Опасные игры с китами

Игры с китами слишком часто плохо заканчиваются. Вот, у побережья Южной Африки морской исполин снова атаковал яхту. По счастью, все обошлось «малой кровью»: морской исполин пощадил Golden Crown австралийца Стива Уикетта, кит лишь махнул хвостом и окатил яхтсмена водой с головы до ног.












«И сотворил Бог больших китов и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их»

Книга Бытия. 1,21

Текст Сергея Глебова

У побережья Южной Африки кит снова атаковал яхту. По счастью, все обошлось «малой кровью»: морской исполин пощадил Golden Crown австралийца Стива Уикетта, кит лишь махнул хвостом и окатил яхтсмена водой с головы до ног. Удовлетворившись этим, показав, кто здесь хозяин, кит удалился. А ведь Уикетт не хотел ничего плохого. Маленькая фотосессия, всего-то. Он и подошел к киту так близко лишь для того, чтобы сделать выигрышный кадр. Когда яхта затряслась от удара волны, яхтсмен выронил фотоаппарат за борт. А ведь мог выпасть и сам…

Случай с Golden Crown всколыхнул яхтенное сообщество так же, как за два месяца до этого, в феврале 2013 года, таран кита-горбача, который чуть было не потопил парусное проа у берега острова Мауи в Гавайском архипелаге. И тоже, ни о чем дурном любопытные туристы, вооруженные фотоаппаратами, не помышляли: только несколько снимков на добрую память… Не прошло и месяца, как уже в Калифорнийском заливе, у берегов Мексики, осерчавший на что-то кит протаранил лодку рыбаков, и те чудом остались живы.

Эти три случая, уместившиеся менее чем в полгода, заставили вспомнить, пожалуй, о самом «эффектном соприкосновении» яхты и кита последних лет.

В июле 2010 года на 10-метровой яхте Intrepid администратор Парусной академии Кейптауна Палома Вернер и ее жених, яхтенный инструктор Ральф Мозеса пришли в город Херманус, что в 130 километрах от Кейптауна, чтобы полюбоваться китами. В это время в городе собираются сотни фотоохотников, мечтающих запечатлеть брачные игры южных гладких китов (Southern Right Whale).

Палома Вернер рассказывает:

«Когда мы вышли в море, то скоро увидели кита. Он был метров 12 в длину, а значит, весил около 40 тонн. Кит кувыркался метрах в 100 от нас. Мы выключили двигатель, и около часа наблюдали за этим прекрасным созданием. Потом кит нырнул, и вдруг я увидела, что он поднимается на поверхность совсем рядом с яхтой. Ральф закричал. Кит словно вырастал из воды, чтобы в следующее мгновение рухнуть на нас. Я кинулась в каюту, Ральф укрылся за штурвалом, и тут кит упал… Как подкошенная, повалилась мачта, а кит… кит соскользнул с яхты обратно в воду. Больше мы его видели. Нас с Ральфом трясло от пережитого страха. Мы осмотрели яхту. У Intrepid стальной корпус, и только поэтому она не развалилась, как гнилой орех. Двигатель к нашему удивлению завелся. Мы направились к берегу и кое-как добрались до порта Table Bay Harbour… Я не знаю, почему кит бросился на нас. Скорее всего, он принял яхту за самку, ведь южные киты близоруки. Но может быть и другое: как все китообразные, южные киты ориентируются в море в основном благодаря отраженным звукам, а наш двигатель молчал, в общем, он нас просто не заметил. Мы оказались не в той лодкой не в том месте и не в то время».

Нападение кита на Intrepid было запечатлено «на цифру» таким же, как Вернер и Мозес, любителем гигантских млекопитающих, находившимся на борту дрейфующей неподалеку яхты. Редкий телеканал обошел это видео своим внимание, а в «мировой паутине» оно и сейчас среди лидеров по количеству просмотров.

Разумеется, были и комментарии специалистов, которые, высказывая различные версии, были едины в одном: случившееся – исключение, потому что кит – животное миролюбивое. В принципе…

Вот именно, что «в принципе». Потому что примеров, когда киты нападают на суда, более чем достаточно.

В декабре 1968 года в Тасмановом море новозеландская яхта Matuku шла из Веллингтона в Сидней. Вовсе не желая того, неожиданно яхта оказалась в центре большого стада китов. Возможно, киты «мужеского полу» подумали, что яхта претендует на их самок с детенышами, потому что устремились к Matuku и принялись осыпать ее ударами хвостов. Получив несколько пробоин, яхта затонула. Экипаж перебрался на спасательный плот и вскоре был подобран случайно оказавшимся в этих местах сейнером.

Читайте также  Стефания Елфутина. Два золота девочки из Ейска

В 1988 году яхту Дэвида Сэлинджеса, совершающего одиночный трансатлантический рейс, окружило сразу несколько китов. Сначала они шли параллельным курсом, но потом вдруг приблизились и начали тереться о яхту боками. Сэлинджес, яхтсмен с 30-летним опытом дальних плаваний, холостяк из английского города Истборн, потом вспоминал: «Лодка  дрожала, как в ознобе. Затем киты стали толкать ее. Толчки были такой силы, что штурвал вырывался у меня из рук. Не могу поручиться, но мне кажется, киты издавали какие-то звуки, будто разговаривали друг с другом, словно договаривались, как им половчее меня утопить. Внезапно раздался страшный грохот. За секунду до этого из воды поднялся гигантский хвост, готовый хлестнуть по яхте. И тут же все киты исчезли. Я заглянул в каюту. Там было полно воды. Моя яхта тонула». Сэлинджес вывалил за борт спасательный плот и перебрался на него. Сигналы бедствия были услышаны. Через несколько часов к плоту подошел корабль.

В 1989 году Билл Батлер с женой Симоной отправились на яхте Siboney в кругосветное путешествие. В Тихом океане, в тысяче миль от ближайшего берега, Siboney была потоплена китами – они буквально искрошили ее своими хвостами. Правда, добили они ее уже после того, как Билл и Симона перебрались с тонущей яхты на четырехместный пластиковый плот. Шестьдесят шесть дней продолжался дрейф. Все шло к тому, что они погибнут, но супруги остались живы. По признанию Билла Батлера, сохранить веру в благополучный исход им помог пример «одиночки» Стивена Каллахэна. В 1982 году, посередине Атлантики, его яхта Napoleon Solo затонула после столкновения с китом. Дрейф Каллахэна на надувном плоту с неисправным опреснителем и минимальным запасом пищи продолжался 76 дней. Однако и Стивен Каллахэн опирался на чужой опыт – Мэрилин и Мориса Бейли, проведших на спасательном плоту 117 дней, и семьи Дугала  Робертсона – в этом случае 6 человек дрейфовали 38 суток, причем яхту Бейли и яхту Робертсона потопили киты.

Наконец, всего лишь через три месяца после того, как южный кит решил полежать на яхте Паломы Вернер и Ральфа Мозеса у берегов Южной Африки, в октябре 2010 года у северо-западного побережья Австралии, недалеко от города Эксмут, кит отправил на дно 14-метровую яхту. Находившиеся на борту трое мужчин успели подать сигнал бедствия и выпустить аварийный радиобуй, но им не хватило времени, чтобы подготовить спасательный плот. В воде они оказались в спасательных жилетах. Четыре часа потерпевшие «китокрушение» провели среди волн и уже прощались с жизнью, когда их заметили и спасли буровики с нефтяной платформы. Катер вез на платформу новую смену, и вдруг прямо по курсу три оранжевых жилета. С людьми.

Да что яхты, «скорлупки во власти моря» по меткому определению капитана Врунгеля и писателя Андрея Некрасова.

В 1820 году в Тихом океане раненый кашалот дважды таранил китобоец «Эссекс», а раз дважды, то это была не случайность, а сознательный акт возмездия. В результате судно перевернулось. Хотя все китобои остались в живых и успели пересесть на шлюпки, до берегов Перу удалось добраться лишь трем морякам. Два года спустя такая же судьба постигла китобоец «Апис-Александр».

Это из таких происшествий моряки сплетали легенды о свирепых кашалотах, получивших прозвища: Тиморский Джек и Новозеландский Джек, Пайти Том и Морркан, Дон Мигуэль и… конечно же, Моби Дик, который получил бессмертие благодаря знаменитому, ставшему классикой роману Германа Мелвилла.

Переместившись в XX век, мы и здесь находим немало примеров китовых атак на крупные корабли. В 1963 году в северной Атлантике кит потопил норвежский китобоец «Дюрей» водоизмещение 450 тонн. Прошло два года, и в северной части Тихого океана кит изувечил советское китобойное судно «Циклон».

Заметьте, все корабли, с которыми так безжалостно расправились киты, были китобойцами.

Причем в первых двух случаях киты сначала разнесли в щепки шлюпки с гарпунерами, а уж потом принялись за то, что покрупнее. И в общем-то, китов можно понять: попробуй не впасть в ярость, когда тебе острой железякой да в голову!

Также неосмотрительны были четверо американцев, испытывавших у берегов Калифорнии роскошную яхту Attorante.  Встретив в море китов, они решили устроить «большую охоту». Несколькими выстрелами они ранили самку. Ее супруг суетливо плавал вокруг нее, пока не убедился, что не в силах ей помочь. Тогда он бросился на Attorante и одним ударом хвоста разворотил ей борт. Новенькая яхта отправилась под воду, а ее перепуганный экипаж – на спасательный плот.

Читайте также  К 100-летию ВФПС. Близкое будущее

Из всего вышесказанного следует: если их гарпунами не трогать, пулями не дырявить, на пути не стоять, в стадо не лезть, на самок не посягать, то китовая атака маловероятна. Однако это вовсе не значит, что встреча с китом обязательно будет «мирной». В отличие от дельфинов и косаток, у китов нет сонара, для них важны звуки. К тому же, когда они отдыхают, их слух притупляется. Вот почему нередко корабли наталкиваются на спящих животных, вовсе не желая того.

В 1964 году у берегов Австралии наскочил на кита лайнер «Иберия», и его так тряхнуло от удара, что среди пассажиров началась паника. Осенью 1965 года в Северной Атлантике наскочил на кита и затонул торпедный катер военно-морских сил Франции. В середине 60-х годов при ударе о кита получила повреждения американская подводная лодка «Сидрегон».

В последние годы столкновений не зафиксировано, однако не потому, что китов стало меньше, а по причине прозаической: навигационная и локационная аппаратура на кораблях ныне не чета прежней.

Остается, правда, «группа риска» – яхты. Когда они идут под парусами, наскочить на спящего кита для них – легче легкого. Примеров тому множство, но , пожалуй, самый известный: во время третьего этапа Whitbread 1989/1990 (сегодня это Volvo Ocean Race) яхта французского экипажа получила пробоину после удара о кита. К счастью, пробоина была выше ватерлинии, на пролом наложили заплату и французы благополучно добралась до Новой Зеландии. А в гонке прошлого сезона CAMPER with Emirates Team New Zealand каким-то невероятным образом удалось избежать столкновения с китом в северной части Атлантического океана. Если учесть, что скорость яхты в том момент была порядка 20 узлов, кончиться все могло очень печально…

Вообще, как ни безбрежен океан, а яхты и киты встречаются часто. И встречи эти «окрашены» самыми разными эмоциями.

В январе 2009 года яхту Федора Конюхова, совершающую рейс из Новой Зеландии в Англию, окружили киты; экипаж занервничал: кто знает, что на уме у этих исполинов? Схожие чувства испытала команда Николая Литау во время плавания вокруг Антарктиды на яхте «Апостол Андрей», тогда поиграть с яхтой решило семейство горбатых китов. А вот участники регаты Giraglia R olex Cup 2011, обнаружив впереди по курсу кита, не испытали страха, только удивление вперемешку с восторгом. Те же чувства восторга и удивления испытали сначала израильские, а затем испанские яхтсмены, увидевшие в море серого кита. И удивление это объяснимо и в том, и в другом случае, ведь речь идет о Средиземном море, в котором китов, казалось бы, днем с огнем не сыщешь.

К слову, так же, как есть районы, где увидеть кита невеликая проблема, есть места, где их появление – сенсация. Скажем, на Балтике. И соленость воды не та, и температура, и планктона не густо, тем не менее китов встречали в проливе Каттегат, у островов Борнхольм и Осмуссар, в Ботническом заливе, даже в буквально кишащей судами Кильской бухте.

Право же, китов, оказавшихся в столь неблагоприятных для них водах, стоит пожалеть. Впрочем, люди (преимущественно те, кто на суше) и без того относятся к китам с почтением, даже с какой-то нежностью. Некоторые ученые утверждают, причем совершенно серьезно, что эта нежность у людей давным-давно укоренилась в генах, и как доказательство приводят притчу об Ионе и ките: да, проглотил, но ведь выплюнул живым и невредимым!

И все же, как бы ни тянуло человечество к китам, всегда надо быть начеку.

Особенно когда речь идет о косатках. Они вполне официально именуются китами-убийцами. Это только в фильме made in Hollywood «Осободите Вилли» косатка вся из себя благородная, да к тому же, красавица на загляденье. Увы, даже эти милашки – как тот волк, что всегда в лес смотрит. В феврале 2010 года косатка по прозвищу Тиликум из дельфинария города Орландо, штат Флорида, напала на свою дрессировщицу Дави Брашо. Исход – летальный. В августе 2012 года 3-тонная косатка из океанариума калифорнийского города Сан-Диего чуть не поступила так же с дрессировщиком Кеном Петерсом. Резюмируем: если вы волею судеб окажетесь в Беринговом проливе и будете иметь счастье лицезреть диво-дивное – косатку-альбиноса, обнаруженную в тех краях в апреле 2012 года, будьте троекратно осторожны.

Читайте также  Рокуэлл Кент: путь на север

И вообще, всегда помните: ваша безопасность не только в руках Господа, но прежде всего в ваших собственных. Конечно, это ваше право – прислушиваться или оставить без внимания уговоры зазывал (скажем, в Доминикане), именующих себя «специалистами по китам» и готовых вывезти вас в море, чтобы полюбоваться играми морских колоссов. Вы даже можете согласиться с VIP-предложением поплавать вместе с китами где-нибудь близ атолла Муреа в благословенных водах Французской Полинезии. Но если что-то случится, а как бы ни уверяли вас в обратном, случиться все-таки может, пеняйте на себя. В конце концов, киты, какими бы миролюбивыми они ни были, это дикие звери, как ни непривычно это звучит. Ну, а уж если вы поддались уговорам и вышли в море, а то и нырнули в него, держитесь от китов на разумном расстоянии. Между прочим, так вам удастся избежать большого разочарования: от китов и косаток дурно пахнет, а кожа их покрыта паразитами. Так что дистанция, и еще раз дистанция. Вы же не Иона, вас могут и не выплюнуть.

Взаимный интерес

Организация Environmental Investigation Agency (EIA), базирующаяся в Лондоне, и Global Ocean Race объявили об уникальном партнерстве, целью которого является предупреждение столкновений яхт с китами. Это произошло на пятом ежегодном Solo Racing Festival and Boat Show, проходившем в Royal Southern Yacht Club (Англия). Как пояснила директор EIA Дженифер Лонсдейл: «Столкновения китов и яхт порой уносят жизни с обеих сторон. Мы должны выработать правила, исключающие саму возможность столкновения с китами. Мы будем собирать и анализировать информацию, поступающую от яхтсменов, ведь они порой оказываются в местах, куда крупные корабли не заходят. И с этой точки зрения данная информация представляет большую ценность. Мы надеемся, что новые стандарты ответственного отношения к океану воспримет все яхтенное сообщество, парусные клубы и организаторы регат».

Сон разума рождает…

Если верить сонникам, то если вам снится, что кит нападает на судно, на котором вы плывете и тем более переворачивает его, то наяву это обернется для вас несчастным случаем или серьезной болезнью.

Чудо-юдо рыба-кит

* Отряд китообразных подразделяется на два подотряда: усатые киты и зубатые киты.

* Рекорд по длине и массе тела среди млекопитающих принадлежит синему усатому киту. Самая длинная самка голубого кита была поймана в 1909 г. в Южной Атлантике; длина ее тела составляла 33,58 м, а масса — более 160 т. Рекорд по массе тела принадлежит другой самке, добытой в 1947 г., она весила около 190 т. У самок голубых китов самые крупные детеныши: при рождении они имеют длину 6–8 м. и массу 2–3 т.

* Самым крупным зубатым китом является кашалот. Самый длинный самец кашалота был пойман летом 1950 г. у Курильских островов, длина его тела составляла 20,7 м. Самый тяжелый кашалот — 57,1 т. — был добыт в феврале 1937 г. Кашалотам принадлежит рекорд по длительности беременности — 18 месяцев и 28 дней. Кашалот дольше других млекопитающих может оставаться под водой — зарегистрировано его пребывание под водой в течение 1 ч 52 мин, и нырять на самую большую глубину — 3000 м.

* Самые маленькие китообразные — представители двух видов дельфинов, относящихся к подотряду зубатых китов, роду пестрых дельфинов: белобрюхий дельфин и дельфин Гектора. Длина тела у них не превышает 120 см, а масса колеблется от 30 до 45 кг.

* Лучшие певцы и певицы среди китов – белухи, относящиеся к зубатым китам, за красоту пения их даже прозвали морскими канарейками. А самые длинные (до получаса) и громкие песни у горбатых китов.

* Самыми быстрыми китообразными являются зубатые киты косатки, они способны развивать скорость до 55,5 км/ч.

* Самые длинные сезонные миграции (от зимних мест размножения у берегов Калифорнии до мест летней кормежки в Беринговом проливе) совершают серые усатые киты. Дистанция, проплываемая этими китами за год, составляет 12000 км.

* Многие представители отряда китообразных находятся на грани исчезновения и занесены на страницы Международной Красной книги.

Опубликовано в Yacht Russia №55 (8 — 2013)