Российская «одиночка»

Новый проект Виктора Языкова



Огорчительно часто приходится слышать мнение, что современная Россия неспособна привнести ничего нового в мир стремительно развивающегося современного паруса – ни в части конструкторских идей, ни в плане спортивных достижений. И сами яхты, и паруса, и материалы – мол, все покупается за рубежом, нет ни имен, ни технологий. Так ли это на самом деле? Мы встретились с известным российским мореплавателем Виктором Языковым, чтобы узнать о его последних проектах

Тем людям, кто давно интересуется океанскими гонками одиночек, Виктора Языкова представлять не надо. Для тех же, кто лишь недавно заинтересовался этой темой, напомним, что Виктор Аркадьевич – один из выдающихся российских яхтсменов-одиночников, неоднократно обошедший вокруг света, в том числе в ходе гонки AroundAlone в 1998 году

С той поры он совершил немало уже дальних (и кругосветных) плаваний, в общей сложности 21 раз пересекая океаны. Неудивительно, что из каждого такого похода он приносил все новые и новые идеи, которые воплощал в проектах своих яхт.

Виктор Языков родился в 1948 году в Лазаревском вблизи Сочи. Служил в десантных войсках, учился в мореходном училище Находки, в середине 70-х годов прошлого века работал штурманом на рыболовных судах. В 1979 году первым из советских яхтсменов совершил парусный поход в Японию на яхте из клуба Камчатского морского пароходства. Участвовал в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы (1987 год), принимал участие в строительстве яхты Fazisi и прошел на ней два первых этапа гонки Whitbread Round the World Race 1989-90.
Еще до участия в проекте Fazisiв восьмидесятые годы он начал строить свою первую лодку для одиночных гонок: девятиметровую «Лагуну». Тогдамечта об океане казалась почти несбыточной – «железный занавес»был очень прочным. Но пока шла работа, страна изменилась: когда в 1991 году яхта была готова, границы государства уже открылись.
В 1992 году Виктор на «Лагуне» весьма удачно выступил в трансатлантической одиночной гонке Europe 1 STAR, заняв четвертое место в своем классе – это был первый отечественный опыт участия в одиночных гонках. В процессе подготовки лодки в Англии и после финиша в США Виктору довелось познакомиться с известными яхтенными конструкторами и найти партнеров для строительства следующей яхты – уже для участия в кругосветной гонке.

Первой яхтой, построенной уже с учетом полученного гоночного опыта, стал «Ветер перемен», спроектированный специальнодля одиночной кругосветной гонки Around Alone 1998. Девяностые годы сейчас принято называть «лихими», да они и были такими, однако у этого слова есть и позитивная составляющая – страна быстро менялась и невозможное становилось возможным. Поэтому лодка была построена Виктором своими руками недалеко от дома в Лазаревском.

Читайте также  Роберт Мэнри: оправданный риск

Ее конструкция выглядит крайне необычной даже и сегодня: это сложный сэндвичевый композитс бальсовым наполнителем, покрытым с обеих сторон несколькими слоями шпона горного каштана вкупе с одним слоем углеткани. Высокая прочность каштана, известного своими «пуленепробиваемыми» качествами, и практически полное совпадение его модуля упругости с модулем углепластика привели к получению очень жесткого и крайне легкого корпуса. Добавим к этому оказавшиеся удачными обводы лодки и решение подводной части с качающимся килем (редкость на тот момент).

В той памятной гонке Around Alone 1988 года Виктор Языков стал триумфатором. Хоть он и не занял призового места, придя четвертым в своем классе яхт (длиной от 40 до 50 футов), но его коллеги высоко оценили то мужество, что проявил Виктор на первом этапе Ньюпорт–Кейптаун. Тогда у него на правом локте возник абсцесс после травмы, но он отказался сойти с дистанции и сделал сам себе операцию, основываясь исключительно на дистанционных советах хирургов. После чего в буквальном смысле слова продолжил гонку «одной левой».

По результатам участия в той регате он был назван «Яхтсменом года», по версии журнала Seahorse. Оценили коллеги не только его мужество и стойкость, но и то, что яхта была построена во дворе собственного дома, но при этом с использованием уникальных технологий.

В этой гонке она показала себя превосходно – единственное, что регулярно на ней ломалось, было подруливающее устройство. В результате борьбы с ним выяснилось, что «Ветер перемен» может самостоятельно подолгу идти с закрепленным рулем не только на острых курсах, но и при попутных ветрах, доминирующих в Южном океане. Более того, именно тогда, когда лодка шла без подруливающего устройства, она показывала максимальные суточные переходы.

Ее высочайшие гоночные качества были продемонстрированы еще раз в 2000 году: в одиночной трансатлантической гонке Europe 1 Newman Single handed Transatlantic Race того года Виктор занял в своем классе второе место, всего двое суток проиграв победителю – бельгийцу Ронни Ноллету.

После финиша в Ньюпорте яхтсмен снова включился в гонку – на этот раз по образу и подобию «Ветра перемен» он стал строить 50-футовую яхту для участия в безостановочной кругосветной гонке одиночек VendeeGlobe. Жаль, но этот проект по разным причинам не был реализован. Сам Виктор увидел в этом в первую очередь некое «указание свыше»: с гонками пора заканчивать. Пришло понимание, что главное не гонка, а сам океан. Теперь гармония взаимодействия «океан–яхта–человек» стала главным, отодвинув на второй план чисто спортивные результаты.

Читайте также  Паруса озера Онего

По опыту участия в одиночных гонках и плаваниях была построена лодка второго поколения, названная «Дочь ветра». На ее строительство, законченное только в 2007 году, ушло много сил и времени. Зато в ней в полной мере реализован принцип: «Не рулить!», осознание и реализацию которого на практике Виктор Языков считает одним из своих главных достижений.

"Дочь ветра"
На этой 10-метровой яхте нет ни электрического, ни ветрового автопилота, соответственно и ломаться нечему. Она спроектирована и построена таким образом, что может самостоятельно идти любым курсом относительно ветра – достаточно закрепить румпель, настроить паруса, и можно идти спать или медитировать.
Первое плавание «Дочь ветра» совершила через Атлантику, пройдя туда и обратно, подтвердив правильность заложенных в нее концепций и доказав, что длительные одиночные плавания без автопилота – это реальность.
Еще более выразительными стали результаты кругосветного одиночного плавания на «Дочери ветра», которые в цифрах можно выразить так: за 199 ходовых дней было пройдено 28 000 миль по генеральному курсу. Более 140 миль в сутки в среднем без электрического или ветрового автопилота, да еще при ходе «против шерсти» — с востока на запад. Это выдающийся показатель для 10-метровой лодки. Есть и другой итог, даже более впечатляющий: за семь лет эксплуатации яхты и более 55 000 пройденных миль на яхте не было ни одной серьезной поломки – на «Дочери ветра» просто нечему ломаться.

Яхта третьего поколения
Сейчас Виктор Языков приступил к созданию парусной яхты «третьего поколения». Прототипом ее является «Дочь ветра», которая, по мнению ее создателя, является «лучшей лодкой, созданной когда-либо для одиночной кругосветки». Языкову в этом вопросе можно верить – как человеку, у которого за спиной более 100 тысяч миль, пройденных в одиночку.
Корпус яхты нового типа будет заложен по доброй традиции в Лазаревском, а достройка и спуск на воду планируется в Черногории, где на базе марины Lazure создается производственная база, которая позволит выпустить небольшую сериюэтих яхт. Помимо уже опробованных на предыдущих лодках конструкторских решений на яхте «третьего поколения» планируется установить гибридный электродвигатель, с помощью которого можно будет на ходу под парусами заряжать аккумуляторы – это идея, которая в этом году была продемонстрирована на выставке в Дюссельдорфе.

Для чего все это нужно и почему речь идет о малосерийном производстве столь необычного парусного судна? Дадим слово самому Виктору Языкову:

«После того, как стало известно об условиях проведения мемориальной регаты GoldenGlobe 2018, стало понятно, что и нам сам Бог велел организовать собственнуюодиночную гонку по традиционному маршруту вокруг трех мысов. Дату старта этой регатыя вижу не раньше сентября того же 2018 года. Это объясняется тем, что за время лета в южном полушарии можно пройти наиболее сложную часть дистанции – высокие широты, а самое трудное место – мыс Горн – обогнуть не позднее начала марта.

Читайте также  Роберт Редфорд: «Неудача лишь эпизод, а не конец жизни»

Я не разделяю в целом идею Golden Globe 2018 в части ряда объявленных ограничений для участвующих в ней яхт в виде даты постройки (не моложе 1988 года), минимально допустимого водоизмещения (6,5 тонны), ограничений на использование современных электроники и парусных тканей (только дакрон). Океан вообще, а Южный – тем более, не место для надуманных осложнений, и для успешного кругосветного плавания необходимо иметь самую подходящую яхту, самое лучшее оборудование и снабжение, а еще наилучшим образом подготовиться самому с учетом всего предыдущего мирового опыта. При подготовке мы обязательно проанализируем опыт предыдущих гонок века, дабы не повторять ошибок, за которые подчас было дорого заплачено. Не надо шутить с океаном, он этого не прощает

Поэтому мы своего рода бросаем вызов, предлагая яхтсменам совсем другую лодку – современную, очень прочную и жесткую, легкую и быструю, одновременно с этим крайне простую и не требующую никаких подруливающих устройств.

Собственно, девизом новой регаты могут стать слова:
«В одиночную гонку – без авторулевых!»

Ведь применение любого подруливающего устройства – это насилие над яхтой. Мои лодки в любой ветер способны сохранять кильватерную линию почти идеальной прямой, им не нужны постоянные одергивания. И кто знает, быть может такая регата без насилия станет небольшим шагом и к будущему миру без насилия?»

Идея ее заключается в том, чтобы помочь людям, уже «дозревшим»до одиночного плавания, но не готовым выложить миллионы за гоночную машину класса Open 60: дать им правильную лодку и помочь подготовиться к встрече с океаном. Стоимость участия в подобной регате может оказаться доступной достаточно большому кругу энтузиастов.

А чтобы окончательно «отшлифовать» желающих попробовать себя в подобном мероприятии, в настоящее время создается регулярно работающая «Школа Океан». Она по замыслу Виктора должна стать одной из нескольких специализированных парусных школ мира, где потенциальные яхтсмены-кругосветчики смогут получать необходимые знания и навыки–по типу французского клуба Порт-ла-Форе (см. далее). «Дочь ветра» уже с этого лета будет ее флагманом, а вновь спускаемые на воду лодки третьего поколения станут пополнять флот.

Опубликовано в Yacht Russia №3 (83), 2016 г.