Хорватия: бора, паста, Казанова

Полуостров Истрия яхтсмены обычно оставляют по левому борту и без внимания. Это явная ошибка



Текст Бодо Мюллера

Скорость свыше 30 узлов – так проносится бора над мариной Изола, что на словенском побережье. «Это на целый день. Я должен просить вас не покидать сегодня гавань», – по-дружески говорит Борис Оман, шеф местной чартерной фирмы. Когда же мы сможем выйти в море? Борис пожимает плечами: «Завтра по прогнозу весь день опять бора».

Почему мы взяли яхту в чартер именно в Словении, где на протяжении короткого, всего 25-мильного адриатического побережья этой маленькой страны – всего пять гаваней? Ответ прост: кто берет здесь лодку в чартер, тот может – в зависимости от направления ветра – направиться в любой район северной Адриатики. Плавания в соседние страны – Италию или Хорватию – возможны без малейших проблем, а вот обратное уже неверно. В Италии, например, в районе Триеста или Градо попросту нет никаких подходящих чартерных компаний. А в Хорватии чартерные яхты в основном предназначены для плавания лишь в территориальных водах этой страны – пересечение границы, как правило, невозможно. Даже вступление Хорватии в ЕС ничего не меняет в этом вопросе. Поэтому словенский городок Пиран на полуострове Истрия очень интересен для яхтсменов – близлежащие к нему берега простираются от Триеста до Риеки. Отсюда можно направиться как «вниз» – на хорватские острова, так и «вверх» – в Триест или «влево» – в Венецию или даже Сан-Марино.

Истрия занимает очень даже

удачную нишу в чартерном бизнесе.

Но почти все экипажи, которые начинают свой путь здесь, как правило, напрямик и без остановки идут на юг – к островам Хорватии, огибая Истрию. К сожалению, этот большой полуостров почти не имеет хороших якорных стоянок, а национальный парк Бриони возмутительно дорог. Однако тот, кто путешествует в этих краях, имеет возможность осмотреть красивейшие города Истрии: Ровини, Пиран, Врсар, Порец. Прогулка по городам вместо прогулки по островам, так сказать.

Всего лишь в восьми минутах пешей ходьбы от нашей марины лежит старинный городок Изола. Его высокая и стройная кирха, венецианские дворцы и особняки придают ему совсем итальянский вид. Круглая рыбацкая гавань образует центр города. Бора вымела людей с улиц, вблизи рыбного ресторана Ribica одинокий официант пытается закрепить маркизу. Причудливая гостиница в центре города, несмотря на свое очень выгодное положение, очень скромна по ценам. Ее владелец Марко Янкович воздымает руки к небу: «Мамма миа, эта бора разрушила мой бизнес!» – после чего обращается к нам: «Сегодня у меня достаточно времени, чтобы побаловать вас. Хотите креветки на гриле? А потом пасту по рецепту моей итальянской бабушки?»

На аперитив он подает нам золотисто-желтую мальвазию, которая пахнет акацией и содержит внушительные 13% алкоголя. Уже после второго бокала бора перестает нам казаться столь утомительной. Пока мы наслаждаемся креветками и пастой, низко стоящее вечернее солнце дарит нам по-настоящему майское средиземноморское тепло.

В понедельник бора чуточку успокаивается. Однако за волноломами вода по-прежнему кипит. Вообще-то эта акватория имеет репутацию маловетреной, однако в предсезонье всякое бывает. «Завтра должно быть несколько лучше, – утешает нас шеф чартерной компании. – Возможно, вы даже и сегодня вечером сможете выйти в море».

Мы готовим нашу Bavaria 33 к выходу и заранее берем пару рифов на гроте. Анемометр показывает 25 узлов, приходят и более сильные порывы, но есть тенденция к ослаблению. Когда в половине шестого мы отходим от причала, ветер ослабевает до 19 узлов. Но в море мы оказываемся единственными. Ослабевающая бора дует от норд-оста – как раз нам в бакштаг. В море мы отдаем один риф и наслаждаемся плаванием вдоль побережья.

Поскольку ветер попутный, мы не ощущаем его пронизывающего холода, постепенно согреваемся и снимаем непромоканцы. Низко стоящее солнце бросает на побережье свои золотые лучи. После часового перехода мы видим перед собой старую венецианскую гавань Пиран. Центр города с его узкими улочками располагается на длинном – порядка километра – мысу. На берегу видны исторические укрепления со стенами и башнями.

Мы швартуем яхту прямо напротив таможенного причала. Ядром и настоящей сокровищницей городка является недавно отреставрированная площадь Тартини, названная так в честь жившего здесь скрипача и композитора Джузеппе Тартини (1692–1770). Прямо рядом с памятником ему расположена художественная галерея, одно из важнейших мест для демонстрации современного искусства в Словении. Церковь Святого Георгия в старом городе – это точная копия церкви Сан-Марко в Венеции. Взгляд с верхушки башни открывает простор вплоть до самого Триеста и всего северо-итальянского побережья.

Читайте также  Как мы ходим по южным морям

В полдень на следующий день мы проходим таможенную и пограничную проверку пред выходом в воды Хорватии. Пограничник и таможенник еще раз просматривают все документы и желают нам счастливого пути. Но вот сегодня с ветром худо. Он задувает сначала от норд-веста, потом от зюйд-веста, однако самые сильные «порывы» его не достигают и четырех узлов. Это остаток боры. Небо блистает синей сталью, лодку качает с борта на борт, паруса можно выдраить в доску хоть по правому, хоть по левому борту – разницы никакой. Таким образом мы медленно ковыляем в Пиранский залив Хорватии.

Мы огибаем мыс Савудрия, где расположена небольшая гавань.

Поскольку Хорватия на момент нашего путешествия еще не входила в ЕС, то мы, пришедшие со стороны Словении, не можем зайти туда, а должны проходить таможенную очистку в Умаге.

Не ранее 2015 года Хорватия откроет допуск для граждан шенгенской зоны в гавань этого красивого мыса.

Под конец ветер все-таки «включают». Над прибрежными горами начинает медленно скручиваться клубистый вал новой боры. Около пяти часов дня мы швартуемся возле таможенного причала, и, благодаря любезности юной таможенницы, проходим все формальности за считанные минуты.

Мы становимся у южного мола – прямо перед казино. Отсюда – всего лишь несколько шагов до красивого центра города с его ярмарочной площадью. Улицы и здесь тоже напоминают про времена итальянского владычества. На «Коноба-авеню», плотно прижатые друг к другу, толпятся, кажется, тысячи местных забегаловок и ресторанчиков. Все террасы развернуты на море и позволяют наблюдать красивейший закат над Адриатикой. Мы остановили свой гастрономический выбор на таверне Bifora, подкупившей нас великолепнейшей пастой с трюфелями, найденными в окрестных лесах.

Утром нас будет начальник гавани: «Заведите, пожалуйста, еще один муринг. Ожидаются дождь и сильный ветер». Когда я высовываю голову из люка, он поясняет: «Приходит большая бора. И трамонтана. С севера, сильные дожди». Он протягивает мне толстый муринг, который мы заводим на нос яхты. ДП яхты расположена почти точно по линии север-юг, поэтому шторм мы встретим носом. Мы слегка травим кормовые и дополнительно добираем первый муринг. Убедившись, что все в порядке, наш гость уходит.

Четвертью часа позже первые порывы ветра пролетают над бухтой. Мы стоим у подветренного берега, но наши два муринга держат яхту очень надежно – спасибо харбор-мастеру. Хочу поблагодарить его, но он уже садится на свой мотороллер и уезжает, укутавшись в плащ.

К счастью, непогода на Адриатике длится недолго. Да и сильный ветер с севера нам не страшен, ведь нам-то надо на юг. Вот разве что дождь проносится почти горизонтально и режет лицо.

Но после полудня ветер стихает, дождь – тоже. Мы берем курс на Порец, до которого примерно 14 миль. Свежий северный бриз хорошо разгоняет лодку, уже спустя час под полными парусами мы минуем Новиград.

С наступлением темноты ветер стихает. В Порец мы заходим уже в сумерках. Расположенный на мысу город в голубоватом полумраке выглядит очень привлекательно. Дом епископа и базилика, старые венецианские дворцы хорошо подсвечены – как и городская стена. Мы не идем в марину, а направляемся в центр города к набережной. Примерно 400-метровый участок пирса служит сегодня променадом, по которому вечером фланируют отдыхающие горожане и туристы. Правда, наилучшие ресторанчики находятся все же поодаль отсюда, ближе к центру города.

На узких улочках города возникает ощущение, что находишься в музее под открытым воздухом. Покоренный Венецией в 1267 году, Порец находился под ее властью до самого конца Республики дожей в 1797. Жилые дома, дворцы, весь план города происходят из тех давних времен и ни разу не перестраивались на современный манер.

Еще до полудня возле нас ошвартовалось немало парусных и моторных яхт. Начальник гавани заботливо расставляет лодки так, чтобы они не мешали и не угрожали друг другу. Порец настолько красив, что здесь хочется оставаться как можно дольше. Однако чартерная неделя, как обычно, слишком коротка, а мы хотим и дальше посмотреть Истрию.

Читайте также  Мадейра. Остановка по требованию

Мы оставляем венецианское великолепие по корме и направляемся дальше на юг. По левому борту остается марина Фукана с ее знаменитыми нудистскими пляжами. Пополудни под парусами входим мы в бухту Врсар.

На входе нас приветствует скоростная лодка, находящийся в ней харбор-мастер приветствует нас. «Я покажу вам стояночное место, – дружески говорит он, поднимает высоко вверх свою рацию и продолжает: – Канал 17». Он провожает нас к гостевому месту с мурингами в восточной части бухты, близко к центру города. Наши соседи здесь – это большие моторные яхты, пришедшие из Италии.

Вокруг бухты – одни рестораны и сувенирные лавки. Выше узкие старинные улочки ведут нас к небольшой рыночной площади. Врсар был летней резиденцией епископа. Его имя уже и не помнит никто, а вот имя другого завсегдатая здешних мест знает каждый – Джакомо Казанова.

Легендарный венецианский дамский угодник посещал Врсар в 1743 и 1744 годах, поскольку город в те годы славился отличной едой, красным местным вином рефоско и красивыми женщинами. В своих мемуарах Казанова так описывал ужин у епископа: «Хорошенькая служанка принесла нам огромную порцию рыбы, которая была обильно сдобрена маслом. Мы пили рефоско, которое я нашел превосходным».

Казанова не желал проводить ночи на привезшей его во Врсар тартане, поэтому воспользовался приглашением местного аббата переночевать у него. Он был восхищен красотой его служанки: «… живой юной девушки, едва ли достигшей 16-летия, с длинными белокурыми волосами». О том, чему обучил веселый венецианец прекрасную Марию из Врсара, мы можем прочесть в его воспоминаниях. И теперь в честь своего знаменитого гостя, прославившего город, каждый год в начале летнего сезона проходит городской фестиваль. В программе фестиваля – конкурс поцелуев, литературные вечера и премьеры эротических фильмов.

Мы направляемся в Лимский канал. Запретная ранее для спортивных судов красивейшая акватория теперь открыта, но лишь на удаление 3,5 мили от входа, далее проход закрыт.

На северном берегу канала находится коноба с небольшим причалом возле нее.

После выхода из канала обратно нам остается пройти всего лишь три мили до города Ровини, который является южной границей нашего маршрута. И здесь хорошо заметная кирха Света-Эуфемия с ее доминирующей над всею местностью башней – равно как и старая часть города – напоминают о временах венецианского владычества.

Стоянка в ACI-марине находится в нескольких минутах ходьбы от старого города. Его историческая часть располагается на острове, который лишь в XVIII веке впервые оказался связанным с материковой частью. На узких улочках, которые все как одна ведут в кирху, расположена масса художественных галерей, кафе и коноб. Летом здесь пульсирует жизнь. Особенно впечатляет свободно стоящая рядом с кирхой колокольная башня. На высоте почти 60 м стоит четырехметровая статуя знаменитой святой, давшей имя кирхе. С башни открывается захватывающий дух вид на побережье.

В нескольких шагах от церкви лежит ресторан Puntulina, включенный в ряд известных мировых справочников высокой кухни. Он состоит из идиллических мини-террас, развернутых к морю. В меню – классические рыбные блюда и итальянские деликатесы. Под пасту, сдобренную дарами моря, и рефоско мы наслаждаемся закатом солнца.

Мы достигли нашей «точки возврата» и теперь развернулись в северном направлении. Идем вдоль прекрасного побережья Истрии против северного ветра. Пройти 35 миль до словенской Изолы с двумя пограничными процедурами за один день непросто. Поэтому мы решаемся на промежуточную остановку в Новиграде, который мы миновали по пути на юг.

Северный ветер понемногу слабеет, наконец выключается вовсе. Это в любом случае лучше, чем бора «вмордувинд», полагаю я и включаю мотор. Мы идем прямо на вход в марину Новиграда, современную и комфортабельную. До 2011 года вход в нее был затруднен из-за плохого фарватера, но в январе 2012 года новый владелец решил эту проблему. Теперь гавань называется Nautica Hotels & Resort.

Новиград, как и остальные посещенные нами городки, имеет достойный для обозрения исторический центр со следами венецианского владычества. В старой гавани теперь базируются местные рыболовецкие суда. Все вокруг застроено местными закусочными, где можно вкусно и недорого поесть.

Утром мы отмечаемся на пограничном пункте, который работает лишь в летний сезон (с 1 апреля по 31 октября) и берем курс на Словению. Неделя, проведенная на побережье Истрии, останется в нашей памяти незабываемым впечатлением.

Это было интереснейшее путешествие, но жаль, что очень короткое. Чтобы внимательно осмотреть все западное побережье Истрии, надо отвести на это не менее двух недель. Тогда у вас хватит времени и для того, чтобы спуститься дальше на юг и посетить такие прекрасные места, как остров Бриони или античную Пулу.

Читайте также  Ялта - жемчужина Южного берега Крыма

Информация об акватории. На побережье Истрии бора бывает реже и слабее, чем на юге. Чартерные яхты обычно в хорошем состоянии, а гавани, наподобие марины Врсара, предоставляют исключительный сервис

Дорога
Марина Изола в Словении расположена очень удобно, сюда можно добраться даже на машине по автобану. Из некоторых городов Германии и вообще ходит автопоезд, а от вокзала в Триесте до марины – полчаса езды. Авиапутешественники могут лететь в Триест или Пулу, чартерная компания организует трансфер.
Чартерная компания
Словенская фирма Adria Service Yachting существует с 1990 года и имеет флот яхт длиной от 33 до 50 футов. Яхтам разрешается выходить в воды соседних Италии и Хорватии. Зафрахтованная нами Bavaria 33 была и внешне, и фактически в безупречном состоянии. В зависимости от времени года она стоит от 950 до 1850 евро за неделю. Сюда включены право плавания по хорватским водам, тузик и постельное белье. Однако придется еще доплатить 80 евро за транзитлог. Телефон 00386/5-640-1102. Разговорный язык – английский.

Ветер и погода
Истрия известна как наиболее слабоветреный регион хорватского побережья. Помимо местных термиков ветер летом дует преимущественно с западного и южного направлений. Бора здесь бывает реже и слабее, чем на юге: в среднем два дня в месяц.

Гавани Истрии

Пиран. Его живописные окрестности и венецианская архитектура делают его красивейшим городом на словенском побережье. Особенно интересна площадь Тартини и вид с колокольни кирхи Святого Георгия. В высокий сезон, особенно в августе, в сравнительно маленькой гавани обычно очень тесно, и после полудня свободных мест, как правило, нет. Пиран – это также пограничный порт перед выходом в воды Хорватии или Италии.

Умаг. Это пограничный порт Хорватии, таможенный причал расположен на восточном волноломе ACI марины. Марина очень комфортабельна и безопасна, но вот живописный центр города удален от нее примерно на два километра. Красивое побережье и масса закусочных находятся на юго-восточной стороне города. Если услуги марины не нужны, то можно встать прямо у набережной старого города западнее большого мола – там есть муринги.

Пореч. Очень красивый город, расположенный на полуострове с обилием стояночных мест у городского причала на юге. Есть муринги, санузлы находятся в 300 м от набережной. Особенно рекомендуются для осмотра дом епископа и базилика, занесенная в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Старый город с его дворцами и узкими улочками напоминает о 530-летнем владычестве Венеции. Много маленьких бутиков, кафе и ресторанов.

Врсар. Вся бухта Врсара сегодня превращена в современную марину, принимающую и мегаяхты. При входе надо переключиться на 17-й канал и следовать указаниям начальника порта. Над мариной господствует город с итальянским шиком. Самая знаменитая персона в этих краях – Джакомо Казанова, в честь которого здесь ежегодно проводится фестиваль Casanova-Fest.

Ровинь. Этот расположенный на холме город, возможно, стоит назвать самым красивым городом хорватской части побережья. Яхтам лучше всего вставать в ACI-марину в южной части бухты, а вот гостевые места на север старого города – не лучшее место для стоянки. В любом случае этот город, сегодня полностью пешеходный и свободный от автомобилей, обязателен к посещению. Кирха Света-Эуфемия и ее 60-метровая колокольня открывают невероятный вид на все побережье.

Новиград. Открытая в 2012 году заново марина Nautica предоставляет высочайший уровень услуг. Можно также стоять и на буйках, это дешевле, а вот стоянка в старом городе больше недоступна. Старый город расположен на западном побережье бухты между городской гаванью и пляжем. Много венецианских зданий и укреплений, хорошо отреставрированных в последнее время. Отличная набережная для вечернего променада.

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №6 (64), 2014 г.