Чартер для чайника, или Как я перестал бояться и полюбил чартерные компании

Бурный рост интереса к парусу вызвал, в свою очередь, рост числа людей, получающих лицензии на самостоятельное управление яхтой. Однако многим не так просто сделать первый шаг и самостоятельно первый раз в жизни взять в чартер парусную лодку. YR решил помочь новичкам. Итак, как же правильнее всего начать свое общение с чартерными компаниями?

В 2010 году я получил свою первую шкиперскую лицензию. Спустя несколько месяцев мы с товарищем решили попробовать силы в чартерном бизнесе. Не обладая на тот момент большим опытом и знанием рынка, мы начали с простого: объехали все чартерные компании в регионе Мармарис-Гечек-Фетие (Турция). Посмотрели на лодки, на то, как их обслуживают и содержат. За несколько дней мы пообщались с двумя десятками наших будущих партнеров — начиная от больших компаний с 40-50 яхтами и заканчивая семейными парами, содержащими флот из двух-пяти. Сегодня мы уже хорошо представляем специфику этого бизнеса и хотим поделиться своими советами.

Сразу заметим, что ответственность, которую несет чартерная компания, велика. Исправность самой яхты, спасательного и навигационного оборудования – это бремя, полностью лежащее на такой фирме. Поэтому, как правило,каждая из них выполняет необходимый минимум работ по обслуживанию судна:ремонтирует двигатель, рулевое, стоячий такелаж, навигационное оборудование, также берет на себя страховку яхты. Однако в любой организации работают живые люди, которым свойственно допускать ошибки. Особенно часто это происходит в средних по размеру компаниях, у которых уже много лодок и персонала, но еще нет возможности выстраивать внутреннюю систему контроля качества. Это может создавать проблемы, особенно для яхтсменов-новичков.

В статье мы постараемся рассмотреть основные моменты, с которыми сталкивается новоиспеченный шкипер. Итак, вы получили яхтенные права и решили первый раз в жизни самостоятельно взять яхту в аренду.

С чего начинать выбор чартерной компании?

В первую очередь необходимо определиться с регионом плавания, местом старта и финиша. В первый раз стоит обратить внимание именно на тот регион, в котором вы учились парусному делу. Это позволит избежать лишнего стресса, связанного с незнакомыми стоянками и правилами. Желательно избегать «сложных регионов» (к ним я отнесу север Испании, юго-восток Италии, весь Ближний Восток, север Африки – Тунис и Египет, а также всю сильноудаленную «экзотику»). Это не «парусные регионы» и, несмотря на то, что там много яхт, находятся они в частных руках. Так что все переговоры вам придется вести либо с хозяином, либо с брокером, который будет собирать информацию о лодках у частных владельцев. Это в целом сильно усложняет процесс разрешения конфликтов. Любой владелец будет считать, что он сдал вам лодку в идеальном состоянии, а вы этакий негодяй, который ее поломали. При сложностях во время приемки местный брокер тоже, скорее всего, просто переведет все стрелки непосредственно на хозяина лодки.

Если можно, то стоит взять лодку,похожую на вашу первую учебнуюяхту.Вспомните свой первый опыт езды за рулем — намного проще будет управлять судном, на котором вам все знакомо. И пусть в чартере редко бывают совершенно одинаковые лодки (большинство из них -это индивидуальные комплектации), но в целом пусть яхта будет вам знакома на 80 процентов, это уже хорошо.

Где искать чартерную компанию и на что обращать внимание при ее выборе?

Начинать поиск лодки проще всего с сайтов того региона, в который вы собрались.Все «парусные» регионы на своих сайтах размещают информацию о местных компаниях,сдающих яхты в аренду. Если вы свободно владеете языком, то разослав запросы, в течении пары дней получите ответные предложения по аренде. Это первый вариант. Здесь вся ответственность ложится лично на вас, никаких посредников нет.

Второй путь, которым стоит воспользоваться, — это сайты собственно бронирования судов. Их можно разделить условно на две части: те, которые поддерживаются непосредственно какими-то партнерскими системами бронирования – например,www.yachtbooker.com, и сайты-агрегаторы, которые объединяют несколько таких систем или вообще наполняют свой контент самостоятельно.

Важно понимать разницу между этими поисковиками. Яхтбукер сам не бронирует лодки-это всего лишь информационная система для шкипера. Ваши запросы на аренду яхты он направляет своему агентству-партнеру. После того, как вы сделали запрос, партнер сайта в избранном регионе связывается с вами и уточняет детали бронирования. После чего формирует окончательное предложение. Также яхтбукер ведет статистику об удовлетворенности клиентов, выбравшими ту или иную компанию и лодку.

Сайт-агрегаторже получает информацию из системы бронирования или сразу из нескольких систем. Ваш запрос он переадресует системе бронирования, а получив от нее подтверждение доступности лодки, подтвердит его или предложит варианты по замене. Важно понимать, что агрегатор никогда (!) не предоставляет полной информации по лодке до получения предоплаты. Здесь очень часто случаются накладки из-за того, что заявки контролируются автоматически или не контролируются вообще. В сезон много сумятицы вносят сами чартерные компании, несвоевременно (или вообще никак) обновляя доступность лодок.

Третий вариант поиска лодок – обращение в российское чартерное агентство. В работе с агентством есть свои плюсы. К плюсам можно отнести то, что нормальное агентство, беспокоясь о своей репутации, изначально старается набрать максимально компетентные кадры: как правило, это шкипера, которые сами ходят в море. Они обычно знакомы с основными местами стояноки лично знают те компании, с которыми работает агентство. Такой менеджеруже в процессе разговора понимает, что ему предложить: семье он не станет рекомендовать гоночную лодку, а на гонки не сдаст тяжелый крейсер с парусами на закрутке. Уже сразу при выборе лодки агентство будет подбирать вариант оптимальный по соотношению год/цена/партнер, учитывая свой опыт работы с той или иной чартерной фирмой и отзывы о еелодках. Обычно агентство не скрывает тех, с кем оно работает, т.к. вознаграждение (комиссия) агента уже заложена в стоимости лодки. Вы можете посмотреть мнения клиентов о чартерной компании, в которой вам предлагают лодку, в Интернете. Например, на сайтахwww.euminia.com илиwww.yachtcheck.com–свои мнения на этих сайтах оставляют сами шкипера, им можно доверять.

Читайте также  Гром и молния!

К плюсам работы с агентством можно отнести и то, что в случае каких-либо проблем ответственность перед вами несет российская компания, а основным законом в разрешении споров будет Закон о защите прав потребителя (№ 234-ФЗ).Кроме того, вы сможете оплатить все рублями (наличным или безналичным расчетом), в том числе со счета своей компании.

Немаловажно и то, что все общение с российским чартерным агентством будет идти на русском языке, при этом вы сильно экономите время. Сделав всего запрос по почте или по телефону, вы очень быстро получите ответ включающий в себя всю палитру предложений по заданным параметрам от десятка чартерных компаний. К тому же постоянным клиентам агентство, как правило, представляет скидки и прочие бонусы, чего вы не получите обращаясь каждый раз к новым судовладельцам напрямую.

И еще один важный момент. Бывают случаи, когда при возврате лодки чартерщикивдруг «резко перестают понимать» ваш английский (хотя, когда вы платили деньги, они понимали вас прекрасно).  Что делать, если у вас скоро самолет и некогда спорить?

Если вы разовый клиент, то никакого пиетета к вам компания не испытывает, а вот если вы клиент агентства, которое у них заказывает десятки лодок в сезон, то чартерщикам поневоле придется вести себя куда порядочнее, особенно, если вы позвоните в свое агентство и попросите помочь в урегулировании конфликта.

Если в результате поиска вы все-таки решили бронировать лодку напрямую у чартерной компании (то есть, выбрали первый вариант), то первое, на что следует обратить внимание – полнота предоставляемой информации, скорость ответа менеджеров ито, насколько хорошо понимают вас и предлагают именно то, о чем вы просите. Надо отдавать себе отчет, что далеко не всегда зарубежные компании отвечают на письма так быстро, как нам хотелось бы. Ответа из Испании, Италии, Франции иногда можно ожидать сутки-двое. Островная Греция, Сицилия, Канары, Балеары и Азия – тоже, как правило, никуда не спешат (сказанное не относится к США или Австралии, откуда ответы, как правило, приходят очень быстро).

Если ответа нет более суток, стоит позвонить по телефону и выяснить причину, иногда по разным причинам европейцы не получают почту с российских почтовых ящиков. Если звонок не помогает, то стоит отказаться от работы с такой компанией. При выборе также стоит обратить внимание, понимает ли вас собеседник: очень часто — особенно в Франции, Испании и Италии -может оказаться, что ваш собеседник не знает английского. Имейте в виду, что в случае каких-либо поломок вам будет крайне сложно изъяснятся на смеси русского, английского и языка жестов по телефону.

Яхтенные лицензии и иные необходимые документы

Итак, вы выбрали способ забронировать лодку. Теперь вместе с запросом на бронирование стоит сразу отправить в компанию и копию вашего документа на право управления яхтой. Несмотря на постоянные разговоры о легитимности тех или иных документов, фактически для аренды лодки подходят любые национальные документы:например, те, которые выданы ГИМС или ВФПС. Также подходят и дипломы, выданные еще во время СССР. Естественно, ваши документ должны соответствовать региону плавания. Намного меньше вопросов у европейских компаний возникает к документам RYA, IYT и ISSA в силу их распространенности за рубежом. (Следует отметить, что в ряде стран есть свои правила касательно того, чьи права принимаются в данном государстве – например, в некоторых странах чартерные компании жестко ориентируются на «белые» списки тех яхтенных школ, которые публикует национальная парусная федерация. Например, два года назад в Хорватии рулевому, получившему права в одной из московских яхтенных школ, было отказано в праве аренды яхты. – Прим. ред.)

Необходимо понимать, что несмотря на все законы и прочее окончательное решение о выдаче лодки в любом случае принадлежит чартерной компании. ЛЮБАЯ чартерная компания связана условиями страхования и обязательствами перед своим следующим арендатором, поэтому может отказать вам, если не уверена в вашей квалификации. Зачастую российские шкипера аргументируют свои навыки тем, что у них, мол, «масса гоночного опыта» – но как разтаких клиентов чартерная компания боится больше всего. Гонщики, как правило, меньше всего берегут лодки, а тот аргумент, что вы-де, МСМК, для них — пустой звук.

Читайте также  Знать бы где упасть, страховку бы купил

Если вы счастливый владелец «незнакомых» чартерной компании прав, стоит сделать их заверенный перевод (апостиль) и выслать его еще раз. Стоит не забывать, что Хорватия, например, традиционно требует иметь на борту человека с дипломом радиооператора VHF, а Греция обязывает вас или иметь второго шкипера на борту или подписать бумагу о том, что у вас есть опытный член экипажа (co-skipper). Очень часто у вас не спрашивают документы вообще (например, такое может быть во Франции), однако это не повод их вовсе не иметь – ведь в случае любых инцидентов полиция или береговая охрана будет спрашивать с вас по полной программе. Штрафы, несмотря на европейскую терпимость, довольно большие и «договориться по-российски» не выйдет. Также стоит не забывать, что как шкипер вы несете административную и уголовную ответственность как перед своим экипажем, так и перед третьими лицами.

Процедура бронирования

Определившись с местом, компанией и лодкой, вы приступаете к бронированию яхты. Есть разница между резервированием и самим бронированием. Прежде, чем вы оплатите аренду яхты, вам предоставляется время от 3 до 7 рабочих дней для того, чтобы утрясти все формальности и уточнить детали. Помните, что разные чартерные компании по-разному делают свои ценовые предложения.

Как правило, цена лодки состоит из следующих частей: стоимость аренды за тот или иной период (обычно это неделя), окончательная уборка, различные опции. Некоторые компании предлагают так называемый charter-pack – в него входит белье, уборка, подвесной мотор для тузика и иногда доступ в Интернет. Многие компании немного хитрят, указывая при запросе только стоимость самой аренды, «забывая» про уборку, которая является обязательной.Вы можете отказаться от подвесного мотора, многие европейцы отказываются от белья, приезжая со спальниками, но от уборки вы не сможете отказаться никогда, даже если вы сдадите лодку идеально чистой!

Также в стоимость лодки никогда не входят стоимость аренды спинакеров и генакеров, депозит за них тоже может быть отдельный, причем иногда его размер доходит до 3000 евро. Поэтому зачастую изначально более дорогой вариант оказывается более выгодным, так как уже содержит в себе все возможные опции, которые в ином случае придется оплачивать отдельно.

Разобравшись с мелочами, выдолжны сделать предоплату в размере от 30% до 50%, чтобы потом окончательно оплатить лодку не позднее срока, указанного в договоре аренды. Обратите внимание, что в во всех случаях и во всех агентствах предоплата – невозвратная! Исключения мы не встречали. И, если вы решите отказаться от чартера, то в зависимости от срока, оставшегося до начала аренды яхты, вы можете потерять как саму предоплату, так и полную стоимость чартера. И лишь в редких случаях возможно перенести аренду на более поздний срок и не потерять деньги.

При любом варианте бронирования стоит запросить чартерный договор заранее и прочитать его спокойно дома. Если вы планируете «нестандартные» переходы – например, рассчитываете выходить из территориальных вод, то обязательно надо уточнить у компании разрешенный регион плавания.

Приемка яхты и внос депозита

Приемка лодки состоит из нескольких этапов: это непосредственно оформление документов, оплата депозита или страховки депозита, и сам check-in (техническая приемка) яхты.  После того, как вы забронируете и оплатите лодку, вам, как правило, предстоитоплатить выбранные опции на месте. При этом желательно иметь с собой на руках копию вашей переписки со всеми обговоренными ценами. Так же заранее стоит решить, как вы планируете поступить с депозитом. Мы не рекомендуем оставлять депозит наличными, лучше всего для этого подходит кредитная карта, тем более, что на сегодняшний момент практически все банки выдают карты с лимитом в 3-5 тысяч евро.Блокируя депозит на карте, вы не отдаете свои деньги и всегда имеете возможность оспорить операцию. (Рекомендуется выбирать именно кредитную, а не дебетовую карту, потому что в случае любых конфликтных ситуаций деньги на счету кредитной карты банк рассматривает как «свои», а на счету дебетовой карты – как «ваши». Разумеется, в случае любых проблем биться за возврат «своих» денег банк будет куда активнее. – Прим. ред.)

Если вы берете лодку в чартер редко, депозит стоит застраховать на месте, особенно если это первый ваш выход. Не забудьте получить все документы на лодку в офисе компании, вложить в них подтверждение оплаты чартера, всех опций, сам чартерный контракт и список экипажа. Судовая роль должна быть заверена печатью чартерной компании, а если вы планируете пересекать государственные границы, то желательно иметь с собой несколько копий для пограничников. Заранее убедитесь, что в роль (crewlist) внесены все члены вашего экипажа – иначе будет очень сложно объяснить береговой охране или пограничной службе, что вы не занимаетесь черным чартером и не перевозите нелегалов.

На первой приемке лодки стоит сразу задать все вопросы техникам. Обязательно надо проверить паруса, очень часто на них есть надрывы по шкаторинам, проще всего это сделать «на свет», все дефекты будут «светиться». Дальше необходимо тщательно проверить работу всей электроники, уточнить, где лежат запчасти для двигателя, плот и спасательное оборудование, убедиться в наличии нужного количества спасательных жилетов. При обнаружении любых дефектов надо внести их в checklist. Мы также рекомендуем сделать фотографии корпуса при приемке. Желательно при этом еще и нырнуть, чтобы осмотреть подводную часть корпуса лодки(желательно при этом воспользоваться камерой для подводной съемки), так вы сможете убедится в том, что в наследство вам не достались царапины с прошлого чартера.

Читайте также  Двойное удовольствие

Новичкам всегда сложно с первого раза запомнить, что где лежит, поэтому сразу пишите все в блокнот, или снимайте на телефон или камеру, поверьте, это сильно облегчит вам жизнь в дальнейшем. А для того, чтобы сильно упростить для себя процедуру приемки, стоит приготовить максимально подробный checklist и продублировать в нем все названия на русском языке.

Обычно сдавая лодку в чартер чартерная компания старается максимально быстро завершить все формальности, ведь суббота – это день массовой приемки/сдачи лодок и работы на понтоне всегда очень много. Однако вы должны понимать, что спешка персонала – это вовсе не повод плохо принять у него лодку.

Страховка

Редко, когда шкипер внимательно проверяет наличие страховки, срок ее действия и уж точно никто не читает условия страхования. ОЧЕНЬ часто на лодке даже нет оригиналов документов, в папке лежат бледные черно-белые копии.Но вы должны понимать, что именно вы и только вы несете всю ответственность за жизнь и здоровье экипажа, сохранность лодки и окружающих. Зачастую лодка бывает застрахована по минимуму, без парусов и дополнительного оборудования. Яхта обязательно страхуется от ущерба третьим лицам, но страховая сумма часто бывает минимально разрешенная.

Помните о том, что в Европе сильно развито страхование ответственности шкипера. Страховка позволяет застраховать не только ваш депозит, но и жизнь и здоровье экипажа, а также ответственность шкипера перед экипажем и третьими лицами. Более того, по вашему желанию вы можете включить в страховку даже эвакуацию вертолетом в случае серьезной аварии.

Но! Страховка (любая) вовсе не означает того, что вы не должны беречь лодку: шкиперу с большим количеством страховых случаев скорее всего будет отказано в страховании на следующий год.

Если же у вас произошел страховой случай, вы обязаны немедленно известить чартерную компанию и следовать их указаниям. Как правило, лодка, на которой вы идете, находится «в графике», уже сдана следующему клиенту, так что компании необходимо приготовить все для экстренного ремонта, чтобы не задерживать следующего клиента.

Конфликты при сдаче яхты

При сдаче лодки все конфликты, как правило, связаны с поломками и с оценкой стоимости ремонта. Не стоит скрывать повреждения при сдаче лодки, их все равно замечают в 90% случаев. Но вот зато мнение о вас будет испорчено сразу. Наоборот, мелкие царапины, надорванные паруса, скорее, простят или насчитают по минимуму, если все такие повреждения сразу показать. Не забывайте о том, что вам зачастую могут посчитать вместо ремонта стоимость полной замены на новый узел — но это почти всегда повод для обсуждения. Тем более, что никто не мешает вам купить и поменять сломанную запчасть самим. Особенно, если вы не стали страховать депозит, а оставили его.

Не забывайте, что на базе работают обыкновенные люди, они могут забыть про царапины и мелкие дефекты, которые были при приемке лодки, поэтому мы при приемке, повторюсь, мы рекомендуем обязательно вписывать все в checklist или делать фотографии.

Потерянные кранцы, порванные шкоты – эти вещи лучше заменить самим. Часто лодка сдается в таком виде, как будто после атомной войны.Грязная посуда, мусор, мокрое белье и полотенца – отношение к клиенту, сдающему лодку в таком виде, естественно, будет максимально придирчивое.

Заметим, что в любом случае чартерная компания не имеет права изъять у вас весь депозит или часть депозита без вашего согласия. Как минимум, вы должны получить на руки счет за ремонт, где будут указаны стоимости работы и запчастей. Часто у шкиперов вызывает возмущение стоимость ремонта, указанная в документах, но не забывайте, что сданная в пятницу лодка чаще всего должна выйти в море уже на следующий день, и у компании нет возможности ждать поставки дешевых запчастей или пытаться найти вариант ремонта подешевле. За экстренность такого ремонта придется в любом случае платить вам.

И напоследок напомню некоторые общие правила: при подготовке к путешествию не забудьте о необходимости получения виз. В большинстве консульств «яхтенных» стран достаточно стандартного пакета документов для получения туристической визы, только вместо брони отеля надо предоставить оплаченный чартерный контракт и судовую роль, в которой указаны все члены экипажа с датами рождений и номерами паспортов.

При оформлении медицинской страховки стоит обязательно сообщить страховой компании и ли страховому брокеру, что вы будете заниматься яхтингом. Такая страховка стоит в среднем в два раза дороже обычной (как правило, в пределах 2 евро в день), но если с вами что-то случится на воде вдали от берега, она покроет стоимость вашей эвакуации, и не будет вопросов с ее последующей оплатой.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru