Псковские паруса

Это история, достойная уважения и подражания. Это свидетельство того, сколь многого можно добиться, если задаться высокой целью. Тогда и парус можно возродить из небытия, а потом и шагнуть на международную арену…


Текст: Михаил Савин, учредитель, исполнительный директор АНО «Псковская парусная регата»

Чуждые историки о народе нашем не с прилежным любопытством писали.

Феофан (Елеазар Прокопович) Епископ Псковский и Нарвский. Предисловие к «Морскому Уставу». 1719 г.

Первые свидетельства

«… из града Данска. И поидоша корабли за море, и приидоша ко граду Пьскову».

Так западнорусская Виленская летопись повествует о пути на Русь в 1390 году княжны Софии – дочери князя Витовта и невесты князя Василия Дмитриевича (сына великого князя Дмитрия Донского). Через Псков, а затем «сухим путем» — через Новгород в Москву. Про то, каким путем смогли пройти корабли из града Гданьска в град Псков, «за море», повествует Псковская летопись: «Лета 7072 (1564 г.). Пришол посол нашъ от дацкого короля… И приехалъ нашъ посолъ з дацкой оукраины к Пернову, и оттоле в Вельянъ да и въ Юрьевъ да и на Псковъ».

Здесь, по Псковско-Чудскому озеру, издревле пролегали торговые водные пути, соединяющие северо-запад Европы и северо-восток, север и юг, ведущие на запад — в Рижский залив Балтики (через Тарту, Вильянди и Пярну), на север — в Финский залив (через Нарву), пролегавшие речными системами на восток – в Великий Новгород, и на юг — вплоть до Черного моря. Эти же пути объединили во взаимодействии летописных варягов-русь и варягов-чудь, словен и кривичей, латыголу и лютичей, мерю и карел, ижору и емь, весь и водь – в единую общность — Русь.

В 1539 году писатель и географ Олаф (Олаус) Магнус издал знаменитую Морскую Карту (Carta Marina) с краткими комментариями на латинском языке. Карта разделена на 9 частей, отмеченных латинскими буквами от A до I. В правом верхнем углу части I этой карты изображено озеро с названием «Pe Urus Lacus», которое соединено достаточно широкой рекой с «Mare Livonicum» (очевидно – Рижский залив), на берегах которой находятся города Darbatum (Тарту) и Preno (Пярну).

В 1572 году уроженец Бургундии Антуан Лафрери (Antoine Lafrery) опубликовал свою копию Carta Marina, которая получила широкое распространение. Но название озера «Pe Urus Lacus» он изменил на «Peubus Lacus». В результате, ныне в Европе, Псковско-Чудское озеро принято называть «Peipus/Peipsi». То есть словом, не имеющим ни этимологии, ни смысла.

«Pe Urus Lacus» переводится, как «Русское озеро». Конечно, можно возразить, что это утверждение не верно, что «Urus» — это тюркское слово. Но ведь еще историк В.В. Седов писал: «Этноним русский в тюркских языках приобрел форму орос-урус». При этом в тюркских языках слово «Urus» имеет и такие значения – белый, светлый, великий. А Псковские летописи, акты и договоры Псковской Земли, так и называют Псковско-Чудской водоем – «Великое озеро». А река, впадающая в «Великое» озеро (через Псков), и доныне несет прежнее название – Великая.

Река, соединяющая «Pe Urus Lacus» с «Mare Livonicum» на Carta Marina имеет название: «Flu: Ubre». Интересно то, что современные словари предлагают фактически единственный вариант перевода слова «Ubre» — в значении «Вымя». Можно решить, что западноевропейцы тех времен представляли Русь в образе… «дойной коровы». Но сей казус объясняет исконное значение названия этой реки – «Мать-река». Так переводится и современное эстонское название «Ema-jõgi», и латышское «Мę̃tra / Мãtra», и название реки в Псковских летописях – «Омовжа» (дословно: мать-вода-путь). К слову, в эстонском «-jõgi», русском «-в-жа», индийском «йога» — значение одно: поток, река. А по-латышски – это «-ра».

(При этом необходимо отметить, что второй водный путь, соединяющий Чудское озеро с Балтикой – река Нарва – показан на Carta Marina неверно. Что странно, так как указывает, что этот путь европейцы не использовали по крайней мере до середины XVI века. Хотя автор карты – Олаф Магнус – имел шведские корни.)

Название «Мать-река» показывает значимость этой реки для всех народов, демонстрирует общую основу, которая объединяет нации и этносы. Абсолютная идентичность названий «Ema-jõgi» и «Омовжа» указывает также на то, что «древние эсты» и «чудские староверы-поморы» живут здесь, в Псковском Обозерье, бок о бок с незапамятных времен.

Эту общность можно увидеть и в других словах. К примеру, эстонское слово «Sadam» означает «Гавань», а русское «Иссад» — «Пристань». Корень общий – «-сад». Так же как и в русском названии большой открытой ладьи – «Насад», в словах – «посад», «палисад». А название большой грузовой крытой ладьи – «будары», вероятно, имеет два корня: «Budh-« («управлять» — санскрит) и «ра» — река). Ныне в Эстонии «будару» именуют – «Peipsi Barge» или «Hansa Lodi». Но эти названия имеют уже иную основу.

Псковский инженер, предприниматель, художник, писатель Федор Кочевин воссоздал сохраненный в устных преданиях земляков – жителей Талабских островов, «Уклад Досифея», в котором есть такие пророческие слова преподобного старца XV в.: «А Вера в том, что в самой малой части ему отпущенной земли, среди валов Талавы, каждый жихарь будет знать, что здесь не только вся Россея, а боле чем». И далее: «Свобода в том, что каждый примет труды свои по Божьему раскладу и станет их чинить способно силам и уму».

Традиционные народные промыслы жителей Псковско-Чудского Обозерья были неизменно связаны с обеспечением и использованием древних водных путей и ресурсов. Вплоть до 60-х годов XX века на Псковско-Чудском озере белели паруса грузовых барж – будар и рыбацких ладей.

Да будет спорт!

Мы говорим не "штормы", а "шторма" —
Слова выходят коротки и смачны:
"Ветра" — не "ветры" — сводят нас с ума,
Из палуб выкорчевывая мачты.

Владимир Высоцкий, 1976 г.

Первые спортивные парусные суда и учебно-тренировочные парусно-гребные ялы появились в Пскове в начале 60-х годов, что символично совпало во времени с «уходом» будар и рыбацких ладей, с наступлением «эпохи пароходов». По инициативе начальника водной станции ДОСААФ Константина Николаевича Воскресенского из Кронштадта в Псков были доставлены несколько 6-ти и 4-х весельных ялов (для Клуба Юных Моряков) и три спортивных яхты – «Эмка», «Летучий Голландец» и «Финн».

А первым псковским яхтсменом по праву можно считать Юрия Константиновича Воскресенского, который, в то время студент Индустриального техникума, самостоятельно постигал азы парусной науки на швертботе «Эмка».

Так сложилось, что парусный спорт в Пскове изначально развивался именно как клубный, не «базовый» вид спорта. Первый яхт-клуб был создан в 1973-м году по инициативе капитана I ранга в отставке, директора Псковского электромашиностроительного завода Станислава Владимировича Демидовича. 70-е годы – расцвет псковского машиностроения, и в этом процессе завод ПЭМЗ был лидером. Возглавить заводской яхт-клуб Станислав Владимирович пригласил также офицера в отставке Виктора Яковлевича Радина – легендарного человека широкой души и крепкого характера, увлеченного профессионала. А членский билет яхт-клуба завода ПЭМЗ с номером 001 получил Ю.К. Воскресенский.

Изначально яхт-клуб базировался в Пскове у Покровской башни, затем на водноспортивной базе «Спартак». В 1975 году решением Псковского горисполкома был выделен участок земли под Снятной Горой, где в устье ручья была оборудована бухта, получившая народное название – «Ковш».

В 70-е годы спортивная жизнь на реке Великая била ключом. Энергично развивались базовые гребные виды спорта. ДОСААФ проводило в рамках спартакиад регаты по гребле на 6-ти весельных ялах и гонки на скоростных катерах. Клуб Юных Моряков организовывал дальние морские походы на ялах под парусом — через Псковско-Чудское озеро и реку Нарва, с выходом в Финский залив в Кронштадт.

Читайте также  Whitbread Round the World Race. Начало начал

В парусный спорт, в яхт-клуб завода ПЭМЗ, пришли по зову души увлеченные люди. Это Сергей Никандров и Борис Федоров со своей яхтой класса «Звездный», Евгений Иванов и Олег Сивицкий. Была создана серьезная материальная база: завод приобрел для яхт-клуба крейсерские швертботы «Т-2», килевые «четвертьтонники» таллинской судоверфи, швертботы олимпийских классов «Финн», «420» и «470», детско-юношеских классов «Оптимист», «Кадет» и «Луч». А также брандвахту и катер-буксир «Румб», который ныне лежит на берегу острова Верхний (им. Белова). Был произведен первый набор 15 ребят в детскую парусную секцию, а первым тренером стал Ю.К. Воскресенский. На летнюю спортивную смену юные яхтсмены выезжали со всем своим флотом в заводской пионерлагерь, расположенный у побережья Чудского озера, в поселке Ямм.

В 1977 году по инициативе директора вновь созданного завода Тяжелого электросварочного оборудования (ТЭСО), морского офицера в отставке Анатолия Викторовича Лукина, был создан второй Псковский яхт-клуб. Изначально яхт-клуб завода ТЭСО базировался на Псковском озере, в бухте пос. Крупп. Здесь располагалась заводская база отдыха, а по соседству спортивный лагерь «Политехник» Псковского филиала Ленинградского политехнического института.

Анатолий Викторович предложил спортсменам-студентам Валерию Ушникову и Александрам — Яковлеву и Беляеву, заняться организацией яхт-клуба ТЭСО, который возглавил Алексей Лезгин, начальник заводского бюро электроники станков с ЧПУ.

Здесь, на Круппе, увлеченно занимались парусным делом многие студенты «Политехника» и местные «молодые кадры» Анатолий Петров (теперь заместитель директора Круппской школы) и Андрей Пронин (ныне депутат Круппской волости). Молодой коллектив завода ТЭСО с энтузиазмом поддержал своего директора. Были приобретены первые яхты. В заводских цехах, конструкторских и технологических отделах развернулось неформальное соревнование за почетное право стать членом яхт-клуба. Парусную науку заводским яхтсменам пришлось постигать самостоятельно, с азов, убеждаясь на практике в верности обретенных знаний. При этом, в прибрежных поселках, они не упускали возможностей обстоятельно обсудить общие темы и специфические вопросы с местными жителями и рыбаками с островов.

Необходимо отметить, что серьезную поддержку директорам псковских заводов во всех инициативах и начинаниях всегда оказывал удивительный энергичный авторитетный руководитель, 1-й заместитель председателя Псковского облисполкома Совета народных депутатов Дмитрий Иванович Беляев.

80-е годы ознаменованы бурным развитием парусного спорта на Псковских водоемах. С приходом нового начальника – Владимира Васильевича Чулкова – генератора идей, воплощавшего в реальность нетривиальные решения, кардинально изменилась жизнь яхт-клуба ТЭСО. Были установлены тесные связи с Рижским яхт-клубом «Моряк». Заводские яхтсмены получили возможность обучения, сдачи квалификационных экзаменов, прохождения морской практики на Балтике. Яхтенными рулевыми стали капитаны заводских крейсерских яхт Александр Ермилов, Александр Кузнецов, Валерий Богданов, Павел Грамагин, Станислав Воложенинов, Юрий Гречков, Аркадий Казаков, Александр Мартыненко, Федор Бондарь, Николай Контакевич, Виктор Лукин, Сергей Савин, Сергей Синельников, Андрей Еланский.

В конце 80-го года из Риги в Псков были привезены три списанных килевых гоночных яхты класса «Дракон». Один из «Драконов», названный в память о В.Высоцком «Семеныч», тогда еще студенты Александр Яковлев, Михаил Савин и Александр Беляев восстановили, и стали на нем Чемпионами области 1982 года в гонке Псков–Дуббор–Псков, проходившей в жестких штормовых условиях. В составе экипажа «Семеныча» за победу боролся надежный шкотовый, работник Круппского рыбозавода Петр Крючков.

В то же время «выросли» в первоклассных мастеров яхтсмены ПЭМЗа Алексей Сивенков, Сергей Оверкин, Владимир Бланк, Герман Коштырев, Андреев Алексей, Игорь Чернов, Денис Брохман, Максим Сеножатский, Михаил Пустобаев. Яхт-клуб ПЭМЗа в свою очередь установил тесные связи с центром «Пирита» в Таллине.

Оба заводских яхт-клуба – ПЭМЗа и ТЭСО – стали базироваться совместно, в «Ковше». Непримиримое соперничество на гоночных дистанциях регат всем шло только на пользу. Также совместно яхтсмены двух заводских яхт-клубов ходили на ежегодную регату «Кубок Чудского озера», организуемую в Ранна-Пунгерья таллинским яхт-клубом «Калев», на которой неоднократно занимали призовые места.

Главными событиями в 80-х годах были ежегодные крейсерские регаты на «Приз крейсера «Аврора»», созданные талантом В.В. Чулкова. На старты регат в Псков непременно приходил из пос. Вярска на своей яхте под флагом «Авроры» командир легендарного крейсера капитан I ранга Юрий Иванович Федоров – талантливый судомоделист, чьи работы хранятся в Национальном морском музее в Гринвиче и Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

Крейсерская гонка проходила в течение недели по маршруту: Псков – о. Салу – о. Вороний – Гдов – Муствеэ – устье р. Амовжа – устье р. Выхонду – Псков, практически по всей акватории Псковско-Чудского водоема. Местное население деревень староверов западного берега Чудского озера всегда с радушием принимало псковских яхтсменов.

Экипажи крейсерских яхт действовали, как правило, в автономном режиме, порою в штормовых условиях вне видимости берегов. Это требовало от каждого стойкости, полной самоотдачи, слаженной командной работы и соблюдения законов хорошей морской практики. Заводские яхтсмены брали в этом пример с экипажа яхты «Агат», сформированного военными летчиками Крестовского авиаполка, выступавшими за яхт-клуб электромашиностроительного завода. Характерно то, что два раза в этих регатах пытались участвовать эстонские яхтсмены из Нарвы, но оба раза не выдерживали накала бескомпромиссной борьбы и сходили с дистанции в середине регаты.

Тем самым псковские яхтсмены чтили память героических авроровцев и курсантов морского корпуса, защищавших в составе Чудской флотилии по приказу Главкома ВМФ Кузнецова Н.Г. дальние подступы к Ленинграду в 1941-м году. Чтили память воинов, отстоявших рубежи Руси во времена князя Александра Невского.

Во второй половине 80-х годов в Пскове уже действует четыре яхт-клуба. На НПО «Псковмаш» парусную секцию организовал в то время заводской фотограф Игорь Соловьев. При птицефабрике «Псковская» в Писковичах яхт-клуб «Эол» создал Валерий Гусев, пригласивший в команду Юрия Воскресенского и Сергея Оверкина. Были закуплены новые яхты, построены эллинги, занятия по ОФП проводились в крытом спорткомплексе и бассейне, была создана новая стоянка на воде, организована работа детской секции и спортивного лагеря на острове им. Белова (Верхний). Псковские яхтсмены стали постоянными участниками всероссийских и всесоюзных парусных соревнований, завоевывая призовые места и звания мастеров спорта.

Получил серьезное развитие виндсерфинг, особенно в Великих Луках. Гонщики из города на Ловати неизменно занимали топовые места на чемпионатах области.

На береговой территории «Ковша» яхтсмены ПЭМЗа своими силами возвели эллинг для самостоятельной постройки крейсерско-гоночных яхт класса «Минитонник». Таким образом всего за год Олегом Сивицким и Сергеем Никандровым были созданы два из четырех нынешних псковских «минитонников» «Миф» и «Маркиз». Это начинание впоследствии выросло в серьезную «Псковскую лодочную верфь» Владимира Чулкова и компанию по производству спортивных судов «Аквапластика» Сергея Оверкина и Сергея Никандрова.

Перестройка экономики и производственных отношений в конце 80-х – начале 90-х годов катастрофически отразилась на существовании Псковских яхт-клубов.

Возрождение

Парусный спорт гармонично объединяет исторические традиции и инновации, формирует в человеке личностные качества, позволяющие преодолеть любые экстремальные ситуации как на воде, так и в жизни. Парусная регата поднимает рейтинг региона, такжеэто уникальная возможность для яхтсмена и команды определить свой статус в общении с единомышленниками, обменяться опытом, проявить себя.

В начале 2000 годов в российском яхтинге начались процессы, которые по праву можно назвать — ВОЗРОЖДЕНИЕМ. Утвердились ассоциации олимпийских, международных и национальных классов яхт. Прежде популярные среди яхтсменов парусные регаты получили «второе дыхание», стали учреждаться новые парусные гонки в различных форматах. Так, в 2000-м году в Самаре Всеволод Ханчин учредил парусную регату-фестиваль в память о своем друге Владимире Высоцком. Через год эта регата стала традиционной в Тольятти, Владивостоке, Сочи и Санкт-Петербурге. В 2001 году московские яхтсмены по инициативе Анатолия Кондакова учредили регату «Банковский Кубок». В 2004-м году яхтсмены вновь созданного класса «Open 800», поддержанные Правительством Нижегородской области, вдохнули «новую жизнь» в традиционную регату «Кубок памяти Ростислава Евгеньевича Алексеева».

Читайте также  А люди где? Сюжет с "Марией Селестой"...

Идея проведения соревнований на Псковском озере родилась в 2002-м году на регате «Банковский Кубок», куда псковские яхтсмены во главе с начальником Псковского Отделения Банка России Сергеем Савиным были приглашены Анатолием Кондаковым — человеком, который благодаря своему заслуженному авторитету сумел привлечь внимание яхтенного сообщества, а так же Алексеем Груненышевым – увидевшим перспективы и базовую основу нового дела. В 2003 году, уже в Кривске, единодушным решением было назвать регату «Псковская», по имени озера. По аналогии с «Ильменской», «Ладожской», «Онежской» и регатой «Кубок Белого озера».

Псковско-Чудской водоем — Русское озеро — Великое озеро обладает уникальными условиями для развития парусного спорта. Обширная и удобная акватория, стабильные погодные условия, культурно-исторический потенциал Псковского региона, достаточно развитая береговая инфраструктура, близость границы с Евросоюзом – все это позволяет проводить регаты самого высокого уровня.

Организаторы Псковской парусной регаты изначально ставили во главу единую задачу — возрождение исконных созидающих и объединяющих традиций Руси на основе развития яхтинга, на базе парусных традиций мореходства.

В одиночку эту задачу не решить. Псковская парусная регата – это результат доброго взаимодействия единомышленников, энтузиастов российского паруса, организаторов соревнований, каждый из которых играет исключительную роль в общем деле: Анатолий Кондаков, Алексей Груненышев, Андрей Белюченко, Сергей Перников, Сергей Савин, Михаил Савин, Сергей Оверкин.

 Определяющую роль в подготовке регаты играет участие организаций: Псковское отделение Северо-Западного Главного управления Банка России; Администрация Псковской области; Всероссийская Федерация парусного спорта; Пансионат «Кривск» Банка России; Морское Собрание Санкт-Петербурга; Паралимпийский комитет России; Пограничное управление ФСБ России по Псковской области; Псковская Епархия РПЦ.

Фундаментальное значение в организации регаты имеет благотворительная поддержка бизнес-кругов. Основу, заложенную АКБ «Столыпин» укрепляет и развивает московская компания «Терра Аури». Исключительное значение имеет помощь со стороны псковских компаний и отделений коммерческих банков: «Псковпищепром», «Псковнефтепродукт», «Экси-Банк», «Сбербанк», «Промсвязьбанк».

Душа регаты – в ее творцах, личностях, непосредственных участниках: Сергей Степанов и Андрей Анфиногенов, Александр Марук и Александр Прохоров, Сергей Московцев и Антон Ткаченко, Светлана Мансурова и Елена Перегудова (Москва); Андрей Лузгин и Михаил Пустобаев, Александр Беляев и Юрий Яковлев (Псков), Владимир Баженов (Липецк), Геннадий Свистунов (Калининград), Федор Денисенко, Олег Высоков и Anre Nomme (Эстония), Владимир и Мария Смоляковы (Латвия), Игорь Липень (Литва), Manfred Bauendahl (Германия).

Первая регата — 2004-го года — стала возможной благодаря тому, что псковские яхтсмены, объединившись, смогли выставить на соревнования четыре новых судна-монотипа «Open 800», изготовленных на судоверфи Сергея Оверкина.

На этих яхтах боролись (с пересадкой) 12 экипажей: из Москвы, Санкт-Петербурга, Латвии, Белоруссии, Пскова. В 1-й Псковской парусной регате принял участие знаменитый ярославский яхтсмен Игорь Зарецкий – первый из россиян, ставший в 2010-м году победителем трансатлантической парусной регаты одиночек Jester Challenge. А также рижанин Александр Музыченко, Олимпийский Чемпион 1980 года – шкотовый в экипаже легендарного Валентина Манкина в гонках класса «Звездный» в Таллине.

Изначально Псковская парусная регата получила надежную поддержку со стороны Пограничного управления ФСБ России по Псковской области. С тех пор добрые и конструктивные отношения с дивизионом отряда береговой охраны сторожевых катеров стали традиционными.

 В 2005 году впервые в Псковской парусной регате приняли участие представители Российской Ассоциации яхт «Микро» во главе с командором класса, вице-президентом международной ассоциации Андреем Масловым.

В 2006 году гонки в крейсерском классе яхт «четвертьтонник» проводились в ранге Кубка России, с участием Московской ассоциации класса «четвертьтонник» во главе с командором класса Вячеславом Евсеевым.

Начиная с 2006 года, Псковская регата включена в Календарь соревнований ВФПС, а также приобрела международный статус – впервые на Псковском озере состоялся российский этап Кубка Европы в классе «Микро» с участием в гонках спортсменов России, Беларуси, Литвы, Эстонии и Латвии.

В 2007 году главный тренер Паралимпийской сборной России по парусному спорту Сергей Московцев именно в рамках Псковской регаты провел отборочные соревнования среди яхтсменов-инвалидов, по результатам которых была сформирована паралимпийская сборная для участия в Олимпиаде в Пекине. Яхтсмены боролись на новых яхтах микро-класса, построенных на псковской судоверфи Сергея Оверкина по проекту московского КБ «Яхтинг-Оптима».

Европейский комиссар класса «Микро» Филипп де Трой, присутствовавший на регате, дал положительную оценку судам и подтвердил возможность проведения в будущем на акватории Псковского озера чемпионатов Европы и мира. В том же году московский экипаж на одной из этих яхт победил на чемпионате Европы класса «Микро» в Швейцарии.

В 2008 году, по уже сложившейся традиции, прошел открытый этап Межрегионального Кубка ассоциации яхт класса «Микро» — Russian Micro Cup», и открытый Ччемпионат Псковской области по виндсерфингу. Неизменные участники Псковской регаты – экипажи Клуба юных моряков из г. Нарва, во главе с Федором Денисенко. В ряду Почетных гостей регаты был писатель Александр Проханов, председатель Изборского Клуба.

2009 год: Главное событие — в рамках регаты прошел Ччемпионат России в легендарном (в прошлом – олимпийском) классе гоночных яхт «Летучий голландец», при личном участии в соревнованиях почетного президента ВФПС, представителя Президента России в Федеральном Собрании Александра Котенкова.

2010 год: открытый этап Кубка Европы – Euro Micro, с участием экипажей из Пскова, Москвы, Латвии, Эстонии, Сербии. Регата включена в Единый календарный план всероссийских и международных соревнований Министерства Спорта России. Оргкомитет оформил юридический статус регаты в качестве автономной некоммерческой организации и получил признание администрации Псковской области.

В 2011 году мировой яхтинг отмечал 100-летие олимпийского класса «Звездный» («Star»). Знаменательно, что в рамках Псковской регаты прошли соревнования московского флота класса «Звездный» во главе с чемпионом России 2010 г. Михаилом Скачковым. В составе гоночного комитета регаты – старейший яхтсмен Поволжья Всеволод Ханчин. Состоялась презентация нового гоночного детского швертбота «Ракета 270», который был передан руководству Палкинского района.

С 2011 года заложена традиция — 12 июня, в День России, проводить Всероссийский праздник «Паруса России», в котором принимают участие все яхтсмены Псковского региона.

В 2012 году регата была посвящена 1150-летию Российской государственности, 100-летию Всероссийской федерации парусного спорта. Впервые в рамках Псковской парусной регаты, как и впервые в России – состоялся открытый Кубок России в новом паралимпийском классе яхт 2,4mR.

Знаменательно то, что чин благословления Псковской парусной регаты служили совместно протоиерей Георгий – от Псковской и Великолукской Епархии, и мастера парусного спорта иерей Роман и иерей Вячеслав – от Саратовской Епархии Русской Православной Церкви. А затем, впервые в России, были проведены парусные соревнования среди духовных лиц.

По традиции на регате соревновались представители парусных школ России в детско-юношеских классах яхт «Кадет», «Оптимист» и «Ракета-270». Яхтенный конструктор Борис Ершов провел 1-ю Псковскую регату с пересадкой на созданных им тренировочных парусных швертботах «Лагуна-Комби».

Псковский художник-маринист, морской офицер Петр Лесников изготовил специально для регаты макет легендарного шлюпа «Нева» и написал картину в честь подвига кораблей русского флота «Нева» и «Надежда». По приглашению Петра Николаевича среди почетных гостей регаты были потомки командиров броненосцев «Князь Суворов» и «Ослябля», геройски погибших в Цусимском сражении.

2013 год — юбилейная X международная Псковская парусная регата. В ее программе:

— чемпионат России в паралимпийском классе гоночных яхт «2,4mR»;

— этап Кубка Европы Pskov Micro Cu» Международной ассоциации яхт «Микро»;

— гонки в детско-юношеских классах яхт «Оптимист», «Кадет», «Луч», «Ракета 270»;

— соревнования экипажей священнослужителей на яхтах класса «Микро»;

— соревнования на швертботах «Лагуна-Комби»;

— соревнования псковских яхтсменов в свободном классе парусных судов.

Участники юбилейной регаты представляли 16 регионов России и 8 стран ближнего и дальнего зарубежья.

Участников регаты приветствовал председатель Морского Собрания Санкт-Петербурга, Почетный Генеральный Консул Великого Княжества Монако Николай Владимирович Орлов, а так же курсанты Кронштадского Морского Кадетского Корпуса и оркестр Морского Корпуса Петра Великого. Это было тем более знаменательно, что здесь, на Псковско-Чудском озере, в 1702-1703 гг., и окончательно в 1704 году состоялась одна из первых побед Русского Флота: по указу Петра I была пленена шведская Дерптская эскадра (Peipus Squadron), и Россия получила возможность выхода в Балтику, вернув себе статус морской державы.

Читайте также  Мыс Горн. 400 лет испытаний

Участников регаты также приветствовали знаменитые яхтсмены: Родион Лука – серебряный призер Олимпийских игр 2004 г., чемпион мира и чемпион Европы, пятикратный чемпион России, президент Парусной федерации Украины, и Николай Литау – шкипер легендарной яхты «Апостол Андрей», совершивший три кругосветных плавания, пройдя Северным морским путем.

Следуя «законам хорошей морской практики», организаторы Псковской парусной регаты с 2013-го года ввели новую традицию — проведение в рамках регаты экологической акции «Псковские Берега».

2014 год, XI международная Псковская парусная регата была посвящена 70-летию освобождения Псковской земли от фашистов. В ее программе:

— этап Кубка Европы международной ассоциации яхт «Микро»;

— Кубок России в паралимпийском классе яхт 2,4 mR;

— межрегиональные соревнования в детско-юношеских классах яхт;

— соревнования псковских яхтсменов в свободном классе парусных судов.

На торжественной церемонии открытия соревнований заместитель губернатора Сергей Григорьевич Перников передал яхтсменам и гостям соревнований слова приветствия от губернатора Псковской области Андрея Анатольевича Турчака: «Псковская регата — это всегда испытание для сильных, мужественных людей. За 10 лет регата стала настоящим праздником и парусным символом Пскова. Знаменательно, что открытие состязаний проходит в День России. Хочется всех собравшихся поздравить с праздником и пожелать, чтобы и сегодня регата была продолжением славных российских морских спортивных достижений».

После традиционного молебна на старт в Псковское озеро вышли 133 яхтсмена в возрасте от 6 до 65 лет, на 56 парусных судах. В составе экипажа катамарана «Квазар» боролся за победу в классе яхт «Свободный» сам Сергей Перников, а заместитель губернатора Виктор Остренко участвовал в обеспечении регаты на катере сопровождения.

Легендарный российский яхтсмен Евгений Александрович Гвоздев говорил, выступая в 2003 году в Московской парусной академии: «Еще раз повторю, если мы разучимся воспитывать своих детей, мы исчезнем с лица земли как нация».

Десять лет организаторы Псковской регаты добивались создания детской парусной секции, и вот 1 сентября 2014 года начались занятия в 1-й Псковской парусной школе. Это событие стало возможным благодаря усилиям администрации Псковской области, при личном участии Сергея Перникова, и Автономной некоммерческой организации «Псковская парусная регата». Администрация области выделила из бюджета одну ставку для тренера, которым стал псковский яхтсмен Сергей Оверкин. Юные яхтсмены получили возможность тренироваться на яхтах международного класса «Оптимист» (были приобретены на средства, выделенные в 2014 году, в виде субсидии, администрацией Псковской области, в рамках реализации социального проекта «Строительство Псковского яхт-клуба»), а т также на детско-юношеских гоночных яхтах национального класса «Ракета 270», приобретенных в Нижнем Новгороде на средства АНО «Псковская парусная регата» специально для Псковской детской парусной школы.

2015 год. XII международная Псковская парусная регата, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне, в свою программу включила:

— чемпионат России — этап Кубка Европы в классе гоночных яхт «Микро»;

— Открытый Кубок России в паралимпийском классе гоночных яхт 2,4 mR;

— межрегиональные соревнования в детско-юношеских классах яхт;

— региональные соревнования в свободном классе крейсерско-гоночных парусных судов.

 На старты гонок вышли яхтсмены, энтузиасты паруса из Пскова, Москвы, Великого Новгорода, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Калининграда, Липецка, Рязани, Воронежа, Омска, Екатеринбурга, Челябинска, Владивостока. Достойными соперниками им стали гонщики из Польши и Литвы, Латвии и Эстонии, Казахстана, Белоруссии, Сербии и Германии.

Впервые в Псковской парусной регате приняли участие юные псковские яхтсмены, воспитанники детской парусной секции Сергея Оверкина. Молодые псковичи достойно конкурировали со сверстниками из ДЮСШ №3 Великого Новгорода. По традиции в Псковской регате приняла участие команда Школы Юных Моряков из Нарвы во главе с тренером Федором Денисенко.

Впервые Псковскую регату поддержали псковские велосипедисты сообщества «Вело-Псков», которые приветствовали регату проведением велогонки в честь 70-летия Великой Победы.

В рамках XII международной Псковской парусной регаты прошел Открытый Чемпионат России – этап Кубка Европы в классе яхт «Микро»», в которых впервые приняли участие команды гонщиков из Германии и Казахстана, а также из Сибири – команды Екатеринбурга, Омска и Челябинска.

В ходе проведения соревнований, представителями международной Ассоциации яхт класса «Микро» была проверена готовность Псковской парусной регаты к приему Чемпионата Мира в 2016-м году. Позднее, на заседании Генеральной Ассамблеи Международной Ассоциации класса «Микро» состоявшейся в Берлине 21 ноября 2015 г., президентами национальных европейских Ассоциаций было утверждено решение о проведении 40-го Чемпионата Мира в классе яхт «Микро» в рамках XIII Псковской парусной регаты, с 11 по 19 июня 2016 года.

2 декабря 2015 года в Москве, на церемонии Национальная премия «Яхтсмен Года»» автономная некоммерческая организация «Псковская парусная регата» получила высшую оценку парусного сообщества России – признана Лауреатом в номинации «Лучший организатор парусных соревнований». Эта награда стала признанием всей команды единомышленников-энтузиастов в сотворении Псковской парусной регаты.

Продолжение славных традиций

«И дабы то вечно утвердилось в России, умыслил искусство дела того ввесть в народ свой».

Феофан Прокопович (о Петре Великом), Епископ Псковский и Нарвский. Предисловие к «Морскому Уставу». 1719 г.

В 2018-м году российский яхтинг достойно отметит 300-летие первого яхт-клуба России, которым по праву считают «Потомственный Невский Флот», созданный по Указу Петра Великого.

В 2016-м году следует так же достойно вспомнить о 300-летии не менее важного исторического события – «де-баталии» (демонстрации флагов) у острова Борнхольм «четырех соединенных флотов» Англии, Голландии, Дании и России под «единою командою» Петра I.

В 1716 году при Борнхольме было продемонстрировано "мировому сообществу", что Россия восстановила утерянные древние связи по Балтике с Западной Европой, и вернула себе подобающий статус в мире. С тех пор Россия не переставала быть великой морской державой.

А в основе «виктория бывшая на Чюцком озере». Там, где остановил западную экспансию «латынян» на Русь в 1242 году князь Александр Невский – на Неве и на Чудском озере — отсюда и начал в 1704 году Петр Великий: Чудское озеро — Гангут – Борнхольм. Не победа ради победы, а победа ради свободных взаимоотношений среди народов и государств.

То событие 1716 года позволило Петру I, за 5 лет до завершения Северной Войны, начать укрепление этого державного статуса. В 1716-м году указом Петра I в Санкт-Петербурге была утверждена «Партикулярная верфь» для строительства гражданских парусников с целью обеспечения Потомственного Невского флота. Руководить верфью был назначен Филипп Петрович Пальчиков, бомбардир Преображенского полка, 1-й русский кораблестроитель, ближайший соратник Петра I. Ему же государь доверил восстановить главную морскую реликвию флота – Ботик Петра I.

30 августа (12 сентября по новому стилю) 1724 года гражданский «Невский флот», уже в полном составе, управляемый сановниками и архиереями, отдавая честь своему государю, идущему на легендарном «ботике – дедушке русского флота», двинулся вверх по Неве для встречи ковчега со святыми мощами благоверного князя Александра Невского, именно с тех пор покровителя Града Петра. Это событие отразил в 1906 году, на своей картине «Ботик Петра I» русский художник Евгений Лансере:

 Сам первый строитель «Потомственного Невского флота», корабельный мастер и первый выпускник Морской Академии Санкт-Петербурга Филипп Петрович Пальчиков похоронен у храма Николая Чудотворца в деревне Устье, что вблизи устья реки Великой, впадающей в Псковское озеро.

Древние культурно-исторические святыни и морские традиции парусного спорта — укрепляют силу духовной основы нашей земли. Основа же успеха доброго дела – взаимодействие единомышленников.

И символично звучит девиз Псковской парусной регаты «А давайте вместе!».

///////////////

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru