Подарок «Деда Мороза»

Это чисто русское изобретение – новогодняя регата. В эти дни в турецких маринах торжествует русский дух. Здесь Русью пахнет!


Текст Андрея Шаркова

К городской пристани Бозбуруна не подойти: вся акватория вдоль и поперек перетянута дополнительными швартовыми и шпрингами. Их завели экипажи зимующих здесь яхт и турецких гулет накануне прошедшего вчера шторма. Костя Телегин, капитан яхты Philoxen, несколько раз запрашивает местного харбор-мастера в надежде, что тот поможет с местом для швартовки, но рация упорно молчит. Ребята только что отгонялись в регате «Дед Мороз», заняли третье место. Видя маневры яхты, на пирсе появляются двое, отвязывают пару лишних теперь веревок и освобождают место у причала. Один из встречающих, Осман, хозяин закрытого сейчас, в январе, ресторанчика на берегу, помогает закрепиться, потом задумчиво смотрит на яхту, на бухту, на стремительно летящие по небу облака и, улыбаясь, говорит: «Вы, русские, сумасшедшие». Мы не спорим.

Идея регаты «Дед Мороз» возникла сама собой,
можно сказать, почти из воздуха.

Главный побудительный мотив – вопрос: чем заняться и куда себя деть во время бесконечных русских новогодних праздников? Горные лыжи поднадоели, дома сидеть точно не охота. Нам бы в море! Но лететь в Таиланд или на Сейшелы, где в это время можно в свое удовольствие походить на яхте, тоже не с руки: тамошние ребята давно усвоили финансовую привлекательность этого периода, что заметно сказалось на стоимости чартера, естественно, в сторону повышения. Да и кататься просто так, «без интереса», уже не хочется, а регат в это время в теплых краях почему-то никто не проводит.

К тому же несколько лет назад попалась на глаза статистика разводов в России. Оказывается, больше всего заявлений на развод у нас подают в феврале-марте. И причина этого, как считается, как раз «безразмерные» русские новогодние праздники. Представьте: муж с женой почти две (а то и три!) недели постоянно, а не только после работы вечерами и по выходным, спотыкаются друг о друга. Ужас какой! Плюс нередко это спотыкание провоцируется «приподнятым» алкоголем настроении. (Из чьей-то шутки: «Третий день встречаем Новый год…. Ну когда же он придет?!») Так затянувшаяся встреча Нового года превращается в испытание крепости брака.

Вот и придумалось: надо найти место, где в начале января можно относительно «бюджетно» взять в чартер яхты, дабы погоняться с друзьями. При этом не подвергая семьи русских яхтсменов ненужному, в общем-то, погодно-ненастному испытанию. И такое место было найдено! Это благословенный Мармарис и окрестности, по сути, одна из столиц русского яхтинга.

Жареная картошка

Дождь прекратил барабанить по рубке. В кают-компании тепло и вкусно пахнет только что пожаренной картошечкой с луком. Поскольку новому году всего два дня от роду, в динамиках под настроение играет Jingle bells. Есть кое-что и под картошку, но все равно чего-то вроде бы не хватает.

Вчера поздно вечером мы приехали в Гёчек, сегодня закончили приемку яхты, закупили продукты, и в душе каждого живет ожидание предстоящей регаты. И вот в момент, когда картошка разложена по тарелкам, по транцу яхты кто-то громко стучит. Выглядываем, это Юля Кожарская приехала из Киева, недостающий член экипажа!

Юлька босиком и с закатанными штанинами, потому что «так было проще переходить большую лужу» в марине. После обниманий Юля оглядывается счастливыми глазами и выдает: «А что ж вы жареную картошку – и без сала». И достает из сумки шмат настоящего, украинского, которое своим запахом мгновенно заполняет все пространство вокруг. Вот теперь понятно, чего не хватало….

Читайте также  RC44: российский класс?

Что в плюсе гонок в Турции в начале января?

Погода. Да, в январе там не жарко. Но и не холодно! И по метеостатистике, и по собственным ощущениям на юго-западном побережье Турции в это время воздух днем прогревается до комфортных 18–20 градусов, а если день солнечный, то и до 25. И вода в море еще не успела окончательно остыть после лета (там море холоднее в мае, чем в январе). Ночью, разумеется, скажем так, свежо, но на большей части нашей северной родины, согласитесь, куда холоднее. Непромоканец и флис точно потребуются, но и майки-футболки не будут лишними – проверено!

Ветер. В начале года с ветром там по-разному. Как ни парадоксально, но часто его немного, и это в яркие и солнечные дни. Но бывает, что дует, и если уж дует, то от души, хотя и недолго. К слову сказать, обычные «поддувалова», то есть места, где ветер обусловлен местными особенностями, а не глобальными погодными явлениями, зимой обычно не работают, так что регатный опыт, накатанный русскими яхтсменами в многочисленных летних гонках в Труции, в январе вряд ли поможет. Что только добавляет соревновательной интриги.

Акватория. Все побережье от Бодрума до Фетхие сильно изрезано, там много бухт, заливов и островов, которые, с одной стороны, подсказывают, как ставить гоночные дистанции, а с другой –  представляют множество укрытий на случай внезапного ухудшения погоды. Все-таки зима есть зима, в это время лучше быть с морем на вы.

Инфраструктура для яхтинга. Вряд ли кто возразит против очевидного: ходить на яхте в тех краях удобно. Марин много, все они современны, оборудованы, персонал дружелюбен и старается помочь. И яхт, предлагаемых в чартер, много, причем самых разных. К сожалению, не так много вариантов, чтоб подобрать «монофлот» для регат, но, уверен, это пока. А главное, там есть варианты для чартера зимой в отличие, например, от Хорватии, Франции или Италии, где большинство чартерных компаний распускает персонал до весны. Балтийские страны вообще не рассматриваем.

Гонка перед фронтом

Уже минут 20, как старт открыт. Все яхты давно вышли из стартовых ворот и лавируются на ветер. Дистанцию для сегодняшней гонки выбрали из Бозбурума в бухту Селимие, это всего 17 миль, но при этом нужно обогнуть больший мыс, в итоге повернув по генеральному курсу почти на 240 градусов. Два дня до этого мы гоняли «петли» и «треугольники» по малым ветрам, но вчерашний прогноз погоды выгоняет нас из уютной бухты и заставляет искать более надежное укрытие. С запада идет мощный циклон.

Сейчас светит яркое солнце, но после очередного поворота становится видно, как из-за мыса прямо на нас наползает огромная черная туча. А ведь предстоит пройти миль пять на запад, и потом будет еще два поворота! Только бы успеть завернуть за следующий мыс! Примерно через сорок минут становится понятно: завернуть успевают все. Тучи затягивают небо, шквалы из-под фронта подгоняют нас на попутном курсе. Глеб Семеренко, идущий первым на своей «сороковой» Hanse, решается поставить геннакер, но лодка быстро сваливается в брочинг. Геннакер убирается с глаз долой. Начинается мелкий дождь. Теперь – быстрее добежать до бухты!

Еще полчаса – и все, финиш. В бухте дует узлов 20,что уже совсем не страшно. Швартуемся, помогаем друг другу. И тут в тучах появляется просвет, опять выглядывает яркое солнце, как награда всем участникам. А в Мармарисе, как мы потом узнали, в этот день дуло далеко за 40 узлов. Даже в марине.

Читайте также  Однажды лебедь, рак и щука, или Отборочные гонки на Кубок «Америки»

Гонки в любительском яхтинге не всегда самоцель. Многие яхтсмены никогда не выходят на старт, предпочитая просто кататься на яхте с друзьями и родными во время отпуска. И при этом они такие же яхтсмены, как и все прочие, кто для себя не видит яхтинга без гонок. Но, подумалось нам, а как без гонок яхтсмен научится, скажем, паруса настраивать? Вы можете сколько угодно читать книжки, статьи и материалы в Интернете про настройку парусов, но только в регате, в режиме гонок возможно понять, как и в каком положении работает парус. Когда со старта другие лодки уходят вперед, шкипер отстающей лодки в компании со всем экипажем начинает мудрить с бегучим такелажем в поисках недостающего узла. И ведь всегда находится!

Вот почему одной из важнейших задач регаты «Дед Мороз» была определена обучающая. Организаторы постоянно подчеркивают: предпочтение среди участников должно отдаваться в первую очередь молодым (в смысле парусного опыта) экипажам. Но и «старикам» вход, разумеется, открыт. Кстати, неформальное наставничество только приветствуется. И не только, когда в экипажах есть «играющие тренеры». В рамках регаты проходят открытые мастер-классы по самым разным гоночным темам, от правил парусных соревнований до гоночной тактики.

Сами соревнования предполагают
открытость на всех этапах.

Планируемые гоночные дистанции обязательно обсуждаются с капитанами яхт и могут изменяться в зависимости от прогноза погоды и по пожеланию участников. Изначально особое внимание уделяется коротким дистанциям, на которых ярче проявляются спортивный азарт и дух соперничества. Но есть и относительно длинные переходы, так что в рамках регаты участники проходят все, что можно найти в современном круизном яхтинге.

За основу гоночной инструкции берутся правила парусных соревнований ISAF и нашей яхтенной федерации, хотя регата «Дед Мороз» не позиционирует себя как очень уж «серьезное» парусное соревнование. Поскольку принципы открытости регаты до сих пор не предполагали участия монотипов, да и сами яхты капитаны подбирают и заказывают самостоятельно, то вводится требование мерительного свидетельства по системе ORC. Если капитан не может представить «мерилку», тогда для пересчета конечного результата используется гоночный балл ближайшего аналога каждой яхты, благо в проходящей осенью регате Marmaris Race Week сейчас принимает участие много яхт, есть из чего выбрать.

Санта-Клаус и Дед Мороз

Название «Дед Мороз» было придумано четыре года назад. Тогда флот регаты базировался в марине города Фетхие.

В план первой регаты было включено посещение острова Гемилер, что примерно в 12 милях к югу от города. Погода позволила организовать там ночевку на якорях, посещение музея-заповедника и дать старт очередного этапа непосредственно от острова. А ведь Гемилер в старину назывался Айя-Никола, то есть остров Святого Николая. Санта-Клауса то есть. А если по-нашенски – Деда Мороза.

Название понравилось и закрепилось за регатой, хотя сейчас флот и не заходит на остров, а гонки проводятся в разных местах. Стоянка возле Гемилера при крепких южных ветрах, которые вполне возможны в это время, небезопасна.

Но что нам остров Айя-Никола? Регата поводится в русские новогодние праздники, и, значит, яхтенному бренду «Дед Мороз» быть!

Гонки, конечно, гонками, но именно Новый год – то основное, что есть в регате «Дед Мороз»! И если уж так получилось, что эта регата – первое в календарном году парусное соревнование, то нет ничего удивительного в том, что Новый год определяет ее настроение и дух.

Чтоб подчеркнуть «новогодность» регаты, всем ее участникам в качестве униформы выдается «дедморозовский» колпак и предусматривается обязательный подарок «от дедушки».

И тут важно подчеркнуть: основные организаторы общего праздника во время регаты – это сами участники. Каждый вечер после гонок проводятся всевозможные вечеринки, карнавалы, дискотеки. Участвуют все, у кого после гоночного дня еще сохранились силы, но сил, как правило, хватает…

Читайте также  Регата нашего имени

Подготовка к вечеринкам начинается задолго до выезда на саму регату. Стало традицией, что каждый экипаж готовит собственное представление Деда Мороза, и форма тут выбирается самая необычная. Придумываются конкурсы, викторины, соревнования, и совсем не обязательно парусные. Наверное, самое точное определение таких ежевечерних party – «капустники», некогда послужившие основой для КВН. Вот эти общие вечерние посиделки и определяют дух регаты.

На Новый год все мы становимся немножко детьми. И шкиперы, и шкотовые, и мамы, и папы, и бизнес-руководители, и простые менеджеры, да все, кто угодно. Всем хочется загадывать желания, все ждут подарков, все в этот праздник верят в будущее счастье. Может быть, именно поэтому раз от раза взрослые все чаще берут с собой в регату детей. Настоящих. И это только радует.

Рождественский карнавал

В ресторане в бухте Wall Bay не по сезону шумно. Все готовятся. Вечером – карнавал. Экипажи будут представлять самых разных дедов морозов: узбекского Корбобо, японского Фегацу-сан, турецкого Ноель-баба, колумбийского Папа Паскуале…

У пирса ресторана ошвартовано больше десятка яхт, под левыми краспицами которых полощутся российские флаги. И еще одна яхта – со швейцарским белым крестом. Случайными участниками предстоящего действия становятся супруги-швейцарцы. Они предполагали провести на лодке новогодние каникулы в тиши и уединении, но кто же мог предположить, что в это время в Турции русские организуют свою регату «Дед Мороз»! И не только соперничают на дистанции, но и веселятся, отмечают православное Рождество. А вчера эти русские взяли да и устроили гонки на тузиках, во время которых командам выдавались сырые яйца с требованием довезти их целыми до фиша… во рту гребцов. И ведь ни одно не было раздавлено!.. Во время вечеринки швейцарцы, которых, разумеется, пригласили к общему столу, поначалу были сдержанны, старались сохранять серьезную мину. Но когда представление перевалило за половину, сдерживать эмоции не было уже никакой возможности. Смеются все, вне государственной принадлежности… Утром, когда флот регаты уходит, швейцарцы подходят к каждой яхте и прощаются с каждым участником лично. И благодарят. С влажными глазами. Они говорят, что это было самое яркое плавание на яхте в их парусной жизни. Кажется, они сейчас процитируют одного из героев – немца по национальности, что не суть, – фильма «На море»: «У вас, у русских, два Рождества и два Новых года. Вы умеете отдыхать по-настоящему». Да уж, что есть, то есть, – умеем! Мы приглашаем их присоединиться к нашей веселой компании в следующем году. Что ж, может, и свидимся…

Русский крейсерский клуб – организатор регаты «Дед Мороз» – общественное объединение яхтсменов. Слово «русский» в названии не признак государственной или территориальной принадлежности, а отсылка к языку общения. Клуб организует общие парусные плавания в форме регат или флотилий, посвященных русской морской истории. www.cruc.ru

Опубликовано в Yacht Russia №1-2 (49), 2013 г.