Магнус Олссон. Послесловие

В Швеции вручены первые гранты Мемориального фонда Магнуса Олссона. Цель фонда – привлечение молодежи к занятиям парусным спортом. И чтобы помнили великого яхтсмена…








Подготовил Сергей Борисов

Simon Le Bon
(Саймон Ле Бон, фронтмен рок-группы Duran Duran; Dram, Whitbread Round the World Race 1985/1986)

Прощание с другом

Мы плывем по волнам.
Ты и я.
Рядом наши друзья.
Пальцы сжались в кулак.
Это мы.
Бьем по волне кулаком.
Белые стрелы брызг
В солнечном свете летят.
Смех твой все громче –
Громче, чем вой старого моря.
Так было на яхте. Тогда…
Сейчас тебя нет.
И мир опустел,
В нем сырость и холод.
И все же он не пропащий,
Пока есть люди, чье сердце,
Как уголек,
Который светит и греет всегда.

Мы ждали текст и все прикидывали, сколько страниц будущего номера зарезервировать для интервью. Потом решили, что нечего гадать, сколько понадобится, столько и дадим. Потому что Магнус Олссон – это имя! Это – легенда парусного спорта! Наконец, он замечательный, остроумный собеседник.

Наш автор Нильс Ван Хольстен должен был встретиться с Олссоном в феврале на Антигуа, чтобы выяснить, как идет подготовка к очередному сезону Volvo Ocean Race, который станет для Магнуса Олссона седьмым! Правда, на сей раз он не пойдет в море сам, но в гонку отправятся девичий экипаж шведской команды SCA, а он – наставник и тренер – останется на берегу. И будьте уверены, после прохождения каждого этапа первым, кого девушки из SCA увидят на берегу, будет он, Магнус. Не сомневайтесь и в другом: лодка еще не коснется бортом причала, а навстречу уже будут лететь фирменные шуточки Олссона и, покрывая общий гомон, будет звучать смех Манге – так, «Чесоткой», его называли друзья, а в друзьях у него было полмира. Такой человек! Когда видишь в других только хорошее, тебе всегда воздается тем же.

На Антигуа знаменитый швед собирался привести лодку SCA для участия в RORC600, но не привел, изменились планы. Новая встреча была назначена на апрель, место рандеву – Канары.

Разговор не состоялся…

Это случилось во время тренировки, прямо в море. Магнус вдруг побледнел и упал. Его срочно доставили на берег, а потом в больницу. Врачи диагностировали инфаркт. Все их усилия оказались тщетны. Несколько дней спустя, 22 апреля, Магнус Олссон умер. До последней минуты рядом с ним были его родные и друзья.

Читайте также  Плезир-яхта Петра Великого на музейном паркете

…Он родился 4 января в 1949 году в Бромме, тихом пригороде Стокгольма. В начале 1960-х его родители приобрели летний домик в Хавердале, на западном побережье Швеции. Там Магнус стал заниматься в местном яхт-клубе и участвовать в гонках сначала на «ОК-Динги», а потом на более солидном швертботе Trapez 505S.

Он не был тщеславным, не гнался за наградами, он вообще – разбрасывался. Летом – парус и гольф, зимой – горные лыжи. Он и не помышлял о том, чтобы посвятить себя спорту, его цель была иной – поступить в Королевский технологический институт и стать специалистом по компьютерам. Он и поступил, и окончил в числе лучших, и стал ведущим сотрудником американской корпорации Digital Equipment. Однако к этому времени выяснилось, что парус для него – это не одно из увлечений, а увлечение главное, и даже не увлечение – страсть! Поэтому Магнус Олссон, чемпион Швеции в классе Trapez 505S, ни минуты не колебался, когда ему предложили стать членом команды Sverige, решившей вступить в схватку за Кубок «Америки».

Ему предстояло отвечать за программное обеспечение и работу бортового компьютера. Но он сумел проявить себя и как тактик, и как рулевой… Так он стал профессиональным яхтсменом, не перестав при этом быть весельчаком и балагуром. Он шутил: «С годами я все больше времени проводил в море, поэтому мне пришлось купить жене собаку, чтобы она хоть как-то заменяла меня».

Во время гонки Fastnet, генеральной репетиции перед Whitbread Round the World Race1985/86, случилась беда, чуть не ставшая трагедией. Яхта Drum, ведомая Скипом Новаком, перевернулась. Люди оказались «запертыми» внутри корпуса, но, по счастью, обошлось без жертв. Несмотря на то что до старта Whitbread оставалось совсем немного времени, владелец яхты рок-певец Саймон Ле Бон все же решил отправиться в кругосветку. Вот только с желающими составить ему компанию было плохо. Одним из тех, кто решил рискнуть, был Магнус Олссон…

В сезоне 1989/90 он шел на яхте The Cаrd и со своей командой занял пятое место. Четыре года спустя на Intrum Justitia они стали вторыми. В гонке 1997/98 Олссон стал победителем в составе команды EF Language, шкипером был Пол Каярд. Через четыре года он вошел в экипаж Assa Abloy, став в свои 52 самым «пожилым» среди гонщиков Volvo Ocean Race этого сезона. Наконец, в сезоне 2008/09 Магнус Олссон получил возможность стать во главе команды Ericsson 3. Во время гонки Олссону исполнилось 60 лет, и он уже легенда, уже патриарх, и гонку Volvo Ocean Race уже невозможно представить без него.

Читайте также  Джонка в Лондоне

«Я люблю эту гонку, – говорил Магнус Олссон – Манге. – Все в ней от первой до последней минуты, от старта и до самого финиша, действительно экстремально и абсолютно непредсказуемо».

Он знал, о чем говорил – и насчет экстремальности – в Бостон он шел со сломанным ребром, и насчет непредсказуемости. На этапе Циндао – Рио-де-Жанейро Магнус Олссон повел Ericsson 3 маршрутом, который другие участники гонки даже не рассматривали. Это выглядело авантюрой, но в результате он получил преимущество, которое удерживал на протяжении 6000 миль. Его прибытие в Бразилию было поистине триумфальным! К сожалению, слишком много очков было потеряно на предыдущих этапах, причем по не зависящим от Манге и его команды причинам, лишь поэтому в итоговой таблице Ericsson 3 разместилась на четвертом месте.

…Шесть кругосветок, шесть самых знаменитых океанских гонок. Магнус Олссон стал своеобразным символом Volvo Ocean Race. Казалось, так будет всегда, потому что невозможно было представить человека более веселого, жизнерадостного, а значит, молодого. И потому смерть Олссона стала настоящим потрясением для всех, кто его знал. Это был так несправедливо! И так горько.

Ричард Бризиус, менеджер команды SCA,Volvo Ocean Race 2014/15:

«Манге был выдающимся спортсменом и моим другом. Он был главным «мотором» нашей команды SCA».

Сэм Дэвис, участница Vendée Globe, шкипер команды SCA, Volvo Ocean Race 2014/15:

«Когда Магнус стал наставником команды SCA, я была счастлива, ведь это честь – учиться у такого человека. Он верил в нас… Без него нам будет трудно, но мы сделаем все, чтобы он гордился нами».

Стаффан Сален, командор Шведского королевского яхт-клуба:

«Он был великим человеком! Он был славой и честью нашего клуба. Он был другом многим, и над этой дружбой не властна сама смерть».

Читайте также  Паруса Водной станции

Роджер Нильсон; Dram, Whitbread Round the World Race 1985/86; The Cаrd, Volvo Ocean Race 1989/90; Intrum Justitia, Whitbread Round the World Race 1993/94:

«Мы познакомились в 1976 году, когда готовились к Кубку «Америки». Он никогда не опускал рук, а его смех был так заразителен, что скоро Магнус стал чем-то вроде талисмана нашей команды».

Рик Томлинсон; Dram, Whitbread Round the World Race 1985/86; Intrum Justitia, Whitbread Round the World Race 1993/94; EF Language Volvo Ocean Race 1997/98; The Cаrd, Volvo Ocean Race 2008/09:

«Он любил дельфинов и альбатросов, потому что тоже считал себя жителем моря. Они были его соседями, с которыми он жил в полном согласии».

Малкольм Ли; The Cаrd, Volvo Ocean Race 1989/90:

«Во время одной из остановок Магнус и я работали на мачте. Моя будущая жена была со мной в то время, и я, указывая на Магнуса, сказал: «Если у нас будет мальчик, я назову его Магнусом». Позже я рассказал Магнусу о своем решении. Он расхохотался и взял с меня слово, что я не отступлюсь. В 1994 году у меня родился сын Магнус».

Тим Крегер; Intrum Justitia, Whitbread Round the World Race 1993/94:

«Он хотел сделать команду SCA лидером, и, будьте уверены, он бы это сделал, незримо присутствуя на борту яхты. Это была бы его седьмая кругосветная гонка».

Торбен Граэль, олимпийский чемпион; Brasil-I, Volvo Ocean Race 2005/06; Ericsson 4, Volvo Ocean Race 2008/09:

«Магнус был хорош даже тогда, когда дела его лодки шли не лучшим образом. С ним можно было поговорить, как с лучшим другом, и, как брату, рассказать обо всем».

Аксель Магдах; Ericsson 3, Volvo Ocean Race 2008/09:

«Со своими уникальными человеческими качествами Магнус мог быть выдающимся футбольным тренером, генеральным директором большой компании или даже главой Организации Объединенных Наций, и в этом случае на нашей планете воцарился бы мир!»

Кнут Фростад, генеральный директор Volvo Ocean Race:

«Он был моим наставником в море 20 лет назад, он подарил гонке Volvo Ocean Race свою улыбку… Парусный мир без него уже никогда не будет прежним».

Опубликовано в Yacht Russia №55 (8 — 2013)

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru