Yacht Club de Monaco: роскошь напоказ

Яхт-клуб Монако плывет многопалубным кораблем над гаванью княжества. Шикарные декорации для гламура моторных и небольшого количества парусных яхт…












Текст Алексея Левина

Примерно четверть из первой сотни крупнейших моторных яхт мира несут на топе своих мачт вымпел яхт-клуба Монако. И это не случайный успех, а закономерное следствие специальной экономической политики семейства князей Гримальди, свыше 700 лет правящих этим небольшим средиземноморским княжеством. Ведь оно – второе после Ватикана по величине среди маленьких государств мира – не располагает ни природными ресурсами, ни промышленностью, ни землей. И тем не менее привлекает нуворишей со всего света! Причина – очень выгодная система налогообложения. По мнению большинства окружающих стран, слишком выгодная…

Экономика княжества завязана на две вещи: финансы и индустрию развлечений. И в обеих сферах княжество Монако достигло высочайшего уровня, подкупая своей солнечной стороной жизни самую обеспеченную публику мира. Та, разумеется, ничуть не против.

Прекрасный климат плюс индустрия развлечений – такая связка генерирует все новые виды времяпрепровождения. Это относится не только к знаменитому казино или гонкам«Формулы-1», и особенно к индустрии роскошных суперъяхт. Ежегодное шоу, проходящее здесь в сентябре, – это главное событие, определяющее уровень развития отрасли в целом. Нет практически ни одного мало-мальски значимого моторного бренда, который не имел бы своего офиса или представительства на территории княжества. Это было бы не просто неразумно, но и неосторожно с точки зрения имиджа.

Чего до недавних пор не хватало ценителям роскоши, так это своего официального «уголка» соответствующего уровня. Yacht Club de Monaco (YCM) располагал на западной стороне хорошо закрытой бухты – порта Эркюле – небольшим клубным домиком, площади которогохватало лишь на то, чтобы выпить кофе с коньяком в узком кругу, но не для приемов.

Для опытного моряка князя Ренье создание яхт-клуба было не просто формальностью, в чем его полностью поддерживала княгиня Грейс (урожденная Келли), которая не только давала благотворительные балы, но и занималась активным улучшением своей фигуры за румпелем собственного «звездника»

Большой любитель водных развлечений принц Альбер Второй, президент YCM с 1984 года, хорошо понимал необходимость строительства достойного клубного здания, соответствующего по статусу «главной мировой стоянке суперъяхт». И с 20 июня 2014 года клуб обрел свое новое пристанище – 200-метровой длины здание, высота которого от уреза воды до топа флажной мачты составляет 30 метров, а полезная площадь – 9000 м2. Автор проект – Норман Фостер, один из самых знаменитых архитекторов нашего времени, который одновременно с этим был принят в члены клуба, а вернее – за это…

Новое здание, построенное из стекла и стали, напоминает огромный лайнер. Поскольку каждый квадратный сантиметр земли в княжестве уже застроен, «корабль мечты» Yacht Club de Monaco был воздвигнут на краю восточной оконечности бухты, рядом со знаменитым «кварталом казино».

C балкона cолнечной стороны здания открывается прекрасный вид на гавань с ее семьюстами стояночными местами, над которой возвышается княжеский дворец. Противоположная сторона клуба дает возможность наблюдать за гонками на Гран-при Монако, тем более что самая первая шикана (участок с крутыми поворотами), ее еще называют «портовой», находится прямо перед галереей клуба. Скептики даже осмеливаются утверждать, что многих посетителей яхт-клуба интересуют не катера и яхты, а «формульные» болиды, но это, конечно же, не так. Конечно, не так.

Читайте также  Российская «одиночка»

Ливреи на входе и палубы

На этой же стороне здания главный вход: члены клуба подъезжают по рампе к стеклянным дверям и передают свои авто элегантным служителям в ливреях, которые сначала кланяются, удивительным образом не теряя при этом достоинства, а затем паркуют машины в подземном гараже на 146 стояночных мест.

Норман Фостер создавал здание по схеме «город в городе», поэтому на шести этажах («палубах») есть масса мест для отдыха, работы и шопинга.

На «ватерлинии» клуба, возле открытой для публики гавани спортивных яхт, располагаются пресс-бюро, раздевалки, учебные классы, спортивный зал, бистро, эксклюзивные бутики, где можно купить часы Rolex или белые брюки от Brooks Brothers, светло-голубые рубашки или блейзеры с черными (ни в коем случае не золотыми!) пуговицами (и никаких торчащих из кармана платков!) в соответствии с дресс-кодом клуба.

Обычно посетители клуба по лестнице попадают сразу на вторую палубу, в зал, который носит название Atrium. Это особое место для сообщества YCM, и плотность благородных дам и джентльменов здесь выше, чем в любом другом яхт-клубе мира.

Элегантная лестница связывает воедино все палубы здания. Тут же вход в «Библиотеку» – сердце клубного здания, которое открыто только для действительных членов клуба. Здесь представлены коллекция морских артефактов, множество моделей различных судов, исторические фотографии, графики и акварели, а книги и бильярдный стол заботятся о создании подлинно клубной атмосферы.

Слева от входа находится очень востребованный спортбар с балконом, дискомузыкой и большим телевизором на стене. Если пройти чуть дальше, можно попасть в ресторан: галстуки и жакеты в стиле YCM, изысканная кухня, обаятельный кельнер – все, как положено. В оконечности «палубы» находятся бассейн и пляжный бар. Глубина воды в бассейне может регулироваться.

Третья палуба восхищает бальным залом на 400 человек с огибающей его галереей, которая заходит и на четвертую палубу, называемую Mezzanine. Тут царят тишина и покой, поскольку именно здесь находятся бюро генерального секретаря клуба и рабочие помещения его президента Альбера Второго, которого в лицо знают все члены клуба, ведь он лично приветствует каждого из новичков во время приема новых членов, что происходит два раза в год.

Пятая палуба – солнечная, идеально подходящая для вечеринок на открытом воздухе. В «корме» она заканчивается пятью «каютами» – апартаментами для гостей клуба (600 евро за ночь). На сегодняшний день в клубе состоят 1500 членов из 66 стран мира, при этом лишь немногие из них живут в Монако, так что необходимость апартаментов очевидна.

Полторы тысячи членов клуба… Это не много и не мало, это достаточно. Тем более что вступление в клуб не является чем-то невозможным – для этого всего лишь нужна рекомендация двух действительных его членов. Какое-то отношение к водному миру, конечно, желательно. К с лову, к увеличению численности клуб особо не стремится, ведь это скажется на его элитарности, так что постоянные члены против!

Читайте также  Банкир

Там, где у настоящего лайнера капитанский мостик, на пятой палубеяхт-клуба – элегантный бар. Он посвящен легендарному судостроителю Карло Рива и назван в честь его наиболее знаменитой конструкции – Aquarama Riva Bar. Тому, кто не знает, что такое Riva Aquarama, нечего делать в YCM. (Тем, кто знает, но подзабыл, что такое  Riva Aquarama, напомним: это роскошный деревянный моторный катер, «рожденный» в 1962 году и ставший образцом стиля и символом финансового благополучия его владельца.)

Настоящее с прошлым

На шестой палубе («полубаке») стоят две массивные стальные мачты, на которых поднимаются клубный флаг и государственный флаг княжества. Пилоны несут солнечные батареи – руководство клуба гордится тем, что примерно 60% электроэнергии, расходуемой клубом, поступает из альтернативных источников.

YCMпроизводит впечатление очень «породистого» сооружения, отлично вписывающегося в атмосферу Монако благодаря совмещению внешней легкости конструкции и морских традиций внутри самого здания. Ходить под парусом здесь начали давно – еще тогда, когда легкие монегасские фелюги взимали двухпроцентный налог со всех торговых судов, проходивших мимо вод княжества.

С 1862 года в Монако стали проводиться регаты, а первый клуб был основан в 1888 году местными гонщиками под названием Societedes Regattes. Он существует до сих пор (называясь с 1955 года Societe Nautque) и сегодня пребывает «под крылом» YCM – в буквальном смысле: под его крышей и в отдельном помещении.

В Aquarama Riva Bar подают только лучшие напитки, сопровождая их самыми изысканными закусками. Впрочем, чревоугодие здесь не в почете, для этого лучше подходит ресторан яхт-клуба. То же с бассейном на крыше, который обычно пустует – водные процедуры члены яхт-клуба предпочитают принимать в других местах. Лишь мальчишки из детской парусной школы Yacht Club de Monaco регулярно нарушают его покой

Князь Ренье Третий, основавший в 1953 году Yacht Club de Monaco, предвидел, что спрос на стояночные места в Монако будет только возрастать, что усилит значение клуба для княжества. Поэтому он сам стал первым президентом клуба, а его моторная яхта Deo Juvante II была первым флагманом клубного флота. Ренье Третий и его приятель Аристотель Онассис (с его мегаяхтой Christina) своими сказочными вечеринками на воде превратили Монако в мировую арену для ведущих представителей актерско-эстрадного братства. И не только. Сам Уинстон Черчилль не раз приезжал в Монако, где посещал яхты своих приятелей.

В память о морских традициях в 1995 году Yacht Club de Monaco купил 23-метровую гафельную шхуну Tuiga, построенную 1909 году по проекту Уильяма Файфа. Сегодня она флагманское судно клубного флота и один из красивейших парусных «олдтаймеров». Всего же в мире больше тысячи яхт несут на мачтах вымпела YCM.

Сегодня яхт-клуб проводит в зимний период регаты швертботов и килевых, в том числе «винтажных» яхт. В клубе есть и своя парусная школа.

В сентябре 2014 года в княжестве был создан Cluster Yachting Monaco, окончательно закрепивший за ним славу столицы индустрии суперъяхт, и прежде всего моторных. Так что сегодня YCM не просто образец грамотного вложения средств в будущее и представительный клуб, но в значительной степени успешное государственное предприятие, помогающее маленькому государству сохранять свою независимость.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
1879 – первая регата Монако-Ницца
19 мая 1953 – учреждение Yacht Club de Monaco князем Ренье Третьим; членами клуба стали 23 человека
1970 – открытие парусной школы при YCM
1984 – кронпринц Альбер становится президентом YCM
1995 – Tuiga становится флагманской яхтой клуба, в 2001 она выигрывает юбилейную регату в Каусе
2014 — открытие нового клубного здания

Александр Музыченко, олимпийский чемпион, яхтсмен года в номинации «Легенда парусного спорта»:
«Я несколько раз пытался гоняться в Монако в регате «Прима-кап», которая традиционно проходит в начале февраля.  Пытался, потому что два разу регату с горем пополам провели, а в один год смогли дать одну единственную гонку – просто не было ветра. Все дело в ветровых и волновых условиях, место такое. Высокие годы создают барьер для развития бризов, а морской накат ударяется в набережными и превращается в стоячую волну. Нужно иметь железный желудок, чтобы противостоять морской болезни в штилевую погоду при такой качке. А если приходит ветровой фронт (как правило,это мистраль или трамонтана), то ветра становится чересчур много для того, чтобы выходить на воду. К тому же, большая глубина не позволяет выставить здесь хорошую дистанцию и оперативно менять ее во время гонки, если это необходимо. Летом же тут не протолкнуться из-за огромного скопления катеров и суперъяхт. Поэтому в Монако никогда и не проводятся крупные международные соревнования по линии ISAF или международных ассоциаций классов. Так что cпарусной точки зрения Монако — место на очень сильного любителя».

Читайте также  К 100-летию ВФПС. Петр Первый и... курс на Олимпиаду

Владимир Любомиров, командор Яхт-клуба Санкт-Петербурга:
«Яхт-клуб Монако сегодня достиг апогея совершенства. Об этом говорит и количество его членов, и очередь на вступление, не существующая, пожалуй, больше нигде в мире за исключением нескольких английских клубов с их едва ли не трехвековой историей. Этот яхт-клуб – модель самого Монако в миниатюре во всех его проявлениях: от социальных мероприятий до светских раутов с участием коронованных особ. Подобные события всегда были частью Монако, но с появлением нового здания все стало возведено в квадрат. Спрос на площадки клуба настолько велик, что его смело можно называть градообразующим центром. Значительная часть его деятельности связана с общественно-социальными парусными проектами: это, например, «Классическая парусная неделя». В спортивной секции есть гоночный флот, достижения членов клуба в самых разных классах весьма заметны. Во многих крупных состязаниях яхты с вымпелом клуба Монако всегда находятся на топовых позициях – это и RC 44, и ТР 52 и ряд других классов. Да, возможности Монако как гоночной акватории невелики, но в зимний период именно здесь проводится крупнейшая в это время года на Средиземноморье регата Prima Cup. И президент клуба, и его директор всегда особо выделяют парусный спорт, отдавая ему однозначное предпочтение при организации тех или иных мероприятий. Ну и, наконец, ресторан. Он популярен настолько, что мест в нем нет круглый год».

Опубликовано в Yacht Russia № 7 (76), 2015 г.