Тихие Спорады

Сегодня здесь все больше яхтсменов. Так что любителям уединения и коротких приятных прогулок под парусами стоит поторопиться и посетить Северные Спорады до того, как они окажутся плотно «заселены» яхтами. Тем более что здесь и посмотреть есть на что – таких природных красот, как в Греции, в мире, пожалуй, и не найти.



Текст Михаэля Амме

Lucky Trader медленно приближается к берегу. Мы осторожно заходим в бухту. На носу впередсмотрящий внимательно всматривается в воду. «Будьте осторожны, – предупредил нас представитель чартерной базы перед отплытием. – С прибрежных скал в воду часто падают большие камни, которые не отмечены на карте». И действительно, кое-где вдоль берега из воды выступают обломки скал. А сколько их под водой?

Мотор пыхтит на малых оборотах, и Lucky Trader, не встречая препятствий, скользит по бирюзовой глади воды. Подойдя к бледно-серой отвесной стене, мы встаем на якорь. Напряжение спадает, и оно того стоило!

Бухта Лалария находится в самом тихом уголке острова Скиатос. Сюда редко заходят яхты. Объясняется это, впрочем, не обилием не отмеченных на карте камней под водой, а тем, что местные бухты можно посещать только в определенную погоду.

И все же вполне вероятно, что в недалеком будущем это место станет гораздо более популярным среди яхтсменов. С тех пор как авиакомпании Condor и Air Berlin возобновили прямые рейсы на Северные Спорады, немецкие туроператоры обратили на этот архипелаг самое пристальное внимание, а чартерные компании стянули сюда немалую часть своего флота. И не зря – эта акватория славится большим количеством портов, совершенно волшебными городками и бесчисленными бухтами. Кроме того, она идеальна для семейного отдыха, потому что расстояния между островами небольшие. И погодные условия более чем приличные. «Даже когда летом с севера дует мельтеми, большие острова прекрасно от него защищают», – рассказывает 25-летняя Криса Флоропулу, которая вместе со своим другом Минасом Цеппосом руководит местной базой компании Dream Yacht Charter.

До недавнего времени яхтсменам приходилось начинать круиз по Северным Спорадам в заливе Пагасетик, сегодня же путешествие начинается на Скиатосе. В результате вы почти сразу оказываетесь в фантастической бухте Лаларии и можете наслаждаться ее и вашей уединенностью.

Волны мягко плещутся о гальку берега, выступающая в море скала резко окунается в воду, образуя небольшую арку, в которой – солнце. Из прибрежных пещер веет прохладой. В кристально чистой воде носятся косяки рыб. Идеальное начало!

На территории в 50 морских миль с запада на восток расположены три больших населенных острова – Скиатос, Скопелос и Алониссос, а также целая россыпь более мелких, практически необитаемых островов. Только остров Скирос находится чуть подальше, на юго-востоке.

Скиатос – туристический центр архипелага. На острове добрая дюжина якорных стоянок, городской порт большой и гостеприимный. Самое оживленное побережье острова – южное, здесь много пляжей и отелей, особенно популярных среди британских туристов.

Путешествие вокруг острова займет совсем немного времени – всего-то 20 миль, но задержаться при желании тут можно и на несколько дней, заходя в каждую бухту и проводя вечера на террасах кафе.

Самой красивой считается изогнутая бухта Кукунариес, а лучшие коктейли, как нам по секрету рассказала Криса, подают в баре Bananarama Beach Bar в соседней бухте Ормос Краса.

И все же лучше сначала сходить к северному побережью, чтобы насладиться пустынными берегами с далеко выступающими в море обрывистыми скалами, без красочного описания которых не обходится ни один путеводитель. Но и здесь, среди покрытых густой растительностью скал, встречаются замечательные песочные пляжи: Мандраки, Лименари, Аселинос. Во время туристического сезона здесь работают небольшие таверны, прививая этим живописным местами необходимую дозу жизни.

Скопелос находится всего в пяти милях от Скиатоса, и в теплых лучах заходящего солнца наша Beneteau Cyclades 50.5 заходит в порт городка Лутраки. Эта рыбацкая деревушка вроде бы ничем не примечательна, но очень мила: пара ресторанов и кафе, несколько жилых домов, множество ярких рыбацких лодок, церквушка и пост портовой полиции. «Тут за последние пять лет многое изменилось к лучшему, – рассказала нам перед началом путешествия Криса. – На причал провели воду и электричество, да и местные жители стали намного дружелюбнее после того, как заметили, что молодежь, зарабатывая на туризме, остается на острове».

Читайте также  Дочки-матери, или Когда мужчина лишний

Отсюда можно взять такси до Глоссы, и после двух километров по обрывистым скалам вы окажетесь среди прижавшихся к горному склону домиков. Самое время сделать остановку, тем более что в таверне на открытом гриле жарятся блюда из ягнятины и курицы. Здесь можно насладиться замечательным видом, попивая пиво и закусывая кальмарами или греческим салатом: дешево и вкусно, раскошелиться придется только на свежую рыбу.

Скопелос среди всех островов Северных Спорад может похвастаться самым большим числом портов.

Кроме Лотраки, есть еще небольшой пирс в Агнонте, большой порт города Скопелос и недавно модернизированный порт в Нео-Клима, мол которого был расширен, акватория углублена, на новый пирс провели электричество. Порт в Нео-Клима представляется хорошей альтернативой Лотраки и находится всего в двух милях от нее.

Пройдя Скопелос и Алониссос, Lucky Trader достигла самой восточной точки нашего путешествия – острова Пелагониси. Здесь мы встретили много чартерных лодок, особенно из Франции.

Ветер был слабый, мельтеми господствует в этих местах в середине лета, но и тогда он здесь слабее, чем на юге Эгейского моря. «Мельтеми у нас дует три-четыре недели в год и не сильнее, чем четыре балла по Бофорту, – говорит Криса Флоропулу. – Большую проблему представляет скорее сильный южный ветер, от него не укрыт ни один порт и большинство якорных стоянок».

Через пролив шириной в 90 метров мы входим в бухту Лимин Планитис, которая представляет собой глубокий залив со множеством изгибов и хорошо защищенных мест для стоянки. Берег девственно чист, в траве стрекочут сверчки, несколько коз с колокольчиками на шее пробираются через густой зеленый кустарник. Остров практически необитаем – только один монах живет в монастыре на восточной стороне.

К востоку от Алониссоса находится Морской национальный парк Северных Спорад, призванный сохранить местную популяцию тюленей, которых здесь около ста. Правила поведения, однако, вполне выполнимы: в зоне А, в которой находится Палагониси, запрещен вылов рыбы; в зоне В действует ограничение на скорость движения. Кроме того, некоторые мелкие острова района следует обходить, соблюдая определенную дистанцию, а высаживаться на них и вовсе запрещено. На острове Пипери, к примеру, обитает множество тюленей, а также целая колония соколов.

Скирос – самое живописное место на архипелаге.

«Все, кто тут побывал, были в восторге», – не без хвастовства делится информацией Криса. Находящееся на горном откосе местечко Хора многие путеводители называют «одной из самых красивых островных деревень Греции».

Остров этот находится довольно далеко от материка, потому туристов здесь не очень много, но учтите, что дорога туда и обратно – это около 40 миль. Все зависит от погоды и направления ветра, и если вы планируете недельный круиз, то такое путешествие, пожалуй, не стоит потраченного времени.

Вместо этого наша Cyclades 50.5 с зарифленным гротом и полной генуей бодро бороздит морские волны курсом зюйд-зюйд-вест. В сопровождении дельфинов мы обходим остров с подветренной стороны, разгоняясь до 8,5 узла. Но мы недолго наслаждались быстрым ходом: поскольку Скирос остался за рамками нашей программы, пройти нам оставалось совсем немного.

Патитири – это небольшой, но очень оживленный портовый городок на Алониссосе, смотреть тут особо не на что, но рядом с причалом есть пляж, а в самом городе много ресторанов и кафе, так что здесь можно и задержаться.

Старый Алониссос в 1965 году был разрушен землетрясением, тогда уцелело только 15% построек. После этого местные жители перебрались в Патитири, землю же в разрушенном городе покупали главным образом художники и дауншифтеры, которые рьяно взялись за реставрацию. Потом сюда подтянулись богатые греки и инвесторы. Сегодня это настоящая жемчужина Эгейского моря: фиолетовые цветы в ярких кадках, узкие улочки, стильные коттеджи, великолепный вид, галереи, коктейль-бар и сувенирные безделушки с претензией на артистичность.

Читайте также  Без мачты по Тихому

И вот мы вновь на Скопелосе, самом крупном городе архипелага. Жизнь здесь идет своим чередом. Мест для стоянки очень много. Сразу за портом начинаются хитросплетения улочек, перемещаться по которым можно только пешком. На каждом углу стоит или церковь, или часовня, где-то нагруженный корзинами осел протискивается между шумящими детьми, где-то, сидя на табуретках перед своими домами, женщины обсуждают последние новости. Мы поднимаемся на холм, и нам открывается захватывающий дух вид на красное море черепицы этого городка и вечное движение 5000 человек, чьею жизнью он живет.

Здесь, на Скопелосе, с командой Lucky Trader случилось то, чего, путешествуя по Греции, избежать сложно:

путаница с якорями.

Все лодки в порту стоят на носовом якоре, местная инфраструктура оставляет желать лучшего, но хотя бы платить за стоянку много не приходится. Наша цепь запуталась с цепью местной экскурсионной лодки, что, впрочем, не расстроило ее капитана. Мы же начали нервничать, поскольку нам уже пора было выходить. Однако наша электрическая лебедка из последних сил вытащила обе цепи на поверхность. Якорь греческой лодки тут же вернулся на место. А мы… мы свободны!

Последние два дня мы ходили между островами Скиатос и Алониссос. Особенно нам запомнилась бухта Тцорци на восточном побережье Алониссоса, глубокая и широкая, со склонами, усеянными оливковыми деревьями, кристально чистой водой и абсолютным покоем. Едва ли не более красивой оказалась соседняя бухта Ормос Коккинокастро со своим галечным пляжем и коричнево-красными скалами. Этим местам под стать бухта Агнонта на острове Скопелос. Здесь можно оставить свою лодку у пирса, искупаться на небольшом пляже, отведать фирменные рыбные блюда местных таверн, а можно отказаться от всего этого ради прогулки по сосновому лесу.

«Мое самое любимое место здесь – Стени-Вала», – с самого начала призналась нам Криса. Это небольшой залив с маленьким поселеньицем на востоке Алониссоса, и, как выяснилось, симпатии Крисы вполне оправданны. У небольшого бетонного пирса может уместиться до дюжины яхт, в деревне пять таверн, школа дайвинга, два мини-маркета и небольшой тюлений питомник. Бар Ikaros расположен прямо напротив стоянки яхт, здесь можно выпить перед сном или заказать себе ранний завтрак утром. Разозлить могут только уклончивые ответы бармена на вопрос о том, где в деревне можно вечером хорошо перекусить: «Мы тут все родня, так что все таверны хороши».

Мы возвращаемся на Скиатос. Вряд ли во всем архипелаге можно найти место, столь не похожее на Стени-Вала. Толпа британских туристов заполнила Bobs Karaoke Bar. Островная молодежь развлекается в Kahlua Club.

И все же привлекательными эти острова делает не клубная сцена, а маленькие порты, одинокие бухты, многочисленные пляжи, романтичные деревушки в горах и расслабленные прогулки под парусом.

Путевые заметки

Северные Спорады найдут чем угодить любому яхтсмену: есть здесь и маленькие порты, и большие города, туристическая суматоха и безлюдные бухты

Кукунариес. Расположенная на западе Скиатоса большая бухта с замечательным песчаным пляжем – лучшим на острове – отлично подходит для стоянки и ночевки. Летом здесь бывает много туристов, которые любят покататься на водных лыжах. В восточной части бухты находится небольшая гавань, в которой стоят экскурсионные лодки. Сюда на ночь может зайти и яхта. Сразу за пляжем находится сосновый лес и охраняемый государством заказник с небольшим озером Строфилиа.

Скопелос. Самый большой и красивый портовый город архипелага всегда готов принять яхты у своего 500-метрового мола. Гостям города стоит прогуляться по его узким улочкам. Лучше всего сразу от причала подняться к церкви Панагиа-Пирго, а оттуда – на самое высокое место города: с террасы Thalassa Bar открывается замечательный вид на темно-синее Эгейское море. Возвращаясь назад, обратите внимание на церквушки и часовни, коих в городе около 120.

Читайте также  В синеву на полном ходу

Стени-Вала. Какой бы вопрос вы ни задали, Костас Маврикис из Ikaros Café знает на него ответ. Терраса этого кафе служит местом встречи всех местных моряков. Маврикис обеспечивает лодки водой и электричеством, у него всегда наготове душевые, а также 600-страничный томик собственного сочинения под названием These Scattered Isles, в котором он красочно описывает свой родной Алониссос и другие острова архипелага. Будьте осторожны, пришвартовываясь кормой к маленькому пирсу этой бухты, здесь довольно мелко. А если пойти на юг по огибающей бухту асфальтированной дорожке, то можно попасть на замечательный песчаный пляж.

Патитири. Этот небольшой порт, который считается главным на Алониссосе, единственный на всем острове может предложить хорошее обслуживание, хотя электричества и тут нет. На автобусе желающие могут подняться в горы и посетить Старый Алониссос – красивый и с любовью сохраняемый город. Мы очень рекомендуем взять напрокат мотороллер (15 евро в день) и промчаться по прибрежным дорогам, с которых открывается замечательный вид, мимо бесчисленных бухт, утопающих в ароматах тимьяна, шалфея и розмарина. Впрочем, вполне можно остаться и в Патитири, посетить местный музей или понаблюдать за пестрой людской толчеей с террасы какого-нибудь кафе.

Пелагониси. Единственное здание этого острова находится в его восточной части – это монастырь, расположенный на скале: здесь живет один-единственный монах. В спокойную погоду можно встать на якорь в соседней бухте Монастири и подняться к монастырю по крутому утесу. Добраться туда можно и из бухты Ормос-Кюра-Панагия в западной части острова. Самое безопасное и популярное место для стоянки – бухта Лимин-Планитис на севере, попасть в которую можно через узкий пролив, проходить который при сильном северном ветре может быть довольно опасно.

Информация об акватории
Что касается навигации и погодных условий, то особых сложностей архипелаг не представляет. Нет проблем и с тем, как добраться сюда, тем более что это совсем не дорого.

Чартер
Скиатос – чартерный центр всего архипелага. Свое представительство здесь имеют все большие компании, и не только они. Мы ходили на яхте Beneteau Cyclades 50.5, принадлежащей компании Dream Yacht Charter. Стоимость чартера в зависимости от сезона – от 1800 до 4800 евро, включая тузик с мотором; уборка – 220 евро. На базе все говорят по-английски. Чартер можно заказать по адресу www.dreamyachtcharter.com/germany, E-mail: med1@dreamyachtcharter.com.

Как добраться
Самолет компании Condor каждую пятницу летает напрямую из Мюнхена в Скиатос (www.condor.com), самолеты Air Berlin – каждый четверг из разных немецких аэропортов через Вену (www.airberlin.com). Цена билета – от 200 до 450 евро. Нередко яхту заказывают в соответствии с графиком прилета-отлета. Поездка на такси до порта занимает пять минут и стоит около 10 евро, общественного транспорта нет.

Ветер и погода
Летом здесь дует северный и северно-восточный ветер. Мельтеми не такой сильный, как на юге Эгейского моря. Иногда небо затягивают облака, возможны летние грозы. К югу от островов из-за низкого давления иногда бывает неприятное волнение.

Навигация
Приливы и отливы отсутствуют, нет и приливных течений. Рядом с берегом встречаются подводные скалы, есть мелкие участки и отмели. Входы в порты хорошо освещены (в нашем случае поздно вечером секторные огни на Скиатосе были отключены). Будьте осторожны – очень много паромов! При высадке на берег всегда используйте трап.

Порты и якорные стоянки
На базе в Скиатосе есть муринги, в остальных портах придется вставать на якорь. Держит он хорошо и в многочисленных бухтах. Рекомендуем вставать на якорь там, где нет водорослей – и крепче, и никакого вреда экосистеме. Во время нашего путешествия цена за стоянку была около 3,5 евро. В Скопелосе и в Лутраки у нас только скопировали список команды, а денег не взяли. Электричество обычно оплачивается карточкой, воды мало, и она дорогая.

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №12 (70), 2014 г.