Ялта — жемчужина Южного берега Крыма

Удачное расположение Ялты в чаше из гор, которые закрывают его с трех сторон и образуют залив с выходом прямо на юг, создает особый микроклимат. В сочетании с великолепными пейзажами, историей и архитектурой – это делает Ялту уникальными местом отдыха. А вот с отдыхом для яхтсменов дело обстоит сложней…



Текст Юрия Ершова

Считается, что название Ялта произошло от греческого слова «ялос» – берег. Так, возможно, именно с этого берега ступил на борт греческой галеры скифский мудрец Анахарсис, отправляясь в далекое морское путешествие к великому Солону в Афины. Ведь Крым для древних греков был по сути тем же, чем для россиян сейчас Камчатка – далекой окраиной империи. Об этом говорят многочисленные названия, но и не только они. Чуть восточнее Ялты, в Гурзуфском заливе, в семи милях хода на яхте дайверы до сих пор находят у Белых скал-близнецов (их еще называют Адалары) осколки древнегреческих амфор. В этом же заливе в XV веке стоял на якоре корабль Афанасия Никитина, а в XIX катался на лодке, заходя в грот, позже названный его именем, Александр Пушкин.

Рассказывать истории давно минувших дней можно бесконечно. Но лучше услышать их на месте событий. Особенно те из них, очевидцы которых все еще с нами. Поэтому вернемся в новейшую историю. И – к морским воротам в Ялту.

Ялтинский морской торговый порт находится в самом центре города. Современные очертания он начал приобретать в 1890 году. Тогда был закончен мол, который перекрывает подход волны с юго-восточного направления, и гавань обрела форму подковы, открытой на юго-запад. В 1908 году на южной оконечности мола был поставлен маяк. Среди сувениров, продаваемых в городе, можно найти подборки старых фотографий тех лет: парусники на рейде, бочки у мола, императорская яхта «Штандарт» у причала. У живописцев особенно популярен «Вид на Ялтинский мол с Поликуровского холма».

В советские времена этот порт не предназначался для стоянки парусных и моторных яхт. Исключение составлял лишь правительственный катер «Крым». Новые времена и частный капитал изменили ситуацию, и с 90-х годов количество яхт и катеров у причалов постоянно возрастало. В пиковые периоды их количество достигало 60-70 единиц у 3, 4 и 5 причалов, которые нумеруются по изломам причальной стенки, начиная от маяка.

Читайте также  Панамский канал. Практика пилотажа

Приходилось яхтсменам, надо сказать, нелегко. Швартовались кормой к причальной стенке и оттягивались носовым якорем. Два швартова, два шпринга, с обязательной дистанцией между яхтами порядка ширины корпуса, чтобы не цепляться краспицами при волне. А волны тут бывают серьезные. Несколько раз в сезон в Ялте устойчиво поддувает с норд-оста, и если уж дует, то не один день, в результате в порт заходит отраженная волна. Еще хуже, если ветер с юго-запада. Бывает это не так часто, но если случается, то волна идет прямиком через створы к причалу. С этой бедой яхтсмены боролись по-разному: кто оттягивался подальше от берега и вставал на два якоря, кто мотором помогал, а кто и в море выходил от греха подальше. Достаточно частым явлением бывает и приход отголосков штормов в виде пологой длинной волны в относительно безветренную погоду. Это «тягун». Он играет яхтой, испытывая на прочность ее швартовы, якоря, и нервы матросов. Поэтому для безопасности судна требуется постоянное присутствие хотя бы одного из членов экипажа на борту.

Наиболее благоприятные погодные условия для прогулок на яхте в Ялте — с конца мая по конец октября. К ноябрю яхты обычно отправлялись на зимние стоянки, из коих ближайшие в Севастополе, или поднимались плавучим краном на берег. Зимовать на воде оставались считанные единицы.

Высота причальной стенки по всему порту — 2-3 метра. Экипаж каждой яхты разрабатывал свой личный навесной трап, который прикреплялся к отбойнику на причале и свисал вдоль его стены. А иначе никак, без такого трапа на яхту не спустишься.

Новозеландская супружеская пара, добравшаяся в Ялту на своем парусном катамаране, окрестила этот причал «a horrid sea wall», то есть неприятный, и это еще мягко сказано. К слову, особенно удивляют заезжих гостей колеса от БелАЗов в качестве кранцев. С другой стороны, это добавляет обстановке толику столь любимого иностранцами «советского» колорита, часть которого они невольно забирают с собой на память в виде черных полос вдоль белоснежных бортов круизных лайнеров. Для их приема вполне достаточно глубины акватории в 8-9 метров, но места в порту немного, и надо отдать должное портовым лоцманам, которые умудряются втиснуть в него одновременно два-три теплохода.

Читайте также  Без мачты по Тихому

Когда лайнер шел на вход к причалу, яхты с этого причала загодя отправлялись на выход, после чего ждали ухода «туристического монстра» на рейде или у построенного в 1986 году грузового терминала, который расположен на милю восточней у поселка Отрадное.

Особо следует отметить некоторых людей, с которыми связано развитие яхтенного дела Ялты в постсоветские годы. Одной из вех стала постройка яхты «Ялта», которой руководил Виль Сарычев – мастер спорта СССР по прыжкам на лыжах с трамплина и по автомотокроссу, участник Великой Отечественной войны, родоначальник дельтапланеризма и виндсерфинга в Крыму. Вместе с командой других энтузиастов им был совершен ряд выходов в Средиземное море.

Вообще, многие шкиперы и матросы, получившие яхтенный опыт в непростом Ялтинском порту, отправлялись в самостоятельные плавания. В их числе Анатолий Пеканов, сибиряк, на излете советских лет – водолаз, участвовавший в очистке от валунов морского дна вокруг Ялты, и сделавший мыс Опасный фактически безопасным. Совершив несколько переходов по Средиземноморью и через Атлантику, он вместе с друзьями своими руками перестроил яхту «Черная каракатица» (за название спасибо мультфильму о капитане Врунгеле), которую многие считают одним из новых символов порта.

Однако существуют и другие примеры. Помните слова «джентльмена удачи» в исполнении Савелия Крамарова: «…пошью костюм с отливом – и в Ялту»? Много воды утекло с тех пор, однако «джентльмены удачи» в Ялте еще остались. Как результат,  перевозки мигрантов в Европу, аресты и отсидки в тамошних тюрьмах. Что ж, каждому – свое.

Так сложилось, что одной из самых распространенных яхт в Ялте стала «Гидра» с цельнометаллическим корпусом, проект известный и популярный. Эти 15-18-тонные «дредноуты» всегда вызывали неподдельное удивление и восхищение иностранных моряков. Дополнительные сведения от матросов о том, что эти яхты есть не что иное, как «конверсионные советские подводные лодки-малютки» приводили их в состояние полного и окончательного восторга. Именно эти яхты стали теми «транспортами», на которых переправляли нелегалов – в основном  турецких курдов – в Европу, чаще всего в Италию. Говорят, один удачный рейс «Гидры», построенной из никому уже не нужной в Украине судовой стали, полностью окупал постройку судна даже в случае его последующей конфискации.

Читайте также  Финская «авантюра»

По контрасту с нелегальным промыслом – о промысле самом настоящем, рыбном, пускай и любительском. Дельфины трех видов, азовки, белобочки и афалины, гуляют неподалеку постоянно, так как рыбы довольно много. Ставридка ловится в окрестностях Ялты почти везде и почти всегда. Удовольствие от лова на пустой крючок с обманками, да не на один, а на все пять-шесть на одной ставке (рыбаки называют ее «самодур»), передать словами невозможно. Особого опыта такой лов не требует. А рыба эта хороша во всех видах. И в засолке, и на уху, и немедленно обжаренная в муке без чистки и разделки. В качестве прилова на ту же снасть в разные сезоны идет барабуля, окунь, пикша и луфарь.

Так все же, куда пойти, и что делать на яхте в окрестностях Ялты? В четырех милях хода на юго-запад – Ласточкино гнездо на мысе Ай-Тодор. Вдоль побережья на пути к нему: дом отдыха «Россия» с великолепным парком и Ливадия – резиденция монархов и место проведения Ялтинской конференции в 1945 году. Ливадия также известна тем, что там состоялась встреча Марка Твена в составе американской делегации с семьей императора Александра Второго. Нижняя Ореанда и Глициния – место отдыха генсеков СССР. Кичкине – дача Великого князя. Далее на запад Юсуповский дворец, гора Ай-Петри, Алупка, Воронцовский дворец, Симеиз, скала Дива и гора Кошка. На восток от Ялты, в трех милях хода, Никитский ботанический сад и заповедный мыс Мартьян, за которым открывается фантастический вид на Гурзуф, Артек, Аю-Даг (Медведь-гора). Такой концентрации природных и рукотворных чудес в Руссии, пожалуй, и не найти.

Опубликовано в Yacht Russia №8 (66), 2014 г.