Дрейф ради спокойствия

Положить яхту в дрейф – это распространенный прием для того, чтобы на какое-то время смягчить воздействие качки на экипаж. Для того чтобы понять, возможно ли лечь в дрейф на современных яхтах с U-образными обводами, мы провели специальный тест.

Текст Ларса Болле

Я раньше думал, что положить яхту в дрейф – это значит совершить нечто постыдное. Ибо есть даже поговорка на этот счет: «Кто сбавляет ход, тот лузер».

Так сказал нам известный крейсерист Зёнке Рёвер. И вправду, этот маневр не так уж и популярен среди яхтсменов. «Паузы в движении нужны только чувствительным особам», – подмигивая, цитирует кругосветчица Астрид Эрдман своего мужа Вильфреда. «На самом деле я не могу припомнить, чтобы в ходе нашего кругосветного плавания мы бы хоть раз в нормальный ветер (шторм в расчет не идет) уменьшали площадь парусов больше, чем это необходимо по погодным условиям. Тем более ради отдыха или приготовления пищи», – говорит она. Совсем другого мнения (несмотря на поговорку) придерживается Рёвер: «Все-таки нет никакого позора в том, чтобы лечь в дрейф. Для нас это нормальная часть повседневной жизни на борту».

Правильно положить яхту в дрейф означает так настроить паруса и руль, чтобы лодка имела как можно меньший ход под воздействием ветра и волнения.

«Дрейф означает невероятное спокойствие на борту вне зависимости от того, что происходит вокруг», – говорит Рёвер.

Тем не менее управляемый дрейф (а не просто неконтролируемый снос яхты под действием ветра, волн и течения) может использоваться не только для штормования. Конечно, чаще всего в литературе дрейфование описывается именно как одна из возможных тактик встречи шторма. Однако мнения яхтсменов по вопросу, стоит ли встречать шторм в дрейфе, различаются очень сильно.

«В шторм я еще ни разу не ложился в дрейф, – говорит известный своими дальними плаваниями Уве Рёттгеринг. – Однако я использовал тактику продолжительного дрейфования при умеренных погодных условиях, когда скорость ветра не превышала 35 узлов. Когда нет высоких обрушивающихся гребней, это замечательная тактика. Как-то я целых четыре дня лежал в дрейфе в Южной Атлантике вблизи островов Тристан-да-Кунья, дожидаясь хорошей погоды, чтобы войти в гавань».

Проблему высоких обрушивающихся гребней волн, способных перевернуть дрейфующую яхту, обрисовывает кругосветчица Сюзанна Хьюбер-Карфи в своей книге «Поодиночке вдвоем». Она пишет так: «Мы не сильно восхищены тактикой дрейфования в шторм, поскольку при определенной силе ветра и предельно высоких волнах яхта может быть опрокинута, несмотря на то что она лежит в дрейфе… Кроме того, во впадинах между большими волнами ветра вообще может не быть, а спустя всего лишь несколько секунд яхта может оказаться на гребне высокой волны, где штормовой силой со всей силой положит ее на борт».

Однако подобные условия встречаются далеко не всем яхтсменам. Но даже те из них, кто проводит большую часть времени на переходах вблизи побережья, зачастую просто не имеют под ветром достаточно свободного пространства, чтобы в случае шторма дрейфовать, уходя от него. Астрид Эрдман так описывает свою тактику: «На Балтийском и Северном морях я не ложусь в дрейф в случае шторма. Я предпочитаю поставить штормовые паруса и уходить в одну из ближайших гаваней. На практике в этих морях всегда можно выбрать подходящее направление для ухода от шторма в защищенную гавань».

Однако для среднего яхтсмена в любом случае и помимо шторма найдется немало ситуаций, в которых дрейф может быть показан – тут и медицинская необходимость,
и потребность в каком-то ремонте или в приготовлении пищи, или даже в том, чтобы сходить в гальюн.

Не смейтесь, над последним пунктом в этом перечне следует особенно задуматься – по статистике, очень большое число случаев падения человека за борт относится как раз к ситуации, когда люди попытались облегчиться в море, держась за релинг, ведь организм при этом должен расслабиться, что может привести к невозможности контроля за колебаниями тела на качке. Поэтому в шторм все же следует пользоваться гальюном. А в дрейфующей яхте это сделать много проще, чем в раскачивающейся на волнах.

Читайте также  ARC: уроки трансатлантики

Дрейф может помочь и в борьбе с морской болезнью. Если часть команды вышла из строя, рулевой может дать ей возможность немного прийти в себя, положив яхту в дрейф. Если же экипаж состоит всего из двух человек, то подобный отдых хотя бы в течение 15–20 минут порой может предотвратить катастрофические последствия, вызванные морской болезнью или просто усталостью. Да и просто набраться сил перед сложным маневром тоже может порой быть полезно.

Но любая ли яхта одинаково хорошо подходит для того, чтобы лежать в дрейфе? На многочисленных интернет-форумах, равно как и в литературе, очень часто встречается мнение, что для этого годятся лишь классические яхты с длинным килем, поскольку они имеют большую и равномерно распределенную по длине площадь смоченной поверхности, что помогает им сохранять курсовую стабильность, находясь в дрейфе. Современные же яхты с плоскими U-образными обводами и коротким плавниковым килем лежат в дрейфе беспокойно и неустойчиво, постепенно приобретая ход под воздействием ветра.

Мы проверили это на практике, выйдя в 7–8-балльный ветер на Beneteau Oceanis 34.2 из чартерного центра Хайлигенхафен. На волнах высотой два метра мы проиграли различные варианты сценариев постановки в дрейф. Например, под парусами, по-разному зарифленными. Кроме того, мы проверили и альтернативы – например, ход под машиной или очень круто к ветру. Помимо всего прочего мы попробовали и плавучий якорь. И хотя результаты наших экспериментов были различными, общий вывод сделать можно: даже на яхтах с коротким килем можно смело ложиться в дрейф, при этом классический метод – под стакселем, вынесенным на наветренный борт и потравленным гротом, – остается лучшим. Чтобы придать объективность нашим выводам, мы позаботились о том, чтобы зафиксировать все перемещения яхты с помощью самописцев. Полученные результаты представлены на этих страницах.

Графики показывают усредненный за двухминутный период курс яхты (по показаниям GPS) относительно дна, помимо этого указаны колебания ее скорости, углов дрейфа, крена и изменения компасного курса за одну минуту. Изображение корпуса яхты показывает усредненный компасный курс, на котором яхта лежала под воздействием ветра и волнения. При интерпретации графиков исходите из основного правила: чем более плоской является кривая на графике, тем спокойнее поведение яхты.

Читайте также  Дресс-код для яхт-клуба

Безусловно, полученные результаты относятся лишь к одной конкретной модели яхты. Чем сильнее различаются лодки, тем, возможно, сильнее будет различаться их поведение. Поэтому конкретные способы дрейфа капитану следует подбирать индивидуально под свое судно. Тем не менее возьму на себя риск утверждать, что спокойно лежать в дрейфе сможет практически любая яхта.

Маневр «Лечь в дрейф!»
Когда яхта идет в полветра, рулевой начинает медленно приводить ее к ветру. 2 Шкоты парусов выбираются втугую. В первую очередь надо в доску выдраить шкоты генуи, от этого во многом зависит поведение яхты в дрейфе. 3. Рулевой делает поворот оверштаг, не трогая шкотов. 4. Генуя начинает сильно уваливать яхту, поэтому рулевой перекладывает руль на ветер. 5. Яхта вначале сильно уваливается, затем выравнивается и в дальнейшем ведет себя спокойно. Руль следует закрепить в нужном положении, после чего отрегулировать скорость и угол дрейфа при помощи грота. Для того чтобы лечь в дрейф на яхте с автоматическим стакселем, следует основать трос между передней палубой и подветренной краспицей, который не позволит стакселю после поворота перейти на другой борт.

Под парусами в крутой бейдевинд
Яхта идет со скоростью порядка пяти узлов под углом 42° к истинному ветру, однако за счет ветрового сноса, течения и воздействия волн практически не выходит на ветер. Реальный лавировочный угол равен почти 60°. Каждые 10 секунд яхта сильно уваливается, затем возвращается на прежний курс за счет воздействия волн и естественной склонности к приведению к ветру. Это приводит к постоянным колебаниям курса в пределах 20° от заданного. Корпус подвергается сильной раскачке. В целом очень неспокойное поведение яхты.

Дрейф с первым рифом на гроте
Генуя и грот зарифлены. Генуя уменьшена настолько, что только-только закрывает собой передний треугольник, открывая краспицы. Грот, несмотря на свою по-прежнему довольно большую площадь, работает наподобие флага. Яхта спускается вниз по ветру, воспринимая волны с носа. Килевая качка сохраняется, хоть и становится более спокойной. Отклонения от компасного курса достигают 20°. Со скоростью чуть выше трех узлов яхта все же движется быстрее, чем нужно, слегка спускаясь под ветер.

Дрейф под вторым рифом
Генуя остается в таком же положении, как и в предыдущем случае, но грот уменьшен так, что от него остается лишь маленький треугольник. Кстати, как сворачивать грот в мачту, так и рифить его традиционным образом гораздо легче, когда находишься в дрейфе, нежели когда идешь в крутой бейдевинд. Подобное уменьшение площади парусов гарантирует самое спокойное поведение лодки. Яхта кренится не больше чем на 10° за счет стабилизирующей функции грота. Гика-шкот тоже следует выбрать как можно туже, чтобы парус стоял примерно под прямым углом к ветру. Угол дрейфа, впрочем, оказывается менее благоприятным, чем в предыдущем случае, скорость дрейфа остается примерно той же.

Дрейф без грота
За счет очередного уменьшения площади парусов скорость дрейфа уменьшается, а курс дрейфа становится еще более полным, практически совпадая с направлением ветра. Вначале возникает ощущение спокойствия, поскольку яхта почти не кренится под действием ветра. Но это впечатление обманчиво. Раскачка яхты на волнение становится все более беспокойной, поскольку отсутствует стабилизирующая функция грота. Курс яхты тоже остается нестабильным. Генуя стремится увалить яхту, особенно когда нос яхты зарывается в волну. При этом лодка разворачивается кормой к ветру, что увеличивает риск опрокидывания через нос.

Завершение дрейфа и уход на надлежащий курс
Для выхода из дрейфа следует задать яхте ход. 2. Для этого рулевой кладет руль в ДП, освобождая его, затем экипаж переносит стаксель на подветренный борт и выбирает его шкоты по месту. 3. Лучше всего набирать скорость на курсе чуть выше галфвинда. 4. Как только яхта набирает достаточный для маневра ход, можно совершить поворот… 5 … и лечь на надлежащий курс. Еще один совет: даже лежащая в дрейфе яхта имеет ход и может управляться, поэтому с юридической точки зрения она считается «парусным судном на ходу». Поэтому всегда желательно ложиться в дрейф на правом галсе, чтобы иметь право дороги перед яхтами, идущими левым галсом.

Ход против ветра под машиной
Как показывает фотография, подобный ход не является подлинной альтернативой дрейфу, если рассматривать последний как средство для успокоения качки. Как минимум необходимой предпосылкой для подобного курса является наличие мощного двигателя, которым не всегда располагают старые яхты, – для хода против ветра может просто не хватить мощности. С точки зрения комфорта подобный курс не слишком-то благоприятен. Да, крен и рыскливость уменьшаются, зато возникает сильная килевая качка с интервалом примерно каждые три секунды. Из-за плоских носовых обводов современных яхт носовая часть испытывает сильные удары, движение веред получается очень неприятным и утомительным.

Дрейф под рангоутом
Яхта идет левым галсом, руль лежит в ДП яхты. Корпус яхты расположен почти под прямым углом к ветру и волне, при этом почти не имеет хода вперед – яхта дрейфует под косым углом под ветер. Спокойствия на борту ожидать не стоит – хотя килевая качка незначительна, яхта кренится на каждой волне в среднем на 20°. Рыскание тоже значительное – вплоть до 20° на каждый борт. Соединяясь вместе, рысканье и бортовая качка способны вызвать сильнейший приступ морской болезни. Работа на палубе весьма опасна.

Плавучий якорь
Мешок или парусная киса, используемые в качестве якоря, практически не пригодны даже для дрейфа. Плавучий якорь диаметром 80 см, закрепленный на 30-метровом конце, не оказывает на яхту практически никакого влияния. Вне зависимости от того, как закреплен якорь – на носу или на корме, – яхта становится под прямым углом к ветру, сохраняя практически такой же ход относительно дна, как и без него. Кроме того, такой якорь создает большую нагрузку, поэтому мы не рекомендуем его даже для короткого дрейфа.

Сокращенный вариант. Опубликованов в Yacht Russia №12 (59), 2013 г.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru