Паруса озера Онего

То, что по Онежскому озеру под парусами ходили давным-давно, не сомневается никто. Но о соревнованиях яхтсменов известно только, что первая гонка на Онеге состоялась в 1972 году




Текст Анатолия Кондакова,

мастер спорта СССР, лауреат премии «Яхтсмен года-2015» в номинации «Лучший организатор парусных регат»

Первая 100-мильная гонка крейсерских яхт по маршруту Петрозаводск – маяк Клименецкий – маяк Тамбиц нос – Петрозаводск была организована московскими и петрозаводскими энтузиастами парусного спорта. Тогда в июле 1972 года на старт вышли восемь яхт.

Организаторы, они же судьи соревнований, отправились на дистанцию на весельном баркасе, переоборудованном в парусно-моторное судно. Гонка состоялась благодаря огромной энергии этих людей. Они преодолели все барьеры, возникающие на пути любого нового дела, наградой же участникам было полное удовлетворение от содеянного. Не могу сказать, задумывались ли эти люди о будущем паруса на Онеге, но сегодня ясно – они открыли новую страницу в истории парусного спорта нашей страны.

Начиналась новая эпоха. Зная лично участников этой компании – Вадима Иванова, Алексея Хлебушкина, Сергея Потапкина, Володю Артемова (всех за давностью лет могу и не припомнить), мне тогда и в голову не пришло спросить их: мол, понимаете ли вы, что?… Нет, все мы были молоды и даже представить не могли, что переживаем исторический момент.

Известие об «открытии озера» яхтсменами быстро облетело все уголки нашего парусного мира и привлекло внимание многих капитанов.

В 1973 году на старт вышли уже 13, а в 1974-м – 18 вымпелов и далее по нарастающей. Регата быстро набирала обороты, став заметным событием парусной жизни в нашей стране.

Подготовка и проведение соревнований держались на энтузиазме самих яхтсменов. Их труд был оценен Федерацией парусного спорта СССР и решением Президиума ФПС – в 1976 году «Онежская регата» получила всесоюзный статус. В последующие годы развитию регаты во многом способствовала поддержка старейшего сотрудника Спорткомитета СССР Ивана Петровича Лаврова, проработавшего в спортивных структурах пятьдесят лет, с 1936 по 1986 год.

Молодое нынешнее поколение вряд ли знает, что до восьмидесятых годов развитию крейсерского флота в СССР уделялось мало внимания. Количество крейсерских яхт в нашей огромной стране исчислялось всего лишь несколькими сотнями. В то время основной акцент был направлен на развитие яхт олимпийских классов. Руководство парусного спорта, тренеры, да и в большинстве своем сами гонщики, были заражены олимпизмом и мало интересовались крейсерскими яхтами. К тому же в советский период организация крейсерских гонок на море требовала преодоления большого количества препон, главными из которых были пограничные барьеры.

Ситуация стала меняться, когда наш флот стал регулярно пополняться современными для того времени гоночными яхтами, закупленными в Польше на основе межправительственного соглашения. С 1979 года флот ежегодно прирастал уже не единицами, а десятками вымпелов. На эти крейсера пришло большое количество яхтсменов, прошедших подготовку на спортивных швертботах. Новые яхты, высокий уровень гонщиков, помноженные на общий энтузиазм, открывали и новые горизонты.

Читайте также  Ханнес Линдеманн: курс – вест!

Яхтсмены дождались своего часа и рвались в бой. Это сразу же отразилось как на спортивной, так и на организационной стороне регат. Всем хотелось проверить себя в серьезных гонках. Такую возможность предоставило им Онежское озеро. Удобное географическое положение, шикарная акватория 250 на 90 км, большое количество разнообразных островов, изрезанные берега, сложные фарватеры на фоне красивой северной природы, и все это при отсутствии административных барьеров для спортсменов и организаторов регат! Все эти составляющие способствовали быстрому росту популярности гонок на озере. Стремление же яхтсменов поучаствовать в них было так велико, что даже масштабы нашей страны не могли сдержать их порыв. Чтобы дать представление об этом, отмечу лишь некоторые «точки», откуда прибывали участники регаты: Архангельск, Мурманск, Таллинн, Одесса, Киев, Таганрог, Екатеринбург, Тольятти, Харьков и, конечно же, Москва и Ленинград. Что же касается географии более близкой к Петрозаводску, то она была представлена всеми местами, где существовал хотя бы какой-то парусный спорт.

Свои яхты участники доставляли на баржах, на автомобильных прицепах, многие шли своим ходом по рекам и каналам. Короче, добирались как могли, лишь бы поучаствовать в настоящих морских гонках.

С середины восьмидесятых на старт Онежской регаты выходило уже порядка 160 вымпелов. Ни одна регата того времени не набирала такого количества яхт и участников. Берусь утверждать, что это не фантазия, так как в те годы мне довелось решать вопросы организации регат, да и самому участвовать в различных гонках от Владивостока до Ленинграда. Утверждаю и другое: восьмидесятые годы прошлого столетия – это время подъема крейсерского флота в нашей стране!

Длина дистанции всех этапов регаты по генеральному курсу составляла не менее 500 морских миль. При этом один из этапов регаты обязательно был порядка 200 миль. Для большинства яхтсменов, дорвавшихся до просторов озера, многодневные гонки с ночными вахтами были в новинку, и тем было интереснее!

Озеро не всегда радовало яхтсменов теплой погодой, зачастую довольно жестко проверяя новичков на готовность к борьбе не только с соперниками, но и со стихией. Бывало, дождливая погода с крепкими ветрами держалась несколько дней, а у большинства спортсменов тогда не было хороших (в современном понимании) непромоканцев. Наша промышленность их просто не выпускала, а купить их за рубежом могли единицы. Да и перчатки на руках яхтсменов появились у нас только с наступлением нового века… И все же чаще озеро было благосклонно к яхтсменам – за многие годы солнечных дней было гораздо больше, чем дождливых.

Читайте также  К 100-летию ВФПС. Паруса войны и мирные годы

Как правило, финиш этапов регаты планировался около островов с закрытыми бухтами без каких-либо признаков цивилизации. Впрочем, признаков этой самой цивилизации по берегам озера вообще было не густо. Отсутствие удобств компенсировалось красотами северной природы. Однако настоящих гонщиков не смущало отсутствие оборудованных причалов по берегам и какой-либо «цивильной» программы во время стоянок. Как не пугало их и то, что основную часть продуктов приходилось брать с собой, пополнить запасы провизии на стоянках возможности не было. Правда, не было проблем с питьевой водой, она находилась прямо за бортом яхты, ведь Онего – одно из чистейших озер в мире!

До начала восьмидесятых на набережной Петрозаводска, рядом с памятником Петру I, был небольшой яхт-клуб-порт. Это было любимое место участников регаты, здесь они швартовали свои яхты.

К сожалению, в самом начале восьмидесятых этот клуб исчез в водной пучине, остались только пеньки свай, появляющиеся на поверхности при низком уровне воды в озере.

Появление флота парусников в центре Петрозаводска всегда было большим событием для горожан и гостей Карелии. Все то время, пока яхты стояли в центре города рядом с портом, на набережной с утра до вечера было множество зрителей. Про ребятишек, глазеющих на настоящие гоночные яхты, и говорить нечего. При этом не было никакой специальной береговой программы, ни парадов, ни фейерверков. Но не было и заградительных лент, выделенных зон. Доступ на стоянку яхт был свободным. На набережную людей вело желание увидеть красавицы яхты и возможность пообщаться с настоящими яхтсменами. Их вел понятный и здоровый интерес к замечательному виду спорта – парусному.

В те же годы на одном из этапов регаты было еще одно живописное место, подходящее для стоянки яхт, – остров Сал, на котором до сих пор стоит маяк. Еще в начале восьмидесятых там был старый рыбацкий причал, небольшой склад для хранения рыбы с ледником, изба и баня. К сожалению, все это довольно быстро пришло в упадок, и сегодня там только развалины. Это парадокс, но так уж совпало: с увеличением количества яхт на озере исчезали даже имевшиеся скромные возможности для организованной стоянки яхт. Следующие тридцать лет яхты участников соревнований вынуждены были швартоваться где придется и, как правило, в местах плохо приспособленных для этого.

Читайте также  Парусатые «пельмени». Максим Ярица: "Вот куплю яхту и..."

С начала 1990-х годов, в сложный период социальных катаклизмов, парусный спорт в Карелии держался во многом благодаря двум энтузиастам: председателю спорткомитета Республики Евгению Шорохову и председателю Федерации парусного спорта Карелии Федору Смирнову. Их заслуга в том, что они более четверти века сохраняли традиции ежегодной Онежской регаты. Сегодня это старейшая регата крейсерских яхт в России, на которую каждый год собираются гонщики из многих регионов нашей страны.

Отношение к яхтсменам в Карелии стало меняться с 2010 года, когда было принято решение об объединении усилий организаторов регаты «Банковский кубок» и ФПС Карелии.

Идею объединения поддержало руководство республики, и как следствие яхтам на озере стало комфортнее. Сегодня, например, разрешена стоянка яхт у причалов пассажирского порта в центре Петрозаводска, что ранее категорически запрещалось.

Вопросы безопасности во время соревнований организаторам помогают решать ФГУП «Морсвязьспутник» и МЧС Республики Карелия. Уже не первый год яхтсменам помогает гостиничный комплекс «Фрегат» с его замечательными возможностями приема большого количества спортсменов.

Меняется ситуация и на акватории озера – с 2014 года яхтенный флот принимают горнолыжный комплекс «Ялгора» и клубный поселок Малая Медвежка. В 2015 году, первый раз за всю историю соревнований на озере, эскадру принял город Кондопога.

Совместная работа открыла и новые возможности. Начиная с 2011 года Банковский кубок – Онежская регата расширила свою гоночную программу, включив гонки одного из старейших в мире классов яхт – «Дракон». В рамках 45-й регаты предполагается участие и ныне действующего ветерана Олимпийских игр – класса «Финн». Интерес к регате проявила и Ассоциация нового международного класса трейлерных яхт SB20.

И как результат наша регата распоряжением Правительства Российской Федерации № 2161 от 22 ноября 2013 года вошла в программу мероприятий, приуроченных к 100-летию образования Республики Карелия в 2020 году.

К этому юбилею запланировано построить марину недалеко от центра Петрозаводска.

…Эту статью я написал с целью показать новому поколению, каков же был парусный спорт на Онежском озере в последние годы существования страны, называвшейся Советским Союзом. Да, масштаб регат постсоветского периода ни в коей мере не может сравниться с «золотым веком» восьмидесятых, и тому есть много веских причин. Однако, опираясь на версию о развитии истории по спирали, вполне можно допустить, что 45-я регата на Онежском озере и есть начало нового витка подъема на следующую высоту.

Друзья, а не пора ли нам уже сегодня задуматься, как мы будем отмечать ПОЛВЕКА гонок парусников на Онего в 2021 году?

Опубликовано в Yacht Russia №4 (84), 2016 г.