Запад vs. Восток: особенности чартера в Таиланде

Несмотря на сложности при сдаче яхты и другие местные особенности, не следует отказываться от путешествий по Андаманскому морю, Малаккскому проливу или Таиландскому заливу. Там интересно в любой сезон. Надо только подготовиться к плаванию…





Текст Михаила Косолапова

Начнем с главного: в Таиланде есть три основные чартерные компании, каждая из них отвратительна по-своему. Мне за прошедшие годы довелось пользоваться услугами каждой из них, и я не упущу возможности метнуть ложку благодарного дегтя в азиатский чартер. Это не означает, что следует отказываться от парусных путешествий по Андаманскому морю, Малаккскому проливу или Таиландскому заливу, напротив – там красиво, экзотично, интересно в любой сезон. Однако, планируя поездку заранее, следует учитывать особенности азиатской деловой культуры и ее реактивную способность в кратчайшие сроки перемалывать хилую поросль европейского воспитания и менталитета.

Поясню. Дело в том, что все чартерные компании в Таиланде управляются европейцами и, разумеется, ориентируются на европейских клиентов. А на кого им еще ориентироваться? При всем выдающемся среди соседних стран достатке и качестве жизни Таиланд – по меркам золотого миллиарда – страна бедная и малообустроенная (не рассчитывайте на маяки, маркированные фарватеры, буи и прочие очевидные радости средиземноморского извода). Даже в курортных зонах. Но ведь ради этого туда и едут: чтобы дешево и вкусно, и дико, и все по-другому, и чтобы почувствовать себя «фарангом» и «белым человеком» среди добрых, бескорыстных аборигенов.

И в этом первая ошибка путешествующих по Индокитаю. Вы отправляетесь в довольно густонаселенные, переполненные туристами места, соответственно, аборигены там не добрые, и уж отнюдь не бескорыстные.

Фаранг (то есть, белый европеец-турист)– это в первую очередь кошелек. Примите это как очевидное и смиритесь. Вы платите за все по двойному или тройному тарифу.
Цены, которые вам называют, не обоснованы ничем,

кроме вашего цвета кожи.

Но если где-нибудь в горах, на границе с Бирмой или Лаосом ваш фаранг-тариф не имеет значения – в среднем суммы настолько незначительны, что любой хипстер-дауншифтер из Люксембурга или Петрозаводска выглядит деньгоемким альфа-самцом – то на Пхукете, Ко-Чанге или Самуи – то есть, в тех районах, где вы предположительно сможете арендовать лодку – цены вполне московские. Для фарангов, повторюсь.

Вторая, гораздо более… ну, скажем так, неожидаемая, что ли, «ошибка туриста» – это полагаться на честность живущих и работающих в Азии европейцев. Год-другой полного погружения в среду и бесконтрольность полностью вымывают из немецкого, французского и уж, тем более, русского эмигранта способности к систематической трудовой деятельности и связанную с такой деятельностью этику взаимоотношений. Остаются базовые потребности и инстинкты, наиглавнейший из которых – инстинкт обогащения. Скажем проще: воруют. Прут, что могут. Кстати, этот факт косвенно свидетельствует в пользу того, что «Россия все же Европа»: никакой разницы между соотечественниками и европейцами в Азии не обнаружено.

Читайте также  Дарья Невзорова: «К маме и папе на край света»

В моем персональном хит параде таиландских чартеров почетное третье место занимает «макдональдс» мирового парусного «берботинга» Sunsail (www.sunsail.com). Несколько лодок на Ко-Чанг и довольно многочисленный флот в Gran Marina Phuket. Плавсредства этой компании лапидарно называются «сансейлами» с размерностями в футах. Как правило, название подразумевает «кикладу», «сан-одиссей» и «лагун» в минимальной комплектации и максимальной  степени убитости. Кроме явно завышенной стоимости, общей неухоженности, скрипучести и поганости состояния лодок и парусов мне, в целом, нечего предъявить компании Sunsail. Если не считать, что во время финальной уборки на Ко-Чанг (кстати, пирс компании находится в самом отдаленном и труднодоступном месте острова) немые аборигены  украли пару тысяч тайских бат из штурманского ящика. Ерунда, в общем-то, меньше 50 долларов по тем временам. К тому же, француз-менеджер успокоил меня тем, что подобного не бывало никогда и потому быть не может. Ну, на нет и суда нет.  Могу лишь дать совет не брать парусную лодку на Ко-Чанг вообще – она только мешает. Жить в бунгало на разных островах и перемещаться по архипелагу на моторках, а по островам на мотоцикле, гораздо дешевле, спокойнее и разумнее.

Если уж вы твердо решили посмотреть Таиланд с моря, обременяя себя арендованной парусной лодкой,  район Пхукет-Краби-Лангкави – единственное более-менее освоенное чартерное направление.

Две главные ловушки для «шкиперов-берботов» собраны в одной марине Haven. Они известны всем и называются Dream Yacht Charter (dreamyachtcharter.com) и – та-дамм! – Elite Yachting (phuket-yachts.com). Запомните эти компании – других все равно нет.

Мой личный опыт общения с «чартером мечты» устарел на 6 лет. Но семилетний Beliz 43 я помню. Никогда, никогда еще мне не доводилось ходить на столь ушатанном корыте. Пресная вода из баков вытекла на 3 день, аккумуляторы сдохли на четвертый, дизель левой гондолы (от которого заряжались аккумуляторные батареи) первый раз загорелся на пятый день, а ремни на нем  я поменял уже позднее дважды (благо их нашлось в ящике запчастей 4 штуки). Ну, про карт-плоттер, опреснитель, кондиционер и электрические лебедки упоминаю лишь потому, что в контракте они значились как действующие и существующие на борту. Отсутствие всех этих никчемных приспособлений с лихвой искупалось возможностью ходить с постоянно работающим двигателем (для подзарядки зарядки батарей) под надорванным стакселем и провисшим гротом. К чести французского менеджмента компании тех лет, приемка и возврат лодки происходили быстро и без лишних слов. Перестрахованный депозит мне вернули, а расползшийся по шву стаксель проигнорировали вообще. Ну, порвался, и что? Это еще не повод вылезти из бассейна на холме над мариной, чтобы браниться с клиентом. Так было, но все хорошее имеет обыкновение заканчиваться. В прошлом мае наши коллеги таки отдали «дримовским» фарангам 100-200 долларов за мелкие поломки на борту катамарана. Новые лодки, новые правила приемки.

С точки зрения чартерного опыта и прикладной антропологии гораздо больший научный интерес представляет компания Elite Yachting, искренне желаю ей скорейшего разорения, чумы, сумы и тюрьмы.

В особенности тюрьмы, конечно, – не живодеры же мы, правда? Меня предупреждали еще в Москве, что Elite Yachting занимается прямым мошенничеством при приемке лодок. Косвенно об этом свидетельствует категорический отказ перестраховывать депозит. Нагловатый немец-менеджер Ульрих Люкерт на голубом глазу уверял меня, что ни одна компания на Пхукете не делает такой услуги, до тех пор, пока я не предложил ему прогуляться в соседний офис к конкурентам из Dream. Мошенничество, да, помним… значит, следует внимательнее принимать лодку! Но, представьте себе: вы с друзьями и детьми приезжаете в марину, впереди прекрасный отпуск, немилосердное солнце, и такой прекрасный, работающий на полную мощность кондиционер на борту – то есть, все люки закрыты! Это важно, потому что я не открыл люки при приемке. И это обошлось в 700 долларов при сдаче катамарана – цена чуть подмятой алюминиевой окантовки верхнего люка задней каюты, при полностью исправном стопоре и абсолютной герметичности. Декоративный дефект заметен, если смотреть под определенным углом на свет в открытом положении, как этот проделал в день нашего возвращения соотечественник, добрый и славный малый Александр, которого нанимают на сезон, чтобы разводить клиентов, не владеющих немецким или английским языками. Так уж вышло, что никому из нас не нужен переводчик, но ведь не гнать же было засранца в шею, правда? Помните, что я в самом начале статьи сказал о том, как опасно доверие к отаиландившимся европейцам или соотечественникам у них на побегушках?

Читайте также  Отличная неделя на Балеарах

Я облазил весь новый катамаран, включил и выключил электрические и электронные цепи, проверил баки, водяные краны и гальюны, переворошил все ящики с инструментами, спустил на воду динги и завел подвесной мотор (динги необходим в Таиланде, стоянок у пирса там нет как таковых), развернул паруса – на мачту не полез, каюсь. При первом же купании вне марины (в марине слишком грязно) – я осмотрел подводную часть обеих гондол, плавники и винты. Но, черт побери, пока мы не притопили тузик всемером, я не мог обнаружить, что алюминиевый профиль, скрытый под надувным баллоном, выгнут от удара и тузик гребет воду на ходу! Более того, мы наловчились пользоваться дырявым тузиком. Но как подобает идиоту, по возвращению, я указал сотруднику компании на недочеты, которые следовало бы устранить – в том числе и тузик. И каково же было мое изумление, когда весь этот список плюс исправный люк был предъявлен мне к оплате в офисе Elite!

Я хочу поблагодарить менеджера компании, азиатского на всю голову немца Ульриха Люкертаза мастер-класс по обуванию и разводке клиентов. То есть, скажу сразу, шесть часов переговоров не привели ни к чему. Тысяча долларов, не считая мелких махинаций с заправкой дизелем, повторную оплату предоплаченного бензина для тузика, газового баллона, белья, еще чего-то (ссылка на контракт даже не рассматривается – «эти бумажки нас не интересуют, можете ничего не платить – тогда мы изымем весь депозит целиком», цитата герра Ульриха). Никаких документов, никаких аргументов, никаких фотографий поломок – ни-че-го из того, к чему мы привыкли в водах Евросоюза на регатах и в круизах, а бывало всякое. И, разумеется, «кэш» – карты мы не принимаем, платежных подтверждений не выдаем. Вуаля!

Читайте также  Италия. Магия моментов

Спасибо вам, гости, проваливайте в свою Россию. На втором часу переговоров, хождения на лодку, беганья по марине за Ульрихом и наивных попыток договориться, мой ко-шкипер, британский подданный, усомнился в моих способностях к ведению переговоров и попытался цивилизованно разрулить ситуацию.

Через 20 минут «британская дипломатия» разбилась
о «немецкую свинью» и выскочила из офиса, потрясая кулаками, матерясь на ломаном русском и без конца выкрикивая «It’s scam!»

Знаете, что означает «scam»? Мошенничество, надувательство. Белый, европеец, фаранг в Азии или Африке – объект надувательства. Это нормально. Вопрос лишь в масштабах: если индусский рикша или тайский водитель тук-тука вместо какого-нибудь Будды валяющегося везут вас в лавку полудрагоценных камней – ничего страшного или противного в этом нет. Зарабатывают как могут. Противно делается, когда вы сталкиваетесь со scam в исполнении интеллигентного немца, улыбчивого француза или своего в доску русского мужичка.

Помните об этом, а в остальном, планируя круиз в Тайланде, будьте бдительны и обходите стороной компанию Elite Yachting. И это будет прекрасно, незабываемо, ветер в харю и бла-бла-бла, как пишут на всех яхтенных сайтах. Ничего не бойтесь — и вперед!

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №8 (77), 2015 г.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru