Whitbread Round the World Race. Начало начал

40 лет назад — в 1973 году — стартовала первая кругосветная гонка яхт с полными экипажами












Текст Сергея Борисова

В 1969 году Робин Нокс-Джонстон стал первым человеком, в одиночку и без остановок обогнувшим земной шар. Это плавание журналисты тут же окрестили «Гонкой века». Однако с таким эпитетом были не согласны двое молодых британцев – Гай Пирс и Энтони Черчилль. Конечно, они восхищены спортивным подвигом сэра Робина, но разве это была гонка? Несмотря на многочисленные перипетии, вроде отказа Бернара Мутисье возвращаться в Англию и таинственного исчезновения в океане Дональда Кроухорста, здесь было все же уместнее слово «путешествие». Да, беспримерное, но все-таки путешествие.

И тут совершенно естественно возник вопрос: а что, если организовать настоящую гонку под парусами вокруг света? Какой она должна быть? Размышления и споры продолжались несколько месяцев. В них приняли участие и члены ассоциации яхтсменов Королевских военно-морских сил, и даже сам Робин Нокс-Джонстон. Кстати, позже он скажет: «С моей точки зрения, публика впервые восприняла Whitbread именно как кругосветную гонку, а не просто кругосветное плавание каких-то то ли отчаянных смельчаков, то ли сумасшедших».

В результате долгих обсуждений пришли к такому мнению: во-первых, гонка должна проходить на яхтах с полным экипажем; во-вторых, она не обязательно должна быть безостановочной, лучше и выгоднее с рекламной точки зрения поделить дистанцию на этапы; в-третьих, стартовать яхты должны вместе и из одного порта, что придаст гонке самое главное – истинно спортивный характер.

Возможно, идея Пирса и Черчилля так бы и осталась в ряду пустых прожектов, если бы им не удалось заинтересовать ею адмирала Отто Штайнера из Королевского военно-морского союза, который в свою очередь привлек в проект Уильяма Уайтбрида, главу знаменитой пивоваренной компании Whitbread. Так у гонки появился «генеральный спонсор», и все остальное вдруг стало представляться вполне осуществимым.

Были сформулированы правила, разосланы приглашения именитым яхтсменам, была подключена пресса, и вот уже пошли первые заявки на участие в гонке. Причем в таких количествах, что стало понятно: мировое парусное сообщество уже давно ждало чего-то подобного.

Впрочем, ко дню старта ряды участников изрядно поредели. Кого-то остановил недостаток средств, кого-то – сомнения в своих силах. И тем не менее 8 сентября 1973 года выстрелом из пушки знаменитый яхтсмен-одиночка сэр Алекс Роуз дал старт новому соревнованию. 18 яхт из 7 стран покинули Портсмут, чтобы пройти 27 000 миль в гонке под названием Whitbread Round the World Race.

Поначалу безоговорочным фаворитом гонки считался француз Эрик Табарли.

У него, казалось, было все необходимое: огромный личный опыт, отличная команда, а еще у него была новенькая яхта – детище «новейшей конструкторской мысли»: с алюминиевым корпусом и урановым балластным килем. Но все пошло наперекосяк: не прошло и трех недель после старта, как на недостаточно обкатанной французской яхте сломалась мачта. Табарли направил яхту в Рио-де-Жанейро для ремонта. Но во время третьего этапа мачта опять сломалась, и капитан счел правильным выбыть из гонки. «Судьба на сей раз не расположена к нам, – сказал великий яхтсмен журналистам. – И не нам спорить с судьбой».

Читайте также  Михаэль Шмидт как возмутитель спокойствия

После этого № 1 в гонке стал бывший № 2. Гонку возглавила яхта Great Britain II, ведомая Чэем Блайтом. Его никто не называл «великим», хотя в его активе был безостановочный кругосветный одиночный рейс с востока на запад, то есть против господствующих ветров. Блайта чаще называли «везунчиком», хотя мало кто задумывался о том, что не может же человеку везти постоянно.

Как бы то ни было, Чэй Блайт решил участвовать в гонке и, сам бывший военный, набрал команду добровольцев из числа британских десантников. Почти никто из них не был знаком с парусами, но Блайт полагал, что человеческие отношения важнее. Поэтому он снял коттедж в Шотландии, где экипаж три недели притирался друг к другу. Только после этого начались тренировки на воде под парусами. Тем временем уже строилась яхта Great Britain II. В церемонии ее крещения и спуска на воду приняла участие Ее Высочество принцесса Анна. Тогда же Блайт публично обещал приложить все силы, сделать все возможное, не подвести и оправдать… ну и так далее.

Хотя английская яхта автоматически стала лидером соревнований, в Кейптауне, на финише первого этапа, она не была первой. Победила яхта Burton Cutter, вахтенным начальником на которой был новозеландец Питер Блейк.

Его имя в то время еще не было овеяно славой. Она придет потом, когда он станет пятикратным участником гонки Whitbread и завоюет America's Cup.

Уже после гонки он рассказывал: «Я увлекался соревнованиями на короткие дистанции, однако моей мечтой было участие в гонках вокруг света. Поначалу такая гонка воспринималась как бредовая идея, но потом вдруг все сложилось, и мы отправились через океан. Наша яхта была, скажу прямо, подготовлена не самым лучшим образом. Нас донимала ржавчина, шкоты рвались, из щелей в корпусе хлестала вода… Или такая деталь: слесарь неправильно подсоединил унитаз, и поэтому его содержимое часто выливалось в то место, где у нас хранились продукты. В Кейптауне мы это, конечно, исправили. В довершение ко всему в Атлантике мы столкнулись с японским траулером. Но в Индийском океане все пошло еще хуже. Нас не отпускали штормы, волны крушили борта яхты. Заделанные нами щели появились вновь, и чрез них били настоящие фонтаны. Мы безостановочно откачивали воду, которая свободно плескалась внутри яхты. В конце концов шпангоуты отделились от обшивки и корпус потерял жесткость. Мы понимали, что яхта может затонуть в любой момент, но еще какое-то время тянули с непростым решением. И все-таки приняли его: мы сходим с дистанции. Что было потом? Проведя ремонт, мы благополучно вернулись домой, в Новую Зеландию. Но еще месяцев шесть, не меньше, я продолжал гоняться… во сне, каждые четыре часа вскакивая как угорелый. Эти полгода я и думать не хотел об океанских гонках. Но проходили месяцы, воспоминания о неудачах затягивал туман времени, и как-то я подумал, что надо бы попытаться вновь принять участие в такой гонке – и выиграть ее».

Читайте также  Джон Газуэлл: рожденный плавать

Команде Чэя Блайта тоже приходилось непросто, но Great Britain II вела себя выше всяких похвал, что позволило бравым десантникам во главе со своим везунчиком-капитаном забыть о проигрыше на финише первого этапа. Выйдя вперед, англичане не собирались никому отдавать первенства. Настроение у них было самое боевое, хотя, по мере того как яхты спускались все дальше на юг, погода все больше портилась: температура падала, дожди мешались со снегом, волны росли, появились айсберги.

Это были «ревущие сороковые», и они, проклинаемые из века в век всеми моряками, потребовали свою жертву. В шторм были смыты за борт три человека, в том числе Бенни Хопкинс из команды Great Britain II. И никто не смог ему помочь, ничего нельзя было сделать. «Таковы эти гонки, самые сложные, опасные, – писал впоследствии Чэй Блайт. – Это очень рискованно, и с этим надо либо смириться, либо сойти на берег».

Столкнувшись с такой трагедией, организаторы Whitbread Round the World Race даже подумывали о том, чтобы прекратить ее. Однако, выслушав мнение капитанов, не сделали этого. Действительно, все знали, на что шли, и недостойно настоящего яхтсмена пасовать и отступать.

С замиранием сердца поклонники паруса ждали, чем закончится противостояние яхт и грозного мыса Горн, где встречаются два великих океана – Тихий и Атлантический. Первой его обогнула Great Britain II и устремилась к Рио-де-Жанейро – месту старта последнего этапа. Со значительным отставанием за англичанами следовали другие яхты.

Команда Чэя Блайта была первой в Рио-де-Жанейро, первой она стала и на финише – в Портсмуте, обогнув Землю за 144 дня. Однако пересчет по гандикапу смешал все карты. Победителем первой гонки Whitbread Round the World Race стала яхта Sayula II.

Ее владельцем и шкипером был мексиканский мультимиллионер, сколотивший состояние на производстве стиральных машин Рамон Карлин. И это была заслуженная победа: невзирая на скромные размеры, Sayula II показывала достойную и стабильную скорость, а экипаж показал себя поистине неустрашимым, ведь во время гонки их яхте довелось испытать всякое, однажды ее даже перевернуло, по счастью, люди при оверкиле не пострадали.

Читайте также  К 100-летию ВФПС. Испытание Стокгольмом

…Такой была первая гонка Whitbread Round the World Race. Она лишь в главном похожа на свою прямую наследницу – гонку Volvo Ocean Race. Да, команда, этапы, кругосветка, но в остальном… Теперь в гонку идут яхты-монотипы с подвесными койками, водяным балластом, качающимися килями, жестким ограничением по весу всего и вся, с собственным корреспондентом на борту и массой электронных приборов, облегчающих навигацию, коммуникацию и т. д. и т. п. Тогда, в начале 1970-х, в первой гонке Whitbread ее участники жили в достаточно комфортных условиях, кто-то даже в отдельных каютах. Холодильники и кладовые ломились от продуктов, вечерний бокал вина был чуть ли не нормой. На каждой из яхт было несколько десятков ящиков «спонсорского» пива, из которых целым и невредимым на финиш нужно было доставить только один. Но ничто из этого не вызывает снисходительной усмешки и ничто не умаляет их достижений. Они были первыми, и все, кто пошел за ними, стали вторыми, третьими, четвертыми… Так пишется история, которой еще не век, не полвека, но уже 40 лет – это солидно.

Опубликовано в Yacht Russia №57 (10 — 2013)

Справка
Победители
Whitbread Round the World Race/Volvo Ocean Race

1973/74 — Sayula II — Mexico
1977/78 — Flyer — Netherlands
1981/82 — Flyer — Netherlands
1985/86 — L'Esprit d'Equipe — France
1989/90 — Steinlager-2 — New Zealand
1993/94 — Endeavour — New Zealand
1997/98 — EF Language — Sweden
2001/02 — Illbruck Challenge — Germany
2005/06 — ABN Amro — Netherlands
2008/09 — Ericsson-4 — Sweden
2011/12 — Groupama Sailig Team — France

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru