«Оскар» за бортом!

Море – коварная штука. Даже самые аккуратные, здравомыслящие капитаны и матросы вполне могут оказаться за бортом. И что делать?

Текст Юрия Фадеева, инструктора школы «Кабестан»

Тренировочные отработки этой крайне нежелательной ситуации очень важны и должны проводиться несколько раз в сезон. Вы должны сразу предупредить команду, что в море вы будете не раз обсуждать такую ситуацию. И даже проведете одну-две небольшие тренировки! Много времени они не займут, всего минут 10, не больше. И поверьте, с каждым разом вы и ваша команда будете все более уверены в том, что если кто-то выпал за борт, то он будет организованно и безопасно поднят обратно. Ну а я расскажу вам, как это сделать!

Ни в коем случае не тренируйтесь на человеке, может плохо кончиться. Кранец с небольшим грузом или просто ведерком – идеальный «Оскар»*!

Итак, кто-то выпал, что делать?
1. Громко крикните: «Человек за бортом!!!»
2. Назначьте человека, который будет делать только одно – непрерывно показывать рукой на человека за бортом, не отрывая от него глаз. Не стесняйтесь, заставляйте члена команды показывать рукой и смотреть на кранец и во время тренировок, это действительно крайне важно.
3. Если у вас есть кнопка MOB (Man Over Board) на GPS, жмите сами или делегируйте эту функцию кому-нибудь из членов экипажа.
4. Досчитайте про себя до пяти. Это ваш единственный и последний шанс успокоиться. От того, что вы сейчас будете делать и говорить, зависит успех операции. Спокойствие, только спокойствие! Командуйте четко, называя при этом людей по имени. Если этого не делать, то команда «скрутить стаксель» вполне может вылиться в лобовое столкновение трех человек, бросившихся выполнять ее.
5. Выполняйте маневр «человек за бортом»  – как это сделать рассмотрим ниже.
6. Используйте цифровые функции рации (DSC Distress) и вызов MAYDAY. Вызов всегда можно потом отменить, так что даже если есть сомнения – ни в коем случае не стесняйтесь и тем более не рискуйте. Учитывайте специфику акватории, погодные условия и состав команды.
Яхта под парусами с рабочим двигателем
1. Сразу же сделайте поворот оверштаг, но не переносите стаксель-шкот на подветренный борт. Яхта легла в дрейф. Этот маневр можно и нужно делать с любого исходного курса. Тем самым вы моментально остановите яхту. Если вы под спинакером, приведитесь и быстро убирайте спинакер в ветровой тени грота.
2. Полностью выберите гика-шкот, гик теперь не представляет опасности.
3. Проверьте, чтобы в воде не было концов. Это особенно важно, если вы несли спинакер. Запускайте мотор.
Если двигатель завелся, убирайте стаксель.

4. Под двигателем возвращайтесь к человеку и, проходя рядом, киньте дан-буй и подкову. Поддержите человека, скажите, что сейчас вернетесь, что все будет хорошо! Попросите его никуда не плыть и оставаться на месте. Пока не подбирайте. Под двигателем отходите от человека по ветру. На 50–60 метров.
5. Разворачивайтесь и возвращайтесь, стараясь удерживать курс так, чтобы человек был в районе подветренной ванты. Таким образом, вы подойдете к нему с наветра.
6. Останавливайте яхту и, не доходя до человека, ставьте двигатель в нейтрал – помните про винт!!!
7. Киньте  линь и подберите человека.
 Яхта под парусами без рабочего двигателя
1–3. То же, что и выше, – оверштаг и дрейф.
4. Произошло вдруг следующее: двигатель не завелся или его нет. Ложитесь на курс бакштаг. Если 1) это сделано достаточно быстро, лодка направится назад, к человеку. Настройте грот под этот курс и перекиньте стаксель-шкот на штатный подветренный борт.
5. Проходя мимо, выбросьте подкову / данбуй. Человека пока не подбирайте.
6. Отойдите на 50–60 метров и сделайте поворот оверштаг.
7. Подходите к человеку курсом бейдевинд, совместив его и подветренную ванту. Если ветра достаточно, убирайте стаксель и подходите только под гротом, яхта будет медленно и контролируемо приближаться к человеку и сможет остановиться с наветренной стороны.
8. Если расстояние позволяет, убедитесь, полностью растравив гика-шкот, что грот начинает полоскать. Если это так, отлично: вы сможете остановить яхту у человека, отдав гига-шкот.
9. Если при отданном гика-шкоте грот не полощет, спуститесь ниже по ветру, резко поверните яхту на галфвинд и через пару секунд возвращайте обратно на курс бейдевинд. Снова проверьте грот. Если полощется, все ОК, выбирайте гика-шкот и продолжайте подходить к человеку.
10. В 10–20 м (в зависимости от ветра и волнения) отдайте гика-шкот, грот заполощет, яхта постепенно будет останавливаться.
11. Старайтесь рассчитать так, чтобы она остановилась как можно ближе к человеку. Если чувствуете, что не дотянули, быстро выбирайте гика-шкот, грот заработает и даст вам пару дополнительных метров хода.
12. Киньте линь и подберите человека.

Бакштаг / Бейдевинд
Под парусами бакштаг / бейдевинд очень полезный и часто используемый способ при швартовке к понтону или постановке на мертвый якорь. Эти курсы взаимно обратные, 120о от ветра и 60о. Обратность курсов важна в темноте и в том случае, когда вы потеряли человека из виду. Если вы быстро скрутили поворот, легли в дрейф и вышли на бакштаг, то, отойдя и сделав оверштаг, курсом бейдевинд вы вернетесь на то же место. Течение здесь не играет роли, оно одинаково влияет как на яхту, так и на «Оскара». Также важно помнить, что мы не подбираем человека на курсах полнее галфвинда, яхта под гротом просто не остановится, парус будет работать, именно поэтому мы в первый раз проходим мимо, просто выбрасывая спассредства.

Читайте также  Чуть-чуть быстрее

Как подобрать человека?

Все зависит от яхты, экипажа, состояния человека за бортом. Обязательно обсудите этот вопрос с командой во время одного из тренировочных выходов. Подумайте, как можно провести спасательную операцию на вашей конкретной яхте. Это уже половина дела. Практически всегда используются лебедки, человек в мокром непроме – очень тяжелая штука. На современных яхтах легче поднимать упавшего за борт с кормы (лестница, ступеньки). Старые классические способы задействуют гик (именно поэтому важно в конце маневра оказаться наветреннее человека, гик в этом случае будет правильно расположен), фалы, топенант, тали или специальные системы MOB. Я знаю также о нескольких случаях, когда человека вытаскивали из воды с помощью штормовых парусов. Это может быть, например, трисель (небольшой и из плотной парусины), пропущенный под человеком и прикрепленный к фалу. Часто используются надутые тузики, в случае их отсутствия – спасплоты. Обдумайте этот вопрос заранее, и все будет хорошо!

* «Оскаром» называют человека, выпавшего за борт. Так же называют и флаг, который поднимают в случае возникновения такого рода не штатной ситуации.

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №4 (40), 2012 г.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru