Черногория. Заповедный уголок Адриатики

По сравнению с расположенной рядом Хорватией Черногория выглядит крошечной. Несмотря на это, она знаменита своим побережьем и особенно недвижимостью в дорогом сегменте рынка. А что она представляет собой для тех, кто отправляется в плавание под парусом?







Текст Яна Йепсена

Под крылом Дубровник и море. «Ах, какая роскошная Адриатика!» – думают пассажиры самолета. И сверху, и снизу тотальная синева. Лишь кое-где отдельные белые точки – паруса и облака.

Так здесь может быть целую неделю, и этому особенно рад самый юный член нашего экипажа. Ему всего восемь лет, и он заранее боится волн и цунами, крена и качки. Чертов YouTube напугал его! Вот почему мы решили отправиться в путь на катамаране. Да еще и в самом тихом уголке Адриатики и всего Средиземноморья – в Черногории. Чего не сделаешь ради семьи и спокойного отдыха!

Но вот и первая незадача: мы на месте, а катамаран не готов. Чартерная компания приносит извинения и «урезает» нам судно ровно вдвое: из флота Sunsail в Дубровнике нам достается Jeanneau 44i. Ну что ж, вполне приличный «морячок», 40-мильные переходы ему вполне по плечу.

Есть и другие хлопоты, другие вопросы: как оформить переход из Хорватии, члена ЕС, в Черногорию, в Евросоюз не входящую? Что с таможней и пошлинами? Кажется, за 44-футовую лодку придется заплатить 130 евро… Что это, транзитлог, курортный налог или налог на роскошь?

После вечерней прогулки по Дубровнику экипаж возвращается, полный впечатлений от мощных каменных укреплений города. На следующий день мы начинаем наше плавание с осмотра этих стен с моря. И тут же сталкиваемся с серьезными волнами – настолько серьезными, что, вооруженные фотоаппаратами, мы не можем ими воспользоваться. Причина – в другой стене, стальной, возникшей всего в кабельтове от нас. Это борт круизного лайнера, который выглядит массивнее любых крепостных укреплений. Лайнер переполнен туристами, мечтающими побывать в Дубровнике. А мы… мы следуем дальше.

Наша первая цель – пограничный порт Цавтат. Остановка требуется для оформления выхода из хорватских вод. А как хотелось бы, чтобы в цену недельного плавания по Черногории с выходом из Хорватии были заранее включены все нужные расходы, выданы необходимые бумаги и сразу произведено пограничное и таможенное оформление!

В бухте Цавтата мы столкнулись с необходимостью выбора между стоянкой на бесплатном муринге или у платного городского пирса. Мы выбрали ночную субботнюю стоянку на безмятежном рейде. Однако безмятежность оказалась мнимой, так как гавань лежит в точности под глиссадой заходящих на посадку авиалайнеров. Они летели так низко, что казалось, были готовы срезать якорный огонь на нашей мачте.

Воскресное утро началось с посещения таможни, но прежде – с разговора с начальником гавани. Он поинтересовался, заплатили ли мы за стоянку на муринге. Нет?  Это – правильный ответ. Почему – он не сказал. Мы озадачились: как-то это все странно, ведь муринг и так бесплатный. Позже мы случайно узнали, что здесь процветает лукавый бизнес – взимать с иностранных яхтсменов деньги за то, что должно быть бесплатным.

Наконец дело доходит до пограничного оформления. Паспорта, судовые документы, судовая роль передаются пограничникам и уже через 10 минут возвращаются нам. Все в порядке, хорошего дня, счастливого пути! Мы быстренько выпиваем по чашечке кофе и освобождаем пограничный пирс. Следующая яхта, пожалуйста. Однако никого в очереди нет…

Следующие 20 миль хорватского побережья – пограничная зона. С борта яхты нельзя купаться, нельзя и вставать на якорь вблизи берега. И рация должна быть постоянно включена и настроена на 16-й канал. Пренебрежение ответами на вызовы пограничников может во всех смыслах дорого стоить. Строжайший контроль осуществляется с целью борьбы с нелегальной миграцией. И чтобы тебя не приняли за перевозчика «нежелательных лиц», лучше быть исполнительным и послушным.

Читайте также  Крымские засады

Все, Хорватия позади, впереди Черногория, а слева – Бока-Которска, пролив, ведущий в Тиватский залив, из которого можно попасть в залив Которский.

Берега сходятся, и выглядят они чрезвычайно привлекательно. И дело не только в природных красотах, заставляющих вспомнить альпийские озера, но и в постройках на берегу. Пожалуй, это можно назвать неким «послесоциалистическим» ответом Женевскому озеру. Просто роскошь!

Зеленика – пограничный порт Черногории. Здесь, у таможенного пирса с массивными черными кранцами, пригодными аж для супертанкеров, проходит оформление всех бумаг. В первую очередь решаются финансовые вопросы. Право на недельное пребывание 12-метровой яхты в черногорских водах действительно стоит 130 евро. Почему же тогда в документах написано 120? Что, включены чаевые? Или это доплата за «нагрузку» в виде глянцевых брошюр типа «Справочника по мегаяхтам»? Наш вопрос не остается без ответа.

– Эти бумаги еще от прошлого года, – любезно поясняет сотрудница бюро.

Похоже, цены здесь меняются быстрее,
чем печатаются бланки.

Первое впечатление от Черногории нас не обмануло. Чем дальше мы идем вдоль ее берегов, тем явственнее  представляем, каким видят ее будущее многочисленные инвесторы. Монако на Балканах! И вроде бы это неплохо, но есть и обратная сторона: распродажа береговой полосы в частные руки практически завершена, и обычным гражданам не осталось даже метра общедоступного пляжа.

Между тем небеса над нами привычным голубым одеждам вдруг предпочитают траур – и собираются расплакаться. Мы сверяемся с прогнозом. Он удручающий: дождь на неделю. Кошмар! Быстрей отсюда!

Снявшись с якоря, идем дальше. Чем спокойнее поверхность воды, тем выше горы вокруг. В самом узком месте пролива по левому борту видны огни мусоросжигательного завода, по правому – эллинги и причалы для подводных лодок.

В сумерках подходим к Перасту. С навигацией никаких проблем – надо просто держать курс на церковь, благо она хорошо подсвечена, чего не скажешь о причалах.

Наша Jeanneau оказывается здесь единственной яхтой, поэтому швартуемся лагом к пирсу. Первое, что мы видим на берегу, – это пиццерии – венецианский след прошлого Черногории. Мы проверяем качество и приходим к однозначному выводу: пицца хорошая, вполне итальянская.

На следующее утро мы просыпаемся в норвежских фьордах. Нет, конечно, мы на юге, в теплых водах, но тогда здесь должно быть солнечно и тихо!

Вместо этого – низко нависшие тучи и дождь. Экипаж погружается в глубокую печаль. По счастью, не слишком долгую: появляется солнце, и настроение наше стремительно меняется. Нет, такого не увидишь в Тролль-фьорде, здесь на каждом шагу сады, в которых растут апельсины и киви.

Мы отходим от причала и берем курс на Котор. Пролив все уже, облака все выше, дома на берегах все наряднее. Когда-то, в период расцвета этого края, здесь было много торговых судов. Умения здешних моряков высоко ценились и хорошо оплачивались, оттого и города, городки и деревни здесь были зажиточные. Можно сказать, Котор был «звездой» этих земель, он и сейчас главный туристический центр страны.

В Которе мы первым делом отправляемся в морской музей. Затем в наших планах совершить восхождение к древней крепости, доминирующей над городом. Туда ведет  старая и крутая выщербленная лестница. Начинаем мы бодро, а на финиш приползаем со скоростью улиток. Однако вид с высоты орлиного полета стоит затраченных усилий. Чуть скрытая зданиями, внизу под крепостью маленькая часовня. Все вокруг навевает покой. Сегодня такое редко где встретишь.

Читайте также  Северный Кипр: в гости к старику Отелло

Мы с оптимизмом смотрим в завтрашний день, но… день – новый, погода – прежняя. Циклон, расположившийся над Италией, и не думает оставлять нас в покое. Что такое, в конце концов? Мы ведь собрались путешествовать по тихой Адриатике! А тут… Дождь, гром, над заливом сверкают молнии.  Надежды на приятный день меркнут.  Собравшись с духом, мы делаем короткую вылазку к острову Мертвых, знаменитому своей кипарисовой рощей и Бенедиктинским аббатством. Увы, сойти на берег нельзя. Неудача подстерегает нас и у соседнего клочка суши – рукотворного острова Богородицы. Здесь есть небольшой пирс, но покинуть яхту можно лишь с разрешения местного священника, а такого дозволения у нас нет. Единственное исключение из правила – это если ночь застала вас у берега острова, однако темноты ждать нам не хочется.

Тем временем облака светлеют, поднимаются выше. Бриз наполняет паруса яхты. Разумеется, не обходится без порывов и шквалов. Иного в этих местах трудно ожидать – уж такова топография района. Ущелье тут, ущелье там, из них дует, как из дюз ракетных двигателей. Зато лодка бежит по почти гладкой воде со скоростью больше восьми узлов. Мы надеемся, что хорошего ветра нам хватит до следующей остановки – в Херцег-Нови.

К сожалению, стоянка за волноломом в Херцег-Нови при юго-западном ветре оказалась неспокойной, виной тому юго-западный ветер. Решение встать лагом к причалу, как посоветовал начальник гавани, оказалось ошибочным, потому что кранцы не защищали корпус от ударов. Да и цена за стоянку в 50 евро при полном отсутствии каких-либо удобств показалась чересчур завышенной. В качестве какой-никакой компенсации вечером в местном бассейне, это прямо напротив гавани, мы наблюдали за тренировкой черногорской сборной по водному поло.

Следующим утром мы обежали местный рынок и магазины, чтобы запастись провизией. И не только. Кое-кто купил носки домашней работы. Что ж, разумно: и красиво, и на борту могут пригодиться.

Наконец мы отдаем швартовы и направляемся к выходу из залива. И вот оно, море. Чем дальше, тем ровнее ветер. Облака рвутся, появляются участки чистого неба.  Вот и солнце! Становится теплее. Мы улыбаемся. Похоже, купленные носки нам не понадобятся.

Мы встаем на якорь в небольшой, уютной, хорошо защищенной бухточке вблизи рыбацкого поселка Бигов. Дети изъявляют желание искупаться. Что ж, они в своем праве, да и почему бы нет? Уже не тепло – жарко. Вообще, для стремительного поглощения миль в безостановочном плавании воды Черногории подходят не лучшим образом. Слишком много искушений, чтобы остановиться.

Искупавшись, мы высаживаемся на берег. Осматриваемся, щелкаем фотоаппаратами. Появляется идея воспользоваться гостеприимством расположенной неподалеку виллы  Sophia Loren, однако 3500 евро за ночь отбивает желание даже думать об этом. Зато становится понятно, почему персонал виллы так внимателен и удивительно любезен даже к босоногим посетителям местного бара. А если бы мы встали у пирса, это обошлось бы нам в 75 евро. Хорошо, что мы на якоре! А деньги… лучше мы потратим их вечером в каком-нибудь ресторанчике Будвы.

Туда мы и идем, на юг.

Будва – это своего рода «центральный пляж Белграда». Но не только жители сербской столицы рассматривают этот город в таком качестве, но и многочисленные русские туристы. Для них, к слову сказать, здесь работают сразу две радиостанции и издается ежедневная газета.

Город очень симпатичный, хотя его старинный центр был разрушен землетрясением в 1979 году, и сейчас здесь полно новоделов. Туристам, однако, это не слишком мешает, их тут очень много. И уж конечно, Будва смотрится куда более морским городом, чем тот же Котор.

Читайте также  Норвежская элегия

Как и предполагалось, деньги мы оставили в ресторане, а на следующий утро взяли курс на север. Пора возвращаться. Ветер нам благоприятствовал, став попутным.

Соскальзывая с гребней волн, яхта преодолевает магический барьер в 10 узлов.

Юный рулевой устанавливает рекорд и так горд этим, словно только что получил премию «Оскар». Все его страхи давно забыты.

Через пару часов мы заходим в марину Порто-Монтенегро, бывшую военную гавань Австро-Венгерской империи. Сегодня это масштабный проект, финансируемый целым консорциумом миллиардеров, «родной дом» для множества мегаяхт. Когда проект будет полностью реализован, здесь будет порядка 650 стояночных мест для яхт всех размеров, среди которых минимум 130 будут отведены суперъяхтам длиной до 150 метров. В заботе о клиентах сюда даже завезли пальмы из Уругвая и красиво их подсветили, чтобы они радовали глаз не только днем, но и вечером. Есть и другие достопримечательности, – например, красно-белый кран и две подводные лодки, которые можно осмотреть и которые приводят в полный восторг детей, а их тут немало. И наконец, набережная. Она роскошная, гулять по ней в лучах заката – наслаждение.

Ну и сервис здесь соответствующий. Даже к матросам чартерных яхт, которые только что растеряли кранцы и упустили швартовы, сотрудники марины обращаются почтительно: «Сэр».

Нам готовы помочь не только в швартовке. Несмотря на то что бюро начальника марины закрыто из-за позднего времени, нам, уходящим завтра утром в Хорватию, подготовят все документы. И даже проведут таможенное и пограничное оформление. «Никаких проблем, сэр!» Единственное, что мне придется сделать самому, – завтра предъявить наши паспорта пограничнику. А счет за стоянку нам пришлют по почте. «Счастливого плавания, сэр!»

Финал нашего плавания был солнечным, на небе – ни облачка. Такой вот прощальный подарок

Мы завернули в Цавтат, чтобы получить разрешение войти в хорватские воды. Ну что сказать? После Порте-Монтенегро все казалось убогим: таможенный пирс переполнен, швартовы ободранные, сюда нельзя, отсюда отойдите, теперь подождите… Бр-р-р!

Непросто сохранять хорошее настроение в этой ситуации – так же, как сделать хорошую мину при плохой игре. Пожалуй, это даже потруднее, чем просто скрипеть зубами. Особенно когда до вылета самолета всего два часа. Но мы справились – помогли воспоминания о Черногории, там нам было хорошо.

Жаль, конечно, что плавание наше закончилось. Хотя… Окончание одного плавания – это начало подготовки к следующему.

Опубликовано в Yacht №63 (5), 2014 г.

Акватория
Черногория может похвастаться самыми крупными и глубоководными заливами и бухтами на всем Средиземноморье, и прежде всего Которским заливом, с его большими глубинами и простой навигацией идеально подходящим для спокойного семейного плавания. А вот хороших и безопасных якорных стоянок мало, лучше стоять у маленьких городских пирсов, хотя в сезон найти место бывает непросто.

Погода и ветер
Из-за высоких гор прибрежную акваторию следует отнести к маловетреным. При сильном ветре всегда можно укрыться в бухтах. В ущельях и узких проливах возможны шквалы, которые можно своевременно заметить по «морщинам» на поверхности воды. Побережье Черногории – самое дождливое на всем Средиземноморье, но потому и самое зеленое! Прогнозы погоды передаются по УКВ на канале 16 и доступны в Интернете по адресу meteo.hr.

Чартер
Мы ходили на Jeanneau 44i компании Sunsail. В зависимости от сезона она стоит от 2180 до 3990 евро в неделю.