Электронная навигация, или Планшет в качестве штурмана

Мы уже обсуждали программное обеспечение windows-совместимых компьютеров, используемое для навигационных целей. Сегодня мы рассмотрим планшеты на базе iOS и Android, которые тоже располагают множеством навигационных программ. Чего стоят на практике все эти планшеты, как они способны помочь рулевому, могут ли они полностью заменить плоттер?


Текст Андреаса Фрича

Успех планшетов в последние годы сделал их популярными и среди яхтсменов, которые теперь порой не мыслят себя в кокпите без этих приборов. Все чаще и чаще владельцы яхт и чартерные яхтсмены используют планшеты iPad или другие в качестве полноценного навигационного средства. Все более и более совершенные водонепроницаемые чехлы для них, как и первые герметичные аппараты типа Toughpad компании Panasonic, только способствуют усилению этой тенденции.

И в первую очередь на сравнительно небольших яхтах планшетам отдается предпочтение перед традиционными бумажными картами. Все чаще и чаще законодательно предписанные к обязательному использованию бумажные карты – несмотря на то что это порой частично нарушает закон – остаются невостребованными лежать в карточном столе. Законы и предписания – это одно, а практика – совсем другое.

Так что само собой разумеется, что владельцы яхт охотно заменяют дорогие плоттеры на уже имеющиеся в их домашнем хозяйстве планшеты. Для прибрежных яхтсменов, чьи переходы редко занимают по времени более восьми часов, это более чем разумный выбор. Планшет, надежно упакованный в водо- и ударостойкий чехол, способен в этих условиях сослужить хорошую службу. Если вечером береговое или бортовое питание имеется в наличии, то к утру прибор вновь будет готов к работе.

Мы захотели узнать, насколько хорошо современные планшеты и их программное обеспечение способны выполнять повседневную штурманскую работу на борту, и взяли с сбой четыре планшета и семь навигационных приложений для них в чартерное плавание по турецким водам. У нас был с собой лидер рынка – iPad с дисплеем типа Retina, 10-дюймовый Panasonic Toughpad и две новинки рынка: 7-дюймовый Panasonic Toughpad и чуть более крупный iPad mini. Разумеется, все они имеют модуль GPS, хотя ни один из них не предназначен для работы на борту яхты.

Павильное "железо"

Первый вопрос возникает еще до начала работы: где брать питание для них? В ходе теста очень быстро выяснилось, что в солнечный день у всех планшетов в кокпите дисплеи должны быть включены на максимальную яркость, чтобы можно было читать их показания. Поскольку при этом еще работают GPS и навигационное приложение, то заряд батареи иссякает просто стремительно. В то время как iPad и оба Panasonic практически без проблем продержались восемь часов плавания при практически постоянном использовании (старт, маршрутные точки, промежуточные позиции, информация о бухтах и стоянках), iPad mini завершил свою работу гораздо раньше.

Зарядка осуществляется либо от берегового питания через 12-вольтовый переходник с разъемом для автомобильного прикуривателя, либо через инвертер от бортового питания. Сразу же обращаем внимание тех, кто привык использовать для зарядки обычный USB-кабель – он практически бесполезен в этих условиях: даже после нескольких часов «зарядки» батарея остается почти пустой. Инвертер в этом случае работает немного лучше, но сильнее нагружает бортовую сеть. Владельцы яхт и чартеристы должны иметь это в виду.

Еще одна проблема – это вынужденная подзарядка устройства на верхней палубе в плохую погоду. Для этого приходится приоткрыть водонепроницаемый чехол, что может привести к заливанию прибора водой и его выходу из строя. В то же время очень плохо оказаться у входа в незнакомую гавань без работающего электронного «лоцмана». Поэтому в ходе плавания нужно все время следить за уровнем разряда батареи.

При выборе планшета нужно обязательно проверить читаемость его дисплея при ярком солнечном свете. Обычно недорогие планшеты в этом отношении крайне слабы, поэтому читаемость дисплеев на ярком солнце становится реальной проблемой. Это же касается и GPS-модуля – на взятом «сверх программы» Asus Transformer и экран плохо читался на солнце, и GPS не работал при нахождении прибора под палубой.

Тот, кто будет выбирать себе планшет на основе ОС Android, должен выбрать себе продавца, который дает возможность опробовать устройство и вернуть его в том случае, если оно не устроит яхтсмена по одному из двух вышеперечисленных пунктов. Тем, кто выбирает планшеты Apple, можно не беспокоиться – наши тесты показали, что к ним в этих вопросах претензий нет.

Еще один тонкий момент – операционная система. Кто использовал iPad первого поколения, тот неоднократно сталкивался с частыми падениями некоторых приложений, например, столь необходимого Navionics. Поэтому перед приобретением того или иного программного обеспечения стоит изучить его системные требования, сравнить их со своей машинкой, а также полюбопытствовать насчет отзывов других владельцев на интернет-форумах.

Как карты попадают в планшет

Перед использованием прибора необходимо скачать в него нужное навигационное приложение (через Apple- или Google Store) и, самое главное, морские карты, что, как мы установили, не всегда является таким уж простым делом.

Такие приложения, как Garmin BlueChart Mobile App и Navionics, отметились бескомпромиссными, отлично выглядящими картами. Отмеченные серым зоны означают, что карты этих регионов еще не закачаны. Светлые зоны показывают уже установленные карты. Так что найти нужный для закачки регион – дело нехитрое.

Другие изготовители, такие как iSailor, Plan2Nav или Seapilot, вынуждают пользователя работать с текстовым меню для выбора нужного пакета карт, что намного менее удобно.

Приложения от Imray и iNavX предлагают совершенно иные процедуры выбора и установки карт, которые отнюдь не так просты. Владельцы ПО iNavX должны вначале зарегистрировать платный аккаунт на онлайновой платформе X-Traverse от компании Fugawi, который нужно будет ежегодно обновлять (это стоит 10 долл. США). Затем нужно будет выбрать нужные карты из громоздкого меню и загрузить их на свой аккаунт. После этого карты становятся доступными на устройстве, но еще требуют активации. Достаточно трудоемкий процесс, кроме того, в ходе нашего теста мы несколько раз столкнулись со сбоями. С другой стороны, данные пользователя в защищенном формате находятся в облачном хранилище, в его распоряжении находятся карты разных форматов от разных поставщиков.

Приложение Imray тоже требует выбора нужных карт из списка и загрузки их через App-Store. Этот процесс у нас тоже сопровождался различными сбоями, пока наконец все не заработало как надо. Неприятно удивило то, что детальные карты бухт и гаваней приходится загружать отдельно – каждая гавань требует отдельной карты. Прокрутка листинга скачанных карт очень неудобна. Кроме того, крайне нелепо организован процесс перехода с одной карты на другую – в его процессе всегда натыкаешься на границы как на обычной бумажной карте. Нужно заранее выбирать карту, на которую хочешь перейти, – очень невнятно организованный и разочаровывающий процесс. Поэтому программу от Imray следует в первую очередь рассматривать как просмотрщик традиционных бумажных карт, переведенных в цифровой формат.

Читайте также  Поворот и заброс кормы

Да, вопрос покрытия, конечно же, очень важен. Почти все приложения располагают пакетом собственных карт, покрывающим побережье какого-либо одного региона или страны. Тот, кто хочет ходить по средиземному, Северному или Балтийскому морям, не будет испытывать никаких проблем, сложнее с другими регионами. Шведская программа Seapilot все еще находится в процессе доработки, пока что она покрывает только шведское и норвежское побережья, но разработчик обещает в скором будущем и покрытие Средиземноморья.

Позабавило, что ряд производителей закрывают бреши в своем картографическом покрытии продуктами других изготовителей: так, Imray закрывает Балтийское море картами от BSH или NV, iNavX для всей Европы использует карты производства Navionics.

В джунглях меню и возможностей

После того как карты будут загружены, можно начинать работу с программой. Первый шаг одинаков практически у всех: зуммирование картинки на экране при помощи традиционного для сенсорных экранов жеста большим и указательными пальцами. Центрирование дисплея (при котором позиция яхты отображается в его центре) осуществляется либо при нажатии на соответствующую кнопку, либо двойным нажатием на экран (как у iPad).

Да, все это просто, но только не для владельцев ПО Plan2Nav от компании Jeppesen. Дело в том, что эта программа единственная из всех имеет 3D-модуль, в котором изменено ее поведение в виде реакции на двухпальцевый жест, а равно и традиционная форма представления «север–вверху» при любом положении планшета. Раздражает и то, что при любом прикосновении к дисплею исчезают отметки глубин и высот. Даже после целой недели плавания никто из нашей тестовой команды так и не смог привыкнуть к поведению зловредного приложения.

Другие традиционные инструменты работы с навигационными приложениями частично различаются от приложения к приложению, но в целом предусмотрены в каждой программе: отображение курса, скорости, измерение расстояний и пеленгов, отметка курсовых точек, загрузка и сохранение запланированных или пройденных маршрутов (треков). Работа почти со всеми программами более или менее интуитивно понятна, но есть и различия. Например, для измерения расстояний у Garmin и Navionics предусмотрены отдельные кнопки, у других программ придется жестами активировать курсор. Первый вариант кажется нам удобнее и предпочтительнее.

По-разному осуществлен и вывод данных о позиции яхты. Программы iNavX, iSailor, Seapilot и Imray выводят такие параметры, как длина и ширина яхты, курс, скорость, глубины почти так же, как панели традиционных яхтенных приборов. Garmin и Navionics отображают эти сведения в несколько менее навязчивом виде.

Все приложения позволяют вести запись пройденного маршрута (трек), однако не все приложения в состоянии продолжать записывать трек после окончания работы с приложением. Например, таким образом ведет себя программа Garmin. А для приложения iSailor надо заранее указать в меню, что при выходе из приложения оно должно оставаться в фоне, записывая трек.

Широта возможностей современных навигационных программ стоит того, чтобы повнимательнее к ним приглядеться. Перечень возможностей у каждой из них свой, но в любом случае он весьма обширен. Они могут отображать ветер и течение, через бескабельную сеть подключаться к AIS, контролировать позицию во время якорной стоянки и делать многое другое – современные навигационные приложения на планшетах вполне способны взять на себя функции хорошего картплоттера. Но далеко не бесплатно: за активацию некоторых программных функций придется заплатить дополнительно. Так что каждому нужно решить и выбрать. Какие именно функции ему нужны. Например, в базовой части многие программы способны представлять погодные данные лишь в простейших NOAA GRIB-файлах, которые для большинства яхтсменов имеют лишь ограниченный прогностический потенциал.

Персонализация

После первого запуска любой из программ далеко не каждому нравится ее внешний вид. Так, Garmin пугает пользователя очень большой иконкой судна, напоминающего моторную яхту, путевые точки выглядят очень жирными, поскольку их размеры слишком велики. Но все это очень легко персонализировать: заменить иконку моторной яхты на парусную поменьше, сделать курсовые линии потоньше и путевые точки – поменьше.

И еще, очень важно: во многих бухтах имеется изобилие отметок глубин, так вот их число можно уменьшить, при этом глубины на мелководье (два метра) останутся в неприкосновенности. У программы Navionics посредством меню (которое так и называется Easy-View-Menu) можно легко повысить читаемость цифр и названий за счет регулировок размера и жирности шрифтов – это очень полезно на маленьких дисплеях. Кроме того, через это меню очень легко настроить программу на постоянное измерение расстояния между яхтой и какой-либо выбранной точкой.

Но и iNavX предоставляет обширный выбор возможностей для индивидуальной настройки по своему вкусу. Seapilot, чьи карты за счет изобилия разного рода отметок зачастую выглядят перегруженными символами, тоже позволяет увеличить или уменьшить количество отображаемых деталей.

Граница между планшетом и плоттером

На практике очень интересной является возможность использовать планшет не только для приблизительного планирования переходов, но и для получения информации о конечном пункте плавания, будь то яхтенная гавань или просто якорная стоянка в бухте. Сегодня современные картплоттеры могут получать и демонстрировать рулевому подробные аэрофотоснимки нужных мест, полную информацию по представляемому в выбранном месте сервису или накладывать на карту картинку из Google Earth. Приложения для планшетов стремительно учатся тому же. Разумеется, производители плоттеров хотят и дальше продавать их и картриджи с морскими картами для них. И это понятно, поскольку норма прибыли при продаже этих устройств гораздо выше, чем при онлайновой продаже навигационных приложений. Отсюда следует, что такие приложения по сервисных функциям пока что будут уступать совершенным картплоттерам.

Впрочем, некоторые приложения, такие как iSailor, и не претендуют на что-то большее, чем быть просто навигационным средством. Зато они недороги и являются отличной альтернативой для тех яхтсменов, которые предпочтут получать сопутствующую информацию из путеводителей и справочников.

Наш тест в Турции показал значительные различия между программами в этом аспекте. В ряде приложений – iSailor или Plan2Nav, например, – полностью отсутствуют некоторые стоянки. Таким образом, для выбора маршрута плавания лоция или иной справочник просто незаменимы. Первая же проба в хорошо известных редакции греческих водах показала аналогичную картину. Здесь Navionics, и особенно Garmin, показали явное преимущество, хотя и у них отсутствовала информация о некоторых маленьких стоянках.

Приложение Bluechart Mobile от Garmin предлагает пользователю подробные рассказы о некоторых бухтах и стоянках или о некоторых популярных местах побережий – правда, на английском языке. Текст написан в духе популярных путеводителей и напоминает книги от фирмы Imray. Но специалисты компании Garmin не смогли ответить на наш вопрос, имеется ли такая описательная опция для всех возможных побережий и районов плавания. Программы Plan2Nav и Navionics позволяют пользователю наложить на карту изображение (оверлей) из программы Google Earth. Однако это возможно лишь при беспроводном подключении к Интернету, и в отличие от стационарных плоттеров, при отключении Интернета наложенное изображение пропадает, не сохраняясь на планшете.

Читайте также  Уходим завтра в море – экзамен для яхты

По кодовым словам Plotter и App в Интернете можно провести поиск по возможности организации обмена данными между двумя приборами. Кто располагает на борту карт-плоттером или панелью приборов, способными передавать данные через Bluetooth, тот может использовать свой планшет как дочернее устройство. Для приложений и плоттеров от компании Garmin такое соединение представляется само собой разумеющимся, другие изготовители картплоттеров, такие как Simrad, предлагают для подобного соединения специальное ПО, которое не всегда можно найти в App-Store по ключевому слову Navigation. Их нужно искать по имени изготовителя. Кто уже имеет на борту подобные модели или только собираются их купить, должны предварительно хорошенько почесать в затылке.

И вот что особенно неприятно, так это то, что все программы нашего теста – за единственным исключением шведского Seapilot – не имеют кнопки MOB. А поскольку до сих пор есть масса яхт, на которых стационарные картплоттеры смонтированы под палубой в салоне, то наличие в кокпите устройства с функцией MOB является весьма полезным. Особенно это важно при плавании вдвоем.

Пользовательская информация

Очень интересной функцией является возможность знакомиться с комментариями других яхтсменов. Для этого Navionics, например, предлагает функцию Community Edits, посредством которой можно наносить на электронную карту собственные заметки касательно гаваней, бухт, якорных стоянок и многого другого. Можно указать приятный ресторанчик, безопасные места при стоянке на муринге, течения, адрес мини-маркета – полезные добавки к базовой информации о марине. Их могут увидеть и другие пользователи данного ПО. Важный момент: вы вносите комментарии на вашем родном языке, компания Navionics не занимается какой-либо их правкой или переводом. Их также не проверяют, поэтому относитесь к чужим комментариям с нужной долей осторожности.

Garmin тоже имеет подобную функцию в своей программе, а также и на веб-сайте Active Captain. В противоположность Navionics нужна регистрация на сайте (бесплатная).

На практике при хождении в турецких и греческих водах Navionics оказался явным лидером по объему предоставления полезной информации, так что эта компания смело может задирать нос вверх. Это обусловлено самым долгим временем пребывания на рынке, впрочем, на других акваториях ситуация может быть и иной.

Возможно и внесение пометок только для себя любимого. Их можно вносить как в виде текста, так и в виде фотографий, создавая свою собственную лоцию. Текстовую информацию воспринимает iSailor, текст и фото – Garmin и Navionics.

Итоги

Неделя, проведенная нами с различными планшетами и программами для них, а также с жестко встроенным картплоттером Raymarine C 80 привела нас к несколько неожиданным выводам. Никто из нашего экипажа больше не захотел зуммировать карты на плоттере, нажимая на кнопки. Сенсорные экраны оказались быстрее, интуитивнее, мобильные планшеты дали большую свободу при работе с ними: хочешь – работай в кокпите, хочешь – под палубой.

Планшеты, облаченные в водонепроницаемые и ударостойкие чехлы, большую часть времени проводили в кокпите – на столе или на банках. Дважды iPad падал вниз, но остался без повреждений.

В целом же мы частично чувствовали себя, как в «старые добрые времена», когда навигация осуществлялась исключительно по бумажным картам. Тогда на борту была всего одна ходовая карта, ее брали наверх, укладывали в водонепроницаемый чехол на переборке, рискуя лишиться ее во время сильного дождя или шторма, нанося на нее нужные пометки. По сути, сегодня с планшетами мы имеем такую же свободу действий: это точная, откорректированная морская карта в чехле, интегрированная с путеводителем и лоцией. Только аккумуляторы должны стать много, много лучше. Только тогда бумажные карты и стационарные картплоттеры смогут сдать свою вахту.

Navionics
Комплект европейских карт 49,90 евро, Дания (в качестве опции) – 59,90 евро. Активация навигационного модуля – 4,99 евро, активация опции настройки отображения глубин – 4,49 евро. Онлайновое обновление карт запланировано на будущее.
Вывод. Очень сильное приложение, которое запускается быстро и плавно, при этом обладает четкой картинкой с отличной читаемостью. Обновления карт возможны лишь путем повторной инсталляции. Навигационный модуль стоит своих денег.
+ Удобный обзор загруженных карт
+ Лучшая из всех протестированных приложений работа с путевыми точками и маршрутами
+ Выгодная цена
+ Отображение данных о погоде и течении
+ Размер шрифтов и иконок легко настраивается через Easy View
+ Наиболее объемная информация, внесенная пользователями
+ Интеграция с картами и фотографиями Google Earth
+ Лучшее среди всех приложений встроенное средство для измерения дистанции
— Android-версия уступает Apple-версии
— Нет системы якорной тревоги
— Информация о стоянках частично устарела

Garmin Bluechart
Приложение бесплатное, карты Средиземного моря – 54,99 евро, Северная Европа – 44,99 евро. Активация модуля погоды (Premium Weather) – 3,59 евро. Обновление карт (дважды в год) – 50% от цены пакета карт.
Вывод. Внятный интерфейс, простая работы с приложением, работает очень плавно. Радиальное меню, всплывающее при нажатии на карту, выглядит удобным и остроумным решением. Хорошо индивидуализируется. По сумме качеств продукт находится на уровне лидера – Navionics.
+ Хорошая, актуальная информация о стоянках
+ Размер шрифтов, количество отображаемой информации о глубинах хорошо масштабируются
+ Интуитивное радиальное меню, легкая работа с маршрутами и путевыми точками
+ Беспроводная связь с приборами Garmin
+ Очень хорошая работа с загруженными картами
+ Обмен пользовательской информацией через сайт Active Captain
— При завершении работы с приложением оно перестает прокладывать курс в фоновом режиме
— Обновление карт недешево
— Отсутствие интеграции с картами и фотографиями Google Earth

iSailor
Программа бесплатна, карты Балтики – 21,99 евро, Адриатика – 21,99 евро, восток Средиземного моря – 21,99 евро, активация модуля AIS – 8,99 евро. Обновление карт – бесплатно каждые полгода.
Вывод. Недорогое приложение на основе карт Transas. Возможностей чуть меньше, чем у конкурентов, зато программа великолепно продумана, работа с ней совершенно очевидна, визуально картинка очень хорошая. В качестве замены карт-плоттера во время перехода находится на уровне Navionics и Garmin, но практически нет информации о яхтенных стоянках.
+ Запускается максимально быстро, работает плавно при зуммировании и движении по карте
+ Очень хорошее отображение карты
+ Простая и быстрая загрузка карт
+ Возможно подключение к AIS через беспроводную сеть
+ Программируемый сигнал тревоги
+ Очень хорошая работа с путевыми точками и маршрутами
+ Карты отдельных акваторий очень недороги
— Нет информации о бухтах и стоянках
— Для больших акваторий нужно загружать объемистые пакеты карт, которые недешевы
— Нет данных о ветре и течении

iNavX
Программа – 44,99 евро, карты Средиземного моря – 69,90 долл. США (примерно 52,50 евро). Дополнительные расходы: регистрация на сайте X-Traverse, необходимая для покупки карт – 10 долл. США. Ежегодное обновление карт – 50% их покупной цены.
Вывод. Законченная, но относительно недешевая программа, способная работать как с растровыми, так и с векторными картами различных форматов и разных производителей. В комплект поставки входят все морские карты США. Пригодна для работы с европейскими картами Navionics.
+ Работает с картами разных форматов
+ Хороший объем дополнительной информации
+ Исключительно широкие возможности индивидуальной настройки
+ Четкое и ясное отображение карт
+ Плавное зуммирование карт
+ Программа может сохранять погодные GRIB-данные
— Неудобное управление через множество меню
— Работа с путевыми точками и маршрутами организована неудобно
— Необходима ежегодная абонентская плата за пользование сервером
— Управление картами достаточно запутанное
— Если случайно выскочить за пределы карты, ее заново надо грузить в программу

Imray
Приложение бесплатно, карты Германии – 29,99 евро, Дании – 49,99 евро, западное Средиземноморье – 42,99 евро, центральная и восточная части – по 49,99 евро. Ежегодное обновление обойдется в 2/3 от цены пакета.
Вывод. Это приложение очень подойдет тем яхтсменам, которым нравятся бумажные карты от Imray или NV и которые ждали их появления в электронном виде с дополнительной информацией. Карты сравнительно недешевы.
+ Проверенные карты
+ Отображение данных о течении и от AIS
— Комплекты карт для больших акваторий недешевы
— Непростое управление
— Переход от одной карты к другой отнимает много времени и очень неудобен
— На ряде карт не хватает навигационной информации

Plan2Nav
Приложение бесплатно, комплект карт Балтийского моря – 49,99 евро, западное Средиземноморье – 33,99 евро, восточное Средиземноморье – 38,99 евро.
Вывод. Хотя приложение использует качественный картографический материал от C-Map, работа с ним некомфортна, в ходе теста обнаружилось немало багов, при зуммировании карт возникают проблемы
+ Хорошее, интуитивно понятное меню
+ Единственная 3D-приложение на тесте
+ Якорная тревога, погодные данные
— Часть меню содержит ошибки
— Зуммирование и перемещение по карте неудобны и вызывают проблемы
— Нет данных о течение и от AIS
— Никакой информации о гаванях и стоянках, нет оверлея

Seapilot
Приложение стоит 49,99 евро, карты Германии – 34,99 евро, Швеции – 34,99 евро, Дании – 74,99 евро. Обновления карт (раз в полгода) бесплатны в течение первого года. Карты Средиземноморья должны выйти в скором времени.
Вывод. Особенности: приложение использует официально обновляемые карты стандарта ECDIS, используемые профессиональными моряками. Возможно получение GPS-данных через Bluetooth по стандартам NMEA. Поэтому цена высока. К тому же до сих пор нет карт Средиземноморья и отсутствует информация о побережьях.
+ Отображение данных AIS
+ Единственная программа с функцией Man over Board
+ Официально обновляемые карты
+ Обширный объем навигационной информации
+ Возможность выбора нужной изобаты
— Относительно дорого
— При зуммировании картографическая картинка частично перекрывается информационными таблицами

Apple против Android
1. На текущий момент выбор ПО для планшетов Apple наиболее широкий. Из популярных программ для платформы Android можно назвать лишь Navionics и Plan2Nav компании Jeppesen. При этом для Android-версии Navionics до сих пор нет очень ценного навигационного модуля для работы с путевыми точками, а также карт-модуля для индивидуализации отображения глубин на картах. Кроме того, в ходе теста выяснилось, что пользовательская информация, доступная в версии для Apple, отсутствует в Android-варианте.
Plan2Nav тоже отличается от Apple-версии, в первую очередь более грубыми иконками, кроме того, в ходе тестов программа неоднократно падала или работала некорректно.
Компания Garmin сообщила, что работает над Android-версией своего приложения Bluechart, однако затруднилась назвать время выхода программы на рынок.
2. Вот вопрос: приобрести ли iPad в защитном чехле или герметизированный или ударостойкий прибор? Мы использовали Retina iPad в защитном чехле от Lifeproof, который выдерживает глубину погружения до двух метров. Чехол без проблем амортизировал удары при падении планшета на пол кокпита, защищая корпус от ударов и царапин. Для iPad mini подобный чехол появился лишь в конце лета. Эти чехлы стоят 121 или 90 евро соответственно.
Серия планшетов Panasonic Toughpad на основе ОС Android 7- и 10-дюймового размера (фото внизу) выходит защищенной уже с завода. Эти планшеты, предназначенные для промышленного применения (например, на стройке), базируются на основе классической уже линейки ноутбуков Toughbook, которые очень популярны среди яхтсменов-гонщиков. Планшеты водо-, пыле- и ударостойки. Их дисплеи изготовлены из особо прочного стекла и имеют специальное покрытие для уменьшения отражений.
В течение недели мы имели возможность сравнить эти приборы бок-о-бок. Все они спокойно выдерживали удары при падении с высоты полтора метра на пол кокпита. Вода тоже не была проблемой для них. Дисплеи обоих планшетов Panasonic в солнечную погоду были намного читабельнее, чем у обоих iPad, которые сильно бликовали. Однако картинка у них менее четкая, чем у Retina-дисплеев Apple. Планшеты Panasonic показали очень хорошее время работы от аккумуляторов, выдерживая полный рабочий день. Другие их преимущества: их зарядные устройства тоже герметичны, так что приборы можно заряжать прямо в кокпите. Планшет с 7-дюймовым экраном имеет очень удобный ремень. Дисплей 10-дюймовой модели позволяет работать с ним при помощи стилуса или в перчатках. В отличие от моделей Apple аккумуляторы сменные, есть слот для SD-карты и разъем USB.
3. Маленькие планшеты очень удобны в руках и помещаются в карманы непромокаемых костюмов. Являются ли они серьезными помощниками яхтсменов или остаются лишь модными игрушками?
После появления iPad mini (8 дюймов) и 7-дюймовых приборов типа Google Nexus 7 рынок стал стремительно наводняться подобными устройствами. Пока они сравнительно редко используются на борту яхт, но вскоре все может измениться. Во время сравнения их в ходе нашего теста со стационарным карт-плоттером Raymarive C80 эти планшеты показали явные преимущества: их дисплеи все равно остаются крупнее, чем дисплей плоттера (фото внизу). Разумеется, с ними работать гораздо комфортнее, а уж 10-дюймовые модели и вовсе выглядят изделиями класса люкс. Их преимущества будут заметны лишь при плавании по акваториям с обилием навигационной информации, например в шведских шхерах. Важно: приложения для маленьких планшетов должны иметь возможность хорошего масштабирования всех шрифтов, чтобы не загромождать экран (как у Navionics или Garmin). При покупке следует обратить внимание на то, что время работы от аккумуляторов у маленьких планшетов зачастую меньше, чем у их более крупных собратьев!

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №12 (59), 2013 г.

Читайте также  Малый крейсер: трудности выбора, вопрос качества