Уходим завтра в море – экзамен для яхты

Вопрос о том, как правильно принимать яхту у чартерной компании, является далеко не праздным. Ибо от правильной приемки зависит не только пресловутое «попадание на депозит» при сдаче судна, но и (в случае какой-либо серьезной поломки) благополучие и здоровье всего экипажа. Поэтому мы в преддверии сезона сочли нелишним еще раз напомнить яхтсменам (особенно новичкам) о том, как надо правильно проводить приемку яхты.

Текст Юрия Подольного, Сергея Московских и Андреаса Фритча

В субботу после обеда в яхтенных маринах часто приходится видеть людей, приехавших на арендованные яхты, быстро закидывающих на лодку свои сумки, подписывающих бумаги и как можно быстрее уходящих в море, чтобы не потерять субботний вечер и совершить первый небольшой переход. В этом, безусловно, есть свой гусарский шарм, но если вы хотите сохранить деньги и нервы, то лучше не повторять этот трюк. По крайней мере пока у вас нет за спиной десятков тысяч морских миль и большой практики ремонта.

Гораздо лучше не строить больших планов на субботу, спокойно принять яхту, разместиться, дать своему – возможно, неопытному – экипажу на ней освоиться, а в воскресенье подготовленными выйти в море. Проведя тщательную приемку лодки, вы избежите через неделю при сдаче сомнений: «А я ли это сломал или все было еще до меня?» и покажете чартерной компании, что владеете ситуацией. А заодно сможете сами как капитан разобраться в работе всех основные узлов и, что немаловажно, познакомить с яхтой новичков. Не бойтесь сами показаться неопытными, задавая вопросы менеджеру, – он трезво понимает, что для многих его клиентов это первый самостоятельный выход в море.

Итак, как мы сами принимаем яхту в аренду?

Конечный результат процедуры приема яхты (чек-ина) – подписанный вами список проверки (чек-лист).

Но пока мы отложим этот лист в сторону и попросим менеджера дать нам час-полтора на самостоятельный осмотр, а уже после такого осмотра и проверки механизмов бегло пробежимся по чек-листу, не забыли ли чего. Осмотр яхты удобно проводить по ходу движения, сначала сверху, на палубе, от носа к штурвалу и потом по подпалубным помещениям.

Как уже говорилось, лучше, чтобы в процессе участвовали все члены экипажа, это позволяет сразу освоиться на яхте новичкам и начинающим яхтсменам, с первого дня почувствовать себя в ней как дома, да и капитану потом проще давать указания. Не стоит «экономить время», отправляя на время приемки часть экипажа в магазин за провизией.

Оглядим для начала корпус с пирса в поиске крупных сколов и царапин. Самые уязвимые места всегда – это транец и нос яхты. По ребру транца можно провести рукой на предмет поиска закрашенных мылом или еще чем-то сколов.

Затем заходим на лодку и идем на нос. Там можно совершить первый осмотр стакселя в закрученном виде, уделив особое внимание шкотовому углу и шкаторинам паруса. Следует бегло пробежаться пальцами по закрутке на предмет очевидных недочетов, проверить, что чека везде имеет страховочное кольцо, болты не раскручены. Подергаем, не отваливается ли релинг, далее стоит обратить внимание на наличие контрящих леерные стойки и релинги винтиков, они часто теряются. Также нужно подергать швартовые утки, чтобы убедиться в том, что они не «дышат». Вообще, стоит отметить, что хотя мы и пишем везде «осмотр», на деле же это больше ощупывание всего, что попадается на глаза. Проверяем наличие пульта от якорной лебедки, а также наличие аварийной ручки лебедки. Позже, когда доберемся до двигателя – мы попробуем запустить лебедку в обоих направлениях.

Дальше проходим к мачте. Продолжаем наше «ощупывание» – проверяем натяжение лееров. Стоячий такелаж – пробуем натяжение вант, осматриваем узлы крепления вант, в частности, состояние места соединения троса с талрепом. Хоть и нечасто, но все же, как показывает практика страховых компаний, мачты на чартерных яхтах падают из-за недостаточно набитых вант. У самой мачты также осматриваем все узлы, вертлюг гика – нет ли очевидных дефектов, изучаем состояние веревок, а также легкость хода блоков. Бросаем первый взгляд на состояние грота. Если грот на закрутке, то в его убранном виде многого увидеть не удастся, но если перед нами классический грот с латами и lazy jack, то обязательно обращаем внимание на ползуны на передней шкаторине – несколько из них очень часто могут быть сломаны. Смотрим на латы в парусе – хорошо ли они закреплены. Еще одно распространенное повреждение на чартерных лодках – это погнутый в точке крепления гика-шкота гик (в дальнейшем это чревато его поломкой, примеры есть).

Читайте также  Морская болезнь побеждена витамином С?

Так мы добираемся до кокпита. У "пианино" проверяем состояние и работоспособность стопоров, хорошо ли они держат. Конечно, точно мы это сможем узнать только при работающих парусах, но пока на берегу посмотрим, нет ли в клиньях сильно стертых зубчиков. Оцениваем состояние веревок. Смотрим наличие и количество лебедок стакселя.

Теперь, если ветер позволяет, можем раскрутить стаксель, посмотреть подробнее его полотно и шкаторины. Заглянем в рундуки, чтобы знать, что там есть. Стоит посчитать и запомнить количество кранцев, поскольку вопрос «А сколько было изначально кранцев?» является, наверное, одним из самых популярных на лодке во время швартовок. Смотрим, какие есть дополнительные веревки, есть ли стропы для организации страховочных лееров в плохую погоду. Нужно проверить наличие дополнительных швартовных концов, если лодка стоит не на всех. Обязательно нужно убедиться в наличии ведра, отпорного крюка, канистр. Из приятных мелочей – есть ли ласты и маска.

Дальше проходим к штурвалу. Проверяем его люфт, выполняем холодный запуск двигателя, пробуем дать малый вперед и назад, таким образом проверив работу передач. Заодно при этом сможем посмотреть заброс винта, дав немного газу и попросив матроса посмотреть, в какую сторону направлена струя воды. Очевидно, что заброс кормы будет в противоположную сторону. Обязательно посмотрите, выходит ли при работающем двигателе вода из выхлопной трубы.

Теперь пришло время проверить лебедку якоря. Попробуем запустить ее с пульта в обе стороны. Дернем цепь буквально на несколько сантиметров, чтобы убедиться, что и лебедка, и пульт в рабочем состоянии. Проверяем все электронные приборы, находящиеся в кокпите. Ставим себе пометку уточнить у менеджера нулевой уровень эхолота – меряет ли он глубину от нижней точки киля или от корпуса яхты, после чего глушим двигатель.

Проходим вниз, к штурманскому столу. Смотрим, какие приборы есть на панели, изучаем их интерфейс, а все, что непонятно, записываем в вопросы к менеджеру. Обращаем внимание на уровень топлива, воды (можно позже сравнить с реальным, чтобы понимать, работает ли датчик) и заряд аккумулятора: при подключенном к берегу питании вольтметр должен показывать 13–13,5 В.

Разобравшись с датчиками, проверяем рации: ручную и стационарную. Есть смысл попросить одного матроса отойти метров на 10–15 с ручной рацией и проверить работу системы связи на расстоянии. После этого надо ознакомить всех с обращением с кнопкой DISTRESS.

Далее проверяем свет: навигационные огни и освещение в салоне. Пробуем включить трюмную помпу. Разбираемся с навигацией, в первую очередь смотрим на то, на каком она языке и показывает ли позицию лодки и глубину. В штурманском столе нас в первую очередь интересуют бумажные карты, карандаши, точилка, инструкции по использованию к яхте и ее механизмам, судовые документы, ключ от лодки, ключ от танков топлива, адаптеры для подключения воды и электричества (если только они не используются в этот самый момент) и фонарик с запасными батарейками. 

В салоне поднимаем пайолы. В принципе можно поднять их только в самой нижней части корпуса – нет ли под ними воды, и если есть, то соленая она или пресная. Но для общего образования лучше поднять все, так можно понять, где именно проходят основные магистрали труб, где находятся датчики. Смотрим, хорошо ли закрываются люки и иллюминаторы, включается ли холодная и горячая вода на камбузе, зажигается ли плита. Смотрим, где располагается газовый баллон и как он перекрывается. Можно его потрясти, чтобы убедиться в том, что он полный, проверим, есть ли запасной баллон. Лучше сразу разобраться, как происходит переключение между танками воды и топлива. Если неочевидно – записываем в вопросы к менеджеру.

Читайте также  На якорь – без стресса!

Дальше смотрим и показываем экипажу, что из систем безопасности есть на яхте и каковы их сроки годности. Проверяем, в достаточном ли количестве спасательные жилеты, показываем всем, как использовать спасательный плот, ракеты (и где именно они лежат). Здесь, правда, есть весьма тонкий момент: довольно часто сроки годности спасжилетов и ракет бывают просрочены. Что с этим делать, не вполне понятно: например, пытаться в Италии в субботу отправить менеджера компании в магазин за ракетами или жилетами – занятие практически бесполезное.

Двигательный отсек. Знание основных элементов дизельного двигателя необходимо любому капитану. Всегда есть риск необходимости простейшего ремонта в море. Но даже если вы этими знаниями не владеете, проверьте в двигателе уровень масла и охлаждающей жидкости. Более того, рекомендуем проверять их на незнакомой лодке каждый день или хотя бы первые два-три дня. Также посмотрите натяжение ремня генератора.

Гальюны. Проверяем и заодно показываем всем, как пользоваться унитазом. Разбираемся, где переключается фекальный танк, пробуем работу помпы и душа. Проходим по каютам, проверяем свет, окна, одеяла с бельем.

Все это время, пока мы осматриваем яхту, один опытный член экипажа идет за нами с фотоаппаратом и все подряд фотографирует.

Можно закрепить на отпорном крюке action-камеру типа GoPro и заснять корпус под водой. Также надо узнать у менеджера компании, проводят ли они приемку лодки с водолазом, и если да, то попросить журнал водолазных работ с отметкой о предыдущей приемке.

Вот и все. По нашему опыту, такой осмотр занимает часа полтора. В результате мы не только проверили состояние основных узлов яхты, но и узнали (и ознакомили весь экипаж), как быстро отключить на всей лодке электричество и газ на случай утечек или ремонта, где находится огнетушитель. Помимо этого мы еще и собрали для менеджера все вопросы по использованию оборудования лодки, которые обычно всплывают в первые дни хождения на яхте.

Ну а теперь можно звать самого менеджера, задать ему все возникшие вопросы, посмотреть быстро в чек-листе (далее мы приводим один из возможных его образцов) соответствие тому, что увидели в реальности, расписаться и уверенно трогаться в путь.

Дополнение…………………………………..

НА ПАЛУБЕ

1. Грот. Раскрутить и проверить ползуны передней шкаторины или шкотового угла. Если каретка движется с трудом, воспользуйтесь спреем.  На парусе с латами проверьте лат-карманы на потертости. Также проверьте, нормально ли работают каретки. Потертости и повреждения заделать или занести в протокол.

2. Стаксель. Хорошо ли работает закрутка? Если не очень – промыть пресной водой. На стопоре булиня часто бывают дефекты. Этот парус быстрее других изнашивается. Проверьте его на наличие разрывов и потертостей, особенно в верхней его части, а также у шкаторин. Проверьте проводку и шкоты.

3. Якорная лебедка. Узнать длину цепи, если она не указана. Конец должен быть закреплен. Проверить на повреждения роульс и корпус.  Включить дистанционное управление и убедиться, что оно работает (обычно функционирует только при включенном моторе).  Узнать, где расположен предохранитель лебедки, проверить наличие запасных.

4. Газовый баллон/купальная платформа. Проверить, исправен ли на баллоне вентиль. Есть ли запасной заправленный баллон на борту. Если платформа опускается, проверить все ли работает. Поднять и проверить трап, если он съемный.  Испробовать душ в кокпите.

5. Детали/вещи. Подвесной мотор динги лучше испробовать прямо на релинге, включив на несколько секунд. Если работает плохо, лучше не будет и тогда, когда вы выйдете в море. Заполнен ли бак и запасные канистры? Есть ли запасной срезной штифт для винта? Страховочный трос у мотора?

Читайте также  Компьютер для яхты

6. Тузик. Держит ли динги воздух? Есть ли подходящий ручной насос на борту? Есть ли повреждения на корпусе тузика. В каком состоянии руль, места для сидения, уключины? Задокументировать все повреждения на динги – они обходятся весьма дорого.

7. Кормовой рундук. Необходимо, чтобы были в наличии: электрокабель и адаптер, шланг для воды, запасной якорь, багор, ведро, швартовы (четыре – от 12 до 15 м, два – 30 м. Это минимум.)  Если на них есть повреждения, потребуйте замену.

8. Мотор/приборы. Как правило возникают проблемы с лагом, который нельзя проверить на стоянке. Проверьте плоттер, включите автопилот. Включите мотор, проверьте выхлоп. Если есть белый дым – проблемы в системы охлаждения.

9. Безопасность. Где находятся спасжилеты и страховочные тросы? Фонарики на жилетах снабжены батарейками? На автоматических спасжилетах проверить наличие патронов и таблеток.  Есть ли штормовые леера? Посмотреть, где находятся спасательный плот, аварийный румпель.

10. Корпус. Проверить палубу и на разного рода повреждения – царапины, вмятины, дырки. Релинги и стойки не должны иметь погнутостей и вмятин, должны быть надежно закреплены. Хорошо осмотреть фальшборт и края кормы, не ли на них отметин.

Под палубой

1. Мотор. Проверить уровень масла, натяжение ремней (люфт – макс. 1 см). Посмотрите, где находятся фильтры, как они отрываются в случае засорениях водорослями или мусором. Посмотрите, есть ли запасная канистра масла на борту. Проведите пробный запуск.

2. Санузел/вода. Проверьте, работает ли туалет. Не повреждены ли уплотнители? Если есть фекальный танк, найдите вентиль. Покажите экипажу, как все функционирует. Работает ли помпа душа? Часто слив забит. Все ли танки заполнены, а фекальный пустой?

3. Инструменты/запасные части. Откройте ящик с инструментами, проверьте содержимое. Все ли  необходимое на месте: скотч, изолента, полотно (для паруса на заплаты), импеллер, свечи, ключи к ним, сикафлекс (клей),  клиновые ремни, смазка,  винты, болты,  звенья для цепи, предохранители.

4. Электроника. Проверьте  все приборы на предмет функционирования. Включите их на панельной доске по очереди. Найдите главный выключатель батарей. Заряжены ли батареи и в каком они состоянии? Отделена ли батарея стартера от остальных.  Проверить помпу.

5. Навигиция/бумаги. Запомните: плоттер  не является юридической заменой бумажным картам. Проверить, все ли карты актуализированы для акватории, по которой вы пойдете. Лоцию тоже лучше иметь на борту. Чартерные документы  (транзитлог, страховка и т.д.) тоже должны быть на борту. Не забывайте об инструкциях для приборов.

6. Камбуз. Проверьте надежность стопорного крана газовой плиты.  Сразу включите холодильник – чтобы была возможность проверить, насколько хорошо он работает. Проверить термостат  (чаще всего находится в холодильном отделении) и при необходимости отрегулировать. Убедиться, не мало ли (не велико ли) давление в кране, отрегулировать напор.

7. Безопасность. Каждый член экипажа должен иметь спасжилет, страховочный трос, сигнал. Очень часто не заполнена аптечка первой помощи на борту. Загляните в нее! Посмотрите, где находятся огнетушители.  Проверьте наличие фальшфееров и сигналов бедствия. Посмотрите, где находятся кусачки для вант.

8. Трюм/киль. Очень редко делается, но очень полезная процедура: заглянуть в трюм и осмотреть крепление киля. Трещинки вокруг болтов свидетельствуют о том, что килем частенько цепляли грунт, и после этого не ремонтировали.  Если в трюме вода, необходимо ее выкачать, процеживая через губку (фильтр) – требование по охране окружающей среды

9. Вентили/фильтры/уплотнители. Проверьте все кингстоны на борту. Это очень важно. Даже, если один из них не исправен, это может привести к необратимым последствиям.  Осмотрите вентили, в том числе вентиль охлаждения двигателя. Обговорите с экипажем, кто какой вентиль закрывает во время плавания, случае опасности.

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №5 (63), 2014 г.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru