Загадочный Лесбос

Благодаря новой чартерной базе на побережье Турции у яхтсменов появилась возможность посетить Грецию и обойти вокруг острова Лесбос, не совершая дальних морских переходов

Текст Ларса Болле

Третий по величине остров Греции – излюбленное место отдыха. И не только из-за – имя говорит само за себя – девушек нетрадиционной ориентации. Туристов со всего света манят местный пляж, красивые маленькие деревеньки и городки, обилие археологических достопримечательностей.

Особое очарование таит Лесбос и для яхтсменов. Причина тому – разнообразное побережье. Временами оно предстает цветущим и густонаселенным, временами чарует волшебством тишины – и никого вокруг, только вы. На Лесбосе много бухт, есть хорошо защищенные, где можно встать на якорь. И самое главное – воды вокруг Лесбоса идеально подходят для морских прогулок. И тем не менее при всех неоспоримых достоинствах долгое время, если говорить о чартере, Лесбос оставался белым пятном на морской карте. Что объяснимо: порты, в которых можно было взять лодку в чартер, находились слишком далеко. А это и время, и расходы… Но все изменилось: с 2012 года появилась возможность с минимальными расходами познакомиться с островом поближе. В Айвалыке, турецком городе, который расположен прямо напротив Лесбоса, фирма Thea Sailing предлагает четыре яхты от 42 футов.

Вряд ли в каком-либо другом районе Средиземного моря мифология и современность ощутимы так, как на западном побережье современной Турции.

Два часа на машине от аэропорта Измира – и перед вами колыбель античности, знаменитый пергам, центр некогда могучего государства династии Атталидов. Но вам туда не надо, вам нужен Айвалык и залив Эдремит.

Из Турции – в Грецию. Вот ваш маршрут. И это не просто путешествие из одной страны в другую, круиз с Востока на Запад, из Азии в Европу, это некий культурный обмен, что ощущается с самого начала путешествия.

Кунда (ныне Алибей адасы) – самый большой остров архипелага неподалеку от Айвалыка. Живописный город с тем же названием – диковинка турецкого побережья: здесь говорят и по-турецки, и по-гречески. Многие дома – хорошо сохранившиеся бывшие греческие виллы. Когда-то православную церковь ныне украшает минарет. Все это результат войны, в которой сошлись Греция и Турция. Поражение Греции в 1922 году разделило население на две части: туркам предписывалось переехать с островов на материк, а грекам предлагалось покинуть острова совсем. Но многие остались. Так что теперь порой и не понять, в какой стране ты находишься. Но с рассветом над красными черепичными крышами и портом раздастся призыв муэдзина, и сомнений не останется.

С началом нового дня начните свое путешествие и вы.

Острова Алибея отлично подходят для однодневных экскурсий. В большинстве бухт можно укрыться от ветра, тем более что летом северо-западный и северный достаточно сильны. Чаще всего скорость ветра – 6 по шкале Бофорта.

Здесь все построено на контрастах: голые холмы чередуются с холмами, густо покрытыми соснами. Что неизменно, это кристально чистая вода цвета от синего до бирюзового. Около берега дно чаще всего песчаное, а бросив якорь, ты видишь его в окружении зарослей взморника.

И… тихо.

Район Айвалыка пока еще не освоен туристами,
так что галдящая гулета зрелище редкое.

От турецкого берега, взметнувшегося на над морем на высоту до 1000 метров, до Лесбоса всего 7 морских миль. Но спешите безоглядно пересекать пролив, перед пересечением границы нужно уплатить таможенную пошлину. Впрочем, беспокоиться нечего, вы же взяли лодку в чартер, а турецкая компания предусмотрительно включила пошлину в стоимость аренды.

Читайте также  700 миль до Лесбоса

На Лесбосе яхты, пришедшие не из ЕС, должны зайти в столичный порт Митилены для прохождения таможни. И наберитесь терпения – греческие таможенники очень строги.

До Митилены примерно 16 морских миль. С попутным северным ветром эта дистанция превращается в прекрасную двух-трехчасовую прогулку. Не стоит ожидать, хотя и всякое бывает, что яхта будет идти слишком резво: пролив хорошо защищен от сильных ветров. К тому же, по мере того, как вы будете продвигаться к месту назначения, он будет слабеть и слабеть. А с подветренной стороны острова вообще часто господствует штиль.

Что и говорить, о таких комфортных условиях яхты, следующие на Лесбос с других направлений, могут только мечтать. Да и идти им далековато, ведь «остров женщин» находится на самом востоке Эгейского моря, принадлежа к Восточным Спорадам. От Бодрума или Мармариса – примерно 150 морских миль, от Афин – приблизительно 160, зато от Измира всего 50, но там число яхт, доступных для чартера, ограничено.

В общем, повторюсь, нет ничего удивительного, что Лесбос для яхтсменов долгое время был замком Спящей Красавицы. Ну, разве что в конце и начале сезона сюда наведывался один-другой принц. Однако и они, по весне отправляясь из Стамбула на юг, а осенью возвращаясь обратно, ограничивались лишь беглым поцелуем, не способным пробудить Красавицу от долгого сна. И не их в том вина: воды Лесбоса для них не более чем промежуточный пункт, краткая остановка, вот почему даже в пик сезона в бухтах и гаванях Лесбоса почти нет яхт.

Таможенный пирс Митилены располагается на входе в городской порт по правому борту. Там нужно пришвартоваться. Если уже поздний вечер, пост может быть закрыт. Тогда придется провести ночь у причала.

Справиться с бумажной волокитой помогут специальные агенты, которые не только занимаются таможенным оформлением, но и по вашему желанию организуют экскурсию или найдут машину напрокат.

С некоторыми агентами турецкая чартерная компания заключила специальные договоры. За 15 минут до входа в порт нужно позвонить, и агент, приветствуя вас, уже будет стоять на таможенном причале с готовыми бумагами. Конечно, от услуг агента можно отказаться, но тогда борьба с формальностями может занять у вас много времени. Да и дорогу от таможни до административных зданий, в том числе до береговой полиции на ломаном английском вам смогут подсказать лишь чиновники. Естественно, у агента есть своя цена, в совокупности 70 евро за постановку и снятие с учета. И это «по дружбе», потому что обычная цена – 9 евро за метр лодки. Кроме того, есть еще платежи администрации, которые в сумме дают еще 45 евро. В конце путешествия в Митилене нужно уплатить таможенную пошлину, а также закрыть и сдать транзит-лог на таможенном пирсе.

Единственный доведенный до ума порт в Митилене современен не только своими агентами. Образцовая застройка, отличные санузлы, сервисы со всякой всячиной. Это заслуга турецких компаний, входящих в туристическую сеть Setur. За две ночи с 42-футовой яхты возьмут 40 евро, столько же и за одну ночь.

Читайте также  Изумрудное сердце Сардинии

Столь своеобразная модель ценообразования имеет свои преимущества, потому что Митилена, конечно же, стоит того, чтобы здесь задержаться. Улицы с магазинчиками, старая крепость, прогулки по зеленым тропинкам – здесь каждый найдет себе занятие по вкусу. Совет на вечер: посетите таверну Zoumpouli (ул. Фемардаки, 2), что в северном углу гавани; здесь вы отведаете традиционные греческие блюда причем по более чем приемлемым ценам.

На выходе из порта Митилены следует обратить внимание на погодные условия, чтобы определиться, в каком направлении удобнее двигаться дальше вокруг острова. При северных и северо-восточных ветрах ваше направление – против часовой стрелки. Тогда у северо-западной оконечности острова сильные ветра будет дуть в корму. А в лавировку вы пойдете по слабым ветрам с подветренной стороны острова.

Примерно 100 морских миль вокруг Лесбоса – это настоящее путешествие первооткрывателя. Пройдет оно в четыре или пять этапов, это не так важно, неделя все равно будет спокойной. А можно провести здесь и две недели, благо гостеприимных мест здесь достаточно, например, Моливос на северном побережье. Моливос завораживает своими узкими крутыми улочками, разноцветными домами, бесчисленными тавернами, а больше всего – крепостью, словно парящей над всеми. И ничего странного, что многие задерживаются здесь, в маленькой уютной бухте, на несколько дней, зачарованные этой красотой.

Север острова, открытый ветрам, не то чтобы неприветлив, но все же не может сравниться с югом,
где очень много зелени.

Там, на южном побережье, есть два места, где море глубоко врезается в сушу, образуя чуть ли не внутриматериковые озера, соединенные с Эгейским морем узкими проливами. Вот где можно найти укрытие от любой непогоды! Да и встать на якорь можно где угодно, потому что рядом обычно никого нет, особенно перед началом и после окончания сезона.

Экипажи, которым привычны переполненные порты и бесконечное количество буев, здесь испытывают странное чувство. С одной стороны, это что-то вроде отшельничества, о котором втайне мечтает едва ли не каждый, а с другой, невольно возникает подозрение: может, другие знают что-то, чего не знаю я – ну не может быть здесь все так безопасно! Отсутствие поблизости даже самой незатейливой лодчонки «вторую сторону» значительно усиливают… Но достаточно посмотреть на берег, на дома, таверны, и приходит успокоение. И даже то, что местные жители не слишком владеют другими языками, кроме греческого, не слишком расстраивает. Ведь есть же жесты и мимика! А наградой тебе будет обильный и недорогой ужин.

…И напоследок о названии острова. Между прочим, он назван так в честь отважного воина-защитника острова. Звали его, согласно греческой мифологии, Лезбос. И женщины нетрадиционной ориентации в его названии никак не участвовали. Все было с точностью до наоборот: просто одной из лесбиянок была античная поэтесса Сапфо, воспевавшая любовь женщин к женщинам. Тем и прославилась, от нее и пошло…

Подсказки по маршруту

Не только роскошная природа делает путешествие вокруг острова незабываемым, навигационные задачи добавляют свою толику привлекательности

1. Айвалык и Кунда
Обе гавани находятся в большой бухте, из которой ведет узкий прямой фарватер. Прогулочные пароходы, идущие на Лесбос, проходя мимо, создают неприятные волны. На выходе обратите внимание на два буя, обозначающих мелководье.
2. Митилена
Таможенный пирс находится в восточной части гавани, за ним расположились здание таможни и департамент иммиграции. Чуть поодаль швартуются паромы и круизные суда. В магазинах можно купить товары без пошлины.
3. Моливос
Внутренняя сторона пирса, расположенного в небольшой рыбацкой бухте, предоставляет хорошее укрытие. Необходимо зарегистрироваться в портовой полиции. В тавернах на холме во время ужина можно насладиться живописным закатом солнца.
4. Сигри
Пара островов у северо-западной оконечности Лесбоса формируют своеобразный защитный пояс. Рыбацкая гавань слишком мала для яхт. Встать на якорь можно в бухта, находящейся чуть южнее старой крепости. Она достаточно большая, так что встать можно в любом месте, и хорошо защищена от ветра.
5. Калонский залив
Вход в эту большую бухту узок и извилист, заходить можно только днем. На небольшом участке пути, где глубина по краям фарватера составляет всего несколько сантиметров, возможно течение силой до пяти узлов. В бухте Апотикай, сразу после выхода из фарватера, можно укрыться от любого ветра. На берегу есть таверна.
6. Пломарион
Единственная гавань эгейского побережья острова известна своим Ouzo Plomari. Несмотря на то что гавань большая и окружена волнорезом, с юго-запада она открыта для волн. Швартоваться имеет смысл лишь в том случае, если море спокойно.
7. Залив Геры
Каменные ориентиры обозначают вход в залив. Внимательно изучите карту – здесь есть мели! Вообще здесь нужно быть настороже: в бухтах встречаются рыболовные сети. Вода в несколько мутная из-за впадающих речек.
8. Алибей адасы
Цепь атолловых островов у турецкого побережья славится множеством бухт с кристально чистой водой и островами с совершенно не похожей друг на друга природой. Все внимание эхолоту, плоттер и карте – на дне встречаются камни, хотя есть и мели.

Приезд
Аэропорт Измира «Аднан Мендерес» находится в двух часах езды на машине от Айвалыка. Из Москвы в Измир летают самолеты Lufthansa, Turkish Airlines и Pegasus Airlines. Цена авиабилетов сильно зависит от «брони» и колеблется от 6 до 10 тыс. руб. Трансфер организует чартерная компания.

Аренда
Мы брали Bavaria 42 Cruiser от Thea Sailing. Остальные яхты этой недавно открывшейся фирмы – это Oceanic 46 и 50, Sun Odyssey 49 DS и одна 11-метровая деревянный турецкая моторная лодка. Цена за неделю пользования очень хорошо оснащенной яхты – 2600 евро, включая динги и заключительную уборку.

Гавани и якорные стоянки
В Айвалыке есть супермаркеты и заправочные станции. На Лесбосе можно заправиться в Митилене, там тоже есть супермаркеты, а также изобилие маленьких лавочек. Плата за стоянку взимается только в марине Setur. Много больших, хорошо защищенных бухт.

Навигация
Никаких особых задач перед шкипером акватория не ставит. Просто нужно аккуратно следовать курсу, потому что вокруг много рифов и мелей, хотя они и обозначены знаками и отмечены на карте. Хорошую службу сослужит плоттер с набором навигационных карт.

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №3 (62), 2014 г.

Читайте также  Дочки-матери, или Когда мужчина лишний