Что написано мелким шрифтом?

Кто захочет тратить время и вдумчиво читать множество страниц, статей и юридических положений, когда думает об отпуске? Но многие пункты чартерного договора следует изучить очень внимательно

Текст Андреаса Фритча

Большинство яхтсменов интересует в чартерном договоре только одна вещь: итоговая стоимость найма яхты. Но до подписания договора целесообразным является критический взгляд на общие условия чартерной компании. К сожалению, многие яхтсмены подписывают чартерный договор практически не читая его, если их устраивает цена. И это при том, что данный объемистый документ следует не только изучить, но и взять с собой на борт, а затем некоторое время сохранять. Ведь снова и снова находятсяяхтсмены, взявшие яхту в чартер, которые впоследствии жалуются на якобы противоправное поведение со стороны чартерной компании:как правило, на оценку суммы вычета страхового депозита в случае повреждения яхты. Неприятностей обычно можно избежать, если заранее прочитать условия, которыеописывают будущее поведение чартерной компании в спорных ситуациях.

Наиболее распространенные случаи приведены ниже. Эти положения следует понимать, прежде чем принять их… или (в случае сомнения) начинать искать другую чартерную компанию, предлагающую более дружественные условия.

Партнеры и расположение офисов

Название, номер телефона (вернее, код страны) и сайт на любом языкеобычно ничего не говорят о том, в какой стране на самом деле находится штаб-квартира чартерной компании или агентства (что важнее). Тем не менее желательно точно узнать, где именно она располагается, ведь в худшем случае придется обращаться в суд именно этой страны, если у вас возникли серьезные проблемы или разногласия с агентством (ряд формально российских чартерных агентств на самом деле зарегистрированы за границами РФ. – Прим. ред.). Такие случаи могут возникнуть, например, когда чартерное агентство не перевелопредоплату, которую вы внесли за яхту, в адрес чартерной компании, которая, собственно,и должна предоставить вам судно. На деле даже в Европе это случается сплошь и рядом. Клиенту в таком случае приходится, как правило, платить за фрахт его яхтыповторно уже на месте. В этом случаеприходится подавать в суд на агентство за ущерб, что в случае иностранной юрисдикции агентства (и суда) потребует огромных усилий и затрат, связанных с этим процессом. Таким образом, желательно выбирать агентства со штаб-квартирой в России!

Читайте также  Что должна знать хорошая команда

По-иному обстоит дело с чартерными компаниями, вернее, с операторами чартерного флота. Они по определению являются иностранными для российских яхтсменов, берущих яхту в чартер за пределами России. У многих часто возникает опасение, является ли именно агентство контактным лицом (или ответчиком) в том или ином случае, поэтому они стараются обращаться напрямую к операторам чартерных флотов. С юридической точки зрения ответчиком по всем вопросам здесь будет именно оператор чартерного флота, который должен быть четко указан в контракте. Но в случае спора с ним обращаться придется в иностранный суд, что в большинстве случаев оказывается невыгодным. Так что советуем предпочесть отечественное чартерное агентство зарубежному чартерному оператору.

Типовые контракты за рубежом

В Италии и Греции официально существуют государственно предопределенные стандартные контракты, связывающие всех владельцев чартерных флотов и их клиентов. Иные формы контрактов в этих странах не могут быть применены или в лучшем случае будут иметь лишь вторичное значение. Проблема может быть в том, что эти стандартные договоры иногда предлагаются только на местном языке. Хорошие компаниипредлагают их перевод на язык клиента, и на этом мы рекомендуем настаивать.

Время ожидания изапасные яхты

Если плавание на забронированнойяхте не может начаться своевременно по причине ее серьезного дефекта или иной технической проблемы и у компании-оператора нет возможности заменить судно, клиент должен ждать. Во многих контрактах оговоренпредельно возможный срок такого ожидания в 24 часа, если же клиент берет яхту в длительный чартер (более семи стандартных дней), то он (срок) может быть увеличен максимум до 48 часов. Но будьте осторожны, есть компании, которые включают в договор до двух дней ожидания при продолжительности чартерного плавания одна неделя, а для более длительных походов–даже до трехдней. Только после истечения этого срока клиент может отказаться от договора.

Читайте также  Одиночество яхтсмена

Если яхта не готова и чартерная компания предлагает эквивалентную ей замену, клиент,как правило,должен с ней согласиться. Но что именно значит«эквивалентная»? Часто предлагается более старая, меньшая по размеру или малосимпатичная лодка, что вызывает законное раздражение. В некоторых контрактах есть даже невыразительная формулировка «похожая»в отношении яхты. С такой формулировкой контракта я бы не советовал соглашаться.

Есть, однако, немаловажный момент: кто просто отказывается от предложенной на замену яхты и уходит вместо того, чтобы предпринять попытку найти компромисс с оператором флота, полностью теряет внесенную предоплату.

Отсутствующее или сломанное оборудование

Во многих контрактах лаконично написано: «Отсутствующее или неисправное оборудование, не связанное с безопасностью плавания, не дает правана скидку или возврат внесенных средств». К сожалению, возможность чего-либо добиться в этом случае зависит от доброй воли оператора флота.

Ограничения на использование

Контракты, в которых предписан установленный лимит ветра, выше которого не следует выходить в море, не являются редкостью. У некоторых компаний пределом установленысемьбаллов Бофорта, у других – уже шесть. Но идет ли речь о средней силе ветра или о кратковременных порывах? И что делатьпри сильных ветрах, как на Эгейском море летом? Наш юридический эксперт Хейко Выходил рекомендует следовать таким ограничениям, по крайней мере в Европе, где они совершенно законны. Детали следует уточнить на чартерной базе перед выходом.

Другие контракты, например в странах Карибского бассейна, могут включать в себя запретна ночныепереходы, на заход в отдельныегавани или даже на целые акватории. Так что будьте внимательны!

Риски ответственности

Иногда в контрактах яхтсмены сталкиваются с такими пунктами, которые весьма сомнительны и должны, безусловно, заставить отказаться от услуг данного оператора. Если под заголовком «Ответственность фрахтователя»имеются положения наподобие следующего:«Материальная ответственность фрахтователя в случае повреждения яхты может отличаться от внесенной суммы депозита», то есть риск столкнуться с очень высокой (и что важнее, заранее неизвестной) суммой ответственности. Потому что оператор, возможно, имеет очень высокую франшизу, чтобы сэкономить на страховых взносах.В случае повреждений, причиненных судну, у клиента будут очень серьезные проблемы.

Читайте также  Знать бы где упасть, страховку бы купил

Относительно недавно в чартерных контрактах появились новые пункты, к примеру: «Компания не позволяет оставлятьяхту без присмотра на незащищеннойякорной стоянке или в гавани». На практике это означает, что даже в порту все члены экипажа не имеют права одновременно покинуть яхту и уйти в город.

Заключение

Каждый должен в конечном счете сам решить, на какие договорные риски он может пойти, а на какие – нет. Совет: специализированная страховая компания Yacht-Poolразработала своего рода «Справедливый чартерный контракт», охватывающий массу спорных вопросов. Многие операторы чартерного флота – в частности, в Хорватии – используют именно его. Есть смысл обратиться к ним для получения образца такого «справедливого контракта».

Будьте внимательны с контрактами,

где не указан точный размер депозита!

Опубликовано в Yacht Russia №7 (76), 2015 г.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru