Меланезия как она есть: практика пилотажа

Фиджи * Вануату * Новая Каледония * архипелаг Лоялти








Текст Виктора Панжина

На Фиджи многие яхтсмены пережидают сезон ураганов. Зачем испытывать судьбу? Проще сделать паузу и отправиться в путь, когда в этих краях установится погода, подходящая для дальних и не очень дальних переходов.

В сущности, после Фиджи у яхтсменов есть три направления движения.На запад – на Вануату, еще недавно имевших другое название – Новые Гебриды. На юг –в Новую Зеландию.И на юго-запад – в Новую Каледонию, куда путь занимает в среднем 7 дней.

Дорога к Вануату

В Новую Каледонию отправляются яхты, которые рассчитывают затем подняться на север, к Вануату, Соломоновым островам, пересечь экватор и попасть в Северное полушарие, в Микронезию.При этом «сделать» южные острова Вануату, выйдя из Новой Каледонии, довольно сложно – идти придется против ветра и течения.

Поэтому, если вы планируете зайти в бухту Резолюции на острове Таннапрежде, чем попасть в Порт-Вилу, находящуюся на острове Эфате столицу Вануату, тоимеет смысл с Фиджи сразу идти на запад. Всего пять дней путипо шкале тихоокеанских реалий совсем немного – и вы на месте.

Бухта Резолюции является своеобразной Меккой современных морских кочевников, чтящих первопроходцев,открывших здешние места. Эту бухту впервые описал капитан Кук, назвав ее в честь своего корабля. Из русских мореплавателей первым здесь побывал Василий Головнин.Якорная стоянка в бухте Резолюции сносная: морское дно – песок, что дает хорошее зацепление. На острове работают таможня и иммиграционная служба. А еще здесь находится самый легкодоступный на Земле действующий вулкан – Ясур, подняться на который можно всего за полтора часа.

От острова Танна яхты обычно идут к острову Эфате, чтобы посетить столицу архипелага.

Порт Вила – это небольшой городок с двумя главными торговыми улицами, идущими параллельно берегу бухты. Здесь торговлей заправляют китайцы, строительством – австралийцы, а бензоколонки и автосалоны принадлежат французам. Вообще Вануату – это место, где уже в третьем-четвертом поколении живут выходцы из Англии и Франции, владеющие на островах архипелага большими плантациями кофе, какао и пастбищами крупного рогатого скота. Надо заметить, что Вануату – единственное место среди государств Тихого океана, где «нерезидент» может получить право на жительство и стать «резидентом» страны.

На рейде Порт-Вилы есть якорная стоянка, которая защищает яхты со всех сторон, кроме западного направления.В северной части острова имеетсяокруженный островами залив ХаваннаХарбор с глубинами 25-30 метров, который может служить естественным убежищем. Во времена Второй мировой войны тут укрывался от ураганов весь американский флот.
На противоположной стороне Порт-Вилы, в районе Пэнго, расположена небольшая верфь.Там можно поднять яхту на сушу.Подъем осуществляется с помощью платформы на колесах, которая подводится под яхту, потом в дело вступает трактор, который и вытаскивает платформу с яхтой на сушу. В небольшом магазинчике при офисе есть скудный запас запчастей и красок, а в Порт-Виле специализированныхморских магазинов и вовсе нет. Все необходимо заказывать либо самому, либо через посредников в Австралии или Новой Зеландии. Поэтому, еслив вашихпланах поднять яхту на Вануату, желательно заранее иметь все необходимое для ее ремонта.
И тем не менее эта верфь – единственное«ремонтнопригодное» место для катамаранов в этой части Океании.Альтернатива – Таити, Австралия и Новая Зеландия, а до них еще дойти надо. Что касается Новой Каледонии, то на подъем там надо записываться чуть ли не за год вперед.
Если вы решили остаться здесь на зимовку, а сложный ремонт вам не нужен, то ваше право предпочесть трактору с платформой муринги между островом Иририки и Порт-Вилой. Правда, это место можно считать безопасным лишь до того момента, когда в ураган первая из яхт будет сорвана с троса и своей тяжестью потянет за собой все другие. И тем не менее с началом сезона ураганов все муринги, как правило, уже заняты.

К опасностям, которые могут подстерегать яхтсменов на Эфате, относятся мыс Дьявола и… сколопендра.

Мыс Дьявола находится при выходе из Порт-Вилы в заливе Меле. Не обогнув его, невозможно попасть на север Вануату. Это место, где встречаются ветер и течение. И огибать мыс следует на большом расстоянии, по крайнеме в полторы-две мили.

Теперь о сколопендре… Это насекомое-«тысяченожка» с очень болезненным укусом, который в условиях тропиков может беспокоитьдолгие месяцы. Эффективное лечение – присыпка из порошков-антибиотиков и избегание попадания влаги на рану.

Когда остров Эфате станет для вас прочитанной книгой и вам захочется забраться в самые дебри, кплеменам, говорящим на 79 наречиях и часто не понимающим друг друга, ваш путь будет лежать дальше, на север.

Все острова Вануату гористые, с непроходимыми джунглями.Попадая сюда, становишься свидетелем, как люди, находящиеся на стадии первобытнообщинного строя, ловко управляются с игрушками XXI века –мобильными телефонами, музыкальными приставками, солнечными батареями.

Читайте также  Наряд на камбуз: с аппетитом по Хорватии

На острове Эпи, в его северо-западной части, есть хорошая якорная стоянка – Ламен-Бэй.В этом заливе живут морское коровы (дудонг).
В южной части острова Малекула – там, где к нему примыкают Маскелинские острова, образуя залив Кука, у островка Сакао есть муринг, на котором можно закрепиться, чтобы полюбоваться подводным миром кораллового рифа.
На соседнем острове Амбрум находится удобная бухта с черным песком. В июле-августе специально для туристов здесь проводится фестиваль местных танцев. Добраться сюда можно либо своими яхтами, либо небольшими турбовинтовыми самолетами местной авиакомпании, либо маленькими «фрахтерами» – грузовыми судами, курсирующими между Эфате и другими островами.

Остров Пентекост известен своими «летающими дайверами», которых можно считать прародителями нынешних поклонниковтакого экстремального вида спорта, как bungeejumping. С июня по август, когда лианы, которые привязывают к ногам, приобретают эластичность, местные жители строят из бревен вышки высотой до 70 метров и… отправляются в полет. Согласно обычаю, только при реальном контакте прыгуна с землей прыжок считается правильным.Поэтому точный расчет длины лианы – важнейший элемент безопасности.

Моря былых сражений

Дальше на севере лежит остров Санто – гигантский участок суши, который во Вторую мировую войну использовался американскими войсками как плацдарм для морских атак на японцев, главные силы которыхв то время базировались на Соломоновых островах. Вообще поиск следов Второй мировой войны здесь, в западной части Южного океана, это одна из самых интересных вещей для яхтсменов из разных стран во время их плавания в здешних водах. Вануату, Новая Каледония, Соломоновы острова, Папуа и Каролинские острова – места былых ожесточенных сражений, оставившие следы в виде потопленной и брошенной в джунглях военной техники.И Санто исключительно богат такими артефактами.

Отсутствие удобной якорной стоянки на рейде города Лугансвиль (оптимальной стоянкой могут служить муринги у острова Аоре,напротив от Санто через пролив Cегонд) с лихвой компенсируется дайвингом к останкам потопленного в 1942 году американского корабля «Кулидж». Огромный пассажирский лайнерналетел на мины и затонул прямо на рейде. Останки его лежат на глубине от 20 до 70 метров.

Тех же, кто предпочитает погружения на небольшие глубины или ныряние с трубкой и маской, может посетитьеще одно примечательное место совсем рядом с Лугансвилем – мыс в «миллион долларов». История этого захоронениявоенной техники (гаубиц, грузовиков, танков, самолетов)всего лишь на глубине десяти метровдовольно курьезна. После окончания войны, чтобы не везти назад в Штаты ставшую ненужной технику, военное министерство США предложило колониальному правительству Новых Гебрид купить ее за символический 1 миллион долларов.Колониальные власти предложение отклонили.Тогда американцы затопили рядом с островом все вооружение.

Подходящеедля якорной стоянкиместо на Санторасположенона востоке острова, в районе Малвепе (в англоязычных справочниках обозначается, как залив Патерсона), прямо напротив Устричного острова(Oyster Island) с одноименным отелем на нем. Здесь в сезон ураганов можно оставить яхту в сравнительной безопасности прямо на воде.

Отсюда на динги можно отправиться вверх по реке к «голубой яме» – природному феномену: иссиня голубому отверстию в реке с трудно определимой глубиной, дно которого состоит из коралловых пород. Благодаря кораллам вода в этом месте особо прозрачная, а все место окружено джунглями со свисающими до воды лианами. Тут напрочь отсутствуют какие-либо признаки цивилизации. Местные жители очень почитаютэто место. 

На Санто есть и первоклассный пляж с песком цвета шампанского –Champagnebeach. К счастью, этот пляж находится очень далеко от Лугансвиля, единственного городка на Санто, и поэтому сюда мало кто добирается. Зато те редкие яхты, которые все-таки доходят до этих мест, могут в полной меренасладиться этим природным раем.

Если отсюда дальнейший ваш путь лежит на Соломоновы острова, то следующей остановкой по дороге к ним будут острова Бэнкс и Торрес, входящие в состав Вануату.Острова и один атолл совсем небольшие, каждый из них можнообойти пешкомза полдня. В этих местах практически не бывает яхт, так что у вас есть шанс почувствовать себя первопроходем.

Вернуться отсюда назад на Эфате, чтобы идти затем в Новую Каледонию, дело трудоемкое.Ведь идти придется против ветра и течения. Однако другого решения нет: дневными этапами от острова к острову, по подветренной стороне островов,чтобы по возможности избегать встречного ветра и течения,пока вновь не достигнете Порт-Вилы. 

Куда от Каледонии?

Попасть в Нумеа, столицу Новой Каледонии,с востока можно лишь через пролив Хаванна-пассаж. Он находится в юго-восточной части кораллового рифа, опоясывающего весь остров.

Казалось бы, что может быть проще: войти в пролив, ширина которого составляет хорошие полмили. Но есть нюансы.

Глубина мелководной части пролива Хаванна-пассаж – 10 метров, отчего набегающее океанское течение создает в самом мелководном месте пролива волны, способные перевернуть небольшие яхты. Конечно, экстремальных условий в проливе можно избежать, ориентируясь по времени на максимум и минимумприливов и отливов. Однако хорошо все звучит только в теории. Свидетельством тому, что вход в пролив не всегда безопасен, служат останки океанских «фрахтеров», покоящихся по обоим сторонам пролива. Они же по иронии судьбы являются самыми лучшими ориентирами, ограничивающими пределы прохода между рифами, и видны невооруженным глазом за пять миль до входа в пролив. Выбрав маршрут, нужно идти только им, не меняя направления, корректируя штурвалом направление движенияна случай, если бьющие сбоку или сзади волны будут пытаться развернуть яхту. Движение яхты должно быть перпендикулярно движению волн и ни в коем случае не по касательной к ним.

Я уже говорил, что добраться до Новой Каледонии легче с островов Фиджи, нежели с Вануату.Тем не менее многие прибывают сюда именно с Вануату.Объясняется это двумя причинами.

Читайте также  Азоры. Блаженные острова

Во-первых, Новая Каледония лежит в трех днях пути от Вануату, по дороге оттуда в Австралию.Это удобно, считают многие экипажи, поскольку по пути в можно зайти передохнуть, получить австралийские визы или заняться неотложным ремонтом.

Вторая причина – осознанное желаниенекоторыхэкипажей яхт остаться в водах Океании если не навечно, то по крайней мере надолго. Многие яхтсменызнают, что это последняя остановка перед началом возвращения назад – в точку, когда-то ставшейначалом морского путешествия. К этой группе морских путешественников относятся люди, имеющие массу свободного времени, многое повидавшие и понимающие, что лучше, чемострова Океании, мест на Земленет. Вместе с тем они не хотят окончательно расставаться с плодами цивилизации, которых в Новой Каледонии в сравнении с другими островными государствамизначительно больше.

Новая Каледония настолько большой остров, что путь отюжной до северной точки острова может занять до шести дней. Барьерный риф позволяет практически все время находиться под его защитой, не выходя в открытый океан. Обычно,чтобы обойти остров,яхты следуют из Нумеа на север по подветренной стороне. Чтобы вернуться назад, двигаются вдоль восточного побережья острова на юг.Замечу, что «сделать юг» довольно сложно, так как ветер всегда встречный. Упрощает задачу то, что яхта, находясь за рифом, защищена отокеанского течения. К тому же все переходы, как правило,совершаются в дневное время с якорной остановкой на ночлег.

В Нумеа, где местные правила предписывают проводить все таможенные и иммиграционные формальности, можно найти практически все необходимые запасные частии нужных специалистов.На севере острова, в 400 км от Нумеи, находится безопасная и недорогая марина городка Кумак. В ней можно без опаски оставить яхту на любое время.К сожалению, никаких ремонтных мастерских или яхтенных магазинов там нет.

Однако быть в Океании и не посетить офшорные острова Новой Каледонии – это, по мнению местных французов, все равно что не увидеть«самые близкие к раю места на Земле». 

Где пинии растут

Миль за шесть до первой якорной стоянки на острове Пиний на горизонте появляется странной формы ориентир – словногромадная, опущенная в воду пила с торчащими на поверхности острыми зубьями. По мере приближения к острову «зубья» растут и превращаются в заросли… пиний.

В естественных условиях эти реликтовые хвойные деревья распространены от Чили до Австралии. В зависимости от места произрастания пинии сильно отличаются формой кроны.Деревья пирамидальной формы в Чили отличаются от «безобразных», с большими ветками у вершины,пиний острова Норфолк, что около Австралии, а деревья с несимметричными ветками по всему стволу с Северного острова Новой Зеландии не похожи на тропические исполины в австралийском штате Квинслэнд, у которых ветки растут лишь с одной стороны ствола. А вот пинии острова Пиний вообще не имеют веток – длинная хвоя растет прямо от ствола, отчего эти высокие деревья выглядят пушистыми.

Поскольку остров окружен множеством песчаных отмелей и коралловыми рифами, навигация тут требует постоянного визуального контроля.Об этом подробно написано в путеводителях-альманахах и на французских морских картах. Огорчает, что не ко всем красивымместам острова можно подойти на килевой яхте. Очевидно, по этой причинеединственная база чартерных яхт в Нумеа имеет в своем распоряжении только катамараны, осадка которых не более 120 см. И только здесь, в Новой Каледонии, можно увидеть динги, сваренные изалюминия, но по форме повторяющие известные всем динги с резиновыми баллонами.

Якорная стоянка в небольшой уютной бухте Куто – место примечательное и даже исключительное.Полторы мили пляжа из белого, плотно утрамбованного песка. Морское дно – тоже песок. Глубина – 3 метра.На пирсе – пресная вода.За поворотом дороги – небольшая мастерская мотористов. В километре небольшой продуктовый магазин с интернетом. В четырех – деревушка Вaо, где по воскресеньям в церкви поют псалмы женщины. Отсюда три раза в неделю ходит океанский паром в Нумеа, а из небольшого аэропорта раз в день летает самолет.

Добавим сюда исторический памятник в виде руин тюрьмы для участников французской революции 1848 года и природную достопримечательность – вершину Нга, которую видно из любой точки острова, хотя высота ее всего 231 метр. Что в итоге? Рай для яхтсменов!

Читайте также  Дети прилагаются

Еще одно примечательное место острова Пиний – Гаджи.Это группа небольших островков, образующая подобие лагуны на северо-западной стороне острова.Для канаков, местной народности, эти места священны, поэтому здесь никто не селится. Попадая сюда, понимаешь: все то, что открывается взору сейчас, выглядело точно так же и тысячу, и, возможно, десять тысяч лет назад. Однако, чтобы войти в лагуну Гаджи, необходимо подобрать время максимального прилива и осуществлять проход только до полудня, пока солнце не дает бликов. Кроме песчаных банок в проходе попадаютсякоралловые головы, глубину которых точно определить получается не всегда.

И наконец, маленький залив д'Оро. Он находится в северо-восточной части острова. Здесь находится фешенебельный отельLeMeridien, построенный в традиционном меланезийском стиле. Здесь же протекает «соленая река», которая на самом деле – узкая протока, соединяющая два соседних залива, отгороженных островками, являющимися ее «берегами».Сменяя друг друга, приливы и отливы гоняют воду из одного залива в другой так, что создается впечатление настоящей реки.

Скоромный архипелаг

Сегодня на архипелаг Лоялти летают самолеты из аэропорта Магента, расположенного в городской черте Нумеа.Всего за четыре часа на архипелаг можно добраться и скоростным паромом-катамараном.Но тот, кто попадает на архипелаг на яхте, понимает, насколько интересны и непохожи друг на друга два атолла и два острова, собственно, и образующие архипелаг.

Маре, самый восточный из них, дает яхтам защиту от ветра и течений лишь на севере, в Северной бухте.Жители острова селятся преимущественнов его юго-западной части.Несколько дней стоянки на якоре в Северной бухте –это полныйотрыв от цивилизации, хотя она где-то тут совсем рядом, среди сплошь заросшего пальмами и хвойными деревьями острова.

Лифу, хотя и не атолл, но имеет местами настолько хорошо развитый коралловый шельф, что позволяет укрыться за ним от ветра и течений.

На рейде деревушек Шепене и Ве можно найти самые удачные места для якорных стоянок, бросив якорь в песок.Правда, все эти якорные стоянки, как и на Маре, годятся лишьпри хорошей погоде. С подходом шторма или сильного западноговетра необходимо завести второй якорь или переждать непогоду в открытом море.

В этом смысле атолл Увея является оптимальным местом для длительной якорной стоянки в «зимние» месяцы Южного полушария.Вытянувшийся с юга на север атолл представляет собой двадцать четыре километра белого песка, а в ста метрах от берега в любом месте можно бросить якорь. В случае непогоды или западного ветра укрыться можно в маленькой естественной лагуне между островамиДегана и Джеуте.

Ну а если вы все же решили вспомнить свои навыки прохождения узких проливов между рифами, приобретенные еще на Туамоту, то атолл Бьютемп-Бопре вам для этого вполне подойдет.Находящийся в шести милях от Увея атолл имеет в южной части небольшой коралловый остров, заросший пальмами.Чтобы пройти к нему, лавируя между коралловыми головами и рифом, нужно быть настоящим мастером.Наградой служит девственный пляж и кокосовые пальмы.На атолле никто не живет. Жители атолла Увеялишь иногда наведываются сюда, чтобы собрать кокосовые орехи для копры.

* * *

Насколько круизинг по Меланезии отличается от принятого за эталон путешествия по Полинезии?Не окажется ли культура Меланезии беднее?Насколькокрасота атоллов Полинезии затмевает гористые острова Меланезии инасколько условия навигации вокруг островов Меланезии сложнее в сравнении с Полинезией?

Действительно, погодные условия западной Океании, к которой относится и Меланезия, сложнее по сравнению с Полинезией. В период июль-сентябрь в западной части Океании постоянно дует свежий – до25-30 узлов – ветер. Там же, согласно статистике, много чаще, чем в Полинезии, возникают ураганы. И вообще, начиная с Тонга, открытые океанские просторы отличаются от вод Полинезии, они суровее, что выражено в энергии волн, их высоте даже при вполне комфортном ветре силой 15 узлов, отсюда трудности при прохождении открытых океанских участков между островами.А большие гористые острова, из которых в основном и состоит Меланезия, не оставляют яхтсменам времени и возможности досконально изучить эти места.В культурном плане после буйства красок полинезийской культуры (танцы, пение, резьба по дереву, традиционные виды спорта, гонки на каноэ)в Меланезиивсе скромнее.Но заключительные аккорды путешествия в виде архипелага Лоялти и острова Пиний окупают все сполна и дадут достойный ответ местной природы на красоту атоллов Полинезии.

Опубликовано в Yacht Russia №10 (68), 2014 г.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru