Геркулесовы столбы

Ни один из рассказов о переходе из Средиземного моря в Атлантику или обратно не обходится без красочного описания Гибралтарского пролива. Это место, уникальное по своему значению в истории и культуре Европы. Но заслуживает ли оно отдельного путешествия? Несомненно.


Текст Стефана Шорра

Гибралтарский пролив отделяет Атлантический океан от Средиземного моря. По определению Международной гидрографической организации, восточной границей пролива формально считается линия, начинающаяся у мыса Европы – самой южной точки Гибралтара на севере и доходящей до мыса Альмина на востоке испанского эксклава Сеута в Марокко на юге. На западе пролив кончается у испанского мыса Трафальгар на севере и марокканского мыса Спартель на юге.

Самое поэтическое и при этом самое простое определение границам Средиземного моря дал Гомер: Гибралтарскую скалу на севере и гору Джебель-Муса на юге поэт назвал Геркулесовыми столбами. По легенде, именно здесь греческий герой остановился, дойдя до края моря. Для древних греков это место стало своего рода границей, за которой начиналось царство мертвых.

Даже сегодня пролив не теряет своей таинственной атмосферы. Особенное уважение, не сказать – смирение, испытывают проходящие здесь яхтсмены.

бычно переход по проливу шириной всего в восемь морских миль проходит спокойно, но иногда и нынешним морякам приходится испытать на себе гнев древних греческих богов.

Это прежде всего довольно сильные ветры и течения, а также крайне напряженный трафик: за день по проливу в обе стороны проходит порядка 300 грузовых кораблей, – кроме того, между берегами постоянно снуют паромы и рыбацкие лодки.

К Гибралтару мы подходим со стороны Средиземного моря. Мы – это команда, перегоняющая яхту Nauticat 35  – Egholm из Италии в Нидерланды.

На последнем этапе средиземного участка маршрута, недалеко от Малаги, родины Пабло Пикассо, ветер совсем стих, и мы, взяв курс на юго-запад, заводим мотор.

Ночью навстречу попадается испанский поисково-спасательный корабль, фонарями скользящий по поверхности моря. Короткое сообщение по радио: «Мы подобрали африканских беженцев с затонувшего корабля и проверяем, не осталось ли кого в воде». Здесь, как и у берегов Ливии, поток беженцев очень велик, и каждый год многие из них оказываются на дне моря. О таких происшествиях нередко рассказывают в новостях, но когда ты оказываешься в этих местах, подобные трагедии по-настоящему шокируют.

На следующий день, ближе к вечеру, на горизонте из тумана выступает знаменитая Гибралтарская скала – Upper Rock для англичан, Peñón для испанцев. Шесть километров в длину, 426 метров в высоту, эта хищная известковая скала знакома каждому, кто хоть немного интересуется морскими переходами.

Под гротом и генуей мы огибаем мыс Европа и заходим в бухту города Альхесираса, где во время своего знаменитого одиночного кругосветного путешествия останавливался Джошуа Слокам, а по его примеру и многие другие яхтсмены.

Сегодня Гибралтар и особенно марина Alcaidesa в Ла-Линеа-де-ла-Консепсьон к северу от испанской границы служат отправной точкой многих парусных путешествий для яхтсменов со всего мира. Мы тоже проходим мимо европейского «столба» и заходим в порт Ла-Линеа. В местном ресторане официант подносит нам на удивление изысканные блюда, а за окном Upper Rock купается в лучах заходящего солнца.

Обязательная программа на следующий день – посещение Обезьяньих скал. От испанской марины Alcaidesa можно без проблем пешком дойти до Гибралтара. Миновав шлагбаумы и скучающих пограничников, мы выходим на единственную улицу, связывающую Испанию с Гибралтаром – улицу Уинстона Черчилля. Изюминка этой дороги в том, что она пересекает посадочную полосу местного аэропорта, так что при взлете и посадке самолетов улицу перекрывают – как на железнодорожном переезде.

Туристический центр Гибралтара – это, несомненно, Главная улица. Именно здесь находится центральный почтамт, где продают столь ценимые коллекционерами гибралтарские марки. Интересная деталь: вся почтовые отправления за границу, за исключением Испании, отсюда сначала отправляются в Лондон и лишь затем – по назначению.

К востоку от торговой улицы находится памятник национальному герою Горацио Нельсону. На юге города расположено небольшое Трафальгарское кладбище. Недалеко от него находится самая южная точка полуострова – мыс Европа, на котором расположен маяк, работающий с 1841 года, католическая церковь и мечеть Ибрагим-аль-Ибрагим, одна из самых больших мечетей в неисламских странах.

В горы можно подняться на автобусе, фуникулере или пешком. С высоты открывается живописный вид на бухту Альхесираса, песчаные берега на востоке и марокканский хребет Эр-Риф за проливом.

Обезьяньими скалами Гибралтар прозвали
из-за живущих здесь обезьян маготов.
Как они сюда попали – до сих пор неясно.

Возможно, они представляют собой последний оплот в прошлом обширной популяции европейских макак. Или же их сюда завезли из Африки во время арабского владычества. В любом случае сегодня здесь проживает около 250 обезьян, и этого, честно говоря, более чем достаточно – осмелевшие макаки ведут себя беспардонно и нагло. Британцы, впрочем, их обожают, тем более что, по легенде, Гибралтар останется под владением короны до тех пор, пока здесь живет хоть одна макака.

Читайте также  Аланды, страна окуня

Испанцы, к слову, с иронией называют этот участок площадью в 6,5 квадратных километра «фальшивой Британией». Ведь и ездят здесь по правой стороне дороги, и расплачиваются везде евро, и говорят в основном по-испански, несмотря на то что официальный язык Гибралтара английский.

Впрочем, большинству туристов, а именно за их счет живет Гибралтар, территориальные споры Британии и Испании глубоко безразличны, их сюда влечет главным образом бурная история региона. Британцы, нидерландцы и испанцы на протяжении многих веков боролись за эту стратегически важную скалу, и только в 1713 году по условиям Утрехтского мирного договора Гибралтар отошел Великобритании. Колония как таковая появилась здесь еще позже, в 1830 году. И тем не менее испанцы до сих предъявляют права на этот скалистый клочок земли, который входит как в Объединенное Королевство, так и в Евросоюз. ООН в этот спор старается не ввязываться, заявляя, что проблема эта двустороннего характера, между Британией и Испанией.

Мы в общем-то согласны с позицией ООН, но все равно закупаемся в Гибралтаре дешевым дизельным топливом и отправляется через пролив. Из порта выходим в шесть часов утра, во время отлива. Egholm пересекает бухту Альхесираса, битком набитую стоящими на рейде грузовыми кораблями, и отправляется на запад, в зону прибрежного плавания вдоль испанского берега. Позади солнце окрашивает небо за скалами в мягкий красный цвет, перед нами – 60 километров пролива.

Около шести миллионов лет назад этот разрыв между двумя континентами закрылся и Средиземное море превратилось в огромное соленое озеро,

которое со временем начало высыхать.

Снова проход в океан открылся лишь 700 000 лет назад, и в Средиземный бассейн вновь стала поступать вода. Сегодня через пролив, глубина которого составляет 150 метров, из Атлантического океана в Средиземное море (оно в среднем ниже на 1,4 метра) за секунду вливается миллион кубометров воды. Но это не весь водообмен – одновременно по дну пролива в обратном направлении движутся массы более соленой и тяжелой воды, которыми, в частности, пользуются подводные лодки, следующие на запад.

Перед переходом мы внимательно изучили всю доступную информацию о течениях и особенностях погоды в регионе. Как выяснилось, из-за того, что пролив с юга закрывают Атласские горы, а с севера – Сьерра-Невада, здесь имеет место так называемый «эффект сопла», так что ветер может быть как восточный (леванте), так и западный (поньенте).

На практике, однако, наши знания нам не пригодились: во время перехода нас сопровождал штиль.

…И вот мы спокойно идем на моторе, а я, вооружившись биноклем, безуспешно ищу вокруг дельфинов или китов.

Мы приближаемся к самой южной точке европейской части пролива – мысу Тарифа, расположенному на полуострове Паломас. Из порта Тарифы выходит лодка с желающими посмотреть на китов. Она уверенно мчится к зоне разделения движения, где-то в полумиле от города. Мы же, держась берега, идем дальше в направлении Кадиса.

Вместо дельфинов впереди показываются рыбаки, устанавливающие сети, которые здесь называют альмадраба. Ловят ими преимущественно тунца, идущего на нерест в Средиземное море, чтобы затем отправить улов в Японию. О древних техниках ловли рыбы можно узнать в Музее тунца в Барбате, портовом городе к востоку от мыса Трафальгар.

Пролив мы прошли совершенно без приключений. В предыдущий раз мне повезло больше: вокруг лодки резвились дельфины и киты, восточный леванте наполнял паруса, а нос шумно бился о волны. В таких условиях вполне можно было дойти и до африканского берега, Сеуты и марины Smir.

В этот же раз времени у нас остается лишь на Кадис. Именно здесь, у мыса Трафальгар, в 1805 году произошла знаменитая битва между испанско-французской армадой и королевским флотом Великобритании. Сражение закончилось сокрушительной победой англичан, руководимых Горацио Нельсоном, который во время битвы был смертельно ранен мушкетной пулей, но держался за жизнь до тех пор, пока ему не пришло сообщение о победе. Его тело запечатали в бочке с бренди и отправили в Лондон, где он и был похоронен в соборе Святого Павла. Более не нужный бренди, который матросы прозвали «Кровь Нельсона», позже выпили. Ваше здоровье!

Путеводитель по маринам Гибралтара

Мы отобрали самые подходящие для яхт марины по обеим сторонам пролива (с востока на запад)

Испанский берег

Малага – Marina Seca
В яхт-клубе Real Club Mediterráneo к северо-востоку от входа в порт в августе 2014 года открылась марина Seca, способная вместить около 150 лодок. В разгар сезона за место у пирса для 15-метровой лодки придется заплатить 60 евро. Прямо у выхода из марины на парковке у круизного терминала можно взять напрокат автомобиль или велосипед. Телефон 0034/952 22 63 00, UKW-Kanal 09, www.marinamalaga.com.

Малага – Городской порт
Ближе к центру, но и дороже. Пришвартоваться к берегу либо встать на муринг можно у северо-восточного берега городской бухты, напротив торгового центра Muelle Uno Sea, где полно баров и ресторанов, а также есть туалеты. Необходимо зарегистрироваться у портовых властей на 11-м канале УКВ, www.puertomalaga.com.

Ла-Линеа-де-ла-Консепсьон – Alcaidesa Marina
Эта тихая просторная марина на 625 лодок к северу от Гибралтара принадлежит Андалузскому государственному портовому управлению EPPA (www.eppa.es). Ночная стоянка для 35-футовой яхты стоит 21 евро. До Гибралтара – 15 минут. В марине есть велопрокат и беспроводная локальная сеть. Прекрасный вид на Гибралтарскую скалу, особенно ночью, когда ее подсвечивают. Сам испанский городок очень милый, но смотреть здесь особенно нечего. Магазины расположены довольно далеко от причала. Телефон 0034/956 02 16 60, 9-й канал УКВ, www.alcaidesamarina.com.

Гибралтар – Marina Bay
Все прибывающие суда должны заранее зарегистрироваться в марине и перед швартовкой подойти к специальному пирсу для проверки. Подобные меры были введены из-за проблем с беженцами. Марина находится на севере города рядом с аэропортом и хорошо защищена от восточного ветра. Больше 200 мест для стоянки, глубина – 4,5 метра. У причала есть электричество и вода, Wi-Fi за отдельную плату. Телефон 0035/20 07 33 00, 71 канал УКВ, www.marinabay.gi.

Гибралтар – Queensway Quay Marina
Центральная марина в самом сердце города, окруженная роскошными домами, ресторанами, магазинами и барами. 185 мест для яхт длиной до 75 метров. У пирса есть вода и электричество. В соседней марине Coaling Island гостям останавливаться нельзя, здесь стоят только местные лодки. Телефон 0035/20 04 47 00 или 20 04 46 99, 71-й канал УКВ, www.queenswayquay.com.

Гибралтар – Ocean Village Marina
Самая новая из трех марин Гибралтара, граничит с Marina Bay. Есть заправочная станция, рядом с мариной несколько баров и ресторанов. Стандартный сервис, платная локальная сеть. В начале 2015 года в марине открыли десять новых мест для мегаяхт. Кроме того, для желающих предусмотрено съемное жилье рядом с причалом. Телефон 0035/20 04 00 48, 71-й канал УКВ, www.oceanvillage.gi/marina.html.

Альхесирас – Marina El Saladillo
Большая марина на 800 лодок в четырех морских милях к западу от Гибралтара. Качественный сервис. Телефон 0034/956 57 25 03, 9 канал УКВ, www.apba.es.

Тарифа
Этот рыбацкий и паромный порт не очень подходит для парусных яхт. Не доходя до порта, можно пришвартоваться у правой стороны причальной стенки, но место это не безопасное. В начале 2015 года в сильный ветер скоростной паром протаранил стоящую здесь яхту, и та затонула. Гораздо безопаснее встать на якорь с западной или восточной стороны (в зависимости от ветра) дамбы, соединяющей Тарифу с островом Паломас. Имейте в виду, здесь ни в коем случае нельзя причаливать к берегу на динги! Ежедневно отлавливающая беженцев из Африки полиция вас сразу же возьмет в оборот. Сходить на берег можно только в порту.

Кадис – Marina Puerto America
Баия-де-Кадис – большая естественная гавань с четырьмя маринами и отличными условиями для якорной стоянки. Как город, Кадис расцвел в XVI и XVII веках за счет торговли с новыми колониями в Южной и Центральной Америке. Как и в соседних городах Рота и Эль-Пуэрто-де-Санта-Мария, в Кадисе расположено множество впечатляющих памятников архитектуры. На северном конце полуострова, на котором расположен город, находится марина Puerto America, принадлежащая EPPA. Это тихое, несмотря на промышленные здания вокруг место, где можно без проблем встать на муринг, но сначала нужно подойти к специальному пирсу и оповестить о своем прибытии портовые власти, которые укажут свободное место в марине. От марины до старого города где-то 20 минут пешком. Телефон 0034/956 22 36 66, 9-й канал УКВ, www.eppa.es/en/marina-puerto-america.

Марокканский берег

Марина Smir
Заходя в бухту, не подходите близко к берегу, здесь очень резко становится мелко. Первым делом необходимо подойти к заправке, где вам выделят одно из 100 гостевых мест. Всего марина вмещает до 450 яхт длиной до 60 метров. Остановившись в марине, стоит совершить вылазку в близлежащий Тетуан. Телефон 00212/ 39 97 72 52, 9-й канал УКВ, www.portmarinasmir.com.

Сеута – Marina Hercules
Испанский эксклав в Марокко. В порту остерегайтесь рыбацких сетей. На входе в бухту стоит памятник Геркулесу. Марина хорошо защищена, но при западном ветре возможны порывы с близлежащих гор. 300 мест для лодок длиной до 20 метров. Глубина – от двух до четырех метров. Город особого интереса не представляет. Два из трех островов пролива находятся совсем рядом с Сеутой: Перехиль к западу и совсем небольшой Санта-Каталина к востоку от города. Телефон 0034/ 956 52 50 01, 9-й канал УКВ, www.mahersa.es.

Танжер – Royal Yacht Club
В настоящее время в порту Танжера ведутся масштабные строительные работы. Грузовые корабли и паромы временно перенаправляются в порт Танжер-Мед в 40 километрах на восток. Бывший рыбацкий порт на севере бухты, где находится марина Royal Yacht Club, подвергся кардинальной реконструкции и станет доступным в 2016 году. На юге бухты ведется строительство новой большой марины. Телефон 00212/939 93 74 95, 06-й и 14-й каналы УКВ (говорить можно как по-арабски, так и по-французски и по-испански).

Литература и карты

Читайте также  Тихие Спорады

Справочники на английском языке: The Straits Sailing Handbook, автор Колин Томас. Включает таблицы течений, приливов и отливов. Хороший справочник для планирования прохода по Гибралтару с описаниями портов от Барбате (Атлантика) до Бенальмадены (Средиземное море), примерно 14 евро. Mediterranean Almanac 2015–2016 Рода и Люсинды Хейкель, примерно 43 евро. Обе книги издательства Imray (www.imray.com). Reeds Nautical Almanac, примерно 65 евро, www.reedsnauticalalmanac.co.uk. Морские карты Imray M11 Mediterranean Sea – Spain. Gibraltar to Cabo de Gata & Morocco, 1:440 000, а также C50 Atlantic Coasts of Spain and Portugal. Sines to Gibraltar, 1:350 000, каждая по 25 евро.

Тонкие места, узкие места…

38-летний капитан из Гамбурга Инго Мартенс, который регулярно проходит Гибралтар на круизной мегаяхте Chronos, рассказал нам, чего следует остерегаться в проливе.

Много ли усилий от команды требует переход через Гибралтар?

В проливе всегда очень напряженное движение, большие суда следуют из Средиземного моря в Атлантику и обратно, плюс паромы между Испанией и Марокко. Кроме того, здесь достаточно сильное течение и ветер, усиленный “эффектом сопла”. Если все хорошо спланировать и внимательно следить за другими кораблями и погодой, то путешествие по Гибралтару может получиться действительно интересным.

Необходимы ли здесь AIS и радар?

Эти устройства при переходе могут оказаться полезными, особенно при восточном ветре, когда не очень хорошая видимость. Также нужно следить за сообщениями Tarifa Traffic и Gibraltar Port, которые регулируют движение в проливе, и постоянно дежурить на 16 канале.

Где лучше всего идти под парусом?

В зоне прибрежного плавания. Здесь не так много больших судов и течение намного слабее, чем на фарватере.

Читайте также  Финская «авантюра»

Что проще – идти из Атлантику в Средиземное море или обратно? 

Если у команды есть возможность выбирать, то в первый раз я бы рекомендовал к проливу подходить с востока. Условия в этой части Средиземного моря обычно благоприятные, да и посмотреть есть на что. Кроме того, большие корабли близко к испанскому побережью обычно не подходят. Навигацию также упрощает и Гибралтарская скала – сразу узнаваемый и видный издалека ориентир. Атлантическое побережье Испании, правда, красивее и оригинальнее, но ходить здесь сложнее – сильное течение и постоянное волнение не дадут сполна насладиться видами, так что новичкам этот участок маршрута лучше оставлять на потом.

Какую марину вы могли бы порекомендовать яхтсменам, желающим осмотреть Гибралтар?

До основных достопримечательностей, в принципе, можно быстро добраться из любой марины. Лично мне Marina Bay и Ocean Village Marina кажутся более привлекательными и интересными, чем Queensway Quay Marina. Тем же, кто перед выходом в Атлантику меняет команду или дожидается запасных частей для лодки, а здесь это не редкость, идеально подходит Algeciras в Ла-Линеа. Зарегистрировавшись в испанской марине, можно без проблем проходить в Гибралтар, а вот остановившимся в самом городе в Испанию можно попасть только после кучи проверок и придирок.

А что насчет Марокко? Стоит ли туда идти и насколько это проблематично?

Совершенно спокойно, по крайней мере, на данный момент, можно остановиться и зарегистрироваться в марине Смира, портовые власти здесь настроены очень дружелюбно, да и место практически всегда найдется. Но имейте в виду – вход в порт постоянно мельчает, и безопасный путь к молу обозначен небольшими буями. Из Смира можно легко добраться до древнего Тетуана, который более чем достоин внимания.

А как же Сеута?

Остановиться в Сеуте не проблема, особых формальностей не потребуется, но сам город оставляет двоякое впечатление из-за Сеутской стены, отгораживающий этот испанский эксклав от беженцев и окружающей бедности.

Опубликовано в Yacht Russia №12 (81), 2015 г.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru