часов, после чего был задан прямой вопрос начальнику таможенного поста: как намостаться в Ялте?К сожалению, с его стороны желания помочь не наблюдалось.

Тогда пришлось привлечь к процессу всевозможные личные связи, но пока шли закулисные телефонные переговоры, нас едва не выгнали обратно в море курсом на Турцию.

Вдруг телефон ожил и урегулировал проблему за минуту. Всего-то надо было написать заявление с просьбой оставить нас в таможенной зоне по причине поломки до устранения неисправности (возможна была и другая формулировка, например, до предоставления надлежащих документов). В итоге мы встали намертво у таможенной стенки без права отхода (только если заграницу), однаковыход на берег нам запрещен не был.

* Отдельная история с топливом, электричеством и водой: в ялтинском порту всем этим заведуют разные службы.
* Чтобы подключиться к электричеству, нужны заполненные заявки от агента. Да только наше потребление оказалось таким, что все равно пришлосьиспользовать собственный генератор.
* С топливом было еще хуже, чем с электричеством: заправки в Ялте нет вообще, а заправку из автоцистерн в порту запретила прокуратура. Пришлось заправляться из канистр, привезенных с обычной автомобильной заправки.
* С водой, правда,было чуть проще: пришел паренек, прикатив длинный шланг на тележке, и заправил нас.
* С чем в Крыму совсем плохо, так это со связью, даже 3G нет нигде, кроме Севастополя, не говоря уже про более современные стандарты.

Главный вопрос, впрочем, так и оставался нерешенным: как же нам походить вдоль берега? И тут был составлен хитроумный план: было решено «раздобыть» нерезидента РФ (под определение подходит любой гражданин Белоруссии, Украины, Казахстана или любой другой страны) с заграничным паспортом, выйти с ним за территориальные воды, после чего вернуться обратно. Вскоре был найден подходящий требованиям плана гражданин Молдавии, с которым мы провернули данную операцию. Процедура оформления выхода и входа заняла четыре часа – все оказалось зарегулировано настолько, что непонятно, как выходить в море, не привлекая внимания психиатра. Ничего общего с привычным средиземноморским яхтингом.

Читайте также  Между Бретанью и Британией: по офшорам Ла-Манша

Если конкретнее, то, чтобы выйти из порта, надо подать заявку пограничникам по телефону за четыре часа до выхода. Так мы и поступили, но выходить вечером нам все равно запретили,сославшись на 515-й приказ ФСБ по пограничному режиму (дату и кем подписан,нам сообщить отказались), в соответствии с которым ночная навигация без AIS запрещена.

Справка YR
Приказ ФСБ России от 15.10.2012 № 515 «Об утверждении Правил пограничного режима» зарегистрирован в Минюсте России 07.12.2012 за № 26042. «П. 3.8. Судам и средствам при наличии на них технических средств контроля, обеспечивающих постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна (средства), других сертифицированных технических средств контроля и связи (за исключением судов и средств, используемых в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, где установлен пограничный режим), разрешается пребывание в пределах участков (районов) внутренних морских вод Российской Федерации, где установлен пограничный режим, в территориальном море Российской Федерации и российской части Каспийского и Азовского морей в любое время суток по согласованию с пограничным органом или ближайшим подразделением пограничного органа».

Восход солнца у пограничников был назначен на 6 часов утра, на это время нам и «дали» выход . Нопредупредили, что перед ним мы должны уведомить диспетчера порта ипограничные посты «Берег-97» и «Берег-52», сообщив им номер заявки. После этого нам разрешается следовать по маршруту, выполняя все рекомендации пограничников.

Доложив всем о выходе, мы выдвинулись к Севастополя, имея и вполне утилитарную цель – заправиться там топливом.

Побережье Крыма очень красивое, однако не балует наличием якорных стоянок. Однако был штиль, поэтомумы легли в дрейф около «Ласточкиного гнезда», чтобы в нарушение всех правил… искупаться. Да-да, в море у крымских берегов нельзя купаться с яхты абы как, а только при наличии вытравленного с кормы конца со спасательным кругом и обязательно в спасжилетах.В ответ на мой вопрос, кто контролирует это безобразие, местными яхтсменами был приведен пример, как в прошлом году некая служба сфотографировала такое действо и возбудила уголовное дело в отношении капитана: обвинение настаивало на том, что он чуть ли не насильно запихивал народ в воду без жилетов.

Искупавшись и заглянув по пути в Балаклаву, мы встали в севастопольском клубе «Моби Дик». Клуб оказался абсолютно пустым, живых людей по рации не вызывалось, визуально их так же не наблюдалось, посему мы вольготно расположились бортом вдоль пирса. И были приятно удивлены наличием привычных колонок с электричеством и водой. Только воду раздобыть не удалось из-за снятых с колонок вентилей, а электричество по причине отсутствия у нас переходника нужного размера…

Утром в клуб прибыла делегация в составе то ли хозяина клуба, то ли управляющего и бешеной тетки, которая орала в голос заветные фразы, какого… мы пришли, никого заранее не предупредив. В конце концов с нас стребовали за стоянку 350 рублей, но зато снабдили водой! А еще нам – о, чудо! – протащить на территорию клубазаранее найденную машину с двумя бочками топлива.

Читайте также  Корсиканское кольцо

Заправившись провиантом на местном рынке,мы решили двигаться обратно на Ялту, оформив отход по всем правилам. И вновь не обошлось без приключений: на выходе нас застигнасущный вопрос о наличии AIS, а на подходе к мысу Херсонес следующий диспетчер сообщил нам, что мы не успеем засветло дойти до Ялты, а ночная навигация нам запрещена.В итоге очередной «Берег № …»посоветовал нам зайти на ночь в Балаклаву, но там не было стояночных мест, и нам, так и быть, разрешили идти дальше.

На подходе к Ялте нам сообщили, что ночью нас к порту
и близко не подпустят, даже на якоре рядом постоять.

Пришлось опять искать знакомых, звонить и урегулировать вопрос через них. Тутвыяснилось, что у нас флаг США, а порт, как государственное предприятие, не может работать с нами напрямую – только через агента, а наш агент вне зоны доступа…

Не буду вдаваться в подробности, но и эту задачу мы одолели. А в последний день пребывания в Крыму решили сходить до Алушты и обратно. И эта немудреная прогулка опять же не обошлась без хлопот: местный пограничный пост вызвал нас и попросил доложить, сколько у нас человек на борту, какое у них гражданство и сколько людей будет сходить на берег. Потом сказал: «Ждите!» – и пропал насовсем. Мы подождали для приличия минут 20, потом сели в тузик и двинули к берегу. Подойдя к пляжу, мы увидели потрясающую картину: между загорающими высился старший прапорщик пограничных войск в полной форме. Он строго поинтересовался:«Как же так, вы же добро на сход на берег еще не получили. Покажите документы». Мы ответили цитатой из мультика: «Лапы и хвост — вот наши документы, остальное на лодке». Дядька нам попался с чувством юмора,поэтому обошлось лишь возвращением на катамаран за паспортами. Ну а что ему было делать, коли вышел приказ ФСБ проверятьвсеплавсредства, кроме надувных матрасов?

К ночи вернулись в Ялту, встали на якорь около порта и отправились «инспектировать» местные ресторанчики: чистенько, приветливо, кормят-поят вкусно, но не дешево,цены почтимосковские.

Рано утром зашли в порт для закрытия границы. Для этого нам опять потребовался нерезидент – тот самый, что помогал на входе. Изначально мы планировали арендовать катер и на нем вернуть его из нейтральных вод в Ялту, однако местные судовладельцы или не желали проходить пограничные процедуры, или требовали за данную услугу непомерные суммы, поэтому за полчаса до выхода мы «обрадовали»нашего помощника новостью, что придется ему «прогуляться» с нами на катамаране до Стамбула, откуда мы отправим его в Крым на самолете. Не стану утверждать, что он поначалу сильно обрадовался, но деваться было некуда, да и ему самому потом понравилось.

Закрыли нам границу быстро, и, как показалось, с большой радостью проводили нас обратно «в заграницы». Так закончилось это диковинное мероприятие: заход российских граждан в российские воды на турецкой яхте под американским флагом.

Опубликовано в Yacht Russia №10 (79), 2015 г.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru