Возможность или риск?

Фрахт частных яхт имеет свои привлекательные стороны. Например, среди них можно встретить такие типы лодок, которые обычные операторы чартерных флотов не предложат никогда. Но насколько часто немолодые уже частные яхты находятся в хорошей форме? Мы рискнули проверить

Текст Ларса Болле при помощи Каролины Мейер-Шильф

Ключевые данные сделанного нам предложения звучали очень заманчиво: поход от Хейлигенсхафена на Балтийском море до Гётеборга и обратно. Две недели были зарезервированы для нас. Красивейший архипелаг в середине лета – что еще нужно для того, чтобы решиться, не раздумывая?

Нет, сомнения оставались, потому что нам была предложена не обычная яхта. Elida – это Vindö 50, построенная в 1979 году; возраст приличный – 35 лет. Такие «классики» сегодня почти все находятся в частной собственности. Их можно увидеть в гаванях, особенно на севере Европы, но, как правило, попасть на них невозможно.

Но на Elida подняться мы смогли. Она предложена нам компанией Chartership в Хейлигенхафене. Фирма специализируется на сдаче в чартер частных яхт, возраст которых зачастую таков, что впору называть их «раритетами». Предложения варьируются от Hallberg-Rassy 29 до Gib’Sea 126. В общей сложности компания готова предложить своим клиентам 34 частные яхты, базирующиеся в основном между Фленсбургом и Грайфсвальдом.

Но можно ли взять в чартер 35-летнюю частную лодку и не столкнуться с проблемами? Цена недельного чартера для Elida составляет примерно 1200 евро – это не меньше, чем обычное чартерное предложение для почти новой Бавария 31 Cruiser, которая располагает ничуть не меньшими обитаемостью и простором – как на палубе, так и под ней. Так что первоначальное предположение – владелец частной лодки готов сдать ее во фрахт намного дешевле – не имеет ничего общего с реальностью.

Недорогими могут быть лишь очень небольшие частные лодки. Но они практически никогда не предлагаются серьезными чартерными компаниями. Почему старые яхты зачастую стоят почти столько же, сколько и новые, объясняет Клаус Гёкемайер, владелец Chartership: «Поддержание немолодой яхты в хорошем состоянии обходится значительно дороже, чем уход за современной лодкой. Кроме того, я предлагаю в чартер действительно благородные марки яхт типа Hallberg-Rassy. Почему же такие суда будут дешевле в чартер, чем Bavaria, Hanse или Beneteau?»

Еще один аспект, который может вызвать озабоченность, – это конструкция Vindö. Эта яхта имеет длинный киль с малым по площади пером руля на его задней кромке. Хорошо ли такая лодка будет идти под парусами и, самое главное, как она будет управляться в гавани? Гёкемайер предлагает рассеять эти сомнения в ходе короткого выхода в Хайлигенхафене, на который мы приглашены. С буквально ангельским терпением он демонстрирует нам маневренность на ходу под двигателем, движение задним ходом и подход к причалу.

Читайте также  Двойное удовольствие

В ходе тест-драйва мы решили заодно тщательно осмотреть и проверить судно. Как выглядят камбуз и каюты после трех десятилетий интенсивного использования? Как работает встроенное оборудование? Насколько чисты гальюны? Производит ли Vindö в целом впечатление надежного и мореходного судна?

Да, по крайней мере, первое впечатление убеждает нас в этом. Яхта внутри выглядит как новая, потому что в определенном смысле это так и есть. Владелец заменил настил пола, белые внутренние панели были заново окрашены. Большая часть деревянных деталей интерьера сияет свежим лаком. И даже подушки диванов, некоторые из которых до сих пор оригинальные, купленные вместе с яхтой, в полном порядке.

Кто любит дерево, классический интерьер с мягкими плавными изгибами, с латунными ручками и ламповыми абажурами, короче, кто любит ощущать себя в каюте старого капитана, тот будет чувствовать себя очень уютно на такой яхте. Кто хочет более современный, а также бескомпромиссно удобный интерьер, пусть выбирает другую лодку.

Потому что есть вещи, зависящие от возраста. Духовка, например, давно является частью стандартного оборудования камбуза, но на Elida ее нет. Электрооборудование яхты обновлено лишь частично (но работает). Гальюн чистый, и это несмотря на то что он активно используется в течение многих лет. Но вот льяла и машинное отделение не могут скрыть возраст яхты из-за масляных пятен и отложений в трюме. Но это все чисто визуальные вещи. В сущности, с точки зрения функциональности на судне нет никакого «криминала». На всех лодках своего флота Гёкемайер ежегодно обслуживает двигатели, а состояние парусов контролируется их изготовителями.

Скептицизм, касающийся возможности морского плавания на столь «пожилой даме», испаряется после того, как мы залезаем в Интернет. Частично нам помогает тест в журнале Yacht 1973 года, в котором говорится, что Vindö 50 «…несмотря на свои 5,5 тонн водоизмещения, способна очень быстро двигаться даже в самые слабые ветра». Это звучит многообещающе, оценка судна выглядит убедительной.

Читайте также  "Оскар" за бортом!

Позже, однако, выясняется, что мы забыли о многих вещах, которые сегодня выглядят непривычно и даже удивительно. Например, о рифовой лебедке, которая размещена на гике. Или стальном грота-фале, который выбирается лебедкой на мачте. Эти вещи были стандартом в то время, проводка ходовых концов от мачты в кокпит тогда была почти неизвестна.

Тем не менее информация о подобных особенностях старых лодок (в том числе Vindö 50) может быть легко найдена на интернет-форумах и веб-страницах владельцев яхт. Их отчеты – этот кладезь многолетнего опыта – почти единогласно свидетельствуют о ее безопасных (и даже «нежных») парусных качествах. Такой богатый опыт эксплуатации по понятным причинам редко встречается у относительно новых и тем более совсем новых яхт.

У себя дома в Швеции Vindö пользуется репутацией очень удачной лодки для отдыха на воде. Небольшое преимущество фрахта частной лодки выяснилось уже в первый день: мы смогли пообщаться с другими владельцами подобных яхт уже просто потому, что, как выяснилось, мало кто из них верил, что Elida может быть зафрахтована. Им стало любопытно, почему мы сделали такой выбор. Вообще предрассудки или категорический отказ от фрахта лодки, принципиально уступающей современной яхте, в Швеции редки, так как там есть возможность общения с сообществом владельцев данного типа судов.

Под парусом яхта вела себя так, как обещали тесты и отчеты владельцев. Благодаря ее S-образным обводам типа «рюмка» она мягко шла по волнам пролива Каттегат. Качка была довольно медленной из-за большого водоизмещения. Следует также отметить, что из-за размещения ряда лебедок у мачты периодически возникает необходимость выхода на верхнюю палубу для работ с парусами, но за счет очень мягкого движения яхты выход к мачте никак назовешь акробатикой. Современные яхты с U-образными обводами в подобных условиях движутся много жестче.

Читайте также  Московский прокат

Даже узкий кокпит Vindö оказался на практике в море очень эргономичным и хорошо защищенным. Однако при стоянке в шхерах он показал свои слабые места. Во время завтрака в нем тесновато, а подняться по неудобному трапу на транце после купания не очень-то просто. В этом отношении современные яхты с широким кокпитом и купальной платформой имеют явное преимущество.

Да, в некоторых областях результаты развития яхтостроения в течение последних 35 лет заметны. И это очень привлекательная часть игры – посмотреть, как яхты выглядели когда-то, сравнить, что изменилось, и даже лично проверить, насколько хороша в деле старая лодка, прежде чем (а вдруг?) принять решение о покупке подержанного судна.

Тем не менее определенный риск найма в чартер частной яхт, конечно, есть. Почти все чартерные операторы здесь выступают в качестве агентств, то есть брокеров, не имеющих собственного флота и заключающих контракт непосредственно с владельцами судов. Если забронированная вами яхта вдруг оказывается неисправной или недоступной по каким-то другим причинам, то можно столкнуться с тем, что замены вам не предоставят. Поэтому операторы, имеющие собственный чартерный флот, конечно, предпочтительнее. Зато нет предоплаты за бронирование судна!

Безусловно, ориентируясь на «возрастные» яхты, есть риск взять в чартер не столь хорошо сохранившуюся яхту, как мечталось. Но наша подопытная Elida оказалась превосходной во всех отношениях.

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №7 (76), 2015 г.