Чартер: куда пойти, куда податься

Планирование любого чартерного путешествия начинается с ответа на вопрос: куда мы пойдем?


Несмотря на то что наша голубая планета изобилует массой соблазнительных акваторий, на практике не так уж много чартерных регионов, под которыми мы понимаем популярные места с обилием чартерного флота, с сетью марин и развитым сервисом. Иными словами, это места, где фрахтование яхты для недельного путешествия не превращается в сложный и рискованный квест с неясным финалом. По сути, таких удобных акваторий для европейского (а равно и российского) яхтсмена порядка дюжины: Голландия с ее каналами, Греция, Испания (включая Мальорку и Канары), Италия (с Сицилией и Сардинией), Карибы, Скандинавия, США, Таиланд и Сейшелы, Турция, Франция (с Корсикой), Хорватия и Черногория.

Заставил ли кризис сменить предпочтения в вопросах выбора страны чартера, размеров фрахтуемой яхты? Появился ли спрос на плавания по водам собственной страны и удовлетворяется ли он? Эти и другие вопросы мы обсудили на заочном круглом столе с руководителями ряда российских яхтенных агентств.

Юрий Новодацкий (агентство «Солнечный парус», Санкт-Петербург):

– Да, предпочтения яхтсменов в связи с кризисом заметно изменились. Это в первую очередь касается выбора страны для чартера. В этом году на начало апреля доля клиентов, бронирующих яхты на весну–лето в Турции, упала до двух процентов. А в прошлом году Турция была лидером, занимая у нас пятнадцать-восемнадцать процентов. Причем хочу отметить, что клиенты, хорошо знающие Турцию, из года в год выбирали именно ее, просто меняя акватории – в последнее время выбор все чаще был в пользуБодрума, и это несмотря на то что лететь туда не очень удобно.

Но! Сегодня с Турцией все не так однозначно, как можно подумать, глядя на цифры заказов. Помимо формальной стороны есть сторона фактическая. А фактически спрос на Турцию очень вырос! Просто, узнав, что мы не предоставляем на это направление какие-то особенные «суперскидки», а также не помогаем с перелетом (с этим сейчас известные сложности), клиенты начинают действовать самостоятельно, а те, кто все же остается с нами, выбирают другие страны. И регаты тоже переносят в другие места. Кстати, многие сознательно придерживаются той точки зрения, что в сложившихся условиях ехать сегодня в Турцию – это непатриотично. И они тоже выбирают другие регионы.

У людей, обращающихся в нашу фирму, сегодня лидирует Греция – ей отдали симпатии примерно 15 процентов заказчиков. Конечно, это очень красивая страна, однако такой выбор косвенно свидетельствует о том, что от Турции яхтсмены отказываются вынужденно – им симпатичны те края, но они: а) опасаются нестабильности в Турции; б) рассчитывают немного сэкономить в ставшей очень дешевой Греции.

Интересно, что у наших клиентов совершенно непопулярна Голландия – пока что нет ни одного заказа на это лето. При этом по-прежнему в моде северные страны – Швеция и Финляндия, спрос на которые лишь немногим уступает теплому и комфортному испанскому направлению. Так что дело не в климате.

Продолжается рост требований к комфорту и обитаемости бронируемой яхты, кризис никак не сказался (пока?) на заметной тенденции роста размеров фрахтуемых нашими яхтсменами лодок: если в 2014 году средняя длина яхты, заказываемой через нашу компанию, составляла 40 футов, то в прошлом она выросла до 42 футов, а в этом уже можно говорить о том, что она будет не меньше 43 футов. Однако появился и противоположный тренд: наши заказчики стали меньше смотреть на год постройки яхты, отдавая предпочтение бронированию более старых судов. Как итог средняя цена чартера падает.

Еще одна форма экономии, которую мы сегодня наблюдаем, увеличение числа человек на борту, вплоть до полного отказа от чартера, если не удается заполнить все пять кают. А вот пары, если они есть на борту, по-прежнему интересуются возможностями ночлега на берегу (а не в каюте), отелями и апартаментами.

Из-за кризиса немного сократилось среднее время чартера: если раньше часто фрахтовали яхты на две недели, то сегодня клиенты все больше и больше просят в аренду лодки на десять дней вместо прежних четырнадцати.

Структура заказа яхт в нашей фирме довольно стабильна и на сегодняшний день такова: половина яхтсменов берет лодки в индивидуальный чартер, 40 процентов – в чартер групповой (поход флотилией или любительские «покатушки»), примерно 10 процентов заказов – это более серьезные регаты с судейством и прочими атрибутами «правильного» соревнования в виде регистрации в национальных парусных федерациях.

Читайте также  Ялта - жемчужина Южного берега Крыма

Очень важный момент, на который мы обратили внимание: резко вырос спрос на «внутренний чартер», как вы выражаетесь. Все просят Крым и Сочи. Увы, с предложениями на этих акваториях очень сложно, чартерного флота (если не считать гоночных яхт) практически нет.

Из любопытных тенденций могу отметить еще одну. Возможно, она не столь интересна для статистики, но все же… К нам возвращаются старые клиенты – семейные пары, которые, например, ходили 13 лет назад где-то на Кикладах. Возвращаются, чтобы повторить свой прежний маршрут. Только у них теперь на борту дети – по восемь, по двенадцать лет – в качестве юнг и матросов. Очень приятное наблюдение.

Святослав Детинкин (агентство Fairy Sail, Москва):

— В 2015 году бронирований у нас было на двенадцать процентов меньше, чем в 2014 (это достаточно неплохо для кризисного периода, большого обвала у нас все же не произошло). Можно сказать, что кризис есть, но мы, возможно, пережили его легче, чем другие – в качестве одной из причин назову очень большую клиентскую базу.

Оборот же за 2015 год оказался и вовсе на пять процентов выше, чем за 2014. Это говорит о том, что выросла средняя стоимость бронирования (а соответственно, и повысился уровень бронируемой среднестатистической яхты). В 2016 году (на начало апреля) количество бронированийу нас уже составляет почти шестьдесят процентов от всего объема 2015 года. Это почти в полтора раза превышает аналогичный показатель прошлого года. Но говорить о том, что кризис уже закончился, и начался подъем, пока все же рановато.

Если попытаться рассмотреть бронирования в разрезе по странам и смену предпочтений наших заказчиков, то в 2016 году у нас намечаются три лидера – это Хорватия (27% от общего объема), Греция (25%) и Испания (21%). Запросы на 2016 год по Турции составляют сейчас всего лишь 2% от общего объема заказов, в то время как в 2015 году ее доля составляла 26%. За счёт перераспределения потока клиентов, предпочитавших ранее Турцию, сейчас увеличились доли Испании (в 2015году она составляла лишь 10%) и Хорватии (в 2015 – лишь 12%). В целом же о статистике за 2016 год пока говорить рано, так как сезон еще не завершен, и соотношение запросов по странам еще может поменяться до конца года.

Со средним размером фрахтуемой яхты ситуация обстоит следующим образом. Тенденции к снижению размера никоим образом нет, потому что на размере не получится сэкономить: стоимость чартера в расчете «на человека» все равно сохранится примерно такой же. Снизить стоимость можно за счет возраста яхты (чем старше, тем дешевле), региона (например, в Греции лодки дешевле, чем на Лазурном берегу), раннего бронирования (чем раньше, тем дешевле, и не только стоимость аренды яхт, а и все расходы в совокупности, включая авиабилеты).

Немалый вклад в снижение стоимости яхты вносит работа чартерной компании: к нам зачастую обращаются клиенты, которые ищут яхту в соответствии с определенным бюджетом. И хотя, вариантов много, мы предлагаем только самые надежные и проверенные яхты и чартерные компании, которые зарекомендовали себя многолетним сотрудничеством с нами. А это – высокий класс лодок, обслуживания, и – как следствие – не самые низкие цены. Так вот здесь большую роль играет общение с чартерной компанией по стоимости и умение получить для клиента уже совсем другую, более привлекательную цену. Преимущественно именно этим последним способом предпочитают снижать стоимость наши заказчики, а никак не за счет возраста или размера яхты, что непосредственно может сказаться на качестве отдыха.

Конечно, многие хотят полностью заполнить лодку, чтобы стоимость ее аренды в расчете на одного человека была в итоге поменьше. Кому-то это удается, но вместе с тем мы сейчас наблюдаем ситуацию, когда у многих заказчиков недоборы по одному-двум местам, и в итоге остается свободной целая каюта. Это не только у наших клиентов так обстоят дела, это в целом ситуация по рынку.

Что же касается среднего размера бронируемых у нас лодок, то в 2014 году он составлял 43,4 фута, а сейчас – 45 футов. Это говорит о том, что немного изменились требования к уровню и классу яхты, а также о появлении в чартерных компаниях новых яхт размером от 44 футов. Ведь что такое 43,4 фута – это старенькая Cyclades 43,4, преимущественно 2003-2006 годов выпуска, или Оceanis 43, например. В 2014 году запросы на «Кикладу» действительно были, сейчас же их практически нет. Сейчас при выборе четырехкаютного крейсера пользуются спросом такие модели, как Dufour 445-455, Oceanis 45, Bavaria 45, при этом возросло количество запросов на яхты длиной 48-52 футов – Oceanis 48, Bavaria 50-51, и другие модели.

Читайте также  Белиз. Недооцененное сокровище

И преимущественное большинство предпочитает брать в чартер четырехкаютные яхты, а это в среднем как раз 44-45 футов.

Стоимость одного места (в евро) за прошедшие годы практически не менялась, и это вполне объяснимо. Дело в том, что бюджеты таких походов закладываются в евро – стоимость аренды яхты, дополнительных опций к ней, стоянки в маринах, примерная стоимость судовой кассы и прочие. Эти расходы более или менее постоянны (за последние два-три года они лишь слегка выросли), и тенденции к понижению пока не видно, что тоже, в общем-то, объяснимо. Яхтенный чартер в регионе Средиземки, да и не только, живет не только и не столько за счет российских заказчиков. Здесь все-таки большая доля европейских клиентов, у которых сейчас довольно стабильная финансово-экономическая ситуация, что не создает для чартерных компаний повода к снижению цен.

Вместе с тем ощущение, что люди стараются сократить бюджет чартерного плавания, конечно же, появилось. Но я бы не назвал это экономией. Экономия – это когда пытаются удешевлять расходы – брать лодки сильно старше, сильно дешевле, питаться только на яхте (не ходя в рестораны). Мы сейчас, скорее, наблюдаем снижение покупательной способности населения в целом как негативное последствие известных происшествий с курсом евро, ценами, зарплатами и личной финансово-экономической ситуацией наших клиентов. Сейчас есть часть заказчиков, кто раньше довольно часто брал лодки в чартер (например, три-четыре раза в год), а теперь стал брать заметно реже (например, один-два раза в год). 

Но, между тем, по-прежнему есть люди, которые как ходили в парусные походы три-четыре-пять раз в год, так и продолжают ходить. Здесь аудитория разделилась на части – каждый справляется с кризисом по-своему. И экономия здесь скорее происходит «на берегу»–то есть, еще до планирования поездки, в каких-то других вещах.

Но при этом мы пока не слышали от наших клиентов о том, что они предпочитают питаться исключительно на яхте в целях экономии. В рестораны все по-прежнему ходят, просто не так широко уже там гуляют. Все-таки людям очень не хочется экономить на качестве своего отдыха.

Структура заказов яхт у нас примерно такова: примерно 10% от объема занимают флотилии для совместного плавания, еще около 10% — это спортивные и корпоративные регаты, еще процента три– заказы от парусных школ для проведения практик и обучения. Остальное – это индивидуальные бронирования, львиную долю из которых составляют круизы (и лишь процентов пять берут яхты для участия в каких-то гонках).

В нашей компании мы пока что не заметили роста спроса на «внутренний чартер», если вести речь о круизном плавании. За год бывают один-два вопроса: «а есть ли яхты в Крыму?», но попытавшись поискать яхту для одного из таких закачиков, были в очередной раз удивлены неадекватными ценами (по сравнению со Средиземкой – в несколько раз выше). И это при том, что лодка была частной, уже «несвежей», да и инфраструктура у нас тоже практически отсутствует.  Нет, на круизный чартер в России спроса пока нет, по крайней мере, мы его не наблюдаем.

Но есть спрос на регаты одного дня на небольших спортивных яхтах для корпоративных заказчиков (тимбилдинги, корпоративы). Здесь как раз уже есть что предложить – тут и Москва, и Подмосковье, и Санкт-Петербург, а также Тверская область, Сочи и Крым.

Европейское зеркало российского чартера

Интересна в этой связи статистика по трем известнымевропейским чартерным агентствам, которой с нами любезно поделились коллеги из австрийского журнала Yacht Revue.
По их данным, Россия – несмотря на все сложности – по-прежнему более или менее стабильно обеспечивает клиентами чартерные агентства Центральной Европы (речь в данном случае идет только о парусных яхтах «нормальной» длины – то есть, не более 75 футов). При этом доля наших соотечественников среди всех прочих национальностей за последние годы менялась следующим образом: 2013 год – 6%, 2014 год – 5%, 2015 год – 3%, 2016 год (по состоянию на конецфевраля) – около 5%. Делать какие-то чересчур серьезные выводы из этих цифр пока рановато, но они дают пусть и робкие, но все же основания для некоторого оптимизма – возможно, наступило некое приспособление к кризису, люди адаптировались и нашли для себя возможность тем или иным способом по-прежнему реализовывать свою мечту об отдыхе на парусном судне.
(При этом на рынке европейского чартера суперъяхт доля россиян, в первой половине нынешнего десятилетия, по некоторым данным, доходила до 40%. Шутки шутками, но – как утверждают австрийские журналисты – после кризиса 2014 года, резко сократившего фрахт таких судов (как парусных, так и моторных) нашими соотечественниками, один из крупнейших операторов вообще убрал свой флот из Европы, переведя его в Азию.)
Незначительная доля наших соотечественников на европейском чартерном рынке (пять процентов – это все же очень и очень немного), вероятнее всего, вызвана двумя причинами, впрочем, довольно плотно связанными друг с другом. Во-первых, это языковой барьер – согласимся, здесь у многих россиян по-прежнему сохраняются сложности, особенно если речь идет о языке, отличном от английского. Во-вторых, это практически полная невозможность в случае возникновения каких-то проблем тем или иным образом «надавить» на иностранное агентство или попытаться решить сложный вопрос «полюбовно». Чего не скажешь об  агентстве зарегистрированном в России, которое обязательно подпадает под ФЗ «О защите прав потребителей», кроме того, с соотечественниками легче решать вопросы, возникающие в ходе различных форс-мажоров. Европейцы же, как правило, не в силах заставить себя хотя бы на пол-шага отойти от устоявшихся норм и правил. (Хорошо это или плохо – вопрос уже другой.)
Но зато российские агентства пока что не сильно утруждают себя анализом профиля своей клиентской базы – недостаточно большой объем заказов (на фоне европейских гигантов) в настоящее время не требует от них такой тщательности. Поэтому некоторые цифры, приведенные ниже по данным европейских агентств, пока что невозможно сравнить с «внутренними» отечественными показателями. А жаль…
Ведь любопытно узнать, что, например, средний возраст россиянина, берущего яхту в чартер через европейские компании, сегодня составляет 39,5 лет (средний возраст «среднестатистического клиента» при этом равен 47,4 года). Или что россияне – возможно, это немного удивительно – пока что более верны семейным ценностям, чем европейцы: 66,7% наших соотечественников (то есть ровно две трети), бронирующих яхту, женаты или прибывают с парой. Европейцы здесь уступают нам почти 10%.
Очень интересными оказались и данные о наиболее востребованных акваториях. Как ни странно, но самым популярным направлением среди россиян, обращающихся к европейским яхтенным агентствам в поисках яхты, оказалась вовсе не Турция, а… Греция. Ей интересовался, в среднем, каждый четвертый (sic!) наш соотечественник. Следующие по популярности среди граждан России яхтенные регионы в 2015 году были таковы: Филиппины (примерно 17-18%), Хорватия (примерно 11-12%), Норвегия (около 10%) и Австралия (примерно 6-7%).
Удивительно, насколько эти данные отличаются от показателей отечественных агентств: видимо, заказчики, обращающиеся к российским чартерным агентствам, и заказчики, бронирующие яхты через европейские компании, представляют собой две разные, малопересекающиеся между собой страты. Судя по заметной доле столь дорогих регионов, как Австралия и Норвегия, можно предположить, что в европейские агентства обращается более обеспеченная (и юридически более защищенная) часть наших яхтсменов.
Об этом же, кстати, говорит и средняя длина яхты, бронируемая нашими соотечественниками через европейцев. Она за последние три года тоже заметно выросла: от 44 футов в 2013 году до 48 – в 2015. Это, как мы видим, в среднем на пять футов больше, чем в случае бронирования яхт через отечественные агентства.
В принципе, уже сейчас можно осторожно начать говорить о первых признаках разделения рынка между российскими и европейскими агентствами. По приведенным данным можно сделать такой вывод – отечественные компании в массе своей ориентируются на экономного заказчика, у российских клиентов зарубежных же фирм пользуются спросом более дорогие услуги.

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №5 (85), 2016 г.

Читайте также  Авиньон – самый крупный город французского Прованса

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru