Джерри Спис: все меньше, все дальше

Джерри Спис пересек акеан на яхточке, на которой и вытянуться толком было невозможно, И установил рекорд "малости" судна. Но продержался этот рекорд недолго… Вся ястория океанского мини-яхтостроения — в справке к этой статье.








«Любой цели можно добиться, если не обращать внимания на вопрос «зачем тебе это надо?»

Джерри Спис

Текст Сергея Борисова, журнальный вариант

Вопреки всему

Ему все равно никто не поверит. В глаза будут говорить одно, а за глаза… Наверняка обвинят в тщеславии, гордыне, других смертных грехах.

Джерри усмехнулся: во всех не получится! Прелюбодеяние не в счет и чревоугодие. И не потому, что он аскет, умерщвляющий плоть свою, просто на «Yankee Girl» нет женщин, на ней вообще никого нет – кроме него, естественно: капитана, матроса и кока в одном лице. Второй человек здесь не поместится. Что до обжорства, то он бы и рад побаловать себя деликатесами… и побольше! побольше!.. только запасы его скромны, они рассчитаны по дням и калориям, дозированы до последнего грамма. И все по той же причине: его яхта слишком мала, а путь до Англии долог. К тому же, океан может не ограничиться преподнесенными сюрпризами, а подложить новую свинью.

Под веками появилась свиная отбивная. С золотистой корочкой, припорошенная зеленью, только что с огня, даже воздух над ней дрожит.

Джерри пробежался пальцами по плотным рядам консервных банок и вытащил одну — со свиной тушенкой.

Божественное кушанье! Он знает, он уже пробовал.

Прежде, чем приступить к трапезе, Джерри выглянул наружу. Никого и ничего. Океан пуст и безмятежен. Но лишний раз проверить не мешает. К тому, что это никогда не лишнее, его приучили… персики. Когда это было? Да, точно, 24 июня.

К тому времени у него уже вошло в привычку ужинать на закате – и не позже. Промедли, оставь люк открытым, и конденсат будет таким, что одежду хоть выжимай. А сушить ее на «Yankee Girl» негде.

Он поел и задвинул крышку люка, препоручив яхту заботам Гольфстрима, пусть несет ее к Англии, туда ему и нужно.

Сон пришел быстро и так же легко отступил ровно через час. Надо осмотреться, таков порядок. И он обязательно это сделает, но позже, а пока… Ему вдруг так захотелось персиков, аж скулы свело.

Чтобы найти нужную банку, он зажег свет. Когда банка была вскрыта, свет он выключил. Аккумуляторы надо беречь, а мерцающей шкалы радиоприемника хватит, чтобы не пронести ложку мимо рта.

В это мгновение сквозь 4-дюймовые иллюминаторы внутрь лодки ворвались огненные лучи.

Рука дрогнула, персик упал на колени, сладкий сироп потек по подбородку.

Гигантский сухогруз раздавил бы и его, и его яхту, и даже не заметил бы этого, как человек не замечает попавшее под ногу насекомое. Но им повезло, они уцелели.

Он дернул люк так, что чуть не вырвал его из пазов.

Рядом с ним, метрах в тридцати, двигалась стальная стена. Корабль!

«Yankee Girl» бросило к исполину, потом закружило и отшвырнуло в сторону.

Показались кормовые огни.

Медленно выдохнув, он склонился над передатчиком.

— WXQ9684, WXQ9684, это яхта «Yankee Girl»…

В ответ раздалось сердитое:

— Это «African Comet». Вас не было на экране радара. Скажите спасибо, что увидели ваши огни. Еле-еле успели отвернуть. Вам нужна помощь?

— Н-нет.

Огни? Он не мог сообразить: какие огни? Потом понял: он ведь зажигал свет. На минуту. Даже меньше… Как же его разглядели с мостика «African Comet»? Непостижимо! А если бы он проснулся на четверть часа позже? Если бы ему не захотелось сладкого и он не зажег бы свет?

От этих мыслей стало так зябко, что он обхватил плечи руками – и пожалел, что среди книг, которые он взял с собой, есть Библия, воспоминания Джошуа Слокама, «Дон Кихот», томик Марка Твена, наконец, краткое руководство для начинающих яхтсменов, но нет сборника О.Генри с рассказом «Персики». В той прелестной новелле тоже все кончается хорошо. И тоже совершенно случайно, вопреки всему.

Десять футов

Ему так никто и не поверил. Потому что Джерри Спис попал-таки в «Книгу рекордов Гиннесса» — как человек, в одиночку пересекший Северную Атлантику на самой маленькой яхте. Его имя встало рядом с именем американца Хьюго Вилема, который пересек Атлантический океан на яхте «April Fool» длиной всего 1,84 метра. Но Вилем плыл с востока на запад в зоне пассатов, а Спис с запада на восток и гораздо севернее.

Тем не менее, Спис стоял на своем, утверждая, что длина его яхты была продиктована исключительно «конструктивными соображениями». Возможно, зерно истины в этом и было.

Все началось задолго до 1979 года, когда состоялся рекордный вояж. С детства Джерри Спис обожал лодки и паруса, хотя это довольно странно, учитывая, что его родной штат – Миннесота, может похвастаться разве что озерами и водохранилищами. Джерри плавал на всем, что плавает, и поднимал на мачту все, во что может дуть ветер. Так было в детстве, так было в юности, так не могло продолжаться бесконечно. В конце 60-х с женой Салли они стали владельцами самой настоящей яхты! Длина ее, правда, была скромной – 5.18 метра, зато название громким — «Yankee Doodle». За несколько месяцев на своем суденышке супруги прошли всю Миссисипи, побывали в Панаме, Эквадоре и… вернулись обратно в Миннесоту.

То плавание вселило в школьного учителя из Миннесоты уверенность, что ему любое море по колено. Да и лодку себе он сделает сам, и будет она не хуже, а лучше, чем у других!

Два года ушло на строительство тримарана, который Джерри назвал тоже звучно: «Yankee Spirit». Плыть он решил далеко – вокруг света, и непременно в одиночку. Как Слокам! Как Жербо! Как Чичестер и Робин Нокс-Джонсон, наконец!

Салли не возражала. Родителям Джерри, которые пытались отговорить его, она сказала:

—  Если у моего мужа есть мечта, разве я вправе отнимать ее?

В 1974 году «Yankee Spirit» покинул Майями и направился к Багамским островам, а уже через несколько дней тримаран привели на буксире обратно. Без мачты и капитана, который попал в больницу с нервным расстройством и множественными травмами, по счастью, совместимыми с жизнью.

Читайте также  К 100-летию ВФПС. Паруса войны и мирные годы

Да, шторм, который едва не отправил тримаран на дно, был страшным, однако по прошествии нескольких недель после выздоровления Джерри Спис вынужден был признать, что вина за происшедшее лежит только на нем.

Он был так самонадеян, что его следовало наказать за это, и так глуп, что сделать это было легче легкого. И вообще, кто он такой, чтобы покорять океаны? Их вообще нельзя покорить! Пересечь океан можно лишь с уважением к нему, в сотрудничестве с ним.

Джерри не отказался от своей мечты, но прошло несколько лет, прежде чем он начал понимать, какая ему нужна яхта, чтобы добиться цели. Ему нужен поплавок! Ведь поплавок не тонет, ему не страшны волны, ветер. В то же время его «поплавок» должен быть достаточно большим, чтобы вместить человека, а также все, что нужно для дальнего плавания. При этом «поплавок» должен не просто болтаться в воде, а ходить под парусом и, желательно, даже круто к ветру.

16 января 1977 года стал днем рождения «Yankee Girl». Нет, яхты еще не было, но на листе бумаги уже была проведена первая линия и написано: «Длина — 10 футов».

Он не хотел идти быстро. В этом не было необходимости. Он хотел идти далеко.

Джерри чертил, стирал и чертил снова. Постепенно становились ясны основные измерения: ширина, осадка, площадь парусности… Скулы – острые. Балласт… А вот балласта как такового не будет. Он необходим, чтобы лодка могла спрямляться при крене, но он же лишает лодку запаса водоизмещения, во-первых, и всегда готов утянуть ее на дно, во-вторых. Нет, Джерри Спис хотел, чтобы его яхта ко всему прочему была и непотопляемой!

Противоречия казались неразрешимыми, и надо было выбирать – бросить это дело или все же строить, надеясь решать проблемы по мере их возникновения.

— Буду строить, — сказал он супруге.

Та кивнула.

— Но ты не беспокойся, — заторопился Джерри. – Это не потребует больших затрат. Строить я буду сам. В гараже.

Супруга опять кивнула. Она была образцовой женой, Салли Спис.

Необходимые для строительства яхты материалы Джерри раздобыл на идущем под снос складе, где нашлось много полок и фанерных перегородок. Все это «дерево» обошлось ему в 20 долларов. Оставалось только вытащить ржавые гвозди…

Размеры яхты позволили применить уникальную технологию создания «скелета»: киль форштевень, ахтерштевень, четыре шпангоута, стенки  надстройки, комингсы Джерри выпилил электролобзиком. Где требовалось, фанера склеивалась в два или три слоя. В итоге получился сверхпрочный набор. Потом он был обшит 9-миллиметровой фанерой, зачищен и тщательно оклеен четырьмя слоями стеклоткани.

Следующим этапом было испытание на воде. «Yankee Girl» установили на трейлер и доставили на берег ближайшего озера. Лишь только яхта оказалась на воде, как тут же стала заваливаться на бок. Пришлось ее срочно затаскивать обратно на трейлер. Джерри было стыдно: поторопился установить мачту, а о том, чтобы нагрузить лодку, не подумал.

Как нагрузить? Чем? Эти вопросы Джерри Спис решал всю зиму, и лишь к весне 1978 года нашел ответы.

Сначала он рассудил так: если без балласта все равно не обойтись, то пусть им будут банки с консервами и емкости с пресной водой и топливом.

По самым скромным расчетам, однако, выходило, что ему потребуется 450 банок консервов и 680 литров воды. Да его лодка просто не выдержит такой нагрузки!

От подобной арифметики впору было впасть в отчаяние. Вместо этого Джерри стал ставить на себе эксперименты и через месяц сумел снизить суточное потребление воды в 6 раз. А это «на круг» уже 113 литров. Терпимо.

Что касается консервов, то они тоже бывают разные. Опыты в домашней ванне показали, что банки с кукурузой не тонут, а банки с бобами сразу идут на дно. Хорошо, что он не любит бобы! Значит, берем те банки, которые не тонут, вот вам и запас плавучести для «Yankee Girl». А воду он возьмет дистиллированную, в плоских флягах. Кстати, вода в воде не тонет, и это тоже плюс. По мере того, как консервы и пресная вода будут расходоваться, банки и фляги он станет заполнять морской водой. И все ради нее, остойчивости!

Целый год Джерри готовился, тщательно продумывая каждую деталь. Скажем, у каждой вещи на яхте, и это понятно, должно быть свое место, причем максимально скромное. Одежда? Ее можно свернуть в рулончики и рассовать по пластиковым банкам. Ножницы? Их – в стакан с ложкой и вилкой, а стакан — в контейнер с газовой плиткой.

Постой-ка, а как он будет готовить? Джерри прикинул так и сяк, и нашел выход: садимся на койку, плитку зажимаем коленями, крышку кастрюли придерживаем левой рукой, потому что правая при необходимости — на румпеле.

Он говорил Салли:

— Понимаешь, это как цепь, в которой должно быть надежно каждое звено.

В конце концов наступил момент, когда он сказал себе: лодка готова, надо плыть или… Да, теперь он был уверен в своей яхте, но чем дальше, тем больше сомневался в себе. Выдержит ли? Проверить это можно было только одним способом, и он назначил день отплытия.

Один на один

Он отплыл 1 июня 1979 года из Вирджиния-Бич, что недалеко от Норфолка. Впереди его ждали три с половиной тысячи миль до английского Фалмута.

В первые дни все было отлично: попутный ветер, солнце, пологие волны. Но так не бывает, чтобы все было хорошо. Позже, уже после финиша, Джерри Спис признается со смехом:

— «Yankee Girl» была забита припасами, и я чувствовал себя так, будто меня заперли в чемодане. Я хвастался тем, что оборудовал на лодке койку, на которой могу вытянуться. Куда там! Я и сидеть-то толком не мог.

Постепенно, однако, мореплаватель обустраивался на борту. От былой неуверенности не осталось и следа. Теперь Джерри точно знал, что все сделал правильно, что рискнул и направился через океан на своей малютке. Он был полон оптимизма, и в радиоразговоре с капитаном теплохода «Билдердик» без конца сыпал шутками.

Два дня спустя ему было уже не до смеха. Шторм начался внезапно, и с каждой минутой волны становились все выше. Джерри убрал паруса, а потом убрался и сам – в свой «чемодан».

Читайте также  Мыс Горн. 400 лет испытаний

Когда раздался удар, и яхту положило на бок, Джерри даже не успел испугаться. Потому что «Yankee Girl» тут же выпрямилась. И всех неприятностей от происшествия – немного воды, которая просочилась сквозь резиновый уплотнитель щели для румпеля.

Шторм то немного стихал, то вновь набирал силу. Так продолжалось до 15 июня. Наконец ветер присмирел настолько, что можно было поднимать паруса, по крайней мере стаксель. Для этого Джерри нужно было выбраться из люка. А ноги не слушались – подгибались, дрожали. Пришлось их разминать и массировать до тех пор, пока к ним не вернулась их главная функция – удерживать тело в вертикальном положении.

Джерри выполз из люка, вцепился в мачту и с трудом выпрямился. Как же здорово вот так…стоять, просто стоять. Но надо заняться парусом. Он нагнулся, бросил взгляд в сторону и похолодел. С северо-запада на него катилась огромная волна.

«Она шла поперек других волн и сминала их, будто они были сделаны из бумаги, — писал Джерри Спис в своей книге «Один против Атлантики». – Вот она нависла над нами. Сейчас она обрушится, и вода затопит лодку, люк-то я оставил открытым. Волна ударила меня, и я полетел во вспененную воду. Вынырнув, я увидел, что весь левый борт скрылся под водой. Увеличься крен еще немного или ударь новая волна – лодку зальет, она перевернется, страховочный конец обернется вокруг, и я навсегда останусь в подводной ловушке! Мне удалось схватиться за ванту, и в этот момент «Yankee Girl» выпрямилась, буквально выдернув меня из воды. Все произошло так стремительно, что я даже не успел потерять очки».

Это был хороший, хотя и жестокий урок. А через день океан разгладился и стал ласковым как кошка, которая забыла, что она тигр.

Миля за милей оставались за кормой. В среднем «Yankee Girl» проходила по 60 миль в день, что очень неплохо для яхточки таких размеров.

Джерри подумал, что есть резон внести коррективы в его планы. Согласно им, он должен был зайти на Азорские острова, и уже оттуда направиться в «туманным британским берегам». Однако, следуя «букве», ему придется изменить курс, отказавшись от попутного ветра, соответственно упадет скорость… Нет, не будем догматиками, пойдем прямо – в Англию! К тому же, Джерри не мог ручаться, что, ступив на землю Азор, сумеет заставить себя вернуться на «Yankee Girl»…

Он сделал все, что мог, для своей маленькой лодки. Теперь ей предстояло позаботиться о нем.

15 июля он установил рекорд суточного перехода – 84 мили. Погода оставалась вполне пристойной. Настроение поднимали разговоры по радио с проходившими мимо судами. Лишь когда «Yankee Girl» была уже у мыса Лизард, погода начала портиться. Но, похоже, это было последнее испытание, а по сравнению с тем, что ему довелось пережить в океане, не испытание даже, а так – небольшая неприятность.

— Эй, на «Yankee Girl»! Джерри!

Он подумал, что у него начались галлюцинации. Пока слуховые… Проклятое одиночество! Он так часто думает о Салли, что ему уже слышится ее голос! И все же Джерри отодвинул люк…

На носу лоцманского катера, качавшегося в двадцати метрах от него, в окружении журналистов с фотоаппаратами стояли его родители и жена.

Увидев его, они замахали руками, как одержимые.

— Джерри, ты молодец! – кричал отец

— Ты хорошо выглядишь, сын! – уверяла мать

— Ты спал прошлой ночью? – крикнула Салли и вдруг разрыдалась.

И тут Джерри Спис понял, что тоже плачет.

24 июля в 16.30 по Гринвичу «Yankee Girl» ошвартовалась в порту Фалмута.

* * *

Два года спустя в «Книге рекордов Гиннеса» вновь появилось имя Джерри Списа. Ему потребовалось 108 суток, чтобы дойти от Лонг-Бич в Калифорнии до Сиднея. Разумеется, в одиночку, и конечно же, на «Yankee Girl».

Он не шел напрямую. При всей вере в уникальные способности своей яхты, это было бы чистым безумием. А сумасшедшим он не был. Это другие считают его таковым, но он-то знает…

Джерри направился на Гавайи (переход занял 34 дня), потом завернул на атолл Фаннинг, побывал на островах Фиджи и Новая Каледония, и уже оттуда взял курс на Австралию.

На сей раз он был готов лучше, чем во время броска через Атлантику. Памятуя о том, как чуть не оказался под штевнем «African Comet», он оборудовал «Yankee Girl» сигнальными огнями и радиолокационным отражателем. Некоторые изменения претерпел и ассортимент продовольственных запасов (в пользу тушенки за счет фасоли). Также Джерри взял с собой 35 футболок, 35 пар носков, 10 пар брюк, 28 рубашек с длинными рукавами, 5 свитеров, 6 пар перчаток…  Если нельзя постирать и высушить, проще поносить и выбросить, верно?

Намного чаще, чем в Атлантическом океане, он пользовался мотором — по той простой причине, что больше было штилей. А они хуже штормов, потому что неподвижность – лодки и человека в ней, провоцирует депрессию, от которой и впрямь можно повредиться в уме. У него было 250 литров топлива, вот он и «жег» его потихонечку, делая по 50 миль в сутки. Движение – это жизнь! Правда, как-то мотор забарахлил, и Джерри наглотался выхлопных газов до такой степени, что чуть не свалился на борт, но это так – издержки.

Были и шторма, как же без них в Тихом океане. Однако опыт — великая вещь. Джерри безошибочно угадывал, когда надо спускать паруса. Сделав все для своей маленькой лодки, он укрывался внутри и задвигал за собой люк. Теперь очередь «Yankee Girl» ухаживать за ним. А он пока подумает над тем, чем будет заниматься после этого рейса, и, пожалуй, перекусит… персиками.

В Сиднейскую бухту они с «Yankee Girl» вошли под всеми парусами.

Биография                                                                                                                     

Джеральд Ф. Спис родился в 1940 году городе White Bear Lake, штат Миннесота. Закончил университет со степенью в области психологии. Служил в ВВС США. После службы устроился работать учителем, однако работа не приносила ему удовлетворения. Настоящей отдушиной для него стал парусный спорт. В 1969–1970 годах с женой Салли, инженером-программистом, совершил большое путешествие на яхте «Yankee Doodle». В 1974 году на тримаране «Yankee Spirit» отправился в кругосветное плавание, но уже через два дня тримаран потерял мачту, а яхтсмен едва не расстался с жизнью.  В 1979 году Джерри Спис на яхте «Yankee Girl» пересек Атлантику, а два года спустя — Тихий океан. После этого Спис заявил, что прекращает дальние плавания, потому что «это слишком тяжело – жить на краю 24 часа в сутки». Яхта «Yankee Girl» стала экспонатом Исторического музея в городе Сан-Пол, Миннесота. Слово свое Джерри Спис сдержал – больше за море он не ходил.

Читайте также  Эррол Флинн: за бортом Голливуда

«Yankee Girl»

Длина корпуса – 3.05 м

Длина по КВЛ – 2.95 м

Ширина – 1.67 м

Осадка днищем – 0.56 м

Высота надводного борта – о.51 м

Водоизмещение набольшее – 1000 кг

Высота мачты от КВЛ – 5.23 м

Паруса: грот 4.08 м. кв., стаксель – 3.62 м. кв, спинакер – 16.7 м. кв.

Подвесной мотор «Эвинруд», 4 л. с.

Убежденные минималисты

Рассказ о плаваниях Джерри Списа будет неполным, если не поведать о его предшественниках и его последователях – яхтсменах, всем прочим яхтам предпочитающим крохотные. Но какую длину яхты взять за ориентир? Пять метров? Тогда их будет много. Четыре? Тогда многие окажутся «за бортом». Пусть будет 4.5 м.

1892 год.  Опытный моряк, капитан Уильям Эндрюс отправляется через Атлантику на яхте «Sapolio» длиной 4.4 м. За год до этого он уступил в гонке через океан Джошуа Лоулору. Тогда лодка Эндрюса «Сирена» имела длину 5.8 м, а «Морской змей» Лоулора – 4.6 м. На то, чтобы пересечь Атлантический океан, Эндрюсу потребовалось 84 дня.

1965 год. Американский журналист Роберт Мэнри на швертботе «Tinkerbelle» длиной 4. 1 м. стартовал в Фалмуте (США), чтобы достичь Фалмута (Великобритания). Полное опасностей плавание продолжалось 78 дней.

1965 год. Англичанин Джон Райдинг покоряет Атлантику на яхте «Sea Egg» длиной 3.6 м. Из Плимута Райдинг отправился к Азорским островам, оттуда – к Бермудам, затем – к американскому Ньюпорту. На покорение Атлантики у яхтсмена «ушло» 127 дней. В 1973 году Райдинг решил совершить кругосветное путешествие. Последний раз «Sea Egg» видели в Тасмановом море.

1966 год. Трансатлантический переход от берегов Флориды (США) в Фенит (Ирландия) совершает Билл Вэрити на яхте «Nonoalka» длиной 3.66 м. Яхта была построена специально для этого плавания, которое благополучно завершилось через 65 дней.

1968 год. Американец Хьюго Вилем пересекает Атлантику с востока на запад на яхте «April Fool». Ее длина 1,84 метра! Вилем шел в зоне пассатов, на путь от Марокко до Флориды ему потребовалось 85 дней.

1968 год. Трагически закончилась третья попытка «патриарха океанов» Уильяма Уиллиса преодолеть Северную Атлантику на яхте «Little One» длиной 3,35 м. Яхту обнаружили полузатопленной в 400 милях от побережья Ирландии. Ее 77-летний капитан бесследно исчез.

1975 год. Голландский художник Бас Йен Адер отправляется в плавание с целью пересечь Атлантику в рамках программы «В поисках чуда». Через десять месяцев его яхту «Ocean Wave» длиной 3.81 м обнаружат у ирландского побережья без капитана на борту.

1982 год.  Известный английский спортсмен, по натуре – типичный авантюрист, Том МакЛин прошел на яхте «Giltspur» от Ньюфаундленда (США) до Фалмута (Великобритания). Длина яхты МакЛина была 2,97 метра.

1982 год. Через две недели после МакЛина финиширует американец, водитель грузовика Билл Данлоп. И делает англичанина вторым, поскольку длина его яхты «Wind's Will» 2,77 метра. В море Данлоп провел 78 дней.

1983 год.  Неутомимый Том МакЛин с помощью бензопилы укорачивает свою яхту «Giltspur» до 2.41 м. и успешным плаванием через Атлантику возвращает себе лавры рекордсмена.

1983 год. На берег Ирландии во время 10-бального шторма выбросило лодку американца Уэйна Дикинсона «God's Tear» длиной 2,47 метра. В море Дикинсон провел 140 дней.

1983 год. На яхточке «Toniky nou» пересекает Атлантику Эрик Петерс, тем самым отбирая рекорд 15-летней давности у Хьюго Вилема и «April Fool». Длина «Toniky nou» 1,73 м.

1984 год. Билл Данлоп отправляется в кругосветное плавание. «Wind’s will» успешно доходит до островов Кука, но после отплытия оттуда пропадает без вести.

1983 год. Советское судно «Юрий Костиков» у ирландского побережья поднимает на борт яхту «Anglo biG C» длиной 2.06 м. Англичанин Том МакНэлли стартовал на ней из Ньюфаундленда, но вынужден был прервать плавание.

1983–1987 годы. Австралиец французского происхождения Серж Теста первым совершает кругосветное плавание на сверхмалой яхте «Acrohc Australis» длиной 3,65 метра.

1990 год. Американец Стивен Лэдд путешествует на яхте «Squeack» длиной 3.66 м (с двумя мачтами и гиками типа уишбон) по рекам и озерам Северной Америки. Затем плывет в Южную Америку и через три года возвращается домой через Карибы.

1992–1993 годы. Девять лет спустя после своего неудачного плавания Том МакНэлли все-таки пересекает Атлантику – из Португалии во Флориду с остановками на Мадейре, Канарских островах и Пуэрто-Рико. Плавание занимает 134 дня, но рекорд установлен! Длина яхточки «Vera Hugh» 1,66 метра!

1993 год. Американец Хьюго Вилем возвращает себе рекорд, вернее, устанавливает новый. Ему понадобилось 105 дней, чтобы добраться от Америки до Англии на ярко-красной бочке (лодкой ее назвать язык не поворачивается) «Father's Day» длиной 1,63 метра! Сегодня суденышко Вилема – музейный экспонат.

1999–2003 годы. Второе кругосветное плавание Евгения Гвоздева. Длина яхты «Саид» составляла 3.7 метра. Его судно было так мало, что в начале больших тихоокеанских переходов, когда припасы загромождали каюту, Гвоздев был вынужден спать, оставляя ноги в кокпите.

2008 год. Француз Франк Андреотта на яхте «Stern» пересек Атлантику — от Тенерифе до Гваделупы —  за 48 дней, то есть быстрее всех из «микро… микро… микрояхт». А вот до другого рекорда мореплаватель не дотянул. Его яхта на целых 5 сантиметров длиннее «бочки» Хьюго Вилема.

Опубликовано в Yacht Russia №46 (10 — 2012)