Аланды, страна окуня

Балтика для российских яхтсменов – море важное. В советские времена здесь проводилась знаменитая регата Кубок Балтики – в каком-то смысле неофициальный чемпионат страны для крейсерских яхт. В условиях жестких пограничных ограничений в СССР это была единственная возможность пройти под парусом длинный маршрут «настоящим» морем.









Издавна Аландские острова считались родиной парусных кораблей. Здесь, в отдалении от беспокойных столиц, в пустынности маленького северного архипелага, жили знаменитые корабельные мастера. Они строго хранили и передавали старшим сыновьям секреты своего искусства. Равнодушно закусив трубки, они смотрели на дым от первых «пироскафов», грязнивших чистые морские горизонты: «Все равно пар никогда не справится с океаном».
                                                                                              Константин Паустовский. Северная повесть

Текст Андрея Шаркова

И сегодня Балтика своего значения и привлекательности для яхтсменов отнюдь не потеряла. С одной стороны, благодаря своей доступности, с другой – здесь действительно красиво и интересно. И отдельной изюминкой в перечне балтийских «интересностей» стоят Аландские острова. Я отношу этот архипелаг к тем местам на планете, где нужно побывать хотя бы один раз.

Если вы сюда приедете, уверен, желание возвращаться
в эти края уже не покинет вас никогда.

Архипелаг образовался 12 тысяч лет назад до нашей эры, когда закончился последний ледниковый период. Отступающий ледник «вылизывал» гранитные выступы и холмики, одновременно прорезая между ними будущие проливы. В итоге между современными Ботническим и Финским заливами образовалась огромное количество островов и островков. Формально Аландский архипелаг – это часть так называемого Архипелагового моря, большого треугольника с городами Мариенхамн, Уусикаупунки и Ханко в его вершинах.

Сколько здесь всего островов, как мне кажется, сегодня никто не знает. В финской лоции, которой мы пользовались во время плавания в архипелаге, была приведена цифра в 50 тысяч (с припиской – «примерно»), но попадались и другие данные. Думаю, неопределенность связана с тем, что считать именно островом, например, как учитывать небольшие необитаемые островки, скорее напоминающие отдельные скалы, точащие из воды и поросшие лесом. А с учетом того факта, что эта часть дна Балтийского моря до сих пор поднимается, причем довольно быстро (до 10 мм в год), и при этом гранитное основание мало поддается эрозии, то здесь медленно, но верно меняется орография островов, поэтому считать их получается еще сложнее.

В политическом смысле Аланды – некий курьез. Формально архипелаг – финская провинция с широкой автономией, населенная шведами. Но не просто шведами, а… финскими шведами. Они вроде бы граждане Финляндии, но при этом… граждане Аландских островов. Да-да, у жителей архипелага – собственное гражданство. И собственный парламент (лагтинг), решения которого совершенно не обязательно должны согласовываться с финскими законами. Однажды этот казус сыграл на руку островитянам и путешественникам. Когда объединенная Европа ликвидировала магазины беспошлинной торговли на европейских транспортных линиях, статус Аландов позволил сохранить Duty Free на финских и шведских паромах, которые тут же стали обязательно заходить в Мариенхамн, единственный город архипелага.

Как и любые шхеры, архипелаг очень красив. Девственные и почти нетронутые леса соседствуют здесь со скалами
из красного гранита рапакиви.

Почти полное отсутствие промышленности и небольшое количество транспортных средств (лучший транспорт на островах – это велосипед) – все это благоприятствует спокойному отдыху в этих краях. Ну а если кому не нравится покой, а время позволяет, тот может заняться здесь дайвингом, рафтингом или рыбалкой (о ней – чуть ниже отдельно).

Есть масса специально размеченных пешеходных троп, позволяющих близко познакомиться с природой островов, а если повезет, то и увидеть местных диких животных (зайцев, косуль, лосей) в их естественной обстановке. Есть много возможностей для сбора грибов, цветов и ягод, которых тут огромное количество, но срывать редкие цветы (например, орхидеи) запрещено.

При всем при этом транспортная связность архипелага просто великолепная, обилие дорог, мостов и паромов дают возможность быстро добраться по суше практически до любой его точки.

Яхтенные Аланды

Яхтинг здесь не просто развит, это одна из основ местной экономики (кроме того, практически каждый житель островов владеет собственным суденышком, парусным или моторным). Притом что постоянное население островов не превышает 30 тысяч, ежегодно сюда приезжает или приходит более миллиона отдыхающих. И не меньше половины из них – яхтсмены, поэтому яхтенная инфраструктура здесь вполне налажена.

Сразу оговорюсь, что мне было бы сложно рекомендовать на Аландах какие-то фиксированные маршруты – такие рекомендации просто лишены смысла из-за обилия стоянок и проливов. В любой момент может возникнуть желание встать тут-то или повернуть туда-то.

Если идти на Аланды из района Турку (лучшее место для выхода на Аланды – марина Веркам, это в 75 километрах от города), вы будете все время идти проливами, как будто это внутренние водные пути, и покажется, что открытого моря тут нет вообще. При движении из Швеции (лучшее место для выхода из Швеции на Аланды – марина Капельскэр, продолжительность перехода от нее до Аландов – одни сутки) открытое море есть, но ширина пролива там тоже не более 20–25 миль. Такая особенность делает яхтинг здесь особенно интересным, потому что у вас будет много вариантов прокладки маршрутов. И даже если вы здесь уже много раз бывали, всегда можно придумать некий новый для себя путь между островами. Поэтому лучше расскажу про некоторые местные особенности.

Читайте также  Италия. Магия моментов

Навигация

Первая и самая важная навигационная особенность – сравнительно небольшие глубины в регионе. Абсолютное большинство островов при это достижимо на килевых яхтах (как и положено гранитным скалам, они весьма приглубы), но следует придерживаться фарватеров. Они тут хорошо обозначены, во всех требуемых местах установлены кардинальные, створные и латеральные знаки, поэтому каких-то особых сложностей навигации на островах нет, просто… нужно быть внимательным и привыкнуть. Некоторые фарватеры здесь довольно узкие, порой не более 50 метров шириной, поэтому требуется внимание при расхождении с другими кораблями и яхтами. С учетом длинного светового дня летом («белые ночи») здесь можно делать прокладки и для ночных переходов, и это будет безопасно. В целом хождение по Аландам с точки зрения навигации не сильно отличается от плавания по финским или норвежским шхерам.

Электронная картография хорошо покрывает Аланды, удобные места для якорных стоянок легко находятся на электронных картах, хотя лоция на борту, конечно, крайне желательна.

Стоянки и марины

На архипелаге множество мест для коротких стоянок яхт. Полностью оборудованных марин (как на Средиземном море) не так уж и много (по официальным данным – всего 17 на весь архипелаг), большинство стоянок – это небольшие пирсы в закрытых бухточках на островах, где есть возможность подключиться к электричеству и заправиться водой, есть туалет и (не всегда) ресторанчик на берегу. К слову сказать, в Финляндии высокий стандарт качества пресной воды, поэтому вода, которую вы будете заливать в танки на яхте, не просто пригодна для питья, она будет вкусной!

Швартовка здесь принята носом к пирсу или (реже) лагом. Швартуются или с отдачей кормового якоря, или с использованием стационарных швартовых буев для растяжки кормового швартова. Большинство яхт используют специальный карабин с ручкой, чтобы зацепить швартовый буй. В некоторых маринах, например, в Мариенхамне, принята швартовка с заведением кормовых концов на палы, но опять же – рекомендуется подходить носом к пирсу. Такая рекомендация вызвана тем, что непосредственно у пирса может быть мелко, и дабы не повредить перо руля, лучше подходить носом. К тому же большинство пирсов сделаны довольно высокими, так что выходить с носового релинга вполне удобно.

Стоимость большинства стоянок небольшая (в пределах 15–25 евро) или даже бесплатная. На некоторых вы увидите информационный щит с почтовым ящиком, где будет предложено опустить в него денег, сколько не жалко. Отдельно в лоциях оговаривается, можно ли на стоянке купить продукты, и это возможно далеко не везде. Довольно часто такие мини-марины, стоянки для 3–10 яхт, устроены на вовсе необитаемых островах или же обитаемых, но только в летний сезон. Сами финны и шведы любят стоять минимальными коллективами, желательно вообще в одиночку. Мне неоднократно случалось подходить к такой стоянке, и когда мы привязывались, какой-нибудь финн, уже стоявший там с недовольной физиономией отдавал швартовы и уходил искать для себя отдельный пирс.

Ветры и погода

Преобладающий ветер на Аландах летом – западный и юго-западный, но среди островов может дуть вдоль проливов. Конечно, это может создавать некоторое неудобство для парусной яхты, однако в большинстве случаев в проливах все-таки достаточно места для лавировки. Зато ограниченность акватории приводит к тому, что в Архипелагском море практически не разгоняет волну – важная особенность для тех, кто подвержен морской болезни.

Весной и в начале лета могут дуть сильные северные ветра, которые затрудняют достижение Мариенхамна под парусом при движении к нему от Стокгольмских шхер, курс оказывается непосильно крутым для многих крейсерских яхт. В этом случае целесообразно проложить курс на южный остров Фогельё, где находится очень хорошая и недорогая марина Дегерби.

Яхтенный сезон считается здесь с июня по сентябрь включительно. Важно, что июнь еще относительно прохладный месяц, зато в сентябре относительно нагретая вода Балтики делает осень в этих краях мягкой и теплой. В целом Аланды считаются солнечным местом, здесь больше всего солнечных дней во всей Скандинавии, и выпадает не более 500 мм осадков в год, однако случаются и природные катаклизмы, когда регион накрывает большой циклон из Атлантики. А бывает наоборот – устанавливается настоящая жара, до 30 градусов и больше. Моя рекомендации при анализе прогнозов – посмотрите, что происходит над Шотландией и северной Ирландией. Шторм в этом районе может с высокой степенью вероятности принести на Аланды сильный ветер через пару дней.

Возможности для чартера

Предложений чартерных лодок на самих островах, к сожалению, не очень много, однако в последние годы наметилась тенденция роста чартерного флота. Но все же для плавания по этим островам, как мне кажется, лучше брать яхту в чартер на материке в Финляндии, например в Турку. В этом случае можно спланировать красивый и неспешный двухнедельный маршрут. Другой вариант – взять лодку в Швеции в Стокгольме, там предложений, как мне кажется, даже чуть побольше. Есть яхты для чартера и в самом Мариенхамне, но заказывать здесь лодку нужно заранее, причем желательно еще осенью! Популярность региона сказывается, дефицит предложения налицо.

Читайте также  Большой Барьерный риф: техника пилотажа

Яхты на Аландах[А.Г.1] , в основном небольшие до 40 футов. Оборудование и техническое состояние судов не вызывает нареканий, и финны, и шведы хорошо следят за состоянием лодок. Может оказаться неожиданностью отсутствие тузика в комплекте, его часто нужно дозаказывать отдельно, но зато обязательно будет кормовой якорь с линем или лентой, укрепленный на кормовом релинге. А еще в комплект часто входит пара футштоков (помните про малые глубины?).

Рыбалка на Аландах

Одна из гипотез этимологии названия архипелага – происхождение от финского слова ahven (окунь). И эта версия имеет под собой веское основание. Рыбы в водах архипелага не просто много. Ее тут очень много! Собственно, рыбалка – это одна из особенностей акватории, которая привлекает сюда людей на отдых. А с учетом того, что вода тут малосоленая, здесь водятся как морские, так и пресноводные рыбы. Например, одна из особенностей местной рыбалки – это лов щуки.

Важный момент – ловить рыбу можно только по предварительно приобретенной лицензии. И не просто лицензии, а лицензии, во-первых, персонализированной (если в экипаже будет несколько рыбаков, лицензия требуется на каждого) и привязанной к определенному району. На все территории сразу единого билета нет. Есть некоторые «большие» лицензии, которые покрывают достаточно обширные водные территории. Прежде чем приобретать лицензию, надо определиться, где вы будете ловить. Стоимость лицензии в зависимости от количества рыбы и величины территории варьируются достаточно сильно. Как пример можно назвать цену на территорию Бамбёле, которая считается одним из лучших мест по ловле щуки. Цена там на день 5 евро/чел и на неделю 20 евро/чел. Деньги, полученные от продажи лицензий, идут в рыболовное общество, которое на эти средства устраивает всякие полезные вещи – например, закупает и выпускает в воду мальков.

Всего на Аландах около 50 районов, куда продается рыбацкая лицензия, и у каждого района есть свои правила – сколько рыбы можно брать. Спросите это у того, кто продал вам лицензию. Но два главных принципа рыбалки таковы:

1) Отпускать рыб меньше минимального размера, стараясь не повредить их. Минимальные размеры, например, щуки – 50 см, а лосося – 60 см.

2) Брать для еды ограниченное количество рыбы, например, шесть щук на неделю на человека, увозить с собой можно только две щуки. Категорически запрещено брать рыбу, чтобы потом ее выбросить. Берите только то, что хотите приготовить и съесть.

Достопримечательности

В Мариенхамне довольно много музеев для такого маленького городка. Это, во-первых, знаменитый парусник Pommern, Морской квартал (The Maritime Quarter) и Морской музей (Åland Maritime Museum), Музей Аландских островов (Åland Museum), Музей охоты и рыболовства, художественный музей.

Должен заметить, что большинство из этих музеев – это эдакие типичные провинциальные музеи, на которые не стоит особо тратить время, если вы не ценитель местного декоративно-прикладного искусства. Но вот Морской музей мне был интересен. И конечно же, интересен барк Pommern («Померания»). Это один из «винджаммеров» знаменитой серии парусников «Летающие Пи», среди которых и наш барк «Крузенштерн». Pommern давно стоит на приколе, и экспозиция на его борту рассказывает не только про историю парусника, но и вообще про эпоху «больших парусов» и знаменитых «зерновых гонок».

Кроме этого на архипелаге можно осмотреть развалины разрушенной в ходе Крымской войны русской крепости Бомарсунд, а в Эккерё (самая западная коммуна Аландов) в качестве музея сохраняется здание некогда самого западного почтового отделения Российской империи. В центральной коммуне Сунд есть единственный на островах средневековый замок Кастельхольм, основанный еще в конце XIVвека (точная дата, впрочем, неизвестна). Сегодня он отреставрирован и доступен для посещения и осмотра.

Но, как мне кажется, на Аланды нужно идти не за музеями. А за уникальной природой, потрясающими видами, пронзительными и страшно длинными летними вечерами и… покоем. Который точно поселится в вашей душе после посещения архипелага.

История
Больше столетия Аландский архипелаг принадлежал Российской империи. В феврале 1809 года командование русской армии, находившейся в Финляндии по случаю очередной войны со Швецией, решило по льду перейти на острова, воспользовавшись относительно холодной зимой. Прибывший в армию император Александр I согласился с таким планом, и два русских экспедиционных корпуса под командованием князя Багратиона по льду Ботнического залива двинулись на шведские тогда еще острова. Неделя понадобилась им, чтобы достичь главного острова архипелага. Пятого марта 1809 года весь Аландский архипелаг был занят русскими войсками. А полгода спустя был заключен Фридрихсгамский мир, закончивший эту, уже пятую по счету, русско-шведскую войну. Финляндия и Аландские острова отошли к России. А полтора века назад произошло еще одно событие, которое еще раз определило судьбу Аландов. Во время Крымской войны англо-французская эскадра взяла штурмом русскую крепость Бомарсунд на Аландах, и по условиям капитуляции этот стратегически важный архипелаг у входа в Ботнический залив был объявлен демилитаризованной зоной, каковой является и по сей день (хотя русские части стояли на островах до 1917 года). Русская история Аландов закончилась в 1918 году, когда после выхода России из Первой мировой войны по сепаратному договору с Германией ­— Брестскому миру ­— на Аланды вернулись войска нейтральной Швеции. А следом за ними пришли немцы, чьи военные корабли густо задымили на рейде Экере — некогда самого западного населенного пункта России. Русские части, сдав недавнему противнику оружие ибоевую технику, покинули архипелаг.

Читайте также  Долгий путь к Исландии

Местная кухня
Аландские острова – это часть Финляндии, так что кухня здесь, как ни крути, финская. А это значит, что немалую часть рациона составляют рыба и морепродукты, мясо и всевозможные дары леса. Обязательно стоит попробовать рыбный суп, традиционные блинчики с черносливовым пюре и сливками, домашний овечий сыр, сдобный черный хлеб. Сыры, рыбные блюда и хлеб – гордость местных кулинаров. По плотности ресторанов на душу населения этот архипелаг, наверное, не имеет равных себе в мире: если верить официальным справочникам, то получается, что на каждые 250 жителей Аландов приходится один ресторанчик, так что проблем с едой нет никаких, все вкусно и недорого. Обязательно надо попробовать местный десерт оландспаннкаку. На Аландских островах есть собственная пивоварня и винодельня. На винодельне Тьюдо изготавливают ягодное и фруктовое вино, яблочную водку, травяной шнапс и другие алкогольные напитки. Аландская пивоварня Сталльхаген предлагает пять сортов пива, которое варят маленькими партиями по традиционной технологии. Это единственные промышленные предприятия на островах, которые к тому же являются экскурсионными объектами, где посетителям предлагают дегустацию продукции.

Мариенхамн
По культивируемой местной легенде, название столицы архипелага – Мариехамн (бухта Марии в переводе) – специально предложили императору Александру II жители Аландов, которые хотели построить новый порт. Если император даст поселению имя своей супруги, то проще будет получить высочайшее согласие на присвоение статуса города. Однако это не совсем так: на деле порт был основан (в 1861 году) и строился по прямому указанию русского царя. Одним из основателей города считается русский купец и судовладелец Николай Ситков, которому сегодня установлен памятник на главной улице Мариенхамна. В 2011 году – к 150-летию города – Россия подарила горожанам памятник покровительнице города – императрице Марии Александровне, который установлен в сквере перед зданием мэрии. Восточная гавань Мариенхамна – один из самых крупных яхтенных портов Скандинавии, в то время как Западная гавань имеет важное коммерческое значение: здесь несколько раз в день останавливаются паромы, связывающие Финляндию и Швецию. Хотя Мариенхамн – самый маленький из столичных городов Скандинавии, он является третьим по величине морским портом Финляндии. По прямой расстояние между обоими портами не превышает полутора километров, но чтобы перейти из одной гавани в другую, придется долго идти в обход (порядка 8-9 миль) из-за низкого моста над проливом. Рядом с центром города есть прекрасный пляж Лилла-Хольмен и аквапарк Мариебад. В возвышающейся над городом скале пробит узкий проход, называющийся тропа Любви, с верхней точки которого (около 120 метров над уровнем моря) открывается отличный вид на город и на уже упоминавшийся парусник Pommern. В Мариенхамне все пропитано морем, даже местные почтовые ящики имеют форму маяков.

Аланды: климат
Климат Аландских островов мягкий, морской. Здесь не бывает сильных холодов, но и жара тоже встречается нечасто, средняя температура июля и августа составляет +19 °С, в сентябре лишь немногим холоднее: + 15 °С, осень вообще здесь долгая и мягкая.Вода прохладная, но с конца июня на отмелях вблизи берегов ее температура может превышать +20 °С. Господствующий ветер здесь, как и на всей Балтике, западный или юго-западный, но в начале лета часты северные ветра. Внутри архипелага ветер может дуть вдоль проливов, меняя направление на противоположное в течение дня. Лучшее время для посещения островов – с конца июня по середину-конец сентября.

Особенности акватории
К плаванию по Аландским островам следует отнестись так же, как к плаванию по шхерам. Острова архипелага гранитные или гнейсовые, песчаных пляжей мало, поэтому берега довольно приглубы (25-метровая изобата почти везде идет близко к берегу). Впрочем, встречаются отдельные полого уходящие в воду большие камни, стоянка возле них может оказаться мелководной, зато здесь хорошо купаться. Знаки обстановки присутствуют в достаточном количестве, так что навигация сравнительно проста. Многие проливы между островами перекрыты неразводными мостами, это следует учитывать при планировании маршрута. Внутри архипелага ветер может быть непредсказуемым, возможны резкие порывы при выходе из узкого пролива на открытый плес.

Транспорт
Аланды надежно связаны с «большой землей» – сюда регулярно заходят большие паромы международных маршрутов Таллин–Стокгольм, Хельсинки–Стокгольм и Турку–Стокгольм, кроме них есть еще два маршрута малых паромов местного сообщения из западной части Финляндии. Между собой острова связаны автобусными маршрутами, все они начинаются в Мариехамне. В Мариехамне есть аэропорт, откуда регулярно уходят рейсы на Стокгольм и Хельсинки.Стоимость авиабилета из Москвы в оба конца на начало сентября составляла чуть менее 15 тысяч рублей.

Опубликовано в Yacht Russia №9 (78), 2015 г.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru