RC44: российский класс?

С 25 по 29 июня в Швеции проходил RC44 Sweden Cup 2013, один из этапов серии RC 44 Cup, ставший уже третьим в зачете RC44 Championship Tour (+ интервью с Владимиром Любомировым)

Текст Павла Игнатьева

Этот этап оказался особенно интересным для нас – российских болельщиков – тем, что на этом этапе к розыгрышу присоединилась еще одна отечественная команда: Bronenosec Sailing Team под руководством Владимира Любомирова. И хотя ее дебют трудно назвать удачным – последнее место, все же это знаковый шаг. Во-первых, теперь доля команд под российским флагом в классе RC 44 составляет едва ли не половину – а это о-очень существенно. Можно уже смело говорить о российском доминировании в данном классе. Во-вторых, эта команда поставила своей задачей уже в следующем сезоне иметь чисто русский (без легионеров) состав.

Выражение «доминирование российского флота» сегодня уже не звучит шуткой не только применительно к Marmaris International Sailing Week, где слово International пора заменять сочетанием Russian National, но и по отношению к RC 44 Championship Tour: ведь «Катюша» к началу третьего этапа занимала четко выраженное лидирующее положение в турнирной таблице. Но вернемся к собственно регате.

Марстранд – место, где проходил розыгрыш Кубка – давно стал парусной Меккой Швеции. Открытая на запад бухта (или, точнее, фиорд), известная сильными ветрами, особенно часто дующими с Северного моря, очень удобна для того, чтобы с ее берегов наблюдать за проводящимися здесь парусными гонками: именно это и сделало ее самым, пожалуй, популярным местом для проведения самых разных регат. Поэтому неудивительно, что RC 44 Sweden Cup проводился здесь уже в третий раз.

Первый день регаты начался с матч-рейсов при довольно слабых ветрах – порывов сильнее восьми узлов не было вовсе. Отрадно заметить, что российский флаг был более чем заметным в течение всех флайтов первого дня. По его итогам «Катюша» с Энди Хортоном на руле заняла второе место, выиграв четыре и проиграв два матча. Первое же место заняла одна из сильнейших команд Кубка Team Aqua, выигравшая шесть матчей и проигравшая один (зато «Катюше»). «Синергия», на руле которой стоял в этот день Эд Бэйрд, стала третьей, выиграв шесть матчей, но проиграв два.

Конечно, вряд ли можно именовать «Катюшу» полноценной российской командой, ведь на ее борту нет ни одного российского яхтсмена. Но в современном спортивном мире (особенно парусном), где легионеры переходят из команды в команду, на это давно уже не обращается особого внимания. Поэтому с формальной точки зрения первый день Кубка (то есть матч-рейсы) полностью остался за русскими – у нас первое и третье места. Неплохо выступила и Team Nika, на руле которой в этот день стоял сам владелец Владимир Просихин: из семи матчей ею было выиграно пять. «Броненосец», за рулем которого была Катя Скудина, выступил в матч-рейсе неудачно, но все же привез одно очко. Как говорится: «С почином вас!» А по сумме всех трех проведенных этапов матч-рейсовых гонок «Катюша» и «Синергия» сохранили первое и третье места, «Ника» и RUS 7 оказались на шестом и седьмом местах.

Во второй день начались гонки флота. Погода выдалась очень сложной, пришло усиление ветра, начался дождь, и это явно сказалось на действиях команд. Как бы то ни было, но ни одному из участников гонок не удалось в этот день финишировать в верхней половине турнирной таблицы сразу во всех гонках. Начало дня запомнилось тем, что «Броненосец» в первой же своей гонке флота пришел четвертым. Вспоминается одна из примет автомобильной «Формулы-1»: если в своей первой гонке спортсмен привезет хотя бы одно очко, быть ему со временем чемпионом! Надеемся, так будет и с «Броненосцем». Вторая и третья гонки улучшили положение «Синергии» – четвертое и второе места.

Читайте также  Подарок «Деда Мороза»

Третий день вновь оказался удачным для российских команд – по крайней мере, для двух из них: «Ника» и «Синергия» выиграли соответственно вторую и третью гонки, улучшив свое положение в общем зачете.

Предпоследний день регаты оказался очень драматическим, особенно для наших команд. Сначала за фальстарт была наказана «Ника», затем у лидировавшей «Катюши» лопнул один из блоков. «Синергия», напрягая все усилия, смогла финишировать третьей в первой гонке дня. После некоторого ослабления ветра дали вторую гонку. В ее ходе «Катюша» завязала активную тактическую борьбу с Team Aqua, фактически превратив всю гонку в матч-рейс этих двух экипажей и доставив немалое удовольствие зрителям. В итоге «Катюша», начавшая эту дуэль второй, «задушила» Team Aqua на попутном отрезке и смогла обеспечить себе почти 30-метровый отрыв на финише.

В третьей гонке Team Aqua лидировала от старта, и до финиша единственную конкуренцию составить ей смогла лишь «Синергия», которая и стала второй в этой гонке.

Финальный день соревнований прошел при постоянно усиливающемся ветре с юга – организаторы смогли дать старт лишь одной гонке, прежде чем сила ветра стала чересчур большой.

В самом начале гонки «Катюша» была отозвана за фальстарт, а лидерство захватила «Синергия», которой, однако, недолго удалось наслаждаться положением лидера. Налетевший шквал принес с собой не только дождь, но и заход ветра почти на 30°, после чего положение «Синергии» вмиг оказалось безнадежным – верхний знак она обогнула последней. Ветер продолжал усиливаться, и на дистанции начались брочинги. Сначала в брочинг попала Artemis Racing, которая со второго места переместилась на 12-е. Затем после сильного порыва с дистанции сошла «Ника», уронившая в воду и разорвавшая геннакер. В итоге финальную гонку выиграла команда Ironbound, на самом хвосте у которой вплоть до финишной линии висела «Катюша».

Итог регаты таков: победа в гонках флота осталась за Team Aqua, действительно сильнейшей на сегодняшний день командой серии. Второе место заняла «Синергия», «Катюша» стала седьмой, остальные команды из России, увы, заняли три последних места. В общем же зачете после трех этапов чемпионата все обстоит гораздо веселее: в зачете матч-рейсов «Катюша» и «Синергия» занимают второе и третье места, «Ника» идет пятой, а в гонках флота «Катюша» идет первой, «Синергия» — третьей, а «Ника» занимает шестое место.

В чемпионы через пятилетку

Интервью с Владимиром Любомировым

Приход в одну из крупнейших на сегодня мировых серий – RC 44 Championship Tour – еще одной российской яхты стал важным событием, ведь сегодня из 12 лодок, гоняющихся в этой серии, сразу пять ходят под русским флагом. Поэтому мы взяли интервью (второе уже за это лето) у Владимира Любомирова, организатора новой команды Bronenosec Sailing Team.

Читайте также  Однажды лебедь, рак и щука, или Отборочные гонки на Кубок «Америки»

YR: Владимир, почему RC 44?

В.Л.: Профессионалов тренировать.

YR: Да, но почему именно эта серия?

В.Л.: На наш взгляд, сегодня это самая серьезная гоночная серия мира. Серьезная по всем параметрам: и по количеству участников (более дюжины команд), и по величине участвующих «звезд», и по размерам лодки. Мы полагаем, что именно этот класс может стать тем тренажером, на котором можно будет тренировать профессионалов уровня не ниже Кубка Луи Вуиттона. Нам надо создавать команду экстра-класса, способную на самые высокие достижения.

YR: Например, на какие?

В.Л.: В общем-то, мы не скрываем свою главную цель – участие в Кубке «Америки». Не завтра, конечно, но задача такая стоит. А кроме того, у нас есть еще и «дальний прицел» – сформировать молодежную профессиональную команду, для «выпускников» которой строчка «гонялся в RC 44» в резюме будет значить очень многое и стоять выше любых других.

YR: A  Transpac?

В.Л.: Дорого. Много дороже. И к тому же вот какой момент: с нами в RC уже пять русских команд. Вернее, четыре, потому что RUS 7 уходит. Ну хорошо, условно русских, потому что на «Катюше», например, нет ни одного русского яхтсмена на борту. Но тем не менее Валентин Завадников сам сказал, что с приходом русских команд здесь реально повысилась конкуренция и вырос уровень регат. Сегодня у наших команд в этом классе уровень профессионализма реально не уступает западным, это уже признано всеми.

YR: Кто спонсор вашего участия в RC 44?

В.Л.: Сегодня спонсором всех наших программ является «Газпром».

YR: А кто является тренером?

В.Л.: Тренер команды сейчас Альберто Баровье, он же еще выполняет функции и настройщика грота.

YR: На руле яхты кто?

В.Л.: На руле этой яхты я и Екатерина Скудина.

YR: А в молодежной команде?

В.Л: Там будет рулить Кирилл Подольский. Вся команда в целом будет молодежной, а на руле будет Кирилл, как очень опытный в этом классе человек. Молодым я бы пока роль рулевого на RC доверять не стал бы.

YR: В молодежной команде какой будет верхний уровень возраста?

В.Л.: Ну, формально 30 лет, но фактически, я думаю, реальной границей будет возраст 27-28 лет максимум.

YR: А реальные кандидатуры в молодежную команду уже есть?

В.Л. Пока только Игорь Лисовенко, но уже в Кашкайше в этом году, я надеюсь, мы представим весь этот экипаж в полном составе.

YR: А взрослая команда – там сколько наших?

В.Л.: Пока немного – всего пятеро. Но мы ставим своей целью сделать полностью российский экипаж, за исключением, быть может, одной-двух позиций. «Синергии» на это потребовалось 10 лет, мы пройдем этот путь гораздо быстрее. Уже следующий сезон, надеюсь, мы завершим в полностью русском составе. Двух иностранцев только оставим.

YR: Как прошли гонки в Марстранде?

В.Л.: Чего ждали, то и получили — сильный ветер, высокая волна, дождь, ветер крутил постоянно. Как и положено новичкам, мы заслуженно заняли последнее место. По разным причинам – в основном из-за несработанности команды и неопытности рулевого. Да и по настройкам пока еще уступали, но уже поняли, как надо настраивать лодку на тот или иной ветер. Хотя начало было удачным – мы даже сами не ожидали занять четвертое место в нашей самой первой гонке. Это было просто удивительно. Хорошо мы показали себя и в самой последней гонке – несмотря на шквалистый ветер, достигавший почти 30 узлов, мы шли почти вровень с лидерами и смогли занять пятое место. Нас в последний день вообще преследовали неудачи – мы порвали геннакер, намотали на киль рыбацкую сеть. Кто гонялся, тот знает, что неумехам в таких условиях пятое место не дается – в такой ветер прийти пятым случайно просто невозможно. Никто не дрогнул, эта неделя не прошла даром, начало появляться ощущение единой, цельной команды.

Читайте также  Русский десант на Карибах

YR: Что ты считаешь самым сильным местом своей команды?

В.Л.: Это очень сильное желание победить. Воля к победе. И еще одно – те иностранцы, которые у нас есть на борту, они очень заинтересованы в обучении русских, собственно, это их задача. Они прошли все, что только можно пройти, и достигли всего, чего только можно достичь. И они теперь очень заинтересованы в том, чтобы учить. Учить нас, наших ребят. Им свое резюме уже не улучшить, теперь они вкладывают все свои силы, свой талант в наших гонщиков.

YR: То есть они не думают о том, что своими руками растят себе конкурентов?

В.Л.: Нет, для всех для них это давно пройденный этап. У них уже конкурентов нет, они очень титулованы. Например, Лоренцо Мазза – у него за плечами шесть Кубков «Америки». Для них сегодня результат – это отличная команда, выученная их руками.

YR: То есть вы не подбирали профессионалов второго ранга?

В.Л.: Нет, мы ориентировались на сильнейших.

YR: На какое место рассчитываете на чемпионате мира?

В.Л.: Ну, попадание в шестерку – это программа максимум.

YR: Есть основания на это надеяться?

В.Л.: Некоторые основания есть. Если посмотреть по трекингу, то можно увидеть, что мы из восьми гонок флота в шести были первыми на старте. На первом огибании мы всегда были в пятерке. Проигрывали уже потом, уступая секунды из-за несработанности команды.

YR: Долго наблюдая команду «Синергия», которая теперь является вашей соперницей, я заметил такую вещь: начало у нее тоже получается обычно очень хорошо, потом идет некоторый спад.

В.Л.: Да, у нас пока не хватает концентрации, сыгранности, внимания. Но это все изживаемо.

YR: А как будут проходить тренировки команды, по какому графику?

В.Л.: График довольно простой – непосредственные тренировки под парусами будут проводиться раз в месяц, по одной неделе.

YR: Предусматриваются ли спарринг-тренировки?

В.Л.: Да, разумеется. Во-первых, у нас спарринг-партнером будет наша юношеская команда. Во-вторых, достигнута договоренность о спарринг-тренировках перед самым началом гонок с Владимиром Просихиным (Team Nika).

YR: А где ваша команда будет базироваться?

В.Л.: В Валенсии. Здесь самое удобное место.

YR: И напоследок, как происходит развитие класса Gazprom Swan 60?

В.Л.: Тут тоже все идет по плану. В этом году еще одну лодку должны будут купить китайцы, так что вскоре общее число лодок класса достигнет 15, и класс уже станет самодостаточным и перестанет требовать особой заботы и внимания.

Опубликовано в Yacht Russia №8 (55), 2013 г.