Трое в Pogo. Бискайский дневник

Началось все с того, что мой товарищ Николай приобрел лодку Pogo. И назвал ее Easy. Не знаю, что он имел в виду, давая судну такое название, но рискну предположить, что Коля хотел подчеркнуть ПРОСТОТУ стоящей перед ним задачи: он хотел ПРОСТО иметь яхту и ПРОСТО перейти на ней через Атлантику. Такое вот ПРОСТОЕ и понятное желание. И я должен был помочь ему это желание осуществить.



Текст и фото Алексея Толстова

Это было смелое решение. Во-первых, Бискайский залив и в хороший сезон часто ведет себя неприлично бурно. Сейчас же подступало время штормов. Во-вторых, новая лодка, она и есть новая лодка, и прежде чем подвергать ее по-настоящему серьезному испытанию, ее следовало бы как следует обкатать. В-третьих, нас было двое, то есть по человеку на 6 метров длины палубы. Явный недобор. Может быть, кто-то назовет это безрассудством, кто-то сочтет нас авантюристами. Но нам приятнее было думать о себе как о смельчаках. И еще нам было очень нужно на юг…

Началось все с того, что мой товарищ Николай приобрел лодку Pogo. И назвал ее Easy. Не знаю, что он имел в виду, давая судну такое название, но рискну предположить, что Коля хотел подчеркнуть ПРОСТОТУ стоящей перед ним задачи: он хотел ПРОСТО иметь яхту и ПРОСТО перейти на ней через Атлантику. Такое вот ПРОСТОЕ и понятное желание. И я должен был помочь ему это желание осуществить, ну хотя бы отчасти.

В город Кемпер, что во французской Бретани, мы прибыли в начале августа. И тут же, не размениваясь на окружающие красоты, отправились принимать яхту, которая только-только покинула родной стапель.

Pogo по имени Easy оказался превосходным спортивным круизером длиной 12,5 метров при весе всего в 5 тонн.
Да, от такой скоростной и невероятно красивой лодки – элегантность судов верфи Pogo Structures общеизвестна! – не отказался бы ни один яхтсмен. И я в их числе.

Нам предстояло перегнать лодку в Барселону. Ну или хотя бы до Лиссабона, это как пойдет…

10.08.2012 47°52,642`N 3°07,281`W Saint Marine. France

Тепло и солнечно. Позже я узнал, что такая погода совершенно не характерна для этих мест. В это время года здесь привычнее облака, прохлада и моросящий дождь. Поверить в это было непросто, и тем не менее мы поздравили себя с первой удачей.

Мы искупались, закупили провиант, топливо, после чего отправились поужинать в ресторан, где собираются местные шкиперы. В наших намерениях было набрать как можно больше информации, а также скачать свежий GRIB. И тут нам повезло еще раз. За досужими разговорами мы познакомились с Марком, вполне себе симпатичным швейцарцем. Сначала Марк выдал нам все, что знал о местных ветрах, глубинах и ожидавших нас сложностях перехода, потом поведал и о себе. Он приехал к своим друзьям, которые переделывали свою яхту Pogo 40 с гоночного на круизный вариант, чтобы по завершении работ отправиться с ними в направлении Барселоны. Работы, однако, затянулись, так что ему ничего не остается, как вернуться в родную Швейцарию. Или…

– Так вы идете в Барселону? – вдруг оживился он. – Возьмите в компанию!

Это было неожиданная просьба, на которую Николай дал столь же неожиданный, по крайней мере для меня, ответ:

– А пошли! Только скоренько…

Нас поджимало время. С одной стороны, непогода, которая вот-вот должна была надолго угнездиться здесь, с другой стороны – дефицит личного свободного времени, из-за которого мы не могли отложить плавание на более поздний срок.

Тем же вечером Марк перебрался со своим багажом к нам на борт.

Утром мы собирались выйти из марины.

12.08. 2012 45°47,208`N 4°39,817`W Бискай

С утра пораньше не получилось. Пока то, пока се, и все же в конце концов мы покинули гостеприимный причал SaintMarine, вышли в море и взяли курс 220. На Испанию!

При северо-западном ветре 17–25 узлов мы шли с приличной и в то же время комфортной скоростью 8–11 узлов. Самое то, чтобы в деле ознакомиться с лодкой. Ну, что сказать о Pogo? Бегучий такелаж проведен в высшей степени эргономично, так что работать удобно и даже приятно. Выдвижной карбоновый бушприт позволяет установить геннакер площадью 104 кв.м. Киль с гидроприводом позволяет идти приминимальных глубинах. И в кокпите, и в каюте масса мелочей, над которыми потрудились дизайнеры.

Читайте также  В дальнем южном море...

– She really sails easy, – сказал Марк, и мы с ним согласились.

Помимо этого наша Pogo была оснащена массой электронной аппаратуры. AIS, чартплоттер B&G, дополнительный GPS Garmin, три компаса, УКВ-станция и КВ-станция. Все это оборудование запитывалось от гидрогенератора Watt&Sea и нескольких солнечных панелей. Впрочем, кое-чего не было, а именно радарного отражателя. Если учесть, что мы не успели зарегистрировать AIS, то получалось, что для других судов мы были «летучим голландцем». Хорошо хоть, что ходовые огни работали… почти всегда. Но об этом позже.

За первые сутки пути мы прошли более 120 миль, что не могло не вселять оптимизм. Погода была исключительная.

Но потом ветер стал встречным, задув с юго-запада, так что пришлось отклониться от курса к югу. Еще планируя маршрут и зная надвигающейся зоне низкого давления, мы решили идти на Ла-Корунью, не выходя далеко в Атлантику.

С наступлением темноты мы немного рифили паруса, так что ночные вахты проходили спокойно. Как же завораживает мерцание планктона в кильватерной струе!

Однажды проснувшись после утренней вахты, я обнаружил немного воды на полу своей каюты. «Ну, всякое бывает», – толком не испугавшись, спросонья подумал я. В этот момент Easy накренилась чуть сильнее, воды стало по щиколотку.

– Полундра!

Нет, я не кричал, не сзывал товарищей на борьбу с течью. Я мужественно поборол в себе приступ паники, проинформировал Николая и Марка, мол, течь у нас, после чего мы начали совместно искать истоки (в буквальном смысле слова) проблемы.

– Она пресная! – сказал Николай, первым делом пробуя ее на вкус.

Это уже лучше. Это не так страшно. А вот и причина – слетел патрубок с бака. Половина запаса – долой. Впрочем, пресной воды оставалось еще достаточно. Что ж, патрубок – на положенное место, помпу включить! Можно и позавтракать… К слову, на второй день стало ясно, что морская болезнь не собирается меня мучить и лишать аппетита. Она проявилась наоборот – мне все время хотелось есть. Что ж, решил я, если уж готовить для себя, буду готовить и для других. Добровольные обязанности кока я с честью нес до самого конца нашего путешествия.

– Не могу больше, – отдувался Марк, не в силах справиться с моей «богатырской» порцией.

Что касается Николая, то морская болезнь его не пощадила, поэтому размеры порций казались ему чрезмерными под другой причине.

13. 08. 2012 43°33,193`N 6°05,152`W Puerto San Esteban. Spain

На рассвете показался испанский берег. После двух суток в открытом море его появление искренне обрадовало.

Тут выяснилось, что ночь не прошла без происшествий. Вышло из строя крепление блока гика-шкота на ноке гика. Видимо, при особо сильном порыве он лопнул, но на месте как-то удержался. И то хорошо.

Ближе к вечеру мы занялись изучением лоции в поисках подходящего места для стоянки. Наш выбор пал на рыбацкую деревушку Сан-Эстебан.

Зайдя по лоции в гавань, мы не обнаружили марины или сколько-нибудь оборудованной яхтенной стоянки, поэтому решили швартоваться прямо к высокой набережной. К счастью, местное население спокойно восприняло нашу нескромную швартовку в центре поселка.

Все, Бискай позади! Наш переход продолжался 55 часов, за которые мы покрыли 284 мили. Лучший результат лодки на остром курсе – 11 узлов при ветре в 27 узлов. Очень прилично! Из ощутимых потерь – пресловутый блок. Плюс к этому что-то неладное с ходовыми огнями. Но по большому счету все в порядке. И это надо отметить! Что мы и сделали в ближайшем ресторанчике.

Читайте также  700 миль до Лесбоса

14. 08. 2012 43°32,403`N7°02,176`W Ribadeo. Spain

Утро подарило нам знакомство с английскими яхтсменами – парнем неопределенного возраста, с огромной бородой и взглядом Джона Леннона, и его подругой. Они стояли недалеко от нас, пришвартовавшись к бую. Их 30-футовая яхта была густо увешана сохнущим бельем, а палуба завалена снаряжением. Из этого следовало, что путешественники они неторопливые и опытные.

Перед тем как покинуть Сан-Эстебан, мы попытались решить вопрос с ходовыми огнями. Увы, наша попытка устранить неисправность, а для начала хотя бы обнаружить ее оказалась тщетной. Между тем нам следовало двигаться дальше, и мы, воодушевленные нашими предыдущими скоростными и навигацкими успехами, отдали швартовы. Что характерно, денег за стоянку с нас не взяли. Приятно.

К вечеру мы были в местечке Рибадео. Кое-как разместились в переполненной марине и отправились на прогулку по городку, прилепившемуся к склону.

На улицах было полно народа, который не спешил расходиться и ночью. В городке проходил какой-то фестиваль, поэтому звучала музыка, люди веселились, ели… Мы отдали должное местному рыбному «фаст-фуду», назовем его так за неимением другого определения. Ну что сказать, он порадовал нас приемлемыми ценами и разнообразием: лангустины, креветки, сардины, поджаренные на гриле.

В эту ночь ветер существенно окреп. В марине, где мы стояли, народ заводил дополнительные шпринги. На лодке у соседнего понтона нам пришлось убирать раскрутившийся и чуть не порвавшийся стаксель…

15.08. 2012 43°39,730`N7°35,420`W Viveiro. Spain

Однако утром море встретило нас слабым ветром. Воспользовавшись тихим ходом, мы решили порыбачить. Ничего не поймали, но удовольствие получили. Ближе к обеду встретили sistership – такую же лодку, как у нас, но выпущенную годом раньше. Сначала устроили небольшие «гонялки», а потом шли рядом – знакомились. Итог нашей беседы можно выразить одним предложением: «С лодками нам повезло».

Вечером ошвартовались в Вивейро. Место красивейшее. Пляж длиной под километр. Городок, утопающий в зелени. Из более прозаических моментов: вход в марину через искусственный канал, а горные склоны уставлены ветрогенераторами, для Испании это обычная картина. И еще примечательная деталь: в Вивейро тоже проходил фестиваль! На центральной площади была сооружена сцена, окруженная чему-то (что это был за фестиваль, мы так и не поняли) радующимся народом – и так было и в час, и в два часа ночи.

16.08. 2012 43°39,461`N8°04,195`W Cedeira. Spain

Утренний прогноз заставил задуматься и приготовиться. Разыгравшийся ночью ветер с порывами до 35 узлов взбодрил и нас. Первая попытка поставить штормовой стаксель закончилась его вылавливанием из воды. Вторая попытка удалась, и, взяв второй риф на гроте, мы отправились вдоль побережья к выходу в Атлантику. Нам предстояло покинуть Бискайский залив и взять курс на юг.

Мы вышли из-за мыса и тут-то увидели настоящую океанскую волну. Гребни вздымались на высоту 4–5 метров, расстояние между валами составляло несколько сотен метров. Конечно, наша яхта легко взбиралась на гребни и скатывалась с них, но мощь «большой воды» ощущалась.

Вдоволь наборовшись с волнами и ветром, мы поняли, что нас совсем не прельщает перспектива провести за этим занятием еще и ночь. И направились к деревушке Цедейра.

Здесь тоже был какой-то праздник! Всю ночь из деревни до рыбацкой пристани, где мы стояли, доносились звуки музыки. Положительно складывается впечатление, что в Испании праздники не кончаются никогда.

Утром мы отправились завтракать в деревню. Повсюду виднелись остатки салютов и украшений, следы веселой ночи. А мы спали…

17.08. 2012 43°39,461`N8°04,195`W Camarinas. Spain

Из порта мы вышли ближе к обеду. Спешить не хотелось.

В этот день нас посетили дельфины. Их было 10 или 15. Они кружили вокруг нас, иногда выпрыгивая из воды. Некоторые держались у носа лодки, как бы соперничая с ней, хотя им ничего не стоило несколькими взмахами хвоста оставить нашу яхту далеко позади. Может, они так шутили, развлекались, не знаю, но, как бы то ни было, их позитивная энергия зарядила нас отличным настроением.

Читайте также  Первый перегон. Вахтенные заметки

В этот день мы хотели пройти мимо Cape Finnisterre. Рассказывая нам о «Крае земли», французские шкиперы из Кемпера сравнивали его с мысом Горн. Тогда мы отнеслись к этому скептически. И были, скажем так, не совсем правы…

День прошел спокойно, и я, отстояв вечернюю вахту, отправился спать. Около трех часов ночи я проснулся на переборке. Было жестко. И шумно! Происходило что-то невообразимое. Крен около 40 градусов, бьющая в скулу волна, топот, крики. Через минуту после такого пробуждения я был в кокпите одетый по всей форме. Там происходила борьба со стихией. Порывы до 40 узлов. Волны перекатываются через лодку. Коля, вцепившийся в лебедку, Марк – в шкоты. Нам пришлось взять третий риф на гроте и сильно скрутить стаксель. Несколько часов мы шли с почти убранными парусами, стараясь держать круче к ветру. Сочетание направление ветра и волн создавало сильную качку, так что о том, чтобы передохнуть, не говоря уж о сне, не могло быть и речи. В общем, вахта в ту ночь была у всей команды. К 6 утра силы почти оставили нас, и мы решили, что пора искать приют. Им стала марина Камаринас, где мы ошвартовались на рассвете.

18.08. 2012-21.08. 2012 38º 42' N – 09º 25' W Cascais. Portuges

А до мыса Финистере мы так и не дошли. Тринадцати миль не хватило. «Край земли» мы обогнули на следующий день. В штиль!

Обогнули – и остановились на ночевку. Впереди нас ждал безостановочный переход вдоль берегов Португалии. А тут и погода наладилась, и мы, подхваченные попутным 15-узловым ветром, заскользили по спокойному морю.

Мы наслаждались! Вокруг яхты играли дельфины. На второй день, делая большие галсы, мы пересекли судовой ход, наблюдая, как стальные громады контейнеровозов быстро идут в сторону Франции.

Вечером 21 августа, когда до входа в реку Тахо оставалось 3–4 мили, а до Лиссабона15–20, с берега пришел шквал. В считанные минуты ветер усилился с 10 до 30 узлов. Яхта шла под полными парусами, и не успели мы опомниться, как скорость перевалила за 10 узлов и вскоре достигла рекордных 13,8! После двух с лишним суток безмятежного спокойствия пришлось собраться с силами. Паруса убирать мы не стали, сделав для смены галса «коровий» оверштаг.

Уже стемнело, когда мы вошли в Marina de Cascais. Принимавший нас харбормастер не сразу поверил, что мы заканчиваем 60-часовой переход и все переспрашивал, уточнял, думая, что мы путаем английские числительные:

– Sixteen?

– Нет, – отвечали мы. – Sixty!

Ошвартовавшись в марине, находящийся в 15 милях от Лиссабона, мы отправились в поселок. И тут, хотя это была уже Португалия, мы опять попали на праздник. Городок гудел, как улей. Народ гулял! Поужинав и покружив по городу, мы, утомленные переходом, отправились спать.

22.08. 2012 38°42′ N 9°8′ W Lisbon. Portuges

До Лиссабона мы дошли под мотором. Найдя подходящую марину, оставили в ней лодку. Пусть побудет здесь в предвкушении новых походов! Пока «актив» маловат: 12 дней и 850 миль. Но впереди Канары, впереди Атлантика.

– Спасибо, – сказал Марк по-русски. – Пока! – и отправился в Барселону, до которой мы так и не добрались.

Марк стал нам хорошим товарищем, и вообще мы были неплохой командой!

Все мы в переходе приобрели ценный опыт по управлению спортивным круизером. И лодка всегда и во всем была нам в помощь, показав себя наилучшим образом. Румпельное управление помогает чувствовать все нюансы динамики движения судна. Хороший комплект парусов дал попрактиковаться в настройке. На попутных курсах при достаточном ветре Easy выходила на глиссирование, и это было роскошное ощущение.

Можно представить, как это будет здорово – пересечь на ней Атлантику. Надеюсь, мне предстоит это узнать.

Опубликовано в yacht Russia №4 (51), 2013 г.