Кристиан Шеррер. Эксклюзив для Yacht Russia

По некоторым оценкам, до полумиллиона зрителей ожидается на старте восьмой кругосветной парусной регаты Vendee Globe в маленьком местечке Ле Сабль д’Олон на берегу Бискайского залива. Текущее положение дел в яхтинге мы обсудили с победителем не менее легендарной глобальной гонки Кубок «Америки» (America’s Cup), швейцарским профессиональным спортсменом Кристианом Шеррером.


Маршрут этой трехмесячной гонки проходит по Атлантике на юг, через три легендарных мыса — южноафриканский мыс Доброй Надежды, австралийский мыс Люин в Индийском океане и чилийский мыс Горн (Тихий океан), таким образом, огибая Антарктиду по часовой стрелке. Снова оказавшись в Атлантическом океане, яхты возвращаются во Францию. Главная особенность этой регаты — она проводится без остановок и среди яхтсменов-одиночек. Vendee Globe проходит раз в четыре года и стартует в начале ноября, когда в южном полушарии наступает лето, это позволяет сократить риск столкновения яхт с айсбергами.

Российский мореплаватель Федор Конюхов принимал участие в этой гонке 16 лет назад, но до финиша не дошел. Участники первой гонки в 1989–90 гг. преодолевали дистанцию в 24 тысячи морских миль за 110–140 дней, и уже в 2013 году француз Францис Габарт установил, казалось бы, недостижимый рекорд: 78 дней, 2 часа, 16 минут и 40 секунд. Во многом это произошло благодаря бурному развитию технологий в парусном спорте.  

Многие люди уверены, что гигантские трансатлантические и кругосветные регаты, такие как Volvo Ocean Race, America’s Cup, Vendee Globe — гораздо больше часть шоу-бизнеса, нежели спорта. Здесь уже давно нет настоящего яхтенного духа, и гонщики выступают лишь в качестве актеров большой пьесы, которая транслируется на весь мир ради больших денег и спонсорских контрактов. Вы принимали участие в «Кубке «Америки» четыре раза и один раз выиграли его. Это невероятное достижение! Не могли бы Вы рассказать, как все выглядит изнутри?

КШ: Бесспорно, подобные масштабные события очень важны для спонсоров с точки зрения медиа освещения и продвижения их бизнес деятельности. Но в то же время глобальные корпорации или владельцы бизнеса таким способом позволяют поклонникам яхтинга иметь свое собственное событие мирового масштаба. Для профессиональных яхтсменов и работников индустрии — это работа. Но не забывайте, что для любого из нас — это мечта с детства и колоссальный вызов: принять участие в таких знаковых гонках, как VOR, Vendee Globe или America’s Cup.

Читайте также  Киви в борьбе за America's Cup

Как Вы оказались в этой обойме?

КШ: Я начал заниматься парусом на швейцарских озерах, когда был маленьким мальчиком, на Оптимисте. Мой отец — яхтсмен, сначала он знакомил меня с основами спорта на своей яхте, позже я делал свои первые шаги в юношеской команде нашего яхт-клуба. Но мои родители поставили жесткое условие: сначала я должен получить образование, и затем решать, чем заниматься по жизни. Оглядываясь назад, я им очень благодарен. Например, в бизнес-школе я выучил английский и французский языки, которые мне здорово пригодились в общении среди международного яхтенного сообщества. Когда я закончил колледж, мне было 20 и я мечтал только о парусах. К тому же, меня пригласили пройти квалификацию в профессиональную команду, которая собиралась принять участие в кругосветной регате Round the World Race. Так что принять решение было совсем не сложно, не правда ли?

Это единственный путь для юноши, который успешно выступает на местных соревнованиях попасть в престижную команду?

КШ: Вариантов много. Самый очевидный — традиционный Олимпийский путь — стремиться в юношескую национальную сборную, затем в Олимпийскую команду. Или можно стараться произвести хорошее впечатление на международных матч-рейсах, регатах, Гран При и чемпионатах. Иногда действительно может помочь, когда ты оказываешься в нужном месте и нужное время, но если говорить честно — все дело в твоих результатах, отношении к спорту и усилиях, которые ты прилагаешь, чтобы добиться успеха.    

Возможно, дилетантский вопрос, но что хуже всего переносится на борту во время длинной гонки? Аскетические бытовые условия или возможное недопонимание между членами экипажа?

КШ: Довольно легко почувствовать себя дискомфортно во время долгих офшорных гонок. Сильная влажность, недостаток сна и постоянный стресс — главные проблемы, с которыми сталкиваешься. Однако это испытание, и никто не обещал, что будет легко. С другой стороны, это отличная возможность проверить себя на прочность и совершенствоваться в преодолении себя.

Помимо профессиональной карьеры гонщика, Вы — кораблестроитель. Многие профессиональные яхтсмены высоко оценивают вашу разработку Blu26, на которой проходит множество европейских соревнований. Объясните, для чего Вы ее сконструировали? Вас не удовлетворяли уже существующие модели схожих классов?

Читайте также  Василий Поленов и Леонид Андреев: поветрие

КШ: Когда мы создавали Blu26, мы мечтали о хорошо сбалансированной лодке, которая прекрасно подойдет для гонок флота, матч-рейсов, обучения, тренингов, способной прекрасно проявить себя в широком диапазоне ветров и погодных условий. Кстати, мы до сих пор так и не встретили похожие удачные примеры среди существующих на рынке моделей.

В последнее время Вы проводите много тренингов среди любителей и дома, в Швейцарии, и по всей прибрежной Европе. В чем Ваша мотивация?

Кристиан «Блуми» Шеррер — профессиональный яхтсмен, консультант по развитию парусного спорта, тренер, спикер, спортивный менеджер

КШ: Это прекрасная возможность пропагандировать наш спорт, наш класс Blu26 и делиться с людьми страстью к парусному спорту.

Но есть ли у взрослых новичков шансы добиться серьезных результатов?

КШ: Это очень индивидуально. У каждого, кто пришел в яхтинг свои мотивы. Кто-то хочет стать лучше как команда, другие хотят личного роста в спорте. Любой может научиться здесь многому и использовать знания по своему желанию. Главное, что мы делаем — индивидуально работаем с каждым участником над его личными задачами. «Разборы полетов» с помощью видеосъемки и анализа каждого маневра в этом очень помогают. Прогресс чувствуется буквально на следующих тренировочных гонках. И конечно, мы все получаем колоссальное удовольствие от хождения под парусом в очень живописных местах.

Создается впечатление, что российский парусный спорт не в лучшей форме сегодня. Можете ли дать совет, что необходимо улучшать? Нам бы очень хотелось видеть нашу страну в списках «Лучшие из лучших».

КШ: Я не очень хорошо знаю российский парусный спорт, но вижу все больше команд и яхтсменов, прекрасно выступающих на самом высоком уровне.

Яхтинг и допинг. Это горячая тема в России. Некоторые, скорее всего, до сих пор при слове «моряк» представляют себе пожилого бородатого дядю, желательно с двумя глазами и с бутылкой рома в руке. Как обстоят дела на самом деле? Как выглядит современный яхтсмен и кто он?

Читайте также  OSTAR-1964. Эрик Табарли - французский связной

КШ: Образ пьяного морского волка скорее подходит для пиратских фильмов, нежели для современного яхтинга. Для того, чтобы заниматься парусным спортом, ты должен быть сильным и спортивным.

Кстати, это мужчина? Есть ли место для женщин в парусном спорте? Или это плохая шутка?

КШ: Совсем без шуток — у нас много женщин в яхтинге, и должно быть еще больше. Основным препятствием для девушек может быть недостаточная физическая сила. Так что надо уделять большое внимание силовым упражнениям и усерднее тренироваться.

Ваша семья. Должно быть — они очень терпеливые люди. Каждый раз, как Вы на гонке — ждут, беспокоятся, нервничают…

КШ: К счастью, они понимают, что такое яхтинг и разделяют мою страсть. Они тоже моряки, и это очень помогает.

Какой бы Вы дали совет девушке, которая стала подругой или женой яхтсмена?

КШ: Понять и принять страсть своего мужчины. Самой стать яхтсменом! И переплюнуть его!

Вы совершаете ошибки? Какова их цена?

КШ: Конечно! И как часть команды, и сам по себе. Иногда ошибка может стоить тебе призового места или даже целой гонки. Только тот, кто совершает меньше ошибок, чем другие — становится победителем.

Кристиан Шеррер:

Родился 15 февраля 1970 года

1993–94 — в составе команды Merit (класс Maxi) принимает участие в гонке Whitbread Round The World Race; проходит обучение в британском отделении мирового гиганта по производству парусов North Sails

1994–95 — в составе команды One Australia впервые принимает участие в гонке America’s Cup

1998–2000 — в составе швейцарской команды Fast 2000 второй раз «штурмует» America’s Cup

2001–2003 — завоевывает America’s Cup с командой Alingi

2003 — становится со-основателем и организатором St Moritz Match Race

2004 — получает диплом по спортивному менеджменту в Университете прикладных наук Винтертур (Цюрих)

2006 — в составе professional sailing team завоевывает титул Чемпиона Мира по матч-рейсам; конструирует daysailing яхту Blu26 и основывает международный класс  

2009 — в составе K-Challenge принимает участие в Louis Vuitton Pacific Series

2015 — становится спортивным директором в международной ассоциации класса катамаранов GC 32

Текст и фото Ольги Сальниковой, специально для Yacht Russia