Whitbread Round the World Race. Начало начал

40 лет назад — в 1973 году — стартовала первая кругосветная гонка яхт с полными экипажами












Текст Сергея Борисова

В 1969 году Робин Нокс-Джонстон стал первым человеком, в одиночку и без остановок обогнувшим земной шар. Это плавание журналисты тут же окрестили «Гонкой века». Однако с таким эпитетом были не согласны двое молодых британцев – Гай Пирс и Энтони Черчилль. Конечно, они восхищены спортивным подвигом сэра Робина, но разве это была гонка? Несмотря на многочисленные перипетии, вроде отказа Бернара Мутисье возвращаться в Англию и таинственного исчезновения в океане Дональда Кроухорста, здесь было все же уместнее слово «путешествие». Да, беспримерное, но все-таки путешествие.

И тут совершенно естественно возник вопрос: а что, если организовать настоящую гонку под парусами вокруг света? Какой она должна быть? Размышления и споры продолжались несколько месяцев. В них приняли участие и члены ассоциации яхтсменов Королевских военно-морских сил, и даже сам Робин Нокс-Джонстон. Кстати, позже он скажет: «С моей точки зрения, публика впервые восприняла Whitbread именно как кругосветную гонку, а не просто кругосветное плавание каких-то то ли отчаянных смельчаков, то ли сумасшедших».

В результате долгих обсуждений пришли к такому мнению: во-первых, гонка должна проходить на яхтах с полным экипажем; во-вторых, она не обязательно должна быть безостановочной, лучше и выгоднее с рекламной точки зрения поделить дистанцию на этапы; в-третьих, стартовать яхты должны вместе и из одного порта, что придаст гонке самое главное – истинно спортивный характер.

Возможно, идея Пирса и Черчилля так бы и осталась в ряду пустых прожектов, если бы им не удалось заинтересовать ею адмирала Отто Штайнера из Королевского военно-морского союза, который в свою очередь привлек в проект Уильяма Уайтбрида, главу знаменитой пивоваренной компании Whitbread. Так у гонки появился «генеральный спонсор», и все остальное вдруг стало представляться вполне осуществимым.

Были сформулированы правила, разосланы приглашения именитым яхтсменам, была подключена пресса, и вот уже пошли первые заявки на участие в гонке. Причем в таких количествах, что стало понятно: мировое парусное сообщество уже давно ждало чего-то подобного.

Впрочем, ко дню старта ряды участников изрядно поредели. Кого-то остановил недостаток средств, кого-то – сомнения в своих силах. И тем не менее 8 сентября 1973 года выстрелом из пушки знаменитый яхтсмен-одиночка сэр Алекс Роуз дал старт новому соревнованию. 18 яхт из 7 стран покинули Портсмут, чтобы пройти 27 000 миль в гонке под названием Whitbread Round the World Race.

Поначалу безоговорочным фаворитом гонки считался француз Эрик Табарли.

У него, казалось, было все необходимое: огромный личный опыт, отличная команда, а еще у него была новенькая яхта – детище «новейшей конструкторской мысли»: с алюминиевым корпусом и урановым балластным килем. Но все пошло наперекосяк: не прошло и трех недель после старта, как на недостаточно обкатанной французской яхте сломалась мачта. Табарли направил яхту в Рио-де-Жанейро для ремонта. Но во время третьего этапа мачта опять сломалась, и капитан счел правильным выбыть из гонки. «Судьба на сей раз не расположена к нам, – сказал великий яхтсмен журналистам. – И не нам спорить с судьбой».

Читайте также  Долгая дорога домой …

После этого № 1 в гонке стал бывший № 2. Гонку возглавила яхта Great Britain II, ведомая Чэем Блайтом. Его никто не называл «великим», хотя в его активе был безостановочный кругосветный одиночный рейс с востока на запад, то есть против господствующих ветров. Блайта чаще называли «везунчиком», хотя мало кто задумывался о том, что не может же человеку везти постоянно.

Как бы то ни было, Чэй Блайт решил участвовать в гонке и, сам бывший военный, набрал команду добровольцев из числа британских десантников. Почти никто из них не был знаком с парусами, но Блайт полагал, что человеческие отношения важнее. Поэтому он снял коттедж в Шотландии, где экипаж три недели притирался друг к другу. Только после этого начались тренировки на воде под парусами. Тем временем уже строилась яхта Great Britain II. В церемонии ее крещения и спуска на воду приняла участие Ее Высочество принцесса Анна. Тогда же Блайт публично обещал приложить все силы, сделать все возможное, не подвести и оправдать… ну и так далее.

Хотя английская яхта автоматически стала лидером соревнований, в Кейптауне, на финише первого этапа, она не была первой. Победила яхта Burton Cutter, вахтенным начальником на которой был новозеландец Питер Блейк.

Его имя в то время еще не было овеяно славой. Она придет потом, когда он станет пятикратным участником гонки Whitbread и завоюет America's Cup.

Уже после гонки он рассказывал: «Я увлекался соревнованиями на короткие дистанции, однако моей мечтой было участие в гонках вокруг света. Поначалу такая гонка воспринималась как бредовая идея, но потом вдруг все сложилось, и мы отправились через океан. Наша яхта была, скажу прямо, подготовлена не самым лучшим образом. Нас донимала ржавчина, шкоты рвались, из щелей в корпусе хлестала вода… Или такая деталь: слесарь неправильно подсоединил унитаз, и поэтому его содержимое часто выливалось в то место, где у нас хранились продукты. В Кейптауне мы это, конечно, исправили. В довершение ко всему в Атлантике мы столкнулись с японским траулером. Но в Индийском океане все пошло еще хуже. Нас не отпускали штормы, волны крушили борта яхты. Заделанные нами щели появились вновь, и чрез них били настоящие фонтаны. Мы безостановочно откачивали воду, которая свободно плескалась внутри яхты. В конце концов шпангоуты отделились от обшивки и корпус потерял жесткость. Мы понимали, что яхта может затонуть в любой момент, но еще какое-то время тянули с непростым решением. И все-таки приняли его: мы сходим с дистанции. Что было потом? Проведя ремонт, мы благополучно вернулись домой, в Новую Зеландию. Но еще месяцев шесть, не меньше, я продолжал гоняться… во сне, каждые четыре часа вскакивая как угорелый. Эти полгода я и думать не хотел об океанских гонках. Но проходили месяцы, воспоминания о неудачах затягивал туман времени, и как-то я подумал, что надо бы попытаться вновь принять участие в такой гонке – и выиграть ее».

Читайте также  Мыс Горн. 400 лет испытаний

Команде Чэя Блайта тоже приходилось непросто, но Great Britain II вела себя выше всяких похвал, что позволило бравым десантникам во главе со своим везунчиком-капитаном забыть о проигрыше на финише первого этапа. Выйдя вперед, англичане не собирались никому отдавать первенства. Настроение у них было самое боевое, хотя, по мере того как яхты спускались все дальше на юг, погода все больше портилась: температура падала, дожди мешались со снегом, волны росли, появились айсберги.

Это были «ревущие сороковые», и они, проклинаемые из века в век всеми моряками, потребовали свою жертву. В шторм были смыты за борт три человека, в том числе Бенни Хопкинс из команды Great Britain II. И никто не смог ему помочь, ничего нельзя было сделать. «Таковы эти гонки, самые сложные, опасные, – писал впоследствии Чэй Блайт. – Это очень рискованно, и с этим надо либо смириться, либо сойти на берег».

Столкнувшись с такой трагедией, организаторы Whitbread Round the World Race даже подумывали о том, чтобы прекратить ее. Однако, выслушав мнение капитанов, не сделали этого. Действительно, все знали, на что шли, и недостойно настоящего яхтсмена пасовать и отступать.

С замиранием сердца поклонники паруса ждали, чем закончится противостояние яхт и грозного мыса Горн, где встречаются два великих океана – Тихий и Атлантический. Первой его обогнула Great Britain II и устремилась к Рио-де-Жанейро – месту старта последнего этапа. Со значительным отставанием за англичанами следовали другие яхты.

Команда Чэя Блайта была первой в Рио-де-Жанейро, первой она стала и на финише – в Портсмуте, обогнув Землю за 144 дня. Однако пересчет по гандикапу смешал все карты. Победителем первой гонки Whitbread Round the World Race стала яхта Sayula II.

Ее владельцем и шкипером был мексиканский мультимиллионер, сколотивший состояние на производстве стиральных машин Рамон Карлин. И это была заслуженная победа: невзирая на скромные размеры, Sayula II показывала достойную и стабильную скорость, а экипаж показал себя поистине неустрашимым, ведь во время гонки их яхте довелось испытать всякое, однажды ее даже перевернуло, по счастью, люди при оверкиле не пострадали.

Читайте также  Эрлинг Тэмбз: за счастливой звездой

…Такой была первая гонка Whitbread Round the World Race. Она лишь в главном похожа на свою прямую наследницу – гонку Volvo Ocean Race. Да, команда, этапы, кругосветка, но в остальном… Теперь в гонку идут яхты-монотипы с подвесными койками, водяным балластом, качающимися килями, жестким ограничением по весу всего и вся, с собственным корреспондентом на борту и массой электронных приборов, облегчающих навигацию, коммуникацию и т. д. и т. п. Тогда, в начале 1970-х, в первой гонке Whitbread ее участники жили в достаточно комфортных условиях, кто-то даже в отдельных каютах. Холодильники и кладовые ломились от продуктов, вечерний бокал вина был чуть ли не нормой. На каждой из яхт было несколько десятков ящиков «спонсорского» пива, из которых целым и невредимым на финиш нужно было доставить только один. Но ничто из этого не вызывает снисходительной усмешки и ничто не умаляет их достижений. Они были первыми, и все, кто пошел за ними, стали вторыми, третьими, четвертыми… Так пишется история, которой еще не век, не полвека, но уже 40 лет – это солидно.

Опубликовано в Yacht Russia №57 (10 — 2013)

Справка
Победители
Whitbread Round the World Race/Volvo Ocean Race

1973/74 — Sayula II — Mexico
1977/78 — Flyer — Netherlands
1981/82 — Flyer — Netherlands
1985/86 — L'Esprit d'Equipe — France
1989/90 — Steinlager-2 — New Zealand
1993/94 — Endeavour — New Zealand
1997/98 — EF Language — Sweden
2001/02 — Illbruck Challenge — Germany
2005/06 — ABN Amro — Netherlands
2008/09 — Ericsson-4 — Sweden
2011/12 — Groupama Sailig Team — France