По Огненной Земле

Недалеко от знаменитого мыса Горн расположен город Ушуайя. Это место проходит каждый экипаж на пути из Атлантики в Тихий океан или в обратном направлении. Для одних пребывание здесь занимает всего несколько дней, для других – несколько дольше, а кто-то остается тут навсегда.




Текст Натальи Мюллер

Едва ли изменения, происходившие здесь, могли быть еще более резкими. Возникший сто лет назад как колония арестантов, город Ушуайя, или «конец света», как гордо именуют себя его жители, еще и 20 лет назад был не более чем сонным захолустьем у подножия Патагонских гор.

Всего несколько домиков противостояло суровой погоде. Между тем сегодня здесь проживает 80 тысяч человек, и только за последнее десятилетие количество жителей увеличилось вдвое.

Это весьма стремительный скачок, причиной которого послужили в немалой степени дальние крейсерские плавания. До начала 1980-х в этом неприветливом регионе блуждали лишь немногочисленные экипажи. Чтобы попасть в Южное море, большинство из них проходило по Панамскому каналу, но благодаря появлению GPS и надежным сводкам погоды овеянная мифами и легендами Патагония стала доступной для мореплавателей. Того, кого манит к себе южный край Америки, уже не испугаешь жуткой погодой с ветром и холодом.

Ежегодно около 40 яхт отправляются по проливу Бигль
с запада на восток или с востока на запад.

И все останавливаются в двух лежащих друг напротив друга городишках Ушуайя и Пуэрто-Вильямс. Ушуайя является первой гаванью после Мар-дель-Плата на аргентинской стороне и Пуэрто-Монт на чилийской, где можно провести ремонт и получить необходимые запчасти. Тут также есть и маленький слип. А в супермаркетах можно закупить все мыслимые и немыслимые продукты: от аргентинского красного вина и свежих овощей до говяжьей вырезки в вакуумной упаковке.

В «Эл Алмасен», лучшем местном кафе, есть свежие круассаны и итальянский кофе, а в книжных лавках можно найти книги со всего света. Тот, кто оказался в плену патагонской погоды, ветра и одиночества, может в полной мере наслаждаться здесь всеми прелестями цивилизации.

Чилийский Пуэрто-Вильямс предлагает, напротив, лишь немного комфорта, хотя в легендарном яхт-клубе «Микалви» всегда есть места для тех, кто хочет оставить свои яхты на Огненной Земле на длительный срок. А таких немало. Каждый сезон многие путешественники, которые должны были всего лишь пройти мимо этих мест, подпадают под очарование этого региона с его тихими заливами, искрящимися ледниками, долгими летними днями и морскими просторами. Это место для настоящих искателей приключений. Для морских волков, привыкших сталкиваться с трудностями. И для индивидуалистов, которые находят свой смысл и успокоение в разнообразии островного мира.

Конечно же, приезжают и туристы. Французские крейсеристы были первыми, чьи ржавые стальные яхты встали на якорь у мола в гавани Ушуайа и которые всем стали предлагать прогулки до мыса Горн.

Идя по их стопам, яхтенное сообщество в последующие годы создало целую сеть сравнительно регулярных чартерных плаваний. В наше время, когда плавание под парусами само по себе уже не носит столь авантюрного характера, «конец света» все чаще и чаще рассматривают как отправную точку для путешествия к последнему малоизученному континенту — Антарктиде.

На Авенида Сан-Мартин, главной улице Ушуайа, до недавнего времени было всего лишь несколько пабов и мелких лавчонок. Сегодня там красуются сувенирные магазины и дьюти-фри. Почти ежедневно в гавани пришвартовываются на один день круизные лайнеры, чьи многочисленные пассажиры спускаются на берег. В Асосиасьйон Фуэгуйна дэ Активидадес Субакватикас и Наутикас – сокращенно АФАСиН, как называется местный яхт-клуб, – теперь можно увидеть вместо стальных яхт все большее количество современных алюминиевых судов.

Читайте также  Как мы ходим по южным морям

На улице Авенида Куанип, за пределами сегодняшнего центра города, вы не найдете ни сувенирных магазинов, ни современных магазинов фирменной одежды и обуви, а только мелкие магазинчики, торгующие самым необходимым. Мясные и жестяные лавки и пекарни обслуживают вот уже 40 лет своих постоянных покупателей. На боковой улочке расположена танцевальная студия «Мас Данса», где Соня Севияно Ларрага из Андалусии три раза в неделю преподает фламенко.

Испанка прибыла в Ушуайю в декабре 2008 года вместе со своим партнером Антонио Бареа Веласкес на борту 38-футовой яхты «Пик ла Луне». Жизнь на родине, в Мадриде, стала для них слишком скучной и монотонной. Антонио, профессиональному проводнику в горах, недоставало природы, приключений в его обыденной работе в сфере строительства, где он вынужден был зарабатывать деньги. Глядя на гавань Ушуайи, где пенится вода под порывами ветра, он рассказывает о Патагонии, которая уже с юности стала его мечтой. «Откуда-то мне пришла идея научиться управлять яхтой и добраться самостоятельно до подножия гор. А о яхтах на тот момент я вообще ничего не знал!» – смеется Антонио.

И отправился испанец учиться плавать на яхте. Танцовщица Соня сразу же была покорена возможностью обрести новую интересную жизнь. Когда пара в начале 2007 года приобрела небольшую лодку «Пик ла Луне», мечта стала действительностью. В том же году они отправились в путешествие.

В то время как Антонио и Соня еще только собирались у мыса Горн найти свою нишу в парусном туризме, экипаж яхты «Сара В. Форверк» мог уже рассказать немало историй из своего почти двадцатилетнего опыта организации морских прогулок на Краю Земли. Голландец Хенк Берсма открыл для себя Огненную Землю и Антарктиду в 1994 году и тут же забросил свою прежнюю работу рекламного фотографа. Уже год спустя он вернулся сюда на своей 54-футовой яхте «Сара В. Форверк». Швейцарская учительница Жаклин Хаассначала была пассажиром на этой лодке, а вскоре стала членом экипажа. Спустя 14 лет пара со своими тремя детьми все еще живет здесь, но уже не на яхте, а в собственном доме недалеко от Ушуайи.

«Раньше мы ходили под парусом круглый год, – рассказывает Жаклин. – Летом – Южная Джорджия, три-четыре раза плавали к Антарктиде и, конечно, к мысу Горн и ледникам. Осенью ходили на север в Бразилию, а весна была отведена для ремонта и оснащения судна. Когда мы начали осуществлять чартерные плавания, то тут было лишь несколько яхт, которые более или менее регулярно ходили к мысу Горн и Антарктиде. В конце сезона мы всегда встречались на «Микалви» и до первого снега обсуждали прошедшую навигацию».

«Микалви» – это после кафе «Спорт» на Азорах, пожалуй, самое известное место встреч яхтсменов-крейсеристов.

850-тонное грузовое судно было построено в 1925 году в Германии и спущено на воду на Рейне, чтобы потом отправиться в плавание к берегам Чили с боеприпасами для флота. Позже оно превратилось в грузовой транспорт, доставляющий провиант многочисленным станциям, маякам и отдаленным поселениям на Огненной Земле. В 1976 году оно потерпело крушение, его оттащили в небольшой спокойный залив у Пуэрто-Вильямс, посадили на мель и превратили в музей.

Читайте также  Ибица. Обратная сторона острова

Из музея образовался яхт-клуб «Микалви». Частные и чартерные яхты пришвартовываются по всей длине судна, на корме ремонтируют паруса, и всегда можно воспользоваться горячим душем. В девять вечера открывается бар, и под Pisco Sour, национальный чилийский напиток, ведутся на разных языках неспешные разговоры о только что покоренном мысе Горн, об экспедициях в Антарктиду и о пережитых штормах.

Освальдо Э. Эскобар Торрес и Ютта Вальтер с яхты «Полярный ветер» тоже знают «Микалви» уже много лет. Чилиец приехал на Огненную Землю из Сантьяго. Природный ландшафт, доброжелательность людей и насыщенность самой жизни на острове настолько очаровали его, что он после восьми лет работы на отдаленных станциях, в том числе на маяке мыса Горн, решил избрать этот регион своей второй родиной.

Примерно то же произошло и с немецкой учительницей Юттой, когда она в 2003 году впервые, привлеченная рассказами друзей, вступила на Огненную Землю. «Здесь я могла бы жить», – пронеслось тогда у нее в голове. Вскоре она встретила Освальдо, который в то время работал капитаном на прогулочной лодке. И уже три недели спустя у молодой пары появилась и общая цель: собственное судно и жизнь на Огненной Земле.

Летом они «капитанят» на яхтах в проливе Бигля, а зимой Ютта работает учительницей в Пунта-Аренас. Несколько лет они пробыли в Германии, где родился их сын Тео и где Освальдо основал яхтенную фирму «Экспедиции с «Полярным ветром». Наконец в 2009 году они нашли в Греции Reinke 16 M – яхту своей мечты – и уже спустя шесть месяцев в полном составе поднялись на борт собственной лодки. В ноябре 2011 года они достигли Огненной Земли.

Соня пришвартовывает свой тузик у трапа клуба Наутико. Из-под типичного одеяния ушуайянок – непромокаемого костюма – выглядывает край юбки фламенко. Она немного опаздывает на свои занятия танцами, но ее аргентинские ученицы тоже не отличаются пунктуальностью. Соня ворчит: «От нас только что ускользнул выгодный заказ на чартер». Бизнес в Ушуайя суровый. Те, кто не имеет, подобно Хенку и Освальдо, многолетнего опыта, контактов и рекомендаций, вынуждены ориентироваться на случайных клиентов или на заказы от агентств, которые расположены прямо на набережной возле мола, куда причаливают все круизные суда. Иногда туристы, пытающиеся поставить эффектную точку в своем путешествии по Патагонии, поднимаются по полусгнившему трапу и спрашивают яхту, которая могла бы отвезти их к мысу Горн или к ледникам Кордильер Дарвина.

Экипаж яхты «Пик ла Луне» не может довольствоваться случайными заказами. Антонио, профессиональный горный проводник, мечтает включить в программу и прогулку по горам. А Сонины курсы фламенко тоже являются значительным подспорьем, ведь андалусийский огонь можно хорошо продать в холодной Ушуайе.

Тем временем Жаклин на своем «лендровере» подъезжает к супермаркету. Яхта «Форверк» возвращается завтра из Антарктиды. Будет всего лишь три дня, чтобы помыть судно и пополнить запасы, и яхта вновь отправится в край вечной мерзлоты.

Среди покупок будут клейкая лента, разноцветный картон… С тех пор как родилась вторая дочь, Жаклин уже не каждый раз выходит в море. Но у нее есть свой маленький бизнес. В бурно развивающейся Ушуайе бывшая учительница младших классов дает детям уроки прикладного искусства.

Читайте также  Дети прилагаются

В один из дней с палубы «Микалви» можно было увидеть, как возвращается яхта «Сара В. Форверк». Хенк любит ледяной континент. Ему нравится суровая погода, ветер, нередко приближающийся к штормовому, отдаленные места для стоянок и скудный животный мир.

…Воскресный вечер. Артур, арендатор бара «Микалви», готовит на гриле баранину. Приходят первые посетители. Вчера закончилась экспедиция в Антарктиду британского флота и как раз вернулись с ледников пассажиры «Полярной звезды».

Но не только чартерные и грузовые суда останавливаются у южного края Южной Америки. Иногда известные в парусном спорте яхты вынуждены прервать свои регаты вокруг мира и остановиться здесь. Так, например, яхта «Телефоника», участвовавшая в регате Volvo Ocean Race, в марте этого года сделала вынужденную остановку для ремонта в этой спокойной бухте недалеко от мыса Горн. В январе 2011 года в Ушуайе была вынуждена задержаться 67-летняя яхтсменка-одиночка Джин Сократес, когда ее яхта перевернулась во время попытки обогнуть земной шар без остановки. Двумя месяцами позже из-за тяжелых повреждений там же завершилось участие в гонке яхты Groupe Bel в регате Barcelona World Race. Яхту вытащили из воды и на грузовом судне доставили в Европу.

…Артуру совершенно все равно, откуда приплывают его посетители. Он угощает бараниной всех. За едой очарование Огненной Земли еще больше усиливается. Очарование, которое притягивает многих и не хочет отпускать.

От редакции. Наталья Мюллер с своим мужем Михаэлем Внук и двумя дочерьми совершает плавание вокруг Южной Америки. О своем походе она регулярно рассказывает в блоге на www.ironlady.de, а также на www.yacht.de

Любительница приключений и шкипер
Освальдо Э. Эскобар Торрес и Ютта Вальтер предлагают морские прогулки. Освальдо служил на Огненной Земле, у мыса Горн, и так здесь и остался. Ютта приехала в 2003 году в Патагонию в отпуск, познакомилась с Освальдо, влюбилась и также осталась здесь.
Бизнес. На своем Reinke 16 M «Полярный ветер» пара осуществляет прогулки по каналам и, конечно же, к мысу Горн.
Семья. Во время пребывания в течение нескольких лет в Германии у них родился сын Тео.

Танцовщица и скалолаз
Соня Севияно Ларрага и Антонио Бареа Веласкес родились в Мадриде. Они хотят занять свою нишу в чартерном бизнесе, комбинируя морские прогулки с горными походами.
Средства к существованию. Чартерный бизнес не приносит достаточного дохода. Поэтому Севияно Ларрага три раза в неделю дает в Ушуйе уроки фламенко.
Главное в жизни. Яхта «Пик ла Луне» довольно маленькая. Пара, тогда еще почти не имеющая навыков мореплавания, доставила яхту из Европы на Огненную Землю.

Учительница и фотограф
Жаклин Хаас и Хенк Берсма закрепились на Огненной Земле. Со своими тремя детьми пара живет в собственном доме недалеко от Ушуайи.
Чартерный бизнес. Он процветает! Кроме этого, Жаклин, бывшая учительница, дает детям уроки рисования.
Шкипер. Берсма приехал в Ушуайю 17 лет назад. Он ходит с пассажирами круизных лайнеров до Антарктиды.
Яхта. 53 футовая яхта «Сара В. Форверк», благодаря многочисленным репортажам о плаваниях, хорошо известна в Германии.

Опубликовано в Yacht Russia №4 (51), 2013 г.