Яхта за кормой

Мы решили проверить, с какими трудностями на практике может столкнуться российский яхтсмен, решивший перевести свою лодку на трейлере из одного города в другой. И выбрали "Дракон" и LandRoverDiscovery, и маршрут — из Москвы в Петербург









Текст Артура Гроховского. Фото Кирилла Кейлина

Россия, как заметил когда-то известный писатель, «страна пространственная». И это верно – как-никак самая большая на всем земном шаре по своей площади. У одних людей это обстоятельство вызывает восторг, другим доставляет сильное неудобство. К последним смело могут отнести себя те российские яхтсмены, которым приходится порой возить яхты на соревнования «по всей Руси великой».

Нельзя сказать, чтобы это было совершенно новой для них задачей – еще в советские времена капитаны решали, как бы им ловчее попасть на Онежскую регату или куда-нибудь еще. Кто мог, перебрасывал лодки на кильблоках в кузове грузовика, самые хитроумные ставили свои яхты килем вниз прямо в песок, перевозимый баржами, а уж обратно, «вниз», шли своим ходом.

Но времена изменились. И барж на реках стало поменее, и услуги грузовика теперь стоят подороже, зато количество личных автомашин существенно прибавилось. Вот мы и решили проверить, с какими трудностями на практике может столкнуться российский яхтсмен, решивший перевести свою лодку на трейлере из одного города в другой.

Для тестовой перевозки нами была выбрана лодка одного из самых тяжелых классов, доступных для трейлерной перевозки за легковым автомобилем, а именно яхта класса «Дракон».

Справка
Класс «Дракон»

Создан норвежцем Джоном Анкером в 1929 году. Монотип, при этом правила класса допускают достаточно широкое варьирование типов конструкционных материалов корпуса – от краснодеревого шпона до композитов (с 1973 года). Элегантные обводы яхты с длинными свесами напоминают о знаменитых «метровых» классах. Водоизмещение 1700 кг. Экипаж – 3–4 человека (масса экипажа ограничена величиной 285 кг). С 1948 по 1972 год был олимпийским классом, после пришел в некоторый упадок. В настоящий момент во многих странах, в том числе и в России, идет активное возрождение этого класса. Общее число зарегистрированных во всем мире вымпелов приблизилось к 2000.

Тут же сами собой определились начальная и конечная точки нашего путешествия. В Москве наша дорога началась от яхт-офиса клуба «ПИРогово», ставшего тем самым местом на территории России, где класс «Дракон» получил свое второе рождение.

Справка
Яхт-клуб «ПИРогово»

Находится в 20 км от Москвы по Осташковскому шоссе на берегу Клязьминского водохранилища. Создан в начале 1990-х годов. Сегодня яхт-клуб располагает 40 стояночными местами, изящным помещением яхт-офиса, созданным по проекту известного архитектора Тотана Кузембаева, большим (4000 м2) эллингом для зимнего хранения судов, слипом и мощным краном. Помимо класса «Дракон», яхт-клуб культивирует и класс «эМ-Ка». Рядом ссо зданием яхт-клуба располагаются апартаменты и поле для гольфа.

А завершиться она должна была в Санкт-Петербурге в яхт-клубе «Геркулес», который сегодня превратился в, пожалуй, самую главную базу проведения крупных парусных соревнований на территории Российской Федерации. Всего примерно 630 км пути с немалым грузом «на горбу» (или «за кормой», тут как посмотреть).

Для обеспечения этой перевозки компания Jaguar Land Rover выделила нам два автомобиля – собственно тягач и машину сопровождения, в качестве которых послужили Land Rover Discovery юбилейной XXV серии (SpecialEdition) и RangeRoverEvoque. В связи с большой суммарной массой автопоезда водитель машины-буксира имел в своих правах специальную категорию Е.

Правила дорожного движения требуют от водителя легкового автомобиля категории Е в том случае, если при перевозке приходится выполнять одно из условий: либо полная масса прицепа (трейлера) превышает 750 кг, либо суммарная масса автопоезда (тягач плюс трейлер) превышает 3500 кг. В противном случае достаточно обычной легковой категории В. Есть и требования к трейлеру, и перевозимому на нем грузу.

Увы, сегодня далеко не любую яхту можно перевезти даже за очень мощным легковым автомобилем или джипом. Предельная ширина транспортного средства, разрешенная сегодня на наших дорогах, составляет 2,55 м, это же ограничение относится и к прицепу, и к его грузу. Разумеется, прицеп должен быть должным образом зарегистрирован, на нем, если он превышает длину 5 м, должны быть установлены боковые оранжевые отражатели (катафоты) и т.д. Водителю даже очень мощной автомашины с прицепом стоит помнить и о том, что разрешенная скорость с прицепом не может превышать 80 км/ч.

Читайте также  Гром и молния!

Несмотря на то что наши выездные хлопоты начались ранним утром, покинуть окрестности гостеприимного клуба «ПИРогово» нам удалось лишь к вечеру – зарядивший некстати дождь мешал разоружить и подготовить для перевозки яхту. Из окрестностей Москвы на трассу выбрались уже в восьмом часу вечера.

Собственно, нас интересовало что?

Во-первых, работа нашего автопоезда: подходит ли джип с такими характеристиками для буксировки прицепа со столь тяжелой яхтой? Насколько ухудшится динамика этой мощной (256 л.с.) машины, заметно ли возрастет расход топлива, сколь трудным будет управление ею? Поэтому мы запланировали для нашей тестовой перевозки ряд «спецучастков», но об этом – ниже.

Во-вторых, нас интересовал вопрос отношения к нашему поезду тех работников, которые отвечают за безопасность движения на наших дорогах. Не привлечет ли он излишнего внимания, не вызовет ли дополнительных и ненужных придирок?

(Забегая вперед, скажу, что на всем протяжении нашего длинного путешествия наш трейлер, разумеется оформленный inlegeartis,остался абсолютно незамеченным официальными органами, и до Санкт-Петербурга мы доехали без малейших проблем. Единственным местом, где на наш прицеп все же обратили внимание, стал… пункт оплаты проезда по Западному скоростному диаметру Северной столицы. Окинув наш автопоезд взглядом, кассирша потребовала внести в кассу 230 рублей, а на недоуменный вопрос «Ведь было же 70?!» ответила, что, мол, 70 рублей – это за две оси, а у вас их (считая прицеп) целых четыре. Логика, с которой оплата повышается в зависимости от числа осей именно таким образом, осталась нам непонятной, но спорить мы не стали.И даже когда наш водитель по требованию нарезал круги по Исаакиевской площади в поисках наиболее удачного кадра, многочисленные сотрудники ГИБДД не обратили на нас ни малейшего внимания. В целом, наверное, можно сказать, что, по крайней мере в центральной части России,офицеры службы безопасности движения сейчас относятся к подобным «автопоездам» предельно лояльно.)

Итак, в восьмом часу вечера мы выбрались на трассу и тут же решили залиться «под пробку» на ближайшей заправке. Никакого специального оборудования для измерения расхода топлива у нас не было, поэтому мы воспользовались простой логикой: заправим пусть и неодинаковые, но все же близкие по ТТХ машины полностью, а потом, когда придет пора заправляться вновь, выясним, кто из них сколько топлива сожрал, так и сравним расход, вернее, влияние на него тяжелого прицепа.

После заправки, сразу же как только шоссе стало поприличнее (надо сказать, что по крайней мере вблизи Москвы магистраль ни в коей мере не соответствует высокому званию «дороги, соединяющей две столицы»), мы попытались оценить динамические возможности автопоезда. Опять же, не количественно, а качественно – по ощущениям. Можно ли с ним идти на обгон?

Компетентное мнение
Алан Шавлохов, водитель:

«Конечно, некоторое ухудшение динамики чувствуется, но оно незначительно. Спокойно можно обгонять не только легковушки, но даже фуры – запаса мощности и момента у машины хватает. Конечно, при обгоне надо помнить, что у тебя за спиной – почти девятиметровый «хвост» и завершать обгон, перестраиваясь в свой ряд, нужно дольше обычного. Но в целом ни малейших проблем я не почувствовал. Эта машина даже с таким прицепом остается вполне живой и резвой. Управляемость и проходимость тоже не вызывает проблем. С прицепом я проеду на ней по любой дороге».

Возник еще и вопрос комфортности поездки. Амплитуда раскачивания прицепа на ухабах сильно отличается от автомобильной – не станет ли прицеп сильно дергать машину за хвост? Эти опасения тоже оказались напрасными, хотя влияние трейлера на достаточно «мягкий» с точки зрения подвески автомобиль мы все же заметили: прицеп явно старается заставить корму Discovery раскачиваться в своем ритме, как бы «одергивая» ее – амплитуда меньше, частота выше. Ощущения внутри машины несколько необычные – она не следует профилю дороги и, кажется, сейчас начнет «дробить», но на деле ничего такого не происходит, да и дискомфорта это не вызывает. Раскачивания кормы из стороны в сторону – во всяком случае, такого, на которое стоило бы обращать внимание, мы тоже не заметили. Land Rover Discovery – достаточно тяжелый автомобиль (2570 кг все же), возможно, его инерция не позволила трейлеру с яхтой сильно влиять на свое поведение. Но все же водителю следует помнить, что сам по себе прицеп (особенно на скорости) всегда немного «гуляет» из стороны в сторону (это неизбежно), и данное обстоятельство надо учитывать, особенно при обгоне «впритирку».

Читайте также  Мини-цунами: «японская болезнь» Адриатики

В целом можно сказать, что по общим ощущениям перевозка за Land Rover Discovery такого тяжелого груза не вызывает у водителя какого особого напряжения и не делает путешествие утомительным. Машина спокойно идет в ритме общего потока, без труда «выстреливая», чтобы обогнать медлительных попутчиков (а чему тут удивляться при 600 Нм крутящего момента?). Разве что обороты приходится держать чуть повыше, да разгон надо начинать, тщательно прогнозируя развитие дорожной ситуации, потому что уходить на свою полосу придется позднее, чем обычно.

Так, обсуждая качества нашего автопоезда, мы незаметно доехали почти до Вышнего Волочка с его знаменитым «светофором всея Руси». Чтобы утром не тратить время на бесконечное возле него стояние, было решено сон отложить (а уже стемнело), пройти город и только после этого отыскивать ночлег. Так и сделали, но с ночлегом возникли сложности. Попадавшиеся нам мотели были либо заняты, либо предоставляли совершенно несуразное соотношение «цена-качество»: цена приличного европейского отеля при весьма сомнительном комфорте. Поэтому доехали аж до Валдая, где и остановились в мотеле «Валдайский двор». Загнать машину с прицепом на автостоянку мотеля оказалось затруднительным, но любезный сторож обещал покараулить ее, поставленную чуть в стороне.

Утром мы отправились в«приключение». В точности, как у Толкиена:

Бежит дорога все вперед.
Куда она зовет?
Какой готовит поворот?
Какой узор совьет?

Все началось с того, что мы решили сфотографировать прицеп с яхтой «где-нибудь у воды». А где же это сделать, как не на Валдае? Поэтому мы решительно свернули с трассы М10 на юго-запад и поехали «искать воду». В ее поисках приличная вначале асфальтированная дорога под нашими колесами постепенно превратилась в бетонку, потом – в грейдер, потом – в разбитый проселок. Как мудро заметил один бард, «асфальт у нас кладут местами и немного, чтоб всякий оккупант на подступах застрял». Но наши опасения за прицеп и его ценный груз, по счастью, не оправдались – раскачиваясь на ухабах и рытвинах, Land Rover, как тяжелый танк, уверенно пер яхту за собой. И даже когда в поисках эффектного кадра мы свернули даже и с этой дороги и поползли к берегу озера Ильмень вовсе уж нехожеными тропами, машина и прицеп вели себя более чем уверенно. В немалой степени это было обусловлено весьма низким положением ЦТ яхты на прицепе. Даже кренясь на ухабах, она не грозила опрокинуться.

Кстати, пока мы ползли к берегу озера «козьей тропой», по достоинству оценили одну из опций, стоящих на нашем Land Rover, – обилие видеокамер (Surround Camera System). Водитель одновременно видел все, что находится строго под высоким передком, а также перед левым и правым колесами (боковые камеры встроены в зеркала). Очень удобная функция именно в таких ситуациях – когда дорога (вернее, колея) вроде бы есть, а на деле ее нет, но при этом надо двигаться аккуратно. Кстати, и точно подгонять машину к прицепу, пользуясь этими камерами, очень просто – в меню есть специальная функция T-JunctionView.

Так что по итогам этой нашей прогулки по закоулкам родной России можем смело сказать следующее: связка «тяжелая яхта на прицепе плюс мощный джип» (в нашем случае это был Land Rover Discovery XXVSE) обладает достаточно неплохой проходимостью, что позволяет обладателям трейлерных парусных судов без проблем осваивать для себя самые необычные акватории.

Лишь бы был спуск на воду. А красивейших озер мы на своем пути встретили немало, но, что обидно, нигде ни одного паруса, да что там паруса! Ни моторных, ни гребных лодок тоже давно нет. Как нет, увы, и хоть как-то оборудованных причалов. И все же… Конечно, «Дракон» без крана на воду не спустишь, но владельцы сравнительно легких швертботов или компромиссов могут найти места для спуска своих судов на красивейших и чистейших озерах Валдайской возвышенности. А какие названия населенных пунктов нам попадались! Миронежье, Заполошье, Осинушка, Сбыльницы, Пабережье (нет, это не «по-олбански»!).

Читайте также  Полный привод - секреты настройки

Одна только была у нас проблема – выйдя на этот грейдер, мы уже практически лишили себя возможности развернуться (с трейлером-то на хвосте!) и вынуждены были двигаться дальше, следуя прихоти Дороги (отчего и вспомнился Толкиен). Так, следуя ее извилистой логике, мы въехали в Старую Руссу, где на заправочной станции нас обслужили с тем радушием и искренностью, которые сейчас только и можно найти в маленьких городках Центра и Севера России. Заодно решили сравнить расход топлива – результат не вызвал особого удивления. Машина сопровождения (RangeRoverEvoque) сожгла 33 л топлива, Land Rover Discovery – все 60. Так что планируя перевозку столь тяжелой яхты, будьте готовы к приблизительному удвоению расхода топлива.

После Старой Руссы и фотосъемки на берегу озера Ильмень мы уже не стали нигде задерживаться и взяли курс на возврат к трассе М10. Недавно построенный (и еще не во всем навигаторах отмеченный!) обход Великого Новгорода сильно помог нам в этом – и вот мы уже выскочили на магистраль, которая в этих краях вплоть уже до самого Санкт-Петербурга и яхт-клуба «Геркулес» имеет вполне достойный «европейский» вид.

Справка
Яхтенный порт «Геркулес»

Расположен на северном берегу Невской губы в районе Лахтинского разлива, начал функционировать в 2009 году. Изначально задумывался как центральное место парусных соревнований России. Располагает 200 стояночными местами для яхт длиной до 30 м, серфстанцией, вертолетной площадкой, собственными мореходными классами. На территории порта работает Национальная парусная академия, а также идет строительство копии корабля «Паллада» петровских времен.

Тем, кто въезжает, как мы, в Петербург с юга, предоставляется три возможности проехать в порт «Геркулес»: по восточному полукольцу КАД (теоретически самый быстрый путь), через центр города с использованием ЗСД (самый короткий путь, если в центре нет пробок) и по западному полукольцу КАД (самая длинная дорога, но если центр города забит, а на восточном полукольце – авария, что бывает часто, то именно она окажется самой быстрой). Поскольку уже был вечер, мы поехали по ЗСД и вскоре (после короткой фотосессии в центре города) без проблем «ошвартовались» в гостеприимном «Геркулесе». Путешествие закончилось…

Краткое резюме
Наш небольшой опыт позволил сделать следующие выводы: сегодня перевозка даже сравнительно тяжелой яхты за легковой автомашиной– по крайней мере, в центральной части России – есть вещь, совершенно необременительная (если, конечно, вы располагаете подходящим автомобилем и соответствующей категорией в правах). Никаких задержек в пути по причине излишнего внимания сотрудников ГИБДД мы не встретили. Land Rover Discovery со столь заметным грузом на хвосте ничуть не напрягает водителя, позволяя легко двигаться в общем потоке на трассе, а при необходимости может и резво «выстрелить», без проблем обгоняя какого-нибудь тихохода или даже фуру (но помнить про ограничение в 80 км/ч все же необходимо). На ночлег на магистрали М10 тоже можно устроиться с комфортом (вот только лучше все же выбирать его место заранее), а при необходимости для движения вамоткрыты и все окрестные проселки.

Опубликовано в Yacht Russia №66 (8 — 2014)